Об этом мне балкарцы рассказали

Об этом мне балкарцы рассказали

История одной песни, исследование

Первоначально автор знаменитых слов
«…В поношенном коричневом бешмете, Седой балкарец камни целовал…»

задумывал своё стихотворение, как «Песню о возвращении».

Вот начало этой песни, стихотворения:
« Песня о возвращении
Я вышел как-то рано на рассвете,
 Басхан шумел в подножье серых скал,
В поношенном коричневом бешмете,
Седой балкарец камни целовал…»

 Эти строки написаны в 1958 году после возвращения нашего героя на свою родину – Балкарию. Возвращение…

Куда человек вернулся? Откуда?

Эти вопросы могут возникнуть только у человека, кто не знаком с трагической вехой в истории насильственно высланных народов из своей земли. Это трагедия в период Сталинизма коснулось многих народов, в том числе и балкарского народа высланного одночасье на восток – Среднюю Азию и Казахстан.

«Депортация балкарцев — принудительное выселение балкарского народа с территории Кабардино-Балкарской АССР, проведённое Народным комиссариатом внутренних дел СССР 8—9 марта 1944 года по решению Государственного комитета обороны, в районы Казахстана и Киргизии …»

Балкарцы лишились своей исторической родины, на которой они считались коренными жителями, историческим этнонимом, которого в науке считали асами и аланами. На балкарском языке было запрещена любая публикация, любого человека. На картах Советского Союза исчезли все наименования несущие названия: Балкария, балкарцы. Балкарцев лишили истории, культуры, земли – лишили всего! И это всё сказанное касалось всех депортированных народов!
Шла война. Великая Отечественная война. Балкарцы, как и все народы Советского Союза, принимали участие в этой войне. И даже первый Герой Советского Союза на Северном Кавказе и в самой Кабардино-Балкарии, удостоенный этого звания был – балкарец Алим Байсултанов, капитан морской авиации. После 8 марта 1944 года, балкарцы лишились право быть героями Советского Союза. Это правило, высокие чины не могли объяснять солдатам и офицерам в окопах, на линии фронта и отступления и наступления. Когда по правилам войны, первый захвативший со своим подразделением центр города, высоту, и просто удержавший отступления бойцов Красной Армии представлялся к званию Героя Советского Союза. После 8 марта 1944 года, даты насильственной депортации балкарского народа по официальным документам, к званию Героя Советского Союза были представлены 17 человек, за каждым человеком геройство.
Вот имена этих людей:
1.Бабаев Магомет Тауканович
2. Даутов Махти Зулкарнеевич
3. Залиханов Магомет Каншаович
4. Зокаев Конакбий Хаджимурзаевич
 5. Кадыров Мухажир Цицуевич
6. Кудаев Шамсудин Гергокович
7. Кучмезов Абдулла Юсупович
8. Кучуков Магомед Шабазович
9. Макитов Магомед Исхакович
10. Настаев Хажибекир Хажиомарович
11. Османов Дадаш Жуносович
12. Теммоев Юсуф Аттаевич
13. Уммаев Мухажир Магометгериевич
14. Уянаев Рамазан Магометович
15. Черкесов Сарби Маштаевич
16. Эльсуеров Кёккёз Магометович
17. Этезов Зекерия Сулейманович …

 И Карданов Кабард Локманович в их числе, виной по которому он не получил звание Героя – его мать была балкарка. Материалы из книги «Балкарский народ в годы войны и депортации (1941-1957гг.)», Нальчик, 2014г., С.А. Аккиева, Сабанчиев Х-М. А.

 Позднее в годы перестройки в 1990 году двум Героям – Уммаеву Мухажиру и Кабарду Карданову, посмертно дадут звания – Героя Советского Союза.

Численность балкарцев перед войной считалось порядка – 50 тысяч человек.

Из них более 10 тысяч были призваны в армию, а впоследствии и на II – Мировую войну. По официальным данным депортации подверглись 10460 балкарских семей, всего в депортации оказались – 43 514 человек. Погибли на фронтах ВОВ по официальным сведениям – 4587 человек.

