И. Е. Лавров. Один день в краю родном

  В один из приездов в Майкоп сестра Ольга познакомила меня с супругами Татьяной и Олегом, которые жили в соседнем доме.  Она - симпатичная полноватая женщина, которую периодически преследуют астматические приступы удушья. Давно лечится – мало помогает, но оптимизма не теряет. Он – среднего роста и крепкого телосложения, уверен в себе, энергичен и подвижен. Оба на пенсии, но Олег продолжает работать. Они давно знакомы с моей сестрой и между ними сложились дружеские отношения. К моему появлению они отнеслись с заметным оживлением – сказывалась однообразная жизнь в провинциальном городе. Быстро перешли на «ты». Татьяна сразу объявила:
  - Игорь, тебе надо многое осмотреть. Машина и муж в твоем распоряжении. Со мной и твоей сестрой, конечно.
Они недавно купили навороченный «Аудио»: громадный комфортабельный внедорожник с двумя дополнительными сидениями и вместительным багажником; просторный салон был оборудован кондиционером, что было очень кстати – дни стояли жаркие.
   Республика Адыгея занимает небольшую территорию на обширном пространстве Краснодарского края. Казалось бы, что там смотреть? Однако уже первые поездки создали у меня ощущение бескрайности полей, с густыми посевами кукурузы и подсолнечника, и необъятности лесных массивов, уходящих в предгорья Кавказа.
   Машина мягко катилась на большой скорости, обнимая всеми четырьмя колесами быстро убегающую назад дорогу. Путь был не близкий. Олег, напустив на себя таинственность, не посвящал в конечную цель путешествия. Но мне было достаточно и тех впечатлений, которые возникали от непрерывно меняющихся картин. Моим вниманием завладели виды, которые менялись как кадры киноленты.

