Здесь присутствует м. булгаков?
Книгу, конечно, можно назвать романом с большой натяжкой. Однако это – любимый формат издательства: на 250 страниц растянутый текст (1300 знаков на стр.). Это вина не автора. Рассказы, а тем более эссе и очерки гораздо хуже продаются.
Заметно присутствие М.Булгакова, но такому влиянию многие подвержены.
Сюжет отслеживается пунктиром, полотно повествования лоскутное, если даже учесть отсутствие времени, как настаивает автор. Можно согласиться с тем, что Пикассо разбил мир на осколки, но таков и роман.
Мирно сосуществуют герои и персонажи, реально жившие и книжные (девушка с козой – не Эсмеральда ли?). Правда, на стр. 135 речь идет не об анатомии, а о физиологии, а в остальном все верно.
Это некоторые детали.
Но что хорошо – то хорошо: «окаменевший взрыв по имени Нотр-Дам», стихи с внутренней укромной рифмой, «красные рыбки с перочинными мордочками». С «перочинными»?
Всякий ли поймет, о чем речь? И вот вспомнился дедов старый письменный стол, где в верхнем ящике было столько интересных мелочей: красно синий карандаш, металлические острые перышки – чернилами писать, полувысохшие флакончики чернил и туши, карандаши простые и химические, пенал-готовальня (дед объяснил), транспортиры, линейки (особо – «офицерская»!), а среди них вещица вроде стопки круглых цветных лоскутков, скрепленных в центре выпуклой кнопкой? заклепкой?… Оказывается, это была перочистка, перышки чистить…Рыбьи округлые мордочки с с глазком и вправду похожи… Но что подразумевал автор – пока неизвестно.
… С чем-то можно и поспорить. Например, храм – маска не Бога, а религии. Напрашивается мысль, что религия прикрывается маской Веры… Государство – не маска страны, наоборот, это государство притворяется страной и прикрывается народом…
Маски – это не повсеместные и повседневные антиковидные намордники. Автор затронул громадную общечеловеческую проблему.
Человек надевает маску для того, чтобы не быть, а казаться.
«Быть» и «казаться» – от раздвоенного основного инстинкта: самовыражения и самореализации. Эти стремления переплетаются, противоречат друг другу и отражаются буквально во всем.
Возможно, поэтому человечество так увлечено театром, маскарадами, карнавалами. А в России – ряженые? Об этом и А.П.Чехов писал.
Вплоть до средневековья сохранялись суровые запреты на костюм и атрибуты, не присущие отдельной особи, не соответствующие социальному статусу, что отчасти существует и до сих пор.
Сегодняшние наши намордники такой смысловой нагрузки не несут. Они лишь знаменуют обезличивание, превращение в управляемое стадо (кому не нравится последнее слово – можно другое придумать, суть не изменится)…
В целом – прочитать интересно, есть над чем подумать. А не главное ли это достоинство книги?
Ноябрь 2021 г.
г.Гирне, Северный Кипр
Свидетельство о публикации №221120301064