Ритка

Ритка проснулась от собственного крика, разбудив при этом Мишку.
- Ритка, чего ты орёшь, как заполошная? Приснилось что?
Ритка села на топчане и не могла понять, где она находится, и от чего кричала. Вспомнила сон.
- Мишка, знаешь, мне приснилась мамонька моя. Как будто она меня зовёт, кричит «Рита, Рита!», я сажусь в поезд, еду к ней и вдруг, поезд сходит с рельсов, мне страшно, я кричу.
- Успокойся, это всего лишь сон.
- Мне как то уже снился подобный сон, тогда я ехала к подруге и никак не могла доехать, а потом оказалось, что подруга в это время сильно болела. Я думаю, что и мать болеет.
- А ты что с матерью совсем не общаешься?
- Нет, давно не была у неё и не звонила. Зачем ей знать про мою непутёвую жизнь. Да и как звонить, сам знаешь ни телефона, ни денег у меня нет.
- Ритулечка, надо маме позвонить и всё узнать. У мамы твоей есть телефон?
- Раньше у неё был дома телефон, номер я помню, если ничего не изменилось.
- Я что-нибудь придумаю, как нам позвонить.
Мишка пошёл к ведёрку с водой, принёс Ритке пить. 
- Хороша водичка, только ты лучше бы не пить, а водки принёс. Что-то так муторно на душе, выпить охота.
Мишка ушёл. Вернулся часа через два с пакетом продуктов и бутылкой водки.
- Ну вот. Пошли дурака за бутылкой, так он одну и возьмёт. Что не мог две взять, чего тут пить-то.
- Тебе хватит, а я не пью.
- Ха ха, насмешил. Непьющего бомжа первый раз встречаю.
- Не могу я пить, аллергия на спиртное, а так наверно давно бы спился.

Вот уже два месяца, как Ритка жила у Мишки. Это не было домом. Один из друзей, пустил Мишку в свой старый, деревянный гараж. Хозяйственный Мишка притащил туда печку-буржуйку, стены закрыл картоном, обустроил гараж, и вполне можно было жить. Раньше, Ритка занимала одну из комнат, в заброшенном доме. На помойку порой выбрасывают много «нужных» вещей. Вот Ритка и обустроила своё жильё, салфеточки, занавесочки, коврики. Но бомжи того района прогнали Ритку, из её «уютного» гнёздышка, при этом сильно избив. Избитую, её и подобрал возле теплотрассы Мишка. «Бомжевала» Ритка уже три года, после того, как очередной сожитель выгнал её из квартиры. У Мишки была похожая история, жена выгнала его из дома, найдя себе обеспеченного мужчину.  Мишка, со своим скромным заработком слесаря на заводе, её больше не устраивал. А после того, как с Мишкой на работе произошёл несчастный случай, ему пришлось уволиться с завода. Вот так встретились два бездомных одиночества. Ритка замечала, что Мишка слегка прихрамывал на левую ногу, видимо это последствия заводской травмы.
- Мишка, ты вот весь такой хороший, хозяйственный, что ж бабы то никакой себе не нашёл? В хате жить все-таки лучше, чем в гараже - уже в изрядном подпитии говорила Ритка.
- Находил, и не раз. Да как то всё не складывается. То я их не устраиваю, то они меня. Жил тут с одной, Машкой звать. Хорошая баба, добрая, умная.
- И что не вышло?
- Да уж, сильно она любвеобильная, со мной одним жить ей быстро наскучило. А мне делить её со всеми не хотелось, вот и разбежались в разные стороны.
- У тебя наверно дети есть, чего к ним не идёшь жить?
- Есть. Дочь с семьёй живут здесь в Подольске. У неё муж, двое детей, кот, собака, ютятся все в «двушке», да ещё ипотеку платят. Где там мне место? Сын с семьёй живут в Питере, не богачи, но вполне обеспечены. Там как сноха повернёт, так и будет. Сынок мой, надёжно под её каблуком сидит.
На следующий день, Ритка проснулась в приподнятом настроении.
