Это очаги энергии, света...

Друзья!

Земля и Небо! Человек и Космос! Все мы-ЕДИНЫ на духовном плане! В каждом живом и даже "неживом" существе-огненная искра Абсолюта, Непознаваемого ТО! Она на Земле проходит через низшие царства- минеральное,растительное, животное- к человеческому и богочеловеческому.
Планеты, звёзды, галактики, Вселенная- ОДУШЕВЛЕНЫ! Нет ничего мёртвого. ЖИЗНЬ- повсюду!
Об этом ещё в девятнадцатом веке говорил великий французский учёный Фламмарион.
На своём 70-летнем юбилее Камиль Фламмарион так выразил идею, которая вела его всю жизнь:

«Я рассматриваю и почитаю астрономию, как науку о живой Вселенной. Вселенная – это не инертные планетарные глыбы, бесполезно катящиеся в пространстве, это не сверкающие точки звёзд, всю ценность которых составляли бы их геометрические координаты; это миры, средоточия жизни – настоящей, прошедшей или будущей (ведь время не имеет смысла для вечности); это очаги энергии, света, чудесных животворных излучений Земли, небес и солнц Бесконечности, это гимн всемирной жизни, исполненный всей Природой в целом...».
Учение Живой Этики ("Агни-Йога") всецело...КОСМИЧЕСКОЕ! Хотя и дано земному человечеству, ведомому Иерархией Света всё выше и выше. Наш путь- к ЗВЁЗДАМ! Но не звездолётах туда полетим, а в телах СВЕТА, в виде лучистой энергии,как утверждал ещё один великий, уже русский, космист Э.К.Циолковский.
В Международном Центре Рерихов эта эволюционная тема- важнейшая!
Вл.Назаров
*************
1.С гуманистическими идеями великого русского художника..

 С 21 сентября по 14 октября 2021 года международная выставка «Пакт Рериха. История и современность», созданная по инициативе генерального директора общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве Л.В.Шапошниковой, и Знамя Мира, отличительный флаг Пакта, экспонировались в Районном доме культуры «Юность» с. Кочки, Новосибирской области.

Работники культуры Кочковского района сразу включились в работу. И.о. руководителя отдела культуры Т.И.Шашкова лично встретила выставку Международного Центра Рерихов из Здвинского района и далее курировала все организационные работы.

21 сентября на церемонии торжественного открытия выставки присутствовали заместитель главы района А.П.Постарнак, и.о. начальника отдела культуры и спорта Кочковского района, сотрудник Управления образования и молодежной политики О.М.Нуриева, работники других учреждений культуры и жители района.

Ведущие мероприятия отметили, что экспозиция знакомит жителей Кочковского района с гуманистическими идеями великого русского художника, ученого, путешественника, общественного деятеля, писателя, мыслителя Николая Константиновича Рериха: о мире и ненасилии, о необходимости сохранения исторических памятников от разрушений, об охране музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений как очагов высокой культуры.

Заместитель главы района Андрей Петрович Постарнак отметил, что «существующий проект Международного Центра Рерихов имеет духовный гуманистический смысл, это посыл всем нам и всему человечеству... Всегда происходят войны и конфликты, но основное – попытаться минимизировать потери. Мир через Культуру!».

В ответ были зачитаны и вручены приветственные письма от вице-президента Международного Центра Рерихов Александра Витальевича Стеценко, а библиотеке переданы издания Международного Центра Рерихов: журналы «Культура и время» и сборник статей Н.К.Рериха «Знамя Мира». Встреча прошла в душевной и дружественной обстановке.

Во время работы выставки также были организованы экскурсии для учащихся райцентра и соседних сел из Кочковского межрайонного аграрного лицея, средней школы удаленного с. Красная Сибирь, детской школы искусств Кочковского района, которые посещали выставку как уроки.

В мини-галерею экспозиции выставки входят 16 небольших репродукций картин Николая Рериха и 22 высококачественных копии его картин в полный размер на холстах из серий «Памятники русской старины», «Предвоенные пророческие картины», «Русский мир», «SANCTA», «Знак Триединства». Преподаватель Детской школы искусств Кочковского района А.Исаев в своем интервью сказал: «Эта выставка много даст детям, которых я приведу на выставку. Это будет неординарное событие в их жизни».

