Всколыхнуло

ВСКОЛЫХНУЛО

Однажды я встретила в автобусе известного череповецкого краеведа Нелли Успенскую. Она с великим воодушевлением стала рассказывать мне, что нашлось место захоронения героя Бориса Окинина. Мне было удивительно и весело оттого, что о могиле говорят с такой радостью.

А недавно довелось услышать в телефоне знакомую интонацию. О том, что посетили могилу героя Соломонова, сообщал Игорь Ермолин. Это патриот, ставший следопытом, ища место погребения деда. Пока он с этой целью обшаривал Север, познакомился с мурманскими поисковиками. Те и помогли найти могилу Константина Веденеева.
А за время поиска Игорь приобщился к их, мурманским, целям и вопросам. Одним из объектов исследования поисковиков была группа десантников, погибших на полуострове Рыбачий.

К 43-му году командование советскими войсками посчитало, что уже есть сила выбить немцев с Севера. Там они захватили лакомый кусок, где залежи никеля и других металлов, без которых не сделать крепкую броню. Итак, наши подтянули силы к Рыбачьему, а туда, в тыл врага, направили лучших разведчиков – десантную группу Александра Юневича, 48 человек. Среди них было трое наших земляков-вологжан: Дурухин Николай Иванович,1922 г.р., уроженец Кубено-Озерского района, его ровесник Петров Петр Николаевич из д. Кононово Череповецкого района и Соломонов Николай Васильевич, 1916 г.р., впоследствии житель г.Череповца.

Отряд Юневича дважды вызывал огонь на себя! Каково было нашим артиллеристам стрелять в своих, в лучших… В кого не попали свои, тех добивали немцы. Погибли все.
Так считали долго. Пока не оказалось, что один чудом спасся, переплыв восьмикилометровый! залив Малая Волоковая (Питкя-Вуону) в Баренцевом море на обломках досок и бревна, связанных ремнём. Его прибило к берегу через восемь дней, обледенелого, без сознания... Наши его заметили, вытащили. Долго ему не верили. Потом, в 70-е, историки-краеведы, В. Кожуховский, М. Орешета, доказали героизм Бакина. Сделали с ним телепередачу. А её посмотрел наш череповчанин Николай Соломонов. И пишет в Москву на телевидение, мол, и я ещё жив из того отряда.
Ему тоже долго не верили.

…Израненным после того страшного боя он оказался в плену. Пройдя его ужасы и унижения, вернувшись домой, где его уже не ждали…, он, конечно, помалкивал про войну.
Узнав, кто занимается историей отряда Юневича, Николай написал краеведу Михаилу Орешете 9 апреля 1989 года. «Воскресшим» Бакину и Соломонову устроили встречу в Мурманске.
Историк-поисковик Михаил Орешета и разведчик Александр Бакин потом приезжали и в Череповец.

После моей статьи в октябрьском «Голосе Череповца» «Соломоновы смерти» Игорь Ермолин встретился со мной, затем познакомился с дочерьми героя Заполярья. А сколько он искал в начале двухтысячных что-нибудь про Соломонова, потом вместе, когда приезжал Орешета!
И вот теперь нашлись: и родные, и могила.

В конце ноября в Череповец прибыли поисковики из Мурманска и Карелии по приглашению Игоря Анастасиевича. Почтить память Николая Васильевича Соломонова, проведать его могилу, которая находится под Шексной у Нифантова.

Встреча с северянами проходила в строящемся храме Иоанна Кронштадского по улице, как раз, партизана Окинина.

Приехали и коротко выступали друзья Игоря Ермолина.
Кочу Михаил Аурелович, член совета ветеранов Кольской АЭС, член поисковой группы "Поиск", г. Полярные Зори.
Обойщиков Андрей Алексеевич, член поискового отряда "Петсамо", г. Никель.
Ешану Александр Георгиевич, председатель военно-патриотического клуба «Поиск", г. Полярные Зори.
Дагаев Вячеслав Александрович, волонтёр-поисковик, г. Мурманск.
Кливанский Михаил Михайлович, краевед, председатель Пудожского районного Совета ветеранов, член республиканского Совета ветеранов, член Союза журналистов России.
Они сетовали, что с ними нет их вдохновителя и лидера, Михаила Григорьевича Орешеты; он обязательно приехал бы в Череповец на встречу с единомышленниками, если б... не ушёл в вечность.

Все из гостей — мужчины коренастые, основательные, посвящённые, влюблённые в дело и… в молодёжь – красота-а-а-а!
Это про таких, настоящих мужчин, в моей песне:
«Сила спрятана в деле, ну, а ветры – в лице».

Для меня самым громким заявлением были слова, сказанные в первом выступлении: «Молодёжь у нас хорошая!»
Все поисковики работают со школьниками. Ведь они самые активные, бескорыстные и искренние помощники.

Михаил Кливанский, с ним я поближе познакомилась, был поначалу учителем физкультуры. Стал вести туристический кружок. Впоследствии всерьёз занялся туризмом. Был на Хибинах пару лет назад. Затем покорял другие нелёгкие маршруты.
Мне казалось, все приехавшие зрелые мужчины почти ровесники, плюс-минус. Однако, Кливанскому, узнала уже после, почти 80 лет! И он всё-то лазает по горам, давая фору юношам!

А про череповчанина Игоря Ермолина хочу сказать, что он запеленгован на всём севере, в Карелии, в Норвегии, Финляндии. Точнее, дело рук его. Обелиски из стеклопластика! Их уже около шестисот. Началось всё с огромного знака ордена отечественной войны на каменной стене в Долине Славы Мурманской области, на 65-летие Победы.

Руководитель группы поисковиков вручил матери Игоря Марии Константиновне медаль «100 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота» в память славных подвигов её отца Константина Веденеева, павшего в войну в Мурманской области, за подписью генерала В. Ермакова. Это с поисков его последнего места покоя всё и началось.

Настоятель прихода Владимир Беляев, под руководством которого строится храм на Окинина – расписанный, кстати, удивительно, в нежных небесных тонах – проповедовал присутствующим о любви к Господу и к людям. Это было сильно!

Коротко поприветствовал всех известный автор-исполнитель военно-патриотических песен из Вологды Виталий Леонов, которого наши гости нежно называют – брат.

С благодарностью к мурманчанам за их великие дела, высказался Борис Николаевич Пазгалов, муж дочери Николая Соломонова, виновника торжества.
Казалось бы – красивая точка.

Но тут, громко назвавшись Верой Ким-Басовой, писатель-краевед заявила, что хочет что-то сказать. Наверное, ноги подкосились у присутствующих в храме: «Ох,ещё-о стоять», ведь прошло полтора-два часа, один стул на всех… Но литератор была краткой.

– Друзья, посмотрите на эту команду, – и я указала на жирную большую дугу людской окружности в главном зале храма. – Господь спас одного человека на войне, и вот сколько от этого получилось, – опять махнула я на родственников Николая Васильевича. Там стояли две его дочери, их многочисленные дети и внуки, человек тридцать. Мурманчане удивлённо воскликнули: «Это всё Соломоновы?!» А те отвечали, что с ними ещё полстолька должны быть, Просто не смогли.

Вот такое было рандеву.
А накануне, 27-го, как раз отмечался День морской пехоты…

PS: В комментариях к этому посту Вконтакте отозвался внук чудом спасшегося Александра Бакина (cм. выше) Анатолий Попов.
«Спасибо за статью, за память!!! Внук Александра Игнатьевича».


Рецензии