Человек - это звучит гордо!

Пришёл декабрь и в городе стало слякотно. Утром просыпаешься по будильнику, а не от пения птиц и солнечного света. Темно за окном и мрачновато внутри. Кофе не бодрит. По крайней мере меня.

Вообще, что касается пищи, то с приходом холодов мои набеги на холодильник становятся всё чаще. И утром, и вечером. И в качестве перекуса. Я худая, мне можно!

Восемьдесят лет назад там, где я живу, была война. И не только где живу. Много где. Было столько голодных детей. И моя Дэу эни, которая жила на тот момент в далекой Иркутской области, тоже пострадала. Детство её было безрадостным и трудным. Она до сих пор помнит, как её дедушка сберёг куриное яйцо для младшей внучки. Какое это было счастье - съесть его!

Сейчас она старенькая и когда рассказывает об этом эпизоде, то каждый раз замолкает, вздыхает и смотрит в пол. А я чувствую сколько стыда и злости в этот момент в её глазах, которые она прячет.

После войны жизнь она свою выстроила так, чтобы никогда больше не нуждаться ни в чем, а главное - в еде. Дэу эни прошла путь от калькулятора до директора ресторана. На такой должности она всегда и всё «доставала». Дети действительно не нуждались ни в чем материально. Разве что очень скучали по маме. Она много работала…

Прошли годы. Сегодня в нашей стране продовольственное изобилие. Правда цены пошли вверх уж очень ощутимо. Дэу эни в пандемию освоила Сбермаркет и даже умудрилась пару дней с ним ругаться, потому что ей прислали не те продукты. На её взгляд жизнь улучшилась - столько всего в магазинах.

Она звонит мне и спрашивает, чем я буду кормит семью. Я рассказываю. Дэу эни слушает и говорит, что ей тоже самое надо приготовить. Вот так и подбрасываем друг другу идеи, когда кулинарная фантазия заканчивается. А ещё когда мне встречается сеть татарских магазинов «Бахэтле», обязательно захожу и покупаю пироги. В моём городе её нет, зато в поездках по России иногда везёт. Несу пакет и чувствую себя по-праздничному приподнято. Мне не жалко денег на вкусную еду. В этот момент во мне работает память поколений. От этой памяти, как и от себя, никуда не денешься.

И как только найти слова, осмыслить и выразить всю эту махину под названием жизнь, в которую попадает девочка и начинается война. Я не знаю сколько ещё поколений будет длиться этот шок, качаться маятник от голода к сытости. Не хочется быть просто обществом потребления. Все-таки человек - это звучит гордо!


Рецензии