Выставка завершила свою работу в Кочковском районе 14 октября 2021 года. Руководителям и деятелям культуры Кочковского района «за содействие в организации Международного культурно-просветительского выставочного проекта “Пакт Рериха. История и современность” в выставочном пространстве района» вручены благодарственные письма министра культуры Новосибирской области Н.В.Ярославцевой.

Также сотрудникам ДК «Юность» вручены благодарственные письма вице-президента Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко с пожеланием: «Пусть семена высокой Культуры, заложенной семьей Рерихов в Сибири, дадут добрые всходы».

Пакт Рериха призывает изучать, сохранять и создавать культурное достояние. В книге отзывов слова благодарности звучат от взрослых и детей. Приведем отзыв учителей изобразительного искусства и литературы, педагога-психолога и их учеников из маленького села Красная Сибирь, прибывших на международную выставку: «Мы, ученики и учителя МКОУ “Красносибирская СШ” выражаем искреннюю благодарность за интересную, познавательную и увлекательную выставку Николая Константиновича Рериха. Спасибо экскурсоводам и ведущим за интересную беседу, рассказ о Пакте Рериха».

Кочковский районный краеведческий музей поразил организаторов выставки бесценными экспонатами, артефактами мировой культуры. Притяжением для туристов, исследователей и живописцев может стать старинная тончайшая религиозная живопись неизвестного мастера, сохраненная жителями района в годы уничтожения всех христианских произведений искусства. Экспозиция краеведческого музея насчитывает 14000 экспонатов, постоянно ведется исследовательская работа по выявлению в районе новых памятников культурного наследия. Выдающийся художник Н.К.Рерих отмечал: «Искусство и наука являются устоями грядущей эволюции».

Проведение выставок подготовлено Новосибирским Рериховским обществом, Бердским Рериховским обществом, группой ученых из Новосибирского Академгородка, Новосибирской общественной организацией «Культурное единение», которые благодарят всех участников, помощников и волонтеров международного выставочного проекта за сердечную энергию, находчивость в постоянном совершенствовании всех этапов работ.

Группа организаторов желает Кочковскому району устойчивого развития, сохранения памятников истории и культурного наследия, а также создания условий для масштабной культурно-просветительской работы со школьниками и взрослыми.

Международный выставочный проект в Новосибирской области далее направится в Краснозерский район Новосибирской области
https://icr.su/
*******
2.Буклет «Музей, который нужен миру»

В 2021 году Европейской Ассоциацией поддержки Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К.Рериха (EURASSIM) подготовлен к изданию Буклет «Музей, который нужен миру». Буклет составлен из нескольких частей и рассказывает об истории создания общественного МУЗЕЯ имени Н.К.РЕРИХА Международного Центра Рерихов, его уникальной экспозиции и работе во имя мира и культуры, которую он вёл более 25 лет.

Описание залов общественного Музея имени Н.К.Рериха и фотографии дают представление об экспозиции, освещавшей многогранную деятельность Н.К.Рериха, а также его супруги и верной спутнице жизни Елены Ивановны Рерих и их сыновей – Юрия и Святослава. Также Буклет представляет информацию о направлениях деятельности Международного Центра Рерихов и его Музея и достигнутых результатах активной культурно-просветительской и миротворческой деятельности со ссылками на источники в интернете. В исторической справке кратко изложены события становления общественного Музея, борьбы Международного Центра Рерихов и его Музея за наследие и право размещаться в зданиях усадьбы Лопухиных, а также современная ситуация вокруг общественного Музея со ссылками на интернет-источники. Отдельная часть Буклета посвящена Пакту Рериха – первому международному Договору, посвященному исключительно вопросам защиты мирового культурного наследия. Отмечено значение Пакта Рериха в современном мире и текст самого Пакта Рериха.

Макет Буклета подготовлен на 12 языках стран Европы и Азии и передан странам-участникам этого проекта для публикации на сайтах в интернет и издания в бумажном варианте.