На момент реабилитации балкарского народа в 1957 году, из депортированных в живых остались-23 721 человек. Люди погибали из-за невыносимого климата, болезней, голода, холода и душевных ран. Участник войны, фронтовик, офицер, инвалид войны, потерявший ногу, спецпереселенец, Керим Отаров писал: «…Переселенцы…Праведны они! Перед любым отвечу я за это. И ты, о мир, несчастных не черни - Солдат страны, я требую ответа...!

Подумайте логически. 50 тысяч населения. Свыше 10 тыс. человек на войне.

Около 5 тыс. солдат и офицеров отдали жизнь за свободу и независимость своей Родины – Советского Союза, могут быть врагами своей страны?

 Кого переселяли? Первая публикация на русском языке о депортации балкарского народа в журнале «Юность» Владимира Лукъяева «А вы вернётесь, верьте мне…» в 1989 году. Строки из его очерка воспоминаний:
 
«С первых детских лет я усвоил, что все мы - я, мои родители, бабушки, дяди, тети и остальные люди из моего маленького мира - жили когда-то в другом месте, которое называлось Кавказ, а здесь, в Киргизии, в Кызыл-Кие, живем вынужденно. И все разговоры в кругу степенных мужчин или у вечно прядущих пряжу балкарских женщин обычно сводились к воспоминаниям об оставленных на далеком Кавказе домах, коровах, овцах...
Мне было пять лет, когда в июле 1954 года органами МВД предлагалось снять с учета детей переселенцев до 16-летнего возраста включительно, освободить их из-под административного надзора и не применять к ним ограничений, установленных для взрослых…
А теперь давайте посмотрим, каких "бандитов и пособников врагов вывезли силой из родных мест и обрекли на медленную, но верную смерть в чужой стороне. Поданным архива Совета Министров Киргизии ССР, в 1944 году прибывшие на спецпоселение балкарцы- мужчины
- а это были оставленные по брони передовые колхозники, советские и партийные работники, сотрудники госбезопасности и управления внутренних дел, инвалиды с детства и инвалиды все еще грохочущей войны, столетние старцы - все, вместе взятые, составляли только 18 процентов от общего числа переселенцев. Женщин было 30 процентов, все остальные, то есть больше половины, - дети. Подобное процентное соотношение среди балкарцев было и в Казахстане. Когда нас выгрузили на какой-то станции неподалеку от Талды-Кургана в Казахстане, - рассказала мне тетя Аба, - к нам стали подходить какие-то люди, осматривали нас, расспрашивали, сколько у кого в семье детей, стариков. Это были, как вскоре выяснилось, директора совхозов и председатели колхозов. Долго они так ходили, все что-то записывали, а потом собрались неподалеку от того места, где я с детьми и сестрами стояла, и стали спорить. Кричат друг на друга, матерятся.
А главным из "встречающих" был полковник. Он ни с кем не спорил, все ездил в белом полушубке и на белом коне среди нас и командовал, помахивая плеткой: "Вы здесь стойте, вы, с этого вагона, там встаньте, не ходить из одной группы в другую!"... Военный человек, командир. А председатели ругаются... "Не надо, - кричит один, - мне эту семью подсовывать. Там ведь только одна работница, а все остальные восемь - иждивенцы, старуха и дети. Почему я их должен кормить?!" - "Вот как. - кричит другой, - я их, что ли, возьму? У меня и своих иждивенцев полно, а этих бандитов мне и подавно не надо". Ну, а мы, весь эшелон, слушаем все это, стоим и ждем. "Да успокойтесь вы все, не орите! - посмеиваясь, угомонил председателей солидный и уверенный мужчина. - Что вы заладили - иждивенцы, иждивенцы... Берите всех подряд. Их сюда прислали навечно. Здесь не Кавказ, и в нашем климате иждивенцы долго не протянут, умрут, а работники вам останутся"…»

 Вернёмся в Кабардино-Балкарию

 1942 год, 27 ноября – 4 декабря, бойцами отступающей Красной Армии через Черекское ущелье Балкарии в эти дни уничтожает мирных жителей в балкарских населенных пунктах! Мирных! Спящих! Сонных! Ночью! На рассвете! Днём! Закидывают гранатами! Убивают автоматными очередями! Наповал! Сгоняют в дома и сжигают! Нет! Это не немцы. Это бойцы НКВД и местные партизаны!