 - Ритка! Иди сюда, глянь, чего я тебе принёс. - Мишка подал подруге небольшую коробочку, которая была перевязана не слишком чистой лентой.
- Мишка. Что это?
- Это мой тебе подарок, разверни.
-  Это ведь сотик? Откуда, украл?
- Ты что Ритуля? Я не ворую. Я ведь пенсию по инвалидности получаю, вот получил недавно. А ты думаешь, на какие шиши мы с тобой вчера гуляли? Взял тебе недорогой аппаратик. Хоть и невелика пенсия, на простенький, сотовый хватило. Давай звони матери.
Ритка набрала номер матери, ответила незнакомая женщина.
- Алло, здравствуйте, это кто звонит?
- Здравствуйте. А можно к телефону Татьяну Андреевну?
- А вы кто?
- Меня зовут Маргарита, я дочь Татьяны Андреевны.
- А я соцработник, ухаживаю за вашей мамой, зовут меня Светлана.
- А что с мамой? Почему она не взяла трубку?
- Маргарита, я ухаживаю за вашей мамой уже 4 года, она обратилась в нашу службу, после того как ей сделали операцию.
- Что за операция?
- Операция была на кишечнике, у неё обнаружили раковую опухоль, часть кишечника удалили. Вот поэтому ей и понадобилась помощь. Сейчас бабе Тане стало хуже, она   почти не ходит.
 - Я могу с ней поговорить?
Светлана дала трубку Татьяне Андреевне, сказала, что звонит дочь, Маргарита. Ритка слышала, как мать в трубку заплакала.
- Рита, Риточка, приезжай, мне так плохо, я так сильно болею. Доченька моя родная, так хочется тебя повидать.
- Мамочка, я постараюсь приехать.
Ритка бросила телефон и горько зарыдала.
- Ты чего? Что тебе там сказали.
- Ой, Мишка, мама сильно болеет, я пообещала, что приеду, а как, на что я поеду?
- Где живёт твоя мама?
- Далеко, в деревне под Тобольском.
- Да, не близко.
Через несколько дней Мишка пришёл домой радостный.
- Ритка, пляши, я денег раздобыл.
- Да, Миша, умеешь ты удивлять! Где ты их нашёл?
- Видела, тут недалеко супермаркет, я там иногда подрабатываю, машины разгружаю. Вот удалось заработать.
 - Мне кажется, что я паспорт свой потеряла, а без него билеты не взять.
- Нет, не потеряла, я нашёл у тебя в потайном кармане, хорошо был запрятан.
- Миша, как я поеду, у меня и одежды приличной нет?
- Вот держи.
Мишка, подал Ритке большую, клетчатую сумку. В сумке оказалось несколько платьев, брюки, кофточки и даже демисезонное пальто.
- Откуда такое богатство?
- Помнишь, я говорил, у меня товарищ есть, который разрешил пожить в гараже. Жена его, последнее время очень поправилась, все вещи стали малы, не знает, куда их деть. А ты у меня стройняшка, тебе подойдёт. Рита, я тебе в телефон завёл номер моего товарища, его зовут Сергей, ты звони на этот номер. Тебе завтра ехать, собирайся.
Мишка принёс воды из ближайшей колонки, нагрел её на буржуйке. Хоть весна и была прохладной, но Ритка мылась на улице. Мишка, заботливо поливал её тёплой водой из небольшого ведёрка. На следующий день вымытая и приодетая Ритка готова была ехать на вокзал. Ритка, спиртного уже несколько дней не употребляла, и ещё после умывания на свежем воздухе, лицо стало свежее, розовое.
- Ритка, да ты у меня оказывается красавица, даже отпускать жалко.
- А чего жалко то?
- Ну, такую красавицу и увести могут. Боюсь я, что уедешь и больше ко мне не вернёшься. Как то я уже привязался к тебе.
- Миша, не буду тебе ничего обещать, но постараюсь вернуться. Вот поставлю мамочку на ноги и приеду.
Всю дальнюю дорогу от Москвы, до Тобольска, Рита думала о матери, вспоминала  Мишку и всё, что он для неё сделал.

