Но кто ударит тебя в правую щеку твою... - 13

"Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет
судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто
принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Мф.5:38-44)

****************************

      ПОЩЁЧИНА/ОСКОРБЛЕНИЕ ... ДУЭЛЬ/УБИЙСТВО.

"Но кто ударит тебя в ПРАВУЮ щеку твою обрати к нему и ДРУГУЮ...

Ударить в ПРАВУЮ щеку - оскорбить, нанести НЕСПРАВЕЛИВУЮ обиду, оклеветать, опорочить твою ПРАВДУ.
Обратить другую щеку - это не только перевести назревающий конфликт в другую
плоскость, но и одновременно с этим отвернуть правую щеку. То есть твоя правда
таким образом защищается.

Может показаться, что, получив пощечину, ты, проглатывая обиду и оскорбление, смиряешься с несправедливостью, клеветой, ложью. Не выглядит ли это так, что
ты соглашаешься с тем, в чём тебя обвинили?
Однако разве чересчур рьяная, агрессивная реакция не вызывает ли ещё большего
недоверия?

"Не подлежит сомнению, что УПРЁК ОСКОРБИТЕЛЕН лишь постольку поскольку он СПРАВЕДЛИВ: малейший ПОПАВШИЙ В ЦЕЛЬ намёк ОСКОРБЛЯЕТ гораздо СИЛЬНЕЕ,
чем самое тяжкое обвинение, если оно не имеет ОСНОВАНИЙ. Кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
уверен, что ни в чём НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ упрёка, тот может и будет СПОКОЙНО
пренебрегать ими."  / Артур Шопенгауэр/

То есть человек, которого незаслуженно оскорбили с намерением унизить, оклеветать,
в душе зная истинную правду, в которой он уверен, не станет бурно реагировать, возмущаясь, бросаясь в драку, желая оправдаться и немедленно доказать свою правоту.

"Поэтому ИСТИННОЕ САМОУВАЖЕНИЕ внушает нам отвечать на обиду полнейшим РАВНОДУШИЕМ, и если это за недостатком первого, не удаётся, то всё же УМ и ВОСПИТАНИЕ заставят нас высказать внешнее спокойствие и СКРЫТЬ наш гнев."
/Артур Шопенгауэр/

Но если обвинитель станет упорствовать, настаивая на своём и "захочет судиться
с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"... - то есть
предоставь ему свои доводы собственной правоты, а также и другие аргументы и
факты, наличествующие в обществе.

А если потребуется, - следует ознакомиться с деяниями самого обвинителя, и не
только с теми, которых он не скрывает, но и с теми, о которых он не очень распространяется:
"И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два".
Бежать же за ним следом со своими доказательствами не стоит.

Но провокационная пощёчина манипулирует намерениями оскорбленного человека,
заставляя его отвечать так, как он того не желает.

"Однако принцип чести требует, чтобы он высказал отсутствующую у него
восприимчивость к таким упрёкам и жёстко МСТИЛ бы за оскорбления, которые
его нимало НЕ ЗАДЕВАЮТ". / Артур Шопенгауэр /

Почему такое происходит? За кого себя человек считает?

"Очень НИЗКОЕ МНЕНИЕ о своей сущности имеет тот, кто старается заглушить всякое изъявление скептического к ней отношения". /Артур Шопенгауэр/

Получается, что человек низкого мнения о себе, готов на убийство, чтобы возвысить
это мнение не только в своих глазах, но и в глазах общества?


"Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ". /Артур Шопенгауэр/

ПРОВОКАЦИЯ/МАНИПУЛЯЦИЯ - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО/ГОРДЫНЯ -
БЛАГОРОДСТВО/ПОДЛОСТЬ - СОСЛОВНОЕ НЕРАВЕНСТВО/РАБСКОЕ СОЗНАНИЕ - СПРАВЕДЛИВОСТЬ/НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ - ОБЩЕСТВЕННОЕ ОСУЖДЕНИЕ/ БОЯЗНЬ
ПОТЕРЯТЬ ЛИЦО - ЧЕСТЬ/БЕСЧЕСТИЕ - ДУЭЛЬ/УБИЙСТВО.

Между пощечиной, оскорблением и дуэлью, убийством обнаруживается целый клубок
внутренних противоречий...