4 декабря 1942 года части Красной Армии ещё находятся на территории Балкарии, никаких незаконных действий не происходит, балкарцы в соприкосновение с немцами не входили. Наоборот, все, кто мог, скрылись от бойцов Красной Армии, которые массово уничтожали мирных жителей Черекского ущелья.

 Балкарцы спустятся с гор только после ухода войск НКВД, чтобы похоронить погибших и сожженных своих родных и близких. Нам известны случаи, что в могилу погребали пепел вместе с кусочками истлевшей одежды. Так примерно определяли людей, своих близких по одежде, по месту проживания. Были убиты беременные женщины.

Войска НКВД никого не щадили…

 Всех балкарцев, кто осмелился и пытался с оружием в руках защитить мирные сёла от массового расстрела войск НКВД запишут в «бандиты…»

 «Черекская трагедия - события, произошедшие вЧерекском ущелье Кабардино-Балкарской АССР, с 27 ноября по 4 декабря 1942 года и приведшие к уничтожению, силами сводного отряда 11-й СД НКВД, до 1500 мирных жителей.» Уже в 1990 годах: Комиссия Президиума Верховного Совета КБР, изучавшая материалы о событиях в Черекском ущелье установила, что погибло около 700 мирных жителей, из которых поименно установлены 367, в том числе 150 детей, сожжено 519 домов. 19 ноября 1992 года комиссия признала указанные события актом геноцида. По заявлению родственников погибших, военной прокуратурой Северо-Кавказского военного округа было проведено предварительное расследование.

До: «…В результате действий отступающей 37-ой армии наряду с 30 убитыми бандитами оказались уничтожены около 700 мирных жителей таких населенных пунктов Верхней Балкарии, как Сауту, Кунюм, Верхний Чегет и Глашево, в числе погибших 155 детей. Примечателен тот факт, что позже, в июне 1943 г., появляются документы, списывающие эти жертвы на немецко-фашистских захватчиков, в то время когда "по горячим следам" были сделаны совершенно иные выводы.

 В докладной записки начальника политотдела 37-ой армии от 9 декабря 1942 г. сказано:
"1) Считаю, что отряд Накина уничтожил много невиновных жителей, которые совершенно не были связаны с бандитами.
2) Выше указанная цифра убитых, считаю, нереальна ["1500 трупов" - В.Ш.], взята с потолка в смысле бахвальства перед начальством, ... ибо никто ни в одном селе число убитых или раненых не подсчитывал.
3) Основная вина в том, что пострадало много невинных людей, ложится в равной мере и на командующего 11-й дивизией НКВД тов. Шикина и его заместителя по политической части тов. Будко в том, что не смогли своевременно предотвратить невинных жертв".

Этот документ - редкое признание неправомерности действий войск НКВД их же руководством. Однако впоследствии вину за жертвы в Черекском ущелье НКВД попытается с себя снять.
Нельзя сказать, что сотрудничество с оккупационными властями, создание бандитских групп, поддерживающих тесные связи с фашистами, могут считаться только поводом к выселению.
 Однако признание факта коллаборационизма единственной и достаточной причиной депортации по этническому признаку всего населения автономных образований "от мала до велика",
поиски и переселение во внутренние районы страны проживающих за пределами автономий карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей, а также высылка демобилизованных из армии означали бы согласие исследователя с нормами и ценностями тоталитаризма…» А.П. Мякшев, Саратовский госуниверситет: «Коллаборационизм на Северном Кавказе: историческая правда или исторический миф?».

Немцы, их не было.
Были румыны и недолго…
11 января 1943 года Кабардино-Балкария полностью была освобождена от оккупации немецко-фашистских войск.

