1. Совесть
П.С. И ещё. Как любой, достаточно образованный человек с достаточно широким кругозором, он иногда с некой иронией и сарказмом сам себе задавал один очень простой вопрос: "Да, Виталя, где бы ты сейчас был, если бы не старший сын со своей мальчишеской (и своевременной) "тягой" к компьютеру"? И при этом самодовольно улыбался, мол, во я какой провидец, стараюсь не отставать от современности! И всё же, время занятная "штука"!
* * *
А) Виталька Шаховский во все времена обучения в средней общеобразовательной школе номер один, слыл и по факту являлся лучшим учеником школы, в своих возрастных категориях, естественно. Кстати, школа была образована Декабристами, ссыльными естественно, в то далёкое-далёкое время, когда после 1825 года в город, была сослана группа Декабристов из девяти человек. Город, конечно это очень громко сказано, для «того времени» тем более, но Дворянское Собрание уездного городка с названием Я...к, с разрешения уездных властей, открыло школу вначале для мальчиков, через четыре года и для девочек. Так что школа была с традициями, горожане считали и считают, что с великими традициями, во всяком случае со значимыми, точно! Что же, может быть это и так, но есть факт непреложный: сегодня в городке пять школ подобного уровня, но почему-то родители стараются, надо сказать, очень стараются, именно в эту школу определить для получения среднего образования своих детей, независимо от района проживания. Да, и город за 400 лет вырос и не состоит из одной «слободки». И последнее о декабристах (в данном случае речь о другом, не о них, хотя тема колоссально интересная)! Правил «Дворянский бал» в городе и уезде Матвей Иванович Муравьёв-Апостол, величина, фигура историческая, но под стать ему был, например, лучший из друзей А.С. Пушкина - И.И.Пущин, а далее, какие фамилии: Е.П.Оболенский, И.Д.Якушкин..., и всего девять человек, «девять детей 1812 года»! Именно эту школу и окончил Шаховский, школу провинциального Сибирского городка с почти четырёхсотлетней историей с «весьма значимыми событиями»!
В этой же школе в одном классе с Шаховским с первого по десятый класс учился Аркаша Литвак. И так десять лет: одна парта, один стол, один ряд, а значит и один класс. Естественно, не сразу, но постепенно, Арканя, как звал его Шаховский, стал его лучшим другом, «не разлей вода», как говориться. Хотя спортивный парень Шаховский был очень компанейским "пацаном" и юношей в дальнейшем, но дрУгом , лучшим и, естественно единственным, он считал всё-таки Арканю. Чтобы там, в их мальчишеской жизни не происходило, а случалось всякое, и Шаховский считался лидером в этой паре, и это тоже была объективная неосязаемая реальность, при этом Шаховский порой, после некого недопонимания, а такое случалось, естественно, не часто, но... случалось, "пацаны" всё же, просто подходил к Аркаше, молча протягивал руку и говорил привычное: «Арканя, забудь!», и Арканя чуть посопев для вида, смеялся и хитровато отвечал: «Ты, вообще о чём, а что было?». Конфликт исчерпан и... жизнь идёт своим чередом. Однажды, классе в десятом, Аркадий как будто случайно в разговоре с Шаховским смеясь заметил: «Слушай Шаховский, нам надо срочно поссориться по поводу или без оного...». Виталька "обалдело" посмотрел на друга. Видимо, выглядел он очень комично, что тот заразительно, нет не засмеялся, просто хохотал до слёз, потом чуть успокоившись «выдавил» из себя: «Ты знаешь, я тут подсчитал на досуге, мы ссоримся с тобой, Шаховский, один раз в год, а нынче ещё не поссорились! Может пора?» Виталька всё так же с удивлением смотрел на приятеля, потом, чуть успокоившись произнёс: «Ну, блин аналитик... больной!». Вот и всё пожалуй. Пробежали дистанцию, почти в десять лет, подоспело время выбора, выбора пути в будущее! Конечно, черновик будущего наверняка был у каждого, другое дело в черновике ли, в дневнике ли, в голове ли..., но он был. И правильно! Пришло время самому (каждому) принять решение, но так думал и полагал для себя не только Шаховский, и он это тоже понимал! Ну что же, удачи всем и мне тоже! Приближались выпускные и вступительные экзамены, приближались стремительно, как и время, в котором им довелось жить!
В этом же году, ещё до начала сдачи выпускных экзаменов, в семье Якова Наумовича Литвака происходили значительные перемены. Было ли это так задумано им самим, либо это было спонтанное решение выше стоящего руководства, но Генерального директора завода по производству «НЕФТЕГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ», коим в городе и являлся отец Аркаши Литвака, переводили на другое предприятие со значительным повышением в должности, а значит семья меняла место жительства, и это очевидно! Именно поэтому, он, отец Аркаши, очень быстро сдав дела на заводе, выехал к месту нового назначения. В суть его новой должности Шаховский не вникал, ни к чему, а Аркаша тоже не очень ориентировался. Да переезжают в Областной центр, да отца назначили Начальником Главка, да квартира будет в центре города, да отец уже в ней «холостякует», но они с матерью переедут только после получения АТТЕСТАТА Аркадием! Сумбурно, но почти понятно.
Началась пора выпускных... . Из всего выпуска, а всего классов было пять, один Шаховский стал «золотым» лауреатом, ещё трое серебряными, к огорчению Директора школы (... серенький нынче получился выпуск, сетовал он в кулуарах, но что есть, то есть...).
Всё. Куда двигаемся дальше, размышлял «для порядка» Шаховский, слегка похлопывая по спине Аркашу? Аркаша, получивший средне-статистический Аттестат зрелости, тоже для «порядка» возмущался, мол, куда-куда, конечно, в Технический, решили же!? Шаховский весело смеялся при этом, Аркаша, это ты решил, а я так, погулять вышел, и хитровато посматривал на приятеля. Увидев в ответ достаточно увесистый кулак в ответ, обнимал приятеля за плечи и они весело смеясь мчались по своиммальчишеским делам. Каким? Но они-то знали, что у них за дела!?
Честно говоря, Шаховский не особенно любил вспоминать "то", уже достаточно далёкое для него время. Действительно, ничего интересного, переезд Аркашкиной семьи, их поступление с Аркадием в Университет. Сдав «свой» единственный экзамен, Шаховский изнывал от безделья. Естественно, старшие Литваки настояли на том, что бы он, на период вступительных экзаменов, Виталька, «просто обязан жить у них». С мамой Литвак почему-то никто не спорил. Никогда. Даже Шаховский (кто-то же должен помочь мальчику сдать все аж пять экзаменов, и почему же ты, Аркаша, не учился так же хорошо, как Виталий...)? Впрочем, с этим не спорили и мальчишки, поскольку против союза родителей возражать дело "гиблое". Вообщем, всё шло своим чередом. Единственное, что заявил Виталька в разговоре с отцом (своим родным отцом), что ему, как медалисту, положено место в общежитии, а это значит, что после всей этой суеты (экзамены, переезд, а у него ведь тоже переезд по сути) он этим правом воспользуется. Решено. И конечно же, студенческая жизнь бывшей «абитуры» началась с того, что друзья вновь оказались за одним столом, полагая что это надолго. Но..., им ещё предстояло узнать и понять, что жизнь - это от Бога, а вот судьба..., а вот судьба у каждого своя! И если высокопарно (не от Шаховского), то кто-то сказал, что свою судьбу каждый "делает" (строит?) сам! Наверное, это так и есть?! И почему-то не очень хочется думать о том, что может быть по-другому!
В.Тоболяк
Свидетельство о публикации №221120201663