Где же разгадка, распутывающая этот клубок лжи и абсурда. По всей вероятности, её следует искать здесь: "Вы слыхали, что сказано: око за око и зуб за зуб..."
Хотя именно это упоминание Христа выдаётся кому-то основной загадкой: какой смысл Иисус вкладывал в эти слова? Почему он призывает их вспомнить?

"И сказал Господь Моисею, говоря:
Выведи ЗЛОСЛОВИВШЕГО вон из стана, и ВСЕ СЛЫШАВШИЕ пусть положат РУКИ СВОИ
на ГОЛОВУ ЕГО, и всё общество побьёт его камнями.
И сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога Своего, тот понесёт ГРЕХ СВОЙ.
И хулитель имени Господня ДОЛЖЕН умереть, камнями побьёт его всё общество.
Пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, ПРЕДАН БУДЕТ смерти.
Кто УБЬЁТ какого-либо человека, тот ПРЕДАН БУДЕТ смерти.
Кто убьёт скотину, ДОЛЖЕН ЗАПЛАТИТЬ за всё, скотину за скотину.
Кто сделает повреждение на теле человека, так и ему ДОЛЖНО СДЕЛАТЬ ТО ЖЕ, что
он сделал.
Перелом за перелом, ОКО ЗА ОКО, ЗУБ ЗА ЗУБ: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему ДОЛЖНО сделать.
Кто убьёт скотину, ДОЛЖЕН заплатить за неё, а кто убьёт ЧЕЛОВЕКА, того ДОЛЖНО
предать смерти.
ОДИН СУД должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо
Я Господь, Бог ваш". (Левит 24:13-22)

Этот наказ Отца, данный Моисею, который должен был вывести свой народ из
египетского рабства, предварял оглашение заповедей на горе Синай, составлявших
собою Закон Божий для всего человечества.
Этот наказ, определяющий понятие справедливости Суда Божьего которое должно было
стать основополагающим и для суда человеческого...
Когда главные обвинители, доводящие до общества необходимость осуждения
преступившего  закон, должны не убивать и не наносить вред здоровью, но защищать голову виновного, спасая его ДЛЯ Суда Божьего.
В то же время обвинители должны поручиться за обвиняемого, приняв часть его вины
на себя, тоже подставляясь под удары осуждающих камней, то есть нести
ответственность перед обществом за свои действия, за голову несчастного осуждённого,
за его жизнь, данную Богом и равноценную всем остальным жизням человеческим.

Да, преступление не должно оставаться безнаказанным, однако осуждение его не
должно убивать, но, вразумляя, спасать заблудшую голову, предоставляя Богу
наставлять её на путь истинный, даже несмотря на грех, заслуживающий смерти.

Да, грешник, преступивший Закон Божий, должен умереть; но должен умереть и
всякий, получивший свою жизнь в дар от Отца своего, и потому смерть свою, то
есть прекращение этой жизни, человек остаётся должен Богу.
И только Он имеет право взыскать с каждого этот долг.
Когда и как произойдёт расплата за грехи всякого отдельного раба Божьего, решать
Ему Самому, а не человеку, которому оставлена заповедь "не убий". И за нарушение
её тоже последует расплата, когда придёт время предстать перед Ним.
Потому каждому нужно думать об искуплении своих грехов, ибо нет никого, кто не
в долгу перед Отцом Небесным.

Однако в самонадеянности своей, подчиняясь рабскому сознанию от лукавого, человек
внял наказу о справедливости Божьего Суда иначе, оставив себе право лишать жизни
себе подобных по своему усмотрению.

"Следует снять с высших классов  ГНЁТ СОЗНАНИЯ, что каждый в любой момент
может быть вынужден заплатить здоровьем или жизнью за дикость, грубость, глупость
или злобу того, кому заблагорассудится, выместить их на нём". /Артур Шопенгауэр/

А может быть следует снять с человека гнёт сознания необходимости наличия высших
и низших классов? Гнёт рабского сознания, допускающего неравноценность жизней
людских - так называемое сословное неравенство, допускающее возможность наличия
в обществе рабов и господ? Допускающего именно неравноценность жизней...

Речь не идёт о каком-либо неравенстве вообще, потому что между собой люди
изначально, от рождения уже не равны - кто-то умнее, кто-то талантливее, кто-то трудолюбивее; кто-то скуп, кто-то щедр, кто-то ревнив, завистлив и злобен, а
кто-то добродушен и дружелюбен...

Люди не равны своей душевной наполненностью. Но цена их жизней одна. Жизни человеческие равноценны перед Богом...и потому они ценны, бесценны для каждого.

Откуда же взялись противоречия в понятии справедливости Суда Божьего и суда
людского?
Каким образом слово - злословие, оскорбление, клевета, ложь - обернулось
убийством? Каким образом благородство и подлость встали в один ряд?

"Происхождение рыцарской чести и дуэли надо приписать не религии, а феодальному
строю, при котором каждый благородно рождённый смотрел на себя как на маленького государя, не признавая над собой никакого человеческого судьи.
Дуэли возникли из ОРДАЛИЙ и являются следствием принципа чести. Кто не признаёт никакого человеческого суда, тот обращается к божественному суду."
/Артур Шопенгауэр/

ОРДАЛИИ (от англо-сакс. ordal - приговор, суд; лат.judicium Dei - суд Божий) -
в средние века судебный процесс, производимый в тех случаях, когда исчерпывались
все обыкновенные средства суда с системой судебных доказательств, принятых в
Западной Европе.

При наличии доноса судебные чиновники получали право арестовать одновременно и обвинителя и обвиняемого. Их вызывали на заседание суда, где после оглашения
обвинения ответчик либо сразу признавался в содеянном преступлении, либо отрицал
свою вину и требовал проведения ОРДАЛИИ - физического испытания, которое
доказало бы его невиновность.
И тогда окончательное решение по делу формально выносили уже не судьи. И даже
не светские чиновники, и не представители церкви, участие которых при проведении
ордалии было обязательным - они лишь выступали как свидетели так называемой
Божьей воли.

Наиболее распространенными были односторонние ордалии: когда обвиняемый мог предложить суду испытать его каленым железом, которое он должен был подержать
в руке. И если через три дня на коже человека не оставалось никаких следов ожога, испытуемый признавался невиновным. При ордалии кипятком, расчёт был на
подобный же эффект.
При испытании холодной водой обвиняемого опускали связанного в ближайший водоём.
Если человек начинал тонуть, его объявляли невиновным. Языческими представлениями
это обосновывалось так, что вода не принимает в себя ничего лишнего, нечестивого.

В отдельную группу выделялись ОРДАЛИИ чудом. К примеру, считаталось, что на
целование креста в церкви, а также посещение могилы святого может отважиться
только невиновный.

Также в церкви проводились двусторонние ОРДАЛИИ крестом, когда обвинитель и обвиняемый должны были встать друг против друга рядом с распятием и поднять над головой руки. Тот, кто опускал их первым, считался проигравшим. Отсюда пошло выражение "опустить руки", то есть сдаться раньше времени.

К СВОБОДНЫМ людям в средневековой Европе применяли обычно присягу и судебный поединок. Остальные виды ордалий применялись к НЕСВОБОДНЫМ, за которых не
хотели присягать их господа; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не
находили себе заместителя; к свободным гражданам, которые не могли найти себе поручителя.

Традиционно вид двусторонней ОРДАЛИИ предполагал судебный поединок, на котором
с оружием в руках сражались противоборствующие стороны или их законные
представители ("чемпионы"). Если побеждал обвинитель, ответчика ждала неминуемая
кара. В противном случае доносчик сам оказывался в роли преступника и его судили
за лжесвидетельство.

На протяжении всего средневековья судебный поединок оставался одной из самых распространённых ордалий на всей территории Европы.
Со временем ордалии стали выходить из употребления и вместо них были введены
пытки.

Возрождение ордалий в форме испытаний холодной водой пришлось на период "охоты
на ведьм".
Также нововведнением в ту пору стало взвешивание ведьм, которое, также
как и в случае ордалии холодной водой, основывалось на вере в то, что ведьма,
имевшая сношение с дьяволом, теряла свой естественный вес.
Окончательно ордалии, то есть так называемые суды Божии, на Западе вышли из употребления в середине XVIII века.

Древнерусские обычаи крестного целования и бросания жребия присутствовали в
судебной практике ещё в XVI веке. А традиция не вешать повторно человека,
сорвавшегося с виселицы, была законодательно отменена лишь при Петре I.










 


Рецензии