27 ноября – 4 декабря 1942 года, происходит массовый расстрел мирных балкарских поселений в Черекском ущелье Балкарии…

«Преступление, совершенное в Черекском ущелье в 1942 году не только всемирного масштаба, но, видимо, самое документированное из акций подобного рода. Трагедия состояла не только в том, что одни жители погибли, а другие остались без крова, но и в том, что все преступления, совершенные отрядом капитана Накина, приписали немцам и бандитам из Черекского ущелья. А это в дальнейшем послужило главным поводом для выселения всего балкарского народа…» Б.Б. Темукуев, член комиссии по расследованию событий в Черекском ущелье в ноябре-декабре 1942 г.

 Посол США В СССР Александр Верт написал в своих мемуарах, что белого жеребца Гитлеру подарили одни, а выселили - других. Это про балкарцев…

Румыны-фашисты на территории Черекского ущелья, находились 2 недели в декабре 1942 года…

Эти две недели лягут в основу, якобы сотрудничества с немцами балкарского населения, чтобы освободить землю Балкарии от балкарцев – навечно!

Теперь вы имеете представление, что такое насильственная депортация народов совершенная Сталинским режимом!

Реабилитация 14 ноября 1989 года принята Декларация Верховного Совета СССР, в которой были реабилитированы все репрессированные народы РСФСР и признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне.

В 1991 году был принят закон РСФСР:
 «О реабилитации репрессированных народов», который признал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

10 июня 1993 года принято постановление «О социально-экономической поддержке балкарского народа».
3 марта 1994 года вышел указ «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития».
 Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» признал репрессивные акты преступными и незаконными.
 Акт депортации государством был признан геноцидом.
Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности.
В нарушение всех принятых законов СССР и РФ – Кабардино-Балкария – эта зона, где Политическая реабилитация Балкарского народа в полной мере не состоялось!
 Не восстановлены – Балкарские районы, имевшиеся на период 8 марта 1944 года!
И при этом создаются карликовые кабардинские районы – Лескенский, пример тому!
 Не соблюдаются никакие правила равного представительства в государственные органы Кабардино-Балкарии – балкарского и русского народов!
Правительством Кабардино-Балкарии было принято Постановление, считать 8 марта «Днём Памяти депортации балкарского народа» на республиканском уровне, и которое успешно не применяется в практике…
В этот день – 8 марта «День Памяти…» проводятся праздничные мероприятия, концерты. Газеты выходят красочными и праздничными…
Это – Кабардино-Балкария!

Негасимая боль

 Забыть – это значит предать память тех поколений, которые погибли в депортации, не вернулись на родину.
Не увидели и не узнали о начале реабилитационного процесса.

Об этом мне балкарцы рассказали:

«…Забыв обиды, горечь и страдания,
Позор, перенесённый без вины,
Тогда мы мертвыми вернулись из изгнания
Погибшими совсем не от войны…»

Вчитайтесь в эти строчки… Забыв…

Тогда мы мертвыми вернулись из изгнания,
 Погибшими совсем не от войны…

Такое нельзя забывать!

Это негасимая боль навечно впиталась в наши души и сердца слезами наших матерей и сестёр.

Это наши отцы и деды, их поруганная честь «законом, вне закона».

Это наши сыны Балкарии – не получившие заслуженных званий и наград, попрание их подвигов и смерти во имя Родины!

 МЫ – не против нашей страны!

Мы – против тоталитаризма и культа личностей сталинизма!

МЫ – против беззакония в Кабардино-Балкарии!

 Сегодня наш рассказ о первой, пусть не совсем рифмованной по правилам стихосложения. Пусть не сильным творческим явлением в поэзии. Это первая песня известная нам на русском языке, которую запели в конце 1969 года в Балкарии. Автор первых стихов, которая послужила, основой для этой песни были стихи 19 летнего балкарца Алия Байзуллаева, который впоследствии внесёт свою историческую лепту в культуру народов Кабардино-Балкарии.

