Детство и дедство

                Что главное в микроскопе?

   Заяц сегодня, когда я на пути домой спросил его, а не получил ли он сегодня какую-никакую «пятёрочку», со вздохом сказал:
  - «Пятёрок нет», а вот двойку по контрольной по биологии, наверное, получу…
  - Серьёзно? Я же утром тебе доказывал, что в пределах хотя бы школьной программы человек, если хочет стать грамотным специалистом в какой-либо области, должен знать все предметы. И потому, что все открытия нынче делаются на стыке наук, и просто потому, что эрудированность ещё никому в жизни не помешала, а подспорьем была.
  - Мама сказала, что за биологию она не сильно расстроится.
  - Знаешь, я не согласен. Она здесь неправа. К тому же ты ещё пока не знаешь, чем можешь увлечься завтра. Но для того, чтобы чем-то увлечься по-настоящему, необходимо сначала ознакомиться с ним. Всё, что угодно, может вскорости тебя зацепить и заставить вникать глубже, сверх школьной программы.
  - Ну, может быть, четвёрку получу… - неуверенно продолжил ребёнок. – Там был вопрос: «Назовите правила пользования микроскопом». Я написал, но когда сдавал тетрадку, учительница отправила меня обратно за парту – ещё дописывать… Соня мне подсказала, что нужно установить микроскоп на столе в пяти-десяти сантиметрах от края…
  - Пятидесяти?!
  - Пяти-десяти.
  - А какие правила ты написал?
   Заяц перечислил те, что помнил сам.
  - Это больше похоже не на правила пользования, а на последовательность подготовки его к работе. Наверное, вопрос не очень правильно поставлен, хотя вот то, что работать надо сидя и устанавливать микроскоп поближе к краю стола, как удобно тебе, наверное, всё-таки правило. Ладно, это не принципиально…
  - А ещё там был вопрос: «Назовите главную часть микроскопа». Я написал штатив. Без него же…
  - Без него это будет уже не микроскоп…
  - А ламп… Нет… Как же…
  - Лупа.
  - Да, лупа, точно.
  - Но вообще вопрос некорректный. На мой взгляд, каждая деталь важна в любом механизме или аппарате, они все самые главные: и без окуляра, и без распоследнего винта микроскоп работать не сможет. И не только он. Вот возьми автомобиль…
  - Да! Кто-то скажет: мотор главная часть! А без колёс автомобиль не поедет!
  - А без…
  - А без рамы его вообще не соберут.
  - А есть ещё…
  - А есть ещё подвеска, и руль – без них тоже не разгонишься ездить.
  - Совершенно верно! А если учительница скажет, что ты неправильно ответил, ты…
  - Я скажу, что это она неправильно говорит!
  - Э… Пожалуй, не стоит так агрессивно. Свою неправоту мало кто в принципе признать в состоянии, а уж учитель чтобы перед учеником – это вообще редкость. Только на грубость нарваться можешь. Лучше скажи: «Я потому написал штатив, что посчитал: без него…» И дальше то, что ты мне говорил. А ещё его можно по аналогии сравнить со скелетом, остовом, на котором всё собирается, включая, кстати, человека.
   Дома зашли к нам, дабы бабушка Т. утвердила и заверила печатью поцелуя наше понимание вопроса. Она и не замедлила это сделать. Практически нашими же словами. Заяц остался нами доволен. Наверняка и собой. Надеюсь, будет сражаться за правду. Но не слишком при этом размахивать шашкой.


Рецензии