Я открывал для себя Адыгею, Кубань, просторы Краснодарского края. Стыдно признаться, но прожив здесь восемнадцать лет, я ничего этого не видел: мои юношеские интересы были ограничены Майкопом, пригородными аулами и ближними казачьими станицами. Тогда не было приличных дорог, транспорт практически отсутствовал, да и материальные возможности были жалкими.
   Поля то сменялись угрюмыми и таинственными лесными чащами, то вдруг появлялись высоченные скальные стены, угрожающе подступающие к самой дороге, то машина выносила нас на живописный берег тихой реки. Мы поднимались все выше, и панорама менялась: вид сверху чудесным образом менял восприятие: то появляется боковой ракурс, то вдруг природа, окружив, берет тебя в плен.
 Через пятьдесят километров остановились. На краю лесной поляны пристроился маленький игрушечный двухэтажный домик, окруженный суровыми лесными великанами. Оказалось – частный «Отель». Вышла хозяйка, спросила, не на отдых ли. Узнав, что проездом, поведала, что в отеле всего двадцать мест, есть даже люкс и что заполняемость и летом, и зимой хорошая, особенно зимой: «Тут тихо и красиво, приезжают семьями на два-три дня. Иногда слышен вой волков. Это впечатляет, особенно женщин и детей».
   Татьяна и Ольга устали и решили передохнуть. Олег выгрузил складные столик и стулья, поставил на стол минеральную воду. Расположив все это в тени деревьев, коротко бросил: «Будем через час». Кивнул мне в сторону машины, и мы продолжили путь. Машина двигалась вверх, преодолевая малозаметный подъем.
 - Двадцать километров и мы на месте. Хочу показать тебе кое-что. Ты впечатлителен, и тебе это должно понравиться.
  Минут через двадцать мы подъехали к небольшой площадке. Это был выступ на скале, которая отвесно опускалась вниз. Мы находились в полутора километрах над уровнем моря. Олег подвел меня к краю смотровой площадки. Открывшийся вид с высоты захватил меня. Это был не тот вид, который открывается из иллюминатора самолета, когда ты видишь поля, леса, реки и города, которые лежат на унылой плоскости. Здесь же угол зрения наблюдателя позволял воспринимать и ближайшие объекты, и далекую перспективу отчетливо, емко и выпукло. Это был бесконечный простор: зеленый, без единого изъяна ковер спускался в долину, обтекал небольшие возвышенности и устремлялся к подножию Кавказского хребта. Высокое расположение наблюдателя позволяло охватывать взглядом десятки километров. Завершали картину покрытые снегом далекие горы. Приятная прохлада, чистый горный воздух, тишина и необъяснимое чувство легкости от бесконечного и такого близкого-далекого простора наполняли ощущением принадлежности к этой мягкой первозданной красоте.Долго любовался с высоты видом на долину и далекие горы.  Подумалось: не такие ли картины божественной природы Кавказа вдохновляли Лермонтова?
Олег снимал меня и пейзажи и выступал в роли комментатора.  Я вернулся в обыденную реальность, когда он дотронулся до моего плеча.
 - Ну и как тебе?
 - Я никогда ничего подобного не видел раньше, да и вряд ли увижу еще.
Олег удовлетворенно кивнул головой:
- Не думаю, что Альпы красивее.
Плато, с которого открывался этот вид, имело загадочно-волшебное  название: Лаго-Наки.
На этом приятные неожиданности не закончились.
- Хотим показать тебе предметы ручной работы адыгейских мастеров,- сказала Татьяна.
На обратном пути, свернув чуть в сторону от основной дороги, мы подъехали к своеобразному вещевому рынку. Под длинным деревянным навесом на грубо сколоченных стеллажах навалом лежали разнообразные предметы одежды. Продавец, молодой адыгеец, как оказалось студент педагогического университета, поднялся навстречу и повел нас вдоль прилавка.
Шерстяные свитеры с замысловатым орнаментом, домашние тапочки из мягкой цветной кожи, белоснежные войлочные головные уборы, кожаные безрукавки, красиво отороченные белой овечьей шерстью. Я не мог оторвать взгляда от женских шубок-безрукавок, мастеровито сшитых из лисьих шкур с изящными застежками полированной бронзы. Лучшего подарка дочери на день рождения не придумаешь. Цены, однако,  были для меня  неподъемными. Я пересчитал деньги.
- Спрячь бумажник,- сказал Олег,- здесь обожают торговаться. Этим займется Татьяна, сейчас она покажет «мастер-класс». Мы отошли в сторону.
Татьяна, остановившись с продавцом около шубок, завела с ним беседу.  Было видно, что парень долго сопротивлялся. Финал оказался для меня неожиданным. На деньги, которых не хватало на одну шубку, я купил еще две кожаные безрукавки, пять пар кожаных тапочек и получил в подарок войлочную шапку. Продавец оказал еще одну услугу. Когда я засомневался в реакции дочери, парень достал смартфон и позвонил ей по указанному номеру в Санкт-Петербург. Когда дочь ответила, он передал изображение. Дочь сразу согласилась.
- Восток дело тонкое,- удовлетворенно сказал Олег.
- Пока в дело не вмешиваются славяне,- добавила Татьяна.
  Проехали еще один рынок.
  - Хочешь эту экзотику? - Татьяна указала на хорошо выделанные и картинно вывешенные волчьи шкуры с головами и обнаженными клыками.
Но мне хватало и приобретенной экзотики.
Чудеса продолжались. Недалеко от Майкопа подъехали к большому строению из калиброванных стволов дерева.
- Здесь мы часик отдохнем,- сказал Олег, закрывая машину.
Это оказался бассейн на термальных источниках. Комфортабельный зал отдыха, чистенькие раздевалки, мягкая музыка и голубые бассейны с различной температурой. Цены, правда, впечатляли. После ванн мы уничтожили запасы взятой с собой провизии. Это был заключительный аккорд симфонии чудесного южного дня.


Рецензии