Созерцание

РЕЧИ ОЛЬГЕРДА ЧЁРНОГО, ПОСЛЕДНЕГО СКАЛЬДА СЕВЕРА


Речь двадцатая

СОЗЕРЦАНИЕ

1

Поздней осенью,
Как настал мороз,
Я лесной тропой
Брёл, раздумывал.

Снег ещё не скрыл
Землю спящую,
Но искрилась та
Синим инеем.

Мёртвой тишиной
Был наполнен бор.
Зверь безмолвствовал.
Ветер меж ветвей
Не посвистывал.
Лишь мои шаги
Слабо слышались.

Множество цветов,
Неизвестных мне,
Вдоль тропы росло.
И бутоны их
Превратились в лёд.
Распуститься им
Не позволил хлад.

Я, замедлив шаг,
Загрустил тогда
О своих мечтах,
Тех, которые
Сбыться не смогли
По вине судьбы,
Ибо смертному
С ней не совладать…

Но затем опять
Начал я мечтать
И надеждою
Вновь утешился,
Ведь Господнее
Лето вечное
После Дня Суда
В этот мир придёт
И всё доброе
Светом воскресит.


2

Позднею весной
На рассвете я,
Словно в полусне,
Через тёмный дол
Осторожно шёл
Без дорог и троп.

Дыбилась во мгле
Рать валежника
Да кривых камней,
Преграждая путь
Слишком часто мне.
А живых дерев
Не встречалось там.
Только чахлый мох
Средь растресканных
Грязных пней бурел,
Будто драный мех.

И глазницами
Неких черепов
Представлялись мне
Норы чёрные,
Непонятно чьи.

Где-то вдалеке
Водопад гудел.
А вершины гор,
Окруживших дол,
Солнце, крадучись,
Разукрасило
Золотом своим.
И казалось, что
На высотах тех
Блещет чистотой
Мир совсем иной,
Вольный и святой,
Неподвластный тьме,
Злу и тлению…

Долго я блуждал
По долине той.
Много размышлял
О благих делах
Праведных людей,
Что свершили встарь
Восхождение
В Небеса Небес,
В Сокровенный Рай,
В Бездну Вечности…


3

После странствия
По местам глухим
На закате я
Пред собой узрел
Серокаменный
Многоглавый град.

Он был обнесён
Крепостной стеной
С чередой зубцов,
Меж которыми
Веера лучей
Рдяных, будто кровь,
Уходящий день
Ладно раскрывал,
Привлекая взгляд.

Ну а стражники
Заперли врата
Раньше, чем всегда,
Так что я опять
Не сподобился
Спать под кровлею.
Вдоль стены побрёл.
Кладка справная
У неё была.
Камни горные,
Сплошь огромные
Стерегли покой
Города сего.
Он же испускал
Сотни запахов.
То благоухал,
Словно Храм Творца,
То смердел, как труп
Не схороненный.

И порою ветр
Юго-западный,
Мерно веявший,
Приносил ко мне
Голоса людей.
Правда, разобрать
Слов я не сумел
И всё дальше шёл,
Вещи находя
Повреждённые.
Усмотрел сперва
Деревянный плуг,
Треснувший насквозь.
А затем в траве
Я заметил меч
Заржавевший весь
Да расколотый.
Напоследок же
Мне попалась там
Пара сломанных
Спицевых колёс.
И ступицы их
Были тёмными
От набившейся
Полевой земли.

Вновь я прошлое
Начал вспоминать.
Паче же всего
Те из дел своих,
Что дерзну назвать
Я угодными
Господу Христу,
Обещавшему
Благодетельным
Счастье райское…

Шаг за шагом я
Город не спеша
Обогнул в тиши.
А тем временем
Догорел закат
И на небосвод
Вечность вывела
Мириады звёзд,
Млечный Путь явив.

Я под ним тогда
Двинулся в поля.
Вышел на простор,
Глядя на восток…


4

В мире проклятом
Тысячи дорог
Я как тень прошёл.
И в конце концов
На утёсе стал,
Чтобы созерцать
Серо-синее
Море Севера.

Рокотал прибой,
Бил волнами в строй
Неприступных скал,
Кои пиками
Впились в толщу туч,
В низкий небосвод.

Чайки славили
Чудеса стихий,
По спирали мчась
Между водами
Громоносными
И суровою
Вотчиной китов…

Долго я стоял
На утёсе том.
Видел, как вдали,
Там, где горизонт,
Плыли корабли,
Паруса неся
Белоснежные.

Видел острова,
Воздевавшие
Башни светлые,
Столь блестящие
Да манящие,
Что хотелось мне
К ним немедленно
Вплавь отправиться.

Только суша та
И строения
Были, в сущности,
Порожденьями
Феи миражей,
Ведь они как дым
Не единожды
На моих глазах
Исчезали все
И являлись вновь.
Может, и ладьи
Были мороком.

Я тогда всерьёз
На утёсе том
Призадумался:
«Что же в жизни сей,
Втоптанной во грех,
Лишь мерещится,
А что вправду есть?»

И пробрал меня
Страх дурманящий.
Вся Вселенная
Вдруг помыслилась
Мне бессмысленной
Злой иллюзией.
И от этого
Многолетнее
Странствие моё
Враз представилось
Бесполезнее
Беготни кота
За своим хвостом.

Тяжкая тоска
Страх усилила,
Понуждая вниз
Броситься меня,
Чтобы плоть разбить
В пропасти сырой.

Но я Книгу Книг
Вспомнил вскорости,
И она благим
Словом Истины
Бред откинула
Да рассеяла.

Не забуду впредь,
Что обещана
Мне святая сень
Счастья вечного.

Мир же проклятый
Не мираж, не сон
И его насквозь
Вынужден, увы,
Человек пройти,
Беды претерпев.
Сам Творец о том
Возвещает нам
Чрез Писание.

Бог дал бытие
Всем, кого создал.
Он же был всегда.
Был и не прейдёт.


Рецензии