Эти стихи мыслились как песня возвращению балкарцев в свою Балкарию, к Минги тау – Эльбрусу. Алий считал, что стихи слабые и нигде не публиковал. Один из друзей Алия, кому были знакомы его стихи, сумел вложить в продолжение к стихам:
 «Я вышел как-то рано на рассвете
 Басхан шумел в подножье серых скал
 В поношенном коричневом бешмете
 Седой балкарец камни целовал…»

Свои чувства, и, несомненно, свои глубокие познания русской поэзии. На наш взгляд, пока нам неизвестный автор, один из друзей Алия знал, что такое символизмы в поэзии и ключевые слова. Ведь визуально эти символизмы видны даже и неискушенному литератору, каковым и себя мы можем причислить.
Вот они ключи к шифру: Балкарцы, Исповедь, Веления, Восток, Разлука, Кавказ, Родина, Эльбрус, Возвращение…

Символы – «Бессилен был кинжал, и мы молчали»…
Конечно же, это М.Ю. Лермонтов со своим стихотворением «Кинжал», написанным в 1838 году…
«…Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставания,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья…»

 И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья…
 Бессилен был кинжал, и мы молчали,
Но верность Родине всегда был наш ответ…

Символы, которые окружают стихотворение «Кинжал» Михаила Лермонтова это - Идея Мужчина должен быть опорой и защитой. Булатный кинжал — символ верности гражданскому долгу, твердости убеждений. Именно этими качествами должен обладать уважающий себя мужчина и гражданин. Чему учит: Быть сильным и непреклонным. Необходимо воспитывать в себе твердость духа и силу воли. Нравственные принципы и убеждения должны быть прочными, как стальной кинжал.

Это как раз о балкарцах.

Честность и справедливость, непреклонность, независимость – чувства постоянные…
Другой символизм:
 И верю я, что может быть в разлуке,
В безысходной горестной тоске,
Когда не смог он протянуть нам руки
Посеребрились Эльбруса виски…

Нам близок в этом выражении Александр Пушкин с его поэмой «Евгений Онегин»:

Как часто в горестной разлуке,
 В моей блуждающей судьбе,
 Москва, я думал о тебе!
 Москва... как много в этом звуке
 Для сердца русского слилось!
 Как много в нем отозвалось!

1958, 1967, 1969, 1970, 1975, 1980….

Закрытая тема «Депортация. Выселение. Геноцид.»

Любовь к Родине, Эльбрус – это священное чувство для тех, кто родился у подножья Великой горы – Минги тау (Эльбруса)…

Третий символ – Тоска по Родине:

 « В поношенном коричневом бешмете,
    Седой балкарец камни целовал…»;

 И верность Родине

Об этом очень ёмко, глубоко и верно отразил чувства своих соплеменников шаир Балкарии – Кязим Мечиев, погибший на чужбине в 1945 году и вернувшийся на Родину в 1999 году, чтобы быть похороненным на родной земле.
 
КЯЗИМ МЕЧИЕВ

ВЫДЕРЖАТЬ!

Все рушится, все падает во тьму,
Под черным ураганом выселения.
 О, дай Аллах народу моему,
 В годину эту страшное терпение!

Я много видел, много повидал,
 Клеймил насилье, славил свет свободы.
 А он померк, и черный день настал,
И огласил предгорья стон народный!

Я ни мало пожил и ни мало видел бед,
 Но что они в сравнении с той, что ныне!?
 Изгнанник я и вот под старость лет,
 С родным народом маюсь на чужбине!

 Уже тускнеет свет в моих глазах,
Но через все страдания и сомнения.
Об одном молю тебя, Аллах,
 Народу моему пошли терпение!

Слух пропадет и голос у меня,
Завоет пес мой, чувствуя тревогу.
И люди деревянного коня
Мне снарядят в последнюю дорогу.

Но жив пока, пока могу дышать,
Под тяжким гнетом горестных событий.
 Братья, я не устану повторять,
Вы ненависти в сердце не копите.

На скачках проверяют скакуна,
 Пройдем же сквозь хулу и сквозь проклятья.
 От горя, как от безумного вина,
Не обезумьте, к вам взываю, братья!