Буклет предназначен для широкого распространения и информирования общественности и государственных структур в разных странах о ситуации вокруг Международного Центра Рерихов и его общественного Музея, о принудительном закрытии общественного Музея имени Н.К.Рериха и варварском разрушении его экспозиции в 2017 году, о ситуации с наследием Рерихов в России, которое передал даритель С.Н.Рерих Международному Центру Рерихов и о нарушении воли дарителя государственными структурами России.

Почитатели творчества семьи Рерихов продолжают борьбу за восстановление справедливости и возвращение наследия Рерихов их законному владельцу – Международному Центру Рерихов и его общественному Музею.

В настоящее время Буклет издан на финском и немецком языках, английском и русском, казахском и украинском, а также размещен на сайтах «Сердце Азии». Рерихи и Центральная Азия (Казахстан), Харьковского Культурного Центра имени Н.К.Рериха, Европейской Ассоциации EURASSIM.

Мир должен знать правду!
https://icr.su
*****
3.Лекция В.И.Алексеевой
«Камиль Фламмарион как космист».

27 ноября 2021 года в онлайн-режиме состоялась очередная встреча в рамках лектория ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов. С лекцией «Камиль Фламмарион как космист» выступила Вера Ильинична Алексеева, заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики имени К.Э.Циолковского, кандидат философских наук, лауреат премии Е.Р.Дашковой, Заслуженный работник культуры (Калуга).
Камиль Николя Фламмарион (1842–1925) – французский астроном, популяризатор науки и философ-космист. Властитель умов на рубеже XIX–XX вв. Книги автора печатались миллионными тиражами. Будучи ярким писателем, мыслитель увлекал читателей в дальние миры, стремясь совместно с ними разгадать тайны космоса. «Мы окружены красотами и тайнами природы... Но ничто не в состоянии заинтересовать нас так, как звёздное небо, ничто другое не в состоянии так явно говорить нам о бесконечности, о вечности, потому что в звёздном небе мы видим саму бесконечность, саму вечность», – написал философ.
https://icr.su
************
4. Книга- с исправлениями!

Публикаторский отдел Международного Центра Рерихов выпустил книгу Учения Живой Этики «Братство» с текстологическим комментарием.
Текст печатается по первому изданию книги на русском языке (Рига, 1937) с учётом правил современной орфографии и пунктуации, при сохранении стилистических особенностей и смысловых оттенков оригинала. При подготовке издания был проведен сравнительный анализ текста первого издания книги «Братство» на русском языке (Рига, 1937) и дневниковых записей Е.И.Рерих за период с 24 сентября 1936 года по 8 июля 1937 года из Отдела рукописей Музея им. Н.К.Рериха. После выхода в свет книги на русском языке работа по совершенствованию её структуры и дальнейшему редактированию не прекращалась. Елена Ивановна перечитывала текст, отмечала в нём ошибки и неточности, допущенные издателями, а также обращалась к своим дневниковым записям для снятия вопросов и уточнения смысла. В принадлежащих ей экземплярах книг издания на русском языке 1937 года из мемориального фонда Научной библиотеки Музея им. Н.К.Рериха её рукой были сделаны многочисленные исправления, на полях записан дополнительный текст. Все эти пометки были также учтены в текстологическом комментарии.

Издание снабжено Приложением, в которое включены таблица соотнесения текста параграфов книг с хронологией дневниковых записей, фрагменты писем Е.И.Рерих, связанные с изданием книги, а также словарь.
"Братство". – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – 368 с. – (Учение Живой Этики).
ISBN 978-5-86988-303-
*********
5. Симфония великого Космоса

23 ноября 2021 г. в Малом зале Белорусской государственной филармонии открылась передвижная выставка «Симфония великого Космоса», на которой представлены лучшие художественные работы IV Международного конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». Продолжением торжественного мероприятия стал фортепианный концерт в исполнении лауреатов международных конкурсов Николая Кузнецова и Евгении Кудоя. Классическая музыка русских композиторов в едином созвучии слилась с цветовой гаммой и ритмом живописных космических сюжетов юных художников, создав в зале незабываемую атмосферу звучащей Красоты Космоса.

Организаторы мероприятия – Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих и Отделение Международного Центра Рерихов в Республике Беларусь.

