Несостоявшийся Квумпарь

   Мысли о самосовершенствовании и карьерном росте не давали Александру покоя.  Его нынешнее положение никак не удовлетворяло его. Всё что он мог освоить по своей должности, он уже освоил в совершенстве, а для того, что бы расти по служебной лестнице, необходимо было иметь офицерское звание. Он твёрдо решил получить высшее образование и стать офицером.

   Существующие порядки не позволяли сделать это быстро – для получения разрешения поступать в высшее военное училище, необходимо было отслужить в воинском звании «мичман» не менее трёх лет. Естественно нужно было иметь безупречный послужной список, отменное здоровье и сдать вступительные экзамены на общих основаниях. Никаких привилегий мичманам при поступлении не предоставлялось. Александра нисколько это не пугало – он в течение последних двух лет усиленно готовился к поступлению и был готов пройти все испытания.

   Когда подошел срок для подачи рапорта, встал вопрос – в какое училище подавать документы. Вот здесь возникла дилемма. Александр хотел продолжить службу по своей специальности – военного связиста, и намерен был подавать документы в одно из высших военных училищ связи – в Ленинградское или Ставропольское. Но вмешались политработники – они очень активно стали его убеждать поступать в высшее военно-морское политическое училище в Киеве. По их мнению, в этом был резон – Александр отлично зарекомендовал себя по службе, считался одним из лучших мичманов части, был избран заместителем секретаря партийного бюро части, депутатом местного сельского совета, умело работал с личным составом  подразделения.

   Замполиты считали, что в будущем из него получится хороший политработник, поэтому для достижения своей цели подключили сотрудников политодела, даже вызывали на собеседование к адмиралу – начальнику политотдела Беломорской военно-морской базы. В те годы политработники находились в особом – привилегированном положении в армии. В конце концов, Александр согласился с их доводами и подал рапорт на поступление в Киевское высшее военно-морское политическое училище (КВВМПУ) – единственное военно-морское политическое училище. Училище считалось элитным, и окончить его считалось большой удачей.

   Через какое-то время его, вместе с такими же кандидатами от Беломорской ВМБ, направили в училище на месячные подготовительные курсы. На время следования  Александра, как старшего по воинскому званию, назначили начальником команды, в состав которой входили восемь старшин и матросов из воинских частей, кораблей и подводных лодок. До училища, вернее до учебного лагеря, добрались благополучно.
  Лагерь находился в красивом месте – в сосновом бору на правом берегу  Киевского водохранилища рядом с деревней Лютеж. Во время Великой Отечественной войны здесь располагался знаменитый Лютежский плацдарм, отсюда началось освобождение Киева.
Разместили кандидатов в одноэтажных деревянных  казармах.
 
   Первое, что не понравилось Александру то, что всех кандидатов – матросов и мичманов разместили в одной казарме. Среди матросов и старшин были те кто уже заканчивал службу, но были и выпускники Суворовских и Нахимовского училищ, солдаты из сухопутных частей. Для мичманов (а их в роте было десять человек) ни каких особых условий не предусматривалось, хотя они имели право на отдельное проживание. Александр решил, что это временные трудности и не стал из этого делать трагедию – со временем всё встанет на свои места – подумал он.
 
   В учебном лагере всё было подчинено подготовке кандидатов к вступительным экзаменам – ежедневно проводились занятия, консультации. Александру это было интересно, он хорошо подготовился по всем предметам, но ещё раз повторить материал было не лишним. Он с удовольствием помогал другим ребятам, которые приехали поступать не с такими твёрдыми знаниями. За счёт такого отношения быстро завоевал авторитет среди моряков своего взвода - они с уважением относились к нему.

   По иному складывались его отношения с командиром роты – тридцати двухлетним старшим лейтенантом. У этого офицера было особенное отношение ко всем мичманам – он их ненавидел всеми фибрами своей души. Получилось это из-за того, что в его службе был эпизод, из-за которого он серьёзно пострадал. В учебной роте, которой он командовал, у одного мичмана была беременная жену "на сносях". Мичман, естественно, переживал за неё. В какой-то момент она позвонила мужу через дежурного и попросила срочно приехать домой. Занятия уже закончились, поэтому мичман обратился к командиру роты с просьбой отпустить его с самоподготовки домой к беременной жене. Старлей отказал, сославшись на то, что время убытия домой для мичманов определено распорядком дня, а оно ещё не наступило. Мичман пытался объяснить, что  жена вот-вот должна родить, что она звонила и просила срочно приехать. Никакие аргументы командира роты не убедили, тогда мичман сказал, что все равно уйдет домой. Командир роты ничего лучшего не придумал, как посадил мичмана в канцелярии под арест, выставив у двери часового с оружием из числа курсантов.

   Мичман, понимая, что офицер поступает противозаконно, из под ареста сбежал. Придя домой и, увидев, что жена собралась рожать, он вызвал скорую и отправил жену в роддом. Сам же позвонил начальнику училища и обо всём обстоятельно доложил. К утру, жена мичмана благополучно родила, а в училище разразился скандал – командира роты от должности отстранили, назначив с понижением. О присвоении очередного воинского звания «капитан-лейтенант», которого он очень ждал, ему пришлось забыть надолго. Вот он и затаил обