Даун хаус - юбилей Дурдома

Этот фильм был снят в 2001 году по сценарию Ивана Охлобыстина молодым, но уже нашумевшим эпатажной работой "ДМБ" режиссером Романом Качановым. Тогда же ему была присуждена неслыханная награда: специальный приз жюри Российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине «За беспрецедентное обращение с романом Ф. М. Достоевского „Идиот“. Были и другие награды, было даже заявлено, что этот чудной фильм входит в сотню лучших российских фильмов за всю историю кино! Но вот этот, присужденный в Гатчине, конечно, совершенно особенный.
Учитывая то, что нынче мир отмечает 200 лет со дня рождения великого писателя, а фильму исполнилось 20 лет, можно говорить о двойном юбилее.
Благодаря каналу ОРТ, я этот шедевр посмотрела и категорично заявляю, что это - никакая не экранизация. Картина действительно на период её рождения новаторская, это позже в кино и в театрах режиссеры будут эксплуатировать сюжеты старых мастеров, уклончиво ставя в титрах пометку "по мотивам повести..." А случай с "Идиотом" едва ли не первый, во всяком случае - наиболее оглушительный. Сами авторы этой комедии лукаво назвали ее интерпретацией романа Фёдора Достоевского «Идиот».
Работа производится легко и весело: берется сюжет широко известного романа, не подробный, упаси бог, только в самых ярких, запомнившихся даже ленивому читателю сценах. И далее по этой весьма условной канве, без оглядки на время и место действия, главные герои выдрючиваются, как хотят! Иногда даже кажется, что налицо вольная импровизация, но ведь оговорено, что это Иван Охлобыстин сочинял сценарий, изощрялся в остротах. Стало быть, никакой отсебятины, все строго продумано и осмыслено.
Лихая музыка из самых модных молодежных брендов, еще более эпатажные костюмы, рванье и пестрота, спонтанно возникающие драки, примирения и братские поцелуи... Рассказывать этот сюжет невозможно, в нем нет никакой логики, никакого смысла, мне он не показался смешным - ни в одном эпизоде, от начала до конца. Нарочито грубый макияж и прически - то вычурные, из позапрошлого века, то завтрашние, пестро раскрашенные, немыслимые пляски – по любому поводу и в любых декорациях.
Напрягаясь, я все пыталась уловить, какую-такую глубинную идею упрятали авторы и актеры в эту интерпретацию, ведь для чего-то они назвали Бондарчука - князем Мышкиным, а Охлобыстина - купцом Рогожиным, тетки все эти ради чего кувыркаются то на затерханных лестничных площадках многоэтажного дома, то в нелепо заставленных советских комнатах. Это - о чем?
К концу фильма, окончательно поняв, что из меня попросту делают дуру, я время от времени щелкала пультом и пробегала по другим каналам, нет ли чего более достойного для просмотра.
И тут меня прошибло: то тут, то там происходило нечто подобное этой киношной фантасмагории. Ролевые игры, когда можно при общем попустительстве общества назваться президентом - и оставаться при этом шутом гороховым. Быть киношным режиссером с именем и званиями - и выступать в роли политического оракула. Сталкивать одну часть населения страны с другой в непримиримых битвах - и называть это демократией. Выиграть выборы и на посту губернатора упоенно грабить и бизнес, и госказну, и подопечных граждан. Попасть в тюрьму - и очень успешно вести мошеннический бизнес по телефону, складируя добычу во вполне солидных банках.
Список можно продолжать бесконечно.
Ролевые игры с самым смехотворным содержанием, порой прямо противоположным названию при исполнении!
Кажется, такого еще никогда не было, или (если хорошо покопаться в истории) было, но не столь ярко, бессовестно и нагло? Самое удивительное, что спектакль этот упоенно поддерживает массовка, везде, на всех континентах!
Посмотрите, что происходит в Грузии. Гражданин Украины (бывший президент Грузии, тот самый, что жевал в волнении галстук, затеяв войну с Осетией) добровольно явился на родину, где он осужден то ли по трем, то ли по четырем статьям уголовного кодекса. Его радостно прячут в тюрьму, где он моментально объявляет голодовку, естественно, фальшивую. При этом непрерывно кричит, что он узник... Путина! Толпа за воротами тюрьмы требует свободы для Миши и для себя, сжигая ...флаги России. В это время в порту Батуми высокие чины страны принимают военный корабль США - и лобызаются с высокими же гостями. Но если сиделец Алеша во время своей голодовки сильно волновал и Европу, и Америку, то к сидельцу Мише они как-то постыдно равнодушны, знают, что ли о его любви к меду и детскому питанию?
Бред, который никакому Охлобыстину не придумать, даже приняв хорошую дозу. ( В его фильме князь Мышкин непрерывно всех уверяет, что он - не пьет, и так же непрерывно все остальные либо пьют, либо угощают).
Я попадаю на сюжет с мигрантами, и наблюдаю такой же сюр: люди из Ирака, заплатив тысячи долларов, прилетели в Белоруссию, чтобы попасть в Германию через Польшу -  с детьми, беременными бабами, в самый что ни на есть неблагоприятный сезон. Европа ведет переговоры…с домохозяйкой, которая выдает себя за президента страны, из которой она сбежала. Виноватым же числит во всем Россию, словно это она бомбила Сирию, Афганистан и Ливию, а не сама беспамятная старушка-Европа.
Переключаюсь на климатический саммит, где школьница-прогульщица с важным видом разглагольствует о грядущей климатической катастрофе и ей вторит генеральный секретарь ООН. Им приспичило сделать переворот немедленно, ни она, ни он, не представляют, что произойдет при остановке традиционных энергоресурсов. Саммит не достигает результатов, потому что…у Путина горела тундра и он не приехал!
Я возвращаюсь к фильму, и он мне уже не кажется таким бессмысленным, он 20 лет тому назад предсказал весь этот балаган, когда за именем, за должностью уже не прячется, а издевательски хохочет Некто прямо противоположный по сути.
Не князь Мышкин, страдающий за униженных, а плящущий придурок с себе подобными. Не Настасья Филипповна, с душой униженной и разорванной в клочья, а девчонка из Чернигова, умеющая постоять за себя и кулаками, и словом.
Артистам в этом фильме ничего не надо играть, никаких психологических тонкостей, никакой трансформации характера в жизненных перипетиях, лица - маски, как в виртуале, назвался Рогожиным - зритель на подкорке и будет тебя держать за купца Рогожина. Такова выгода от обращения к известному бренду, хоть это Достоевский, хоть "Отцы и дети" Тургенева, хоть "Ванька Жуков" Чехова. И резвись режиссер, как тебе заблагорассудится: Кармен стреляет и убивает Хозе (плод женской эмансипации) Анна Каренина стоя, как лошадь, писает на сцене - и зрители ржут. Тоже, как лошади.
"Даун хаус" стремительно обогащается грядущим "Лок дауном", похоже, перевертыш из того же балагана, с ряжеными, с медициной, которая отказалась лечить серьезные заболевания, и всей своей мощью (или немощью) обратилась к фантому. Самые авторитетные специалисты глаголют, что ревакцинацию придется проводить поголовно каждые  полгода. Финал борьбы никто предсказать не берется. Смейтесь, господа, смейтесь, такой комедии у нас еще не бывало.
В очередной раз остается заключить: искусство отражает жизненные реалии и свое время. Просто сейчас у него методы и приемы... как в политике, в которой - помните? - для достижения цели все средства хороши. И ладно, если ярый акционист только свою мошонку прибивает к мостовой на Красной площади. Но вот возомнит какой-нибудь идиот себя героем - и расстреляет свой класс в угаре восторга. Не себя, а других.
Поневоле вспомнишь наших либералов, которые и сегодня кричат о том, что в советское время оппозицию прятали в психушки. И хочется попросить: а нельзя ли вернуть тех, кто не в своем уме - опять туда же? Но, видимо, гуманизацию психиатрии вспять не повернуть. Так и жить нам всем (а не избранным!) в палате № 6. Отныне и присно и во веки веков.


Рецензии