Наш народ не был баловнем судьбы,
И голод донимал нас, и набеги!
Но не свернули с праведной тропы,
 И дай Аллах нам не свернуть во веки!

И головы летели наши в прах,
Когда мы с неприятелем сшибались!
И пламя гасло в наших очагах,
Но мы всегда народом оставались!

Знавали и нашествия чумы,
Знавали наводнения и лавины!
Но горской чести не роняли мы,
Свидетели и горы, и равнины!

О, наш край, как ты далеко!
И хлеб изгнания в нашем горле комом.
 Да выдержать такое нелегко,
Не выдержать – покрыть себя позором!

 Возьми слова Кязима, брат, возьми!
И выстой в жизни под безумным гнетом.
 Пока нам хватит силы быть людьми,
Мы на Земле останемся народам!

Я слову своему не изменял.
 И завещаю верность правде строгой!
И на том стою, пока меня,
Не понесут кладбищенской дорогой!


Казахстан, 1944 Ключевое слово:

 «В поношенном коричневом бешмете,
 Седой балкарец камни целовал…»

Автор строк и отец стихотворения: Алий Байзуллаев. Время рождения -1958 год!

 Место рождения - Турна ауз! Национальность – Балкарец! Страна – Балкария!

Сборник стихов «Танго над пропастью», стр. 378, сборник находится в издательстве «Эльбрус», Кабардино-Балкария в очереди на печать!
 Стихи: «Песня о возвращении»

 Песня о возвращении

 Я вышел как-то рано на рассвете,
 Басхан шумел в подножье серых скал,
 В поношенном коричневом бешмете,
Седой балкарец камни целовал.

 На запад шли с боями вы солдаты
 И гнали вы из Родины чуму,
А нас, детей, под дулом автомата
 Везли в составах прямо в Колыму.

Везли в нас степь - на голод и на муку
 И тысячами там мы полегли
Но, как солдат отрезанную руку
Мы чувствовали Родину вдали.

Ни злой закон, ни воля человека,
Не в силах были уничтожить нас.
И, проклиная злые ветры века
 Мы вновь вернулись, горцы, на Кавказ.

Я вышел как-то рано на рассвете
 Басхан шумел у подножья серых скал
В поношенном коричневом бешмете
 Седой балкарец камни целовал.

Алий Байзуллаев, 1958г. Турна ауз

Это стихотворение было основой, того, что мы называем песней «Об этом мне балкарцы рассказали»…

Стихи обнаружены в июле 1969 года в городе Нальчике, в доме по улице Тургенева, дом № 36, Михаилом Теммоевым.

 Михаил Теммоев, на сегодня один из первых исполнителей песни, он же автор музыки «Об этом мне балкарцы рассказали» в декабре 1969г.

География распространения песни: с. Кёнделен -1969 год с воспоминаний, тех, кто соприкасался с этой песней:
 Город Тырныауз – 1970 год, Даниял Хаджиев известный меценат и коллекционер картин художников;

 Поселок Терскол – 1970 год, Зариф Бапинаев, заслуженный артист РФ, актер балкарского театра;

Город Нальчик – 1970 год, Илияс Созаев, заслуженный артист КБР, известный радиоведущий;

Поселок Хасанья – 1972 год, исполнитель песни Казбич (Борис) Казаков, он же вместе с Тахиром Жансуевым впервые спел эту песню в селении Верхняя Балкария.

Я, Тетуев Хадис, как инициатор установления: Времени появления стихов, песни; Автора произведения; Автора первого исполнения; Географии распространения встретился, общался по телефону со всеми, кто, каким – то образом был заявлен в сопричастности к этой песне и самого стихотворения.

Сегодня – 13.02.2021 года, как и обещали, состоялась встреча и запись нашей встречи на кинокамеру. В скором времени надеемся, что вы сможете посмотреть нашу встречу и саму передачу. Песня, где присутствуют слова
 «В поношенном коричневом бешмете
 Седой балкарец камни целовал…»

В других вариантах целующих перрон или камни Стамбула, или вне истории Балкарии, все эти песни «новоделы».