Мать, очень обрадовалась, увидев дочь, прослезилась. Рита была поражена тем, как сильно она изменилась. По дому передвигалась с помощью табуретки, сильно была сгорблена. Когда Рита видела мать последний раз, несколько лет назад, это была пышная, цветущая женщина, которую даже бабушкой назвать было невозможно. Сейчас, в её 84 года, мать выглядела больной и жалкой старушкой. С каждым днём ей становилось всё хуже и хуже, она, то пела частушки, то кричала от боли. Днём Ритка держалась, а вечерами напивалась.
 Как-то раз, зашла деревенская женщина, звали её Галя. Галя долго мялась скромно у порога, не решаясь зайти и сказать, зачем пришла. Ритка помнила Галю ещё по школе. Она и тогда была немного странной, возможно отставала в развитии.
- Галя, ты чего хотела?
Галя молчала.
- Кто там пришёл?  Подала голос из горницы Татьяна Андреевна.
- Мама, это Галя Кузнецова пришла и не говорит зачем.
- Доченька, ты возьми возле иконок молитву и отдай ей.
Когда Галя ушла, Татьяна Андреевна рассказала «Галя сейчас не Кузнецова, вышла замуж, родила троих деток. Муж у неё умер недавно, а она боится дома находиться, вот попросила меня помочь ей. Я написала ей молитву, будет читать, это поможет».
- Не пойму, мама, ты тут при чём? Почему она к тебе обратилась.
- Доченька, я ведь, тут в деревне лечу людей. Деревенские с разным приходят, верующим даю совет, как молиться, травами лечу, сборы делаю. Видела, у меня в сараюшке много трав висит. Пока в силе была, ходила, заготавливала. Пришла тут Валентина, родня Нины Фёдоровны, она ломала ногу и после перелома, нога болит. Первый раз пришла с палочкой. Валентина рассказала, что видела меня во сне, и что я ей помогу. Я ей делала массаж ноги несколько раз. Последний раз Валя пришла без палочки, очень довольная, принесла мне красивый платок и сама надела на меня, сказала «Будь красивой, как этот платок». Гале Масловой показала, как  массаж рук делать, у неё сильно болели руки, видимо от того, что фляги с водой таскала. Коле Смирнову делала массаж спины, у него было выпадение позвонков, сильно болела спина. Я их вставила. Вот так помогала людям, а сейчас сильно переживаю, что не могу больше лечить. Рита, там у меня много тетрадей с записями, по лечению и дневники, ты их не выбрасывай, почитай, может в книгу когда сделаешь.

Через несколько дней матери не стало. Ритка уже не плакала, видимо выплакала все слёзы, пока мать болела. На похороны приехали старшие брат Андрей и сестра  Марина, вместе с Риткиной дочерью Настей. Настю с 10 лет воспитывала Марина. Марина забрала Настю, когда у Ритки погиб муж, и она стала пить. Ритка пыталась поговорить с дочерью, как то приласкать её, но дочь от неё отворачивалась, смотрела на мать с презрением. На кладбище было много народа, половина деревни, пришла проститься с Татьяной Андреевной. На следующий день после похорон, Ритка проснулась от громкого шума в комнате. Во рту было сухо, голова болела, после вчерашних  поминок, на которых она сильно «расслабилась». Маринка  перебирала книги, лежавшие на этажерке, видимо уронила одну из книг.
- Что ты делаешь, Марина?
- Смотрю, какие книги взять с собой. Я тут взяла некоторые иконы, библию забрала и ещё кое какие вещи мамины заберу.
- А ты что уже уезжать собираешься?
- Да, мы сейчас съездим на кладбище и поедем.
- А где Настя?
- Они с Андреем пошли на речку погулять. Красивые тут у нас места. И дом в хорошем месте стоит, на берегу реки. Но дом старый, развалюха. Мы с Андреем решили, что не будем на дом претендовать, оформляй на себя. Жалко только будет, если ты его пропьёшь, всё-таки родовое гнездо. Постарайся не пропить. Рита, Рита, что ты со своей жизнью делаешь, пропиваешь её. Скоро бабушкой станешь, а всё не успокоишься.
