Каждое таинство отдельный артефакт

Читал сегодня Пятикнижие, там много говорится о ежедневно повторяющихся жертвах и определенных действиях священников.

Вспомнил, что у меня была мысль: вот, перед каждым сочетанием я встречаюсь с парой и говорю определенные наставления. Да, мы знакомимся, я что-то узнаю и выспрашиваю, наставления немного адаптирую, какую-то часть говорю подробнее, какую-то могу пропустить, если времени немного – но костяк один.

Так и с исповеданиями и вообще личными беседами – в сходных ситуациях мы, служители, часто говорим сходные наставления, к которым пришли в результате рассуждений, советования со старшими служителями, наблюдений за жизнью, чтения.

И я не раз думал: не записать ли какие-то ключевые блоки наставлений и цепочки мыслей (не знаю, в каком формате, это вторично) и не давать ли в подходящей ситуации ссылки на них, а высвободившееся время использовать, например, для большего личного знакомства или чего-то еще?

Я спрашивал об этом одного опытного душепопечителя, он сказал, что не смог бы повторить под запись то, что постоянно говорит вживую, и ему важно именно лично это рассказывать. Я ему ответил, что я смог бы, и, может, дело в наших индивидуальных различиях.

А сейчас вот читаю Пятикнижие, где описывается регулярно повторяющееся священнодействие, и думаю: брак, исповедание, личные беседы, помощь в исправлении и духовном росте – это ведь и есть священнодействие Нового Завета, и это тоже должно быть регулярно повторяющейся вживую практикой.

Мы ведь не можем представить себе, чтобы жертвоприношение в храме записали на видео, а потом ежедневно прокручивали запись. Или чтобы начальник хора вышел и раздал пришедшим на богослужение тексты песен для личного прочтения в тишине либо предложил всем использовать плееры с наушниками.

Так и с таинствами нашего времени (то, что я перечислил выше, формально к таинствам не относится, но расширим это понятие на минутку) – важно их разворачивание во времени вживую, а не повторение однажды случившегося разворачивания в записи, важно личное вхождение в присутствие Божье во время каждого из них.

03.12.2021


Рецензии