24 ноября в рамках открытия выставки «Симфония великого Космоса» в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка для студентов факультета эстетического образования состоялась лекция президента Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих П.М.Журавихина на тему «Особенности творчества детей нового сознания».

Источник: Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
2 декабря 2021 года.
**************
ПРИЛОЖЕНИЕ

Юбилейная выставка авторских фотографий Б.С. Скобельцына в Порховском краеведческом музее

13 октября 2021 года в Порховском краеведческом музее состоялось торжественное открытие юбилейной выставки Бориса Степановича Скобельцына «Памятники древнерусского зодчества Пскова и Новгорода» из собрания Международного Центра Рерихов, приуроченной к 100-летию со дня его рождения. Выставка организована Порховским краеведческим музеем, Международным Центром Рерихов (МЦР) при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.

Имя Б.С.Скобельцына неразрывно связано с Порховом. Много лет Борис Степанович отдал реставрации памятников Порхова и Порховского района. Он стал автором проектов реставрации Порховской крепости и дворцового ансамбля в усадьбе «Волышово» Порховского района [1], церквей Рождества Богородицы и Никольской в Порхове.

Выставка МЦР дополнена разделом материалов о Б.С.Скобельцыне, предоставленных его дочерью Н.Б.Грошевой. Это семейные фотографии, а также фотографии, где запечатлены башни Порховской крепости, памятники усадьбы «Волышово», сделанные Борисом Степановичем в разные годы. Примечательно, что в экспозиции музея находятся предметы из «Волышово», спасенные стараниями музейных работников. Также на выставке представлена аэрофотосъемка панорамы Порховской крепости из фондов МЦР, которую архитектор сделал в 1970-х годах.

Сейчас в Порховской крепости проводятся реставрационные работы. Поэтому перед открытием выставки псковские архитекторы-реставраторы Галина Сергеевна Гофман, Владимир Евгеньевич Никитин и Андрей Михайлович Лебедев по просьбе общественности посетили Порховскую крепость и ознакомились с ходом ее реставрации. Примечательно, что Г.С.Гофман, ученица Б.С.Скобельцына, многие годы исследовала этот памятник, в частности Малую башню. Так, на заседании научно-методического совета по крепости в 2014 году она отмечала: «Несмотря на хроническое отсутствие денег у Российского государства и те самые естественные разрушения, Порховская крепость дошла до нас в очень хорошей сохранности. Даже пострадавшая от Витовта Малая башня: считалось, что она сохранилась с 1387 года, то есть с доогнестрельного периода. Но исследования показывают, что внутри башни есть следы реконструкции. Все же она была разрушена, но выложена в тех же формах. И для военных нужд больше не использовалась – в ней хранили известь, и до сих пор там есть громадный известковый слой» [2].

Крепость имеет большую ценность для нашей истории. Краеведы утверждают, что Порховская крепость, в отличие от других русских форпостов, не реконструировалась на рубеже XV–XVI веков. Поэтому сохранилась именно такой, какой была в первой половине XV века. Первая попытка недавней реставрации закончилась провалом и скандалом. Новый подрядчик, московская компания «Таласса», который ведет работы с октября 2020 года, должен закончить работы в 2022 году. На первом этапе необходимо разобрать завалы в помещениях, затем законсервировать осыпающиеся участки стен, а после восстановить недостающую кладку Порховской крепости. Современный проект реставрации также предполагает ремонт сводов башен, восстановление из дерева их куполов и шатров, оборудование на крепостной стене деревянного настила, по которому смогут прогуливаться посетители крепости.

«За год реставраторы успели обновить каменную кладку от Никольской до Малой башни и приступили к работам по воссозданию кровли прясла в этом месте. Параллельно с этим ведутся работы по реставрации каменной кладки на пряслах от Никольской до Средней башни. Не забывают рабочие и о самой Никольской башне – ее кладку также обновляют, кровлю реставрируют и в профилактических целях обрабатывают биоцидными составами, чтобы продлить срок службы», – утверждает в своей публикации журналист «МК Псков» Светлана Пикалёва [3].

Псковские реставраторы осмотрели работы в Малой башне, реставрационную кладку крепостных стен, колокольню Никольской башни. У архитекторов возникли вопросы к новому подрядчику, а также они высказали ряд предложений, которые позволят избежать ошибочных решений при восстановлении памятника. Затем гости приняли участие в открытии выставки своего коллеги.