- Бабушкой? Это как?
- А так. Настя беременна, срок ещё небольшой, месяца два.
- Она замуж вышла?
- Нет, они пока не расписались, но скоро регистрация.
- Марина, поговори с Настей, может она сумеет меня простить. Я постараюсь бросить пить.
- Хорошо, поговорю.
После обеда родственники уехали. Ехать до Сургута было километров семьсот. «Летние дни длинные, ночи светлые, доедут хорошо», подумалось Ритке.

На 9 дней пришли все деревенские подруги матери. Помогала Ритке обед готовить соседка, Тамара. После того как все разошлись, женщины всё прибрали, ещё раз вскипятили электрический самовар, и завязалась беседа.
«Хорошая женщина была твоя мама. Я ведь в школе у неё училась, вместе с твоим братом» -  стала рассказывать Тамара.
-  На уроках она никогда не кричала, как-то хватало терпения на наших оболтусов. Ещё и после уроков оставалась, с двоечниками заниматься, и домой к ним ходила. А уж людям сколько помогала.  Тут в соседях семья  живёт, нигде не работают, бедно живут. Придут к Татьяне Андреевне, что-нибудь помогут, сделают на сто рублей, она им двести заплатит, да ещё продуктов даст.
- Так ведь за мамой соцработник ходила, зачем было соседям платить?
- Да, эти соцработники, знаешь, как работают? «Это мы не делаем, это нам не положено, в прейскуранте нет такого». А ещё придёт, наведёт себе чаю с чем-нибудь сладеньким, напьётся, все сплетни деревенские расскажет. Полчаса сидит, 20 минут работает. Я сама видела, когда к Татьяне Андреевне заходила.
Через несколько дней Рита решила разобрать мамины вещи. В коробке под столом обнаружилась куча тетрадей. Рита взяла одну из них и сразу в глаза бросилась фраза: «На могиле матери сказать – прощаю от всех руганий, проклятий и обид, во имя отца и сына и Святого духа аминь, крестя при этом могилу. Поклониться до земли и сказать «Мама, прости меня во имя отца и сына и Святого духа, аминь» перекрестить могилу и поцеловать землю».
Написано было чужим почерком. «Откуда это? Кто писал? И как вовремя попалась эта тетрадь, как будто кто её специально положил», пронеслось в Риткиной голове.
Несколько дней Рита разбирала дневники матери.  Ровный почерк мамы-учительницы читать было легко и интересно. Татьяна Андреевна описывала свою одинокую жизнь в деревне с начала 90-х годов, много было изречений и мыслей маминых, а так же взятых из каких-то книг, журналов.
«Для себя живут кошки и курицы. Человек разумный живёт для чего-то или кого-то».
«Мы от жизни ждём добра, а добром не живём, курим и водку пьём. Идём по жизни туда, сюда, не зная куда. Крутимся, вертимся, как у мельницы колесо. Исправить жизнь можно, если колесо жизни направить по правильному пути. И по нему идти, имея цель. Терпения набери и прямо иди. Бога проси, чтоб направил по правильному пути. Правила жизни соблюдай, мои слова на ус мотай».
«Не зря алкоголь назвали змей, он жалит исподтишка, как змея. Куришь, да пьёшь, значит безумно живёшь. Ум дан для того, чтоб радостно жить, всем добрым дорожить.
«Я люблю жизнь, какой бы она ни была. Иногда очень трудно, хочется не быть на свете. А когда подумаешь, поймёшь, что нужна людям, детям. Хочется жить из последних сил, творить добро».