Мы понимаем, что все представители разных народов переделавших эту песню и поющих под свой лад о своих народах, поют с чувствами сострадания к судьбе своего народа. Но это некорректно в отношении к исторической памяти балкарского народа. Песню «Об этом мне балкарцы рассказали», можно и следует считать народной, но всегда следует подчеркивать, что эту песню написали в Балкарии…

Автор, который взял в основу своего творения «Об этом мне балкарцы рассказали» стихи Алия Байзуллаева, пока нам не известен. Представляем вам первичный вариант стихотворения, обнаруженный в июле 1969 года Михаилом Теммоевым в г. Нальчике.

1. Стихи неизвестного автора

 Об этом мне балкарцы рассказали,
 Как исповедь сомнениями полна,
Была история полна печали,
 И в ней балкарцев боль отражена:

 « Да, было так, по страшному велению,
Нам приговор, тот не понятен был,
Бросали мы обжитые селения,
И на восток народ наш уходил.

Бессилен был кинжал, и мы молчали,
Но верность Родине всегда был наш ответ,
 Наши горы, полные печали,
 Смотрели долго, долго вслед.

Но нет, мы не забыли свой Кавказ,
И там его ещё сильней любили,
Но только очень многие из нас,
До возвращения так и не дожили.

 Забыв обиды, горечь и страдания,
Позор, перенесённый без вины,
 Тогда мы мертвыми вернулись из изгнания
Погибшими совсем не от войны

И верю я, что может быть в разлуке,
 В безысходной горестной тоске,
 Когда не смог он протянуть нам руки
Посеребрились Эльбруса виски…»

 И видел я, однажды на рассвете,
Когда пошел послушать песню скал,
В поношенном коричневом бешмете
 Седой балкарец камни целовал…

2. Один из вариантов исполнения песни: «Об этом мне балкарцы рассказали»

Об этом мне балкарцы рассказали,
 Как исповедь сомнения полна,
 Была история полная печали,
 И в ней Балкарии вся боль отражена:

 « Да, было так, по страшному велению,
 Нам приговор, тот не понятен был,
Бросали мы обжитые селения,
И на восток народ наш уходил.

 Бессилен был кинжал, и мы молчали,
 Но верность Родине всегда был наш ответ,
Нам наши горы, полные печали,
Смотрели долго, долго вслед.

Но не смогли забыть мы свой Кавказ,
И там его ещё сильней любили,
 Но только очень многие из нас,
До возвращения так и не дожили.

Смогли свою мы верность сохранить
Всё это можно было бы забыть
Простить обиды, горечь и страдания
Позор, перенесённый без вины,

Когда бы мёртвые вернулись из изгнания
Погибшие совсем не от войны
И верю я, что может быть в разлуке,
От безысходной горестной тоски,
 Когда не смог он протянуть нам руки
Посеребрило Эльбруса виски…»
 
И видел я, однажды на рассвете,
Когда пошел послушать песню скал,
 В поношенном коричневом бешмете
Седой балкарец камни целовал…»

«На Северном Кавказе многих событий, имеющих место в последнее время, удалось бы избежать, расскажи в свое время правдиво о том, что же происходило здесь раньше. Прошлое послужило бы предостережением на будущее. Ведь много из того, что мы наблюдаем в настоящее время в той или иной форме, в меньших масштабах, уже было. Седые вершины Кавказа видели и Чабанмахи, и Карамахи, и объявление суверенитета в рамках одного района и многое другое. Правды не стоит бояться, но, в то, же время, ее не стоит выдавливать мелкими дозами в угоду кому бы то, ни было.
Такая - правда, хуже откровенной лжи. Прошлое мстит за неуважение к себе: это те, брошенные предыдущими поколениями, грабли, которые успели покрыться опавшей листвой времени. Никто не гарантирован от того, что он на них не наступит. И еще: страшнее забвения только то, когда прошлым сознательно манипулируют, пытаясь использовать его фрагменты для настоящего и построения будущего…» Б.Б. Темукуев.

 Мир и радость Вам, живущие!

Хадис Тетуев, историк, 13.02.2021г.


Рецензии