Выставку, посвященную творчеству Б.С.Скобельцына, открыла заместитель главы администрации Порховского района по социальной политике Наталья Анатольевна Бялькина. Она поблагодарила организаторов и отметила: «Благодаря этой замечательной выставке порховчане могут ближе познакомиться с выдающимися памятниками культурного наследия нашей родной Псковской и соседней Новгородской земли. Борис Степанович занимался реставрацией наших памятников архитектуры, включая усадьбу “Волышово”. Очень хочется, чтобы как можно больше наших жителей посетило эту выставку черно-белых фотографий, прекрасно передающих атмосферу тех лет, в которой жил и работал реставратор». Также она поблагодарила псковских архитекторов из ВООПИиК за внимание к ходу реставрационных работ в Порховской крепости.

Приветствуя открытие выставки, директор Порховского краеведческого музея Оксана Владимировна Селиванова в своем выступлении сказала: «В свое время Борис Степанович передал в наш музей немало фотографий, на которых он запечатлел памятники Порхова и района. Он любил Порхов и неоднократно здесь бывал. Мы искренне благодарим Международный Центр Рерихов и Общество друзей дома Н.К.Рериха в г. Острове за столь значимый проект для города. Примечательно, что Н.К.Рерих не только бывал в Порхове и запечатлел его памятники, в частности Порховскую крепость, но и провел в районе первые масштабные археологические изыскания. Искренне благодарю наших гостей из Пскова. Если бы вы видели, как они ходили по крепости и сколько вопросов было у них к начальнику участка! Ведь на основе именно их наработок сейчас идет реставрация. Надеемся, что предложения, высказанные специалистами по результатам этой поездки, помогут в дальнейшей реставрации нашей уникальной крепости».

С искренней благодарностью к организаторам выставки и участникам встречи обратилась также дочь юбиляра Надежда Борисовна Грошева: «В этом году столетие Бориса Степановича мы отмечаем очень достойно. Мой отец занимался не только реставрацией памятников, но и их популяризацией. Он поставил перед собой важную цель – сохранить как можно больше памятников архитектуры и посвятил этому всю свою жизнь. Это и альбомы архитектурных шедевров Пскова и Новгорода, многочисленные обмеры памятников и их фотофиксация. Его неутомимый энтузиазм, конечно, был основан на примерах из прошлого. И в первую очередь я хочу назвать Н.К.Рериха, который являлся в России активным популяризатором русской старины, ее древних памятников. Теперь настало время сохранить память о тех, кто спасал и возрождал после войны прекрасные псковские и новгородские архитектурные святыни».

Архитектор Владимир Евгеньевич Никитин, пришедший в Псковский филиал Центральных научно-реставрационных мастерских в 1973 году и сразу попавший под опеку Б.С.Скобельцына, рассказал о совместной работе с ним и отметил: «После ухода из ЦНРПМ Борис Степанович полностью увлекся фотографией. Помимо памятников Пскова, здесь в витринах представлены прекрасные портреты из собрания семьи Скобельцыных. Борис Степанович успешно снимал академиков Д.С.Лихачева, А.Д.Сахарова, П.Л.Капицу. Он был портретистом от бога. А священники и монахи! Как он их прекрасно снимал, умело находя подход к каждому человеку! У него набрался огромный архив негативов, на которых портреты художников, архитекторов, реставраторов, священников, монахов, простых крестьян и ремесленников. Очень хотелось бы, чтобы в будущем появилась выставка его портретной фотографии».

Галина Сергеевна Гофман в своем выступлении обратила внимание на важность встречи с таким исключительным человеком, каким был Б.С.Скобельцын: «Моя жизнь на Псковской земле сложилась именно благодаря Борису Степановичу. Мы с ним познакомились в первые дни моего пребывания в Пскове, потом многие годы трудились рядом и очень дружили. Объездили с ним весь Псковский край. Он бережно передавал свою любовь к Псковщине и ее памятникам. Борис Степанович и привел меня на Порховскую крепость, реставрацией, спасением которой он занимался много лет и которой позже занялась и я. Меня называют ученицей его реставрационной школы, ведь именно Скобельцын научил меня любить свое дело. Я благодарна и его супруге Елене Ивановне за помощь и поддержку. Они стали для меня родными людьми».