 
После прочтения маминых записей, Рита, всю ночь провела без сна. Как карусель, крутились в голове мысли. Вспоминалась вся её беспутная жизнь. В 17 лет, окончив школу, уехала Рита в Москву, искать лучшей жизни. Мечтала стать артисткой или моделью, как и большинство молодых, симпатичных девчонок. Покорителя Москвы из неё не вышло. Не смогла поступить ни в один театральный ВУЗ. Работала продавцом. В 20 лет вышла замуж, за симпатичного парня из Подмосковья. Замуж вышла, как говорят в народе «по залёту». Рита любила своего Сашу, а Александр  постоянно над ней издевался, называя «дурой, криворукой деревенщиной». Готовить Рита действительно не умела. Первые месяцы после замужества, она пыталась научиться, старалась делать всё по рецептам, но получалось, то подгоревшее, то пересолёное. А после оскорблений и придирок мужа стало выходить ещё хуже. Как будто и в самом деле руки стали «кривыми». После рождения дочки, издевательств стало ещё больше. Саша не верил Ритке, что Настя, его дочь. Родилась она с тёмными волосами и карими слегка раскосыми глазами. Саша был блондином, с серыми глазами. У Ритки, волосы тёмно-русые и цвет глаз ярко-зелёный Похожа девочка была на бабушку,  мать Риты. Жили молодые с родителями. Неоднократно Рита слышала ворчание свекрови «вот понаехали тут, беременеют, замуж выскакивают, только чтоб прописку Московскую иметь, того и гляди квартиру оттяпают». Прожили молодые 10 лет, когда Александр погиб в автомобильной катастрофе, любил он полихачить. Отношения с родителями мужа стали ещё хуже. Тогда Рита и начала пить, потеряв последнее, что у неё было -  её дочь. Свекровь, так же считала девочку неродной дочерью сына и поэтому отдала её в детский дом, лишив Ритку материнских прав.

После прочтения дневников матери, несколько дней Ритка ходила потерянная, задумчивая. «Как тяжело жилось маме, а она боролась, пыталась вылечить саму себя. Молилась ежедневно за всех детей, внуков, правнуков. Какая жажда жизни у неё была. Правильно сестра моя сказала, пропиваю я жизнь свою. Двенадцать лет из жизни выброшено».
Ритка твёрдо решила завязать с пьянкой. В дневниках матери, она нашла записи, какие травки нужны, чтоб не было тяги к спиртному. Нашла в сараюшке нужные травы, стала себе заваривать. Было тяжело, давила тоска, хотелось выпить, тогда пила траву и молилась. Как-то зашла Тамара. Рита пожаловалась ей, что пытается бросить спиртное пить, но плохо получается, тяжело очень.
- А ты сходи в Храм. У нас тут новый батюшка, отец Александр, он поможет, совет какой даст.
Решилась Рита зайти в церковь. Стояла перед иконами, и вдруг побежали по щёкам слёзы. Женщина и сама не поняла, почему плакала. Подошёл батюшка, заговорил с ней, она рассказала про свою проблему.
- Я тебе, вот что посоветую. Недалеко от Тобольска, в деревне Ивановская, есть Иоанно-Введенский, женский монастырь, ты поезжай туда. Поживёшь там, подумаешь, как тебе дальше быть.
- Что же я там буду делать?
- В монастыре все исполняют послушание, вот и тебе, матушка что назначит, то и будешь выполнять.
Месяц, прожила Рита в монастыре. Послушание было несложным. Вместе с сёстрами нужно было ухаживать за огородом. Вечерами, монахини сидели за рукоделием, связанные в монастыре вещи, отправлялись в детский дом. Рита, вместе с другими паломницами помогала в трапезной и конечно все много молились.  Вернулась женщина домой просветлённой, радостной, в приподнятом настроении.
В один из дней, неожиданно зазвонил сотовый телефон.
- Риточка, это я Мишка.
- Мишенька, родной, здравствуй. Я звонила тебе несколько раз на номер Сергея, но механический голос мне отвечал, «абонент временно недоступен».
- Дело в том, что Сергей уезжал в отпуск, за границу, поэтому был недоступен. А сейчас, я купил себе недорогой телефон, так что будем на связи. Как ты там?
- Миша, мама умерла. Я одна осталась. Приезжай ко мне. Чего тебе там, в Москве делать, скоро зима, тяжело будет выжить в гараже.
- Не знаю Рита, у меня ведь здесь дети, внуки.
- Ну да, дети, которым ты не нужен.
- Рита, я подумаю.
Спустя месяц, Мишка приехал к Рите. В первый же день, он по-хозяйски обошёл весь дом, двор, сразу определяя, где, что нужно подремонтировать.
- Ничего, Ритуля, мы справимся. Жили мы в условиях и похуже.
Прошло полгода. Один раз Рита проснулась от сильного запаха кофе.
- У нас пахнет кофе или у меня глюк?
- Нет, Рита не глюк. Я купил вчера кофе, тебе не сказал, решил сюрприз сделать. Тебе кофе в постель подать?
- Нет, Миша, лучше в чашечку налить.
Миша зашёл в комнату с подносом в руках. В чашке дымился ароматный кофе, в тарелочке лежал бутерброд с маслом и сыром.
-А что плавает в чашке с кофе, сушки положил? У меня зубы ещё целые, можно не размачивать.
- А ты достань, посмотри.
Рита достала из кружки с кофе небольшое, деревянное колечко.
- Миша, это что кольцо? Ты  мне предложение делаешь?
- Прости, золотое пока не могу купить, да и тут в деревне золото не продают, вот смастерил тебе сам деревянное, давай поженимся!
- Миша я согласна. Только я должна тебе рассказать.
- Что рассказать Ритуля? Надеюсь, у тебя нет скелетов в шкафу?
- Есть один. Шесть лет назад я родила мальчика, в тот период я нигде уже не работала, бомжевала. Двухмесячного Петю я подбросила в Бэби-бокс. Решила, что в детском доме ребёнку будет лучше, чем с такой непутёвой матерью. Сейчас стала часто думать об этом мальчике, хотелось бы его найти. Я не пью уже полгода, помогли мамины травки, да наверно ещё большое желание изменить свою жизнь. Ещё есть для тебя новость. Мне предлагают работу. Света, которая ухаживала за мамой и другими стариками в деревне, уходит на пенсию, вот предлагают работать вместо неё.
- Родная моя, мы постараемся найти твоего сыночка и забрать домой. Это хорошо, что у тебя будет работа, надо нам срочно в ЗАГС съездить и зарегистрировать брак.

Прошёл год, со смерти Татьяны Андреевны. Рита с Михаилом, обнявшись, склонив головы навстречу друг другу, сидели на берегу реки, любовались заходящим за горизонт солнцем. Большое, оранжевое, оно прощально пылало, медленно скрываясь за макушками деревьев. Солнце подсвечивало облака на небе снизу, и они приобрели оранжево-красный оттенок. Невероятные цвета облаков в небе, отражались в воде, и поперёк реки бежала оранжево-красная, солнечная дорожка. В закатных лучах, вся природа чудесным образом преобразилась. Зелёный цвет растений становился насыщеннее, контрастнее. Стояла тишина, природа замерла, готовясь ко сну. Мише, всё вокруг казалось таким родным и дружелюбным, что ему захотелось ещё сильнее обнять, прижать к себе супругу и никогда не отпускать.
- Какой чудесный закат!  А жизнь то наша налаживается, Миша. Я помирилась с дочерью, она обещала с внучкой Машей приехать, и Петю из детского дома скоро заберём. Я думаю жить нужно так, чтоб окружающим было уютно рядом с тобой, не делать зла, помогать людям. Ведь я, своей пьянкой, сама не догадываясь, несла зло, маме, дочери, да и сестре с братом.
Знаешь, я только сейчас поняла, что такое счастье. Счастье – это вот ты рядом, у нас есть дом, вот эта река, солнце, небо. Жить  - это счастье


Рецензии
Добрые неравнодушные люди способны сотворить чудо. Своей добротой и заботой они помогают даже совсем отчаявшимся и потерянным людям.
Не знаю, бывает ли такое чудо в реальной жизни, но хочется в него верить.
Не могу не отметить язык и стиль автора.Рассказ читается на одном дыхании.

Борис Текилин   02.12.2021 13:54     Заявить о нарушении