Андрей Михайлович Лебедев поделился своими воспоминаниями о Б.С.Скобельцыне и мыслями о современных проблемах сохранения памятников: «Очень отрадно, что в Порхове открылась эта выставка. Борис Степанович любил Прохов и усадьбу “Волышово”, занимаясь проектом ее реставрации. Сегодня увидел в экспозиции музея кованые решетки парадной лестницы из этой усадьбы, а я-то думал, что она уже утрачена навсегда. Очень надеюсь, что в будущем мы сможем ее восстановить в первозданном виде. К сожалению, “Волышово” сейчас лежит в руинах…

В Псковском филиале ЦНРПМ работала моя мама Вера Алексеевна Лебедева [4]. Там же работал и Борис Степанович. Помню, ко всем делам, которыми приходилось заниматься, он относился очень горячо, с кем-то спорил, на кого-то обижался, но всегда твердо отстаивал свое мнение по части реставрации. В 1970-е годы еще были такие принципиальные люди, которые пришли в реставрацию, чтобы спасать памятники, а не зарабатывать на них деньги. Это теперь у сегодняшнего правопреемника Псковского отделения ЦНРПМ одним из первых пунктов в уставе стоит – извлечение прибыли. А в те далекие годы было совсем по-другому. В итоге из-за такого подхода уходят квалифицированные кадры, а дело страдает. Вместо качественной реставрации памятников мы имеем старинную архитектуру, изуродованную неумелой реставрацией.

Борис Степанович был замечательным человеком. Будучи коммунистом, он не особо верил в Бога, но Господь милостив. Каждому, на мой взгляд, дается не только по вере, но и по делам его. А дела Скобельцына были светлыми и чистыми. Он и в партию вступил только для того, чтобы приносить пользу памятникам. Реставратор мог прийти к любому начальнику и напрямую изложить проблему с тем или иным памятником, а затем потребовать помощи. Говорить прямо начальству Борис Степанович научился еще в фронтовые годы.

Б.С.Скобельцын отреставрировал не так много памятников, но много сделал для их фотофиксации и популяризации. Это было новое для того времени дело. У него дома хранились так называемые красные книги, где собраны подробные фотографии памятников Псковщины. Еще в 1980-е он с болью говорил: “Все гибнет, все гибнет, надо спасать”. А теперь, в 2000-е, в сфере охраны памятников – просто слезы… Псковское отделение Всероссийского общества охраны памятников и мы, архитекторы, как его члены, стараемся принимать участие в значимых проектах современной реставрации для того, чтобы не отдать наши памятники на окончательное растерзание равнодушным людям. И нынешнее наше непростое, трагичное для памятников и культуры время нужно пережить. Будем надеяться, что в будущем наши соотечественники станут более благосклонно относиться к подлинным памятникам, а не к уродливым “новоделам”. Но для этого подлинные памятники еще нужно сохранить. Борис Степанович был очень строг в этом вопросе и придерживался консервативной концепции сохранения памятников. И это должно быть нашим уделом!»

Руководитель отдела выставок МЦР Дмитрий Юрьевич Ревякин в своем выступлении поблагодарил коллег Порховского краеведческого музея за гостеприимство и отметил: «Проблема сохранения памятников в России – очень больная тема. Памятники гибнут постоянно, их счет идет на сотни и тысячи. Такое ощущение, что мы живем не в мирное, а в военное время. Фашисты целенаправленно уничтожали наши памятники, стремясь стереть нашу память о прошлом, наши исторические, национальные корни. Сейчас такому явлению способствует наше безразличие к памятникам, которые стоят как маяки времени, напитывая своей светоносной красотой живущее ныне поколение. И если ранее, например, крепость, как памятник гражданской архитектуры, имела строго утилитарное значение – она защищала от врагов, спасала жизни и не давала поработить наших предков, то сейчас эти прекрасные древние стены стали настоящими твердынями духа. Мы можем прикоснуться к этим камням, чтобы почувствовать их пульс, биение прошлых эпох. Архитекторы, реставраторы, художники, музейщики – все эти люди, много работающие и соприкасающиеся с памятниками, имеют способность ощущать пульс прошлого, их энергетику, живую связь с прошлым.

Часто приходится слышать, что у властей нет денег на тот или иной памятник. Вносятся предложения сделать из памятника ресторан, магазин, туристический центр или еще что-нибудь. Но самое лучшее, если мы приспособим градообразующий памятник для культурных задач. Грамотная музеефикация такого памятника позволяет раскрыть весь его потенциал для жителей и гостей города и региона.

Б.С.Скобельцын и его коллеги всегда будут являться примером для молодого поколения. Его труды направлены на то, чтобы молодежь полюбила старину, чтобы она была для нее не молчаливыми, мертвыми камнями прошлого, а радовала своей красотой и богатой историей. Он прекрасно разбирался в истории создания и бытования псковских и новгородских памятников старины, умел ярко это преподнести своим слушателям. Для него старые башни и стены дышали особой жизнью. Борис Степанович был одним из тех, кто воскресил эти памятники из забвения после страшного пожара войны. И эти шедевры помогают нам понять самих себя и построить, как говорил С.Н.Рерих, “более прекрасную, более совершенную жизнь”. Не раз доводилось наблюдать, как при умелом сохранении старины преображается не только сам памятник, но и город, в котором он находится. В ряде городов России мы можем видеть такие феномены. Это Владимир и Суздаль, Ярославль, Новгород и Псков, Санкт-Петербург… Есть такие феномены в Казахстане и Белоруссии. Я не беру сейчас Европу, поскольку там охрана памятников, в отличие от нас, находится на высоком уровне. Борис Степанович не только популяризировал, но и спасал памятники. И очень жаль, что его проект реставрации умирающей усадьбы в Волышово так и остался нереализованным. До нас дошли только ее прекрасные фотографии. Без культурного прошлого нет культурного будущего. Поэтому будем прилагать усилия для просвещения нашей молодежи, привития любви к своему архитектурному и культурному наследию, как это делал Борис Степанович Скобельцын».

Дмитрий Горный,
Порхов-Москва

1. В XVIII веке усадьба «Волышово» принадлежала семье генерала Иллариона Николаевича Овцына, а затем его дочери Екатерине Илларионовне и ее супругу Василию Алексеевичу Васильчикову – родителям трех известных братьев Васильчиковых – Иллариона, Дмитрия и Николая, портреты которых хранятся в Военной галерее 1812 года Зимнего дворца. Как известно, один из братьев, Николай Васильевич Васильчиков, стал вторым мужем Елизаветы Максимовны Ган, урожденной фон Пребстинг, бабушки Е.П.Блаватской.

2. Ширяева Е. Патина времени. Научно-методический совет при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия согласовал проект реставрации Порховской крепости // Псковская губерния (еженедельная региональная общественно-политическая газета). № 44 (716). 12 ноября – 18 ноября 2014.

3. Пикалёва С. Строители-недоучки и попытка номер два: Как столичные рабочие меняют старинную крепость в Порхове. Что успели сделать реставраторы за год работы // Сетевое издание «МК в Пскове». 20.10.2021.

4. Лебедева Вера Алексеевна (23.12.1929–18.12.2018) – старейший псковский архитектор-реставратор, одна из плеяды основоположников псковской школы реставрации. Ее профессиональный путь начался в 1951 году в Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской, куда она получила назначение после окончания Ленинградского архитектурного техникума (специализация – реставрация памятников архитектуры). Возрождению древней архитектуры Пскова и Псковской земли Вера Алексеевна Лебедева посвятила всю свою жизнь. За десятилетия служения делу исследованы, отреставрированы и сохранены десятки шедевров древнерусской архитектуры. Среди них такие всемирно известные памятники древнего Пскова, как церкви Ильи Пророка в Выбутах, Петра и Павла с Буя, Иоанна Богослова на Мишариной горе, церковь Георгия со Взвоза, Покровская башня и церковь Покрова и Рождества Богородицы, храмы Старовознесенского монастыря и другие выдающиеся произведения средневековой архитектуры.
https://icr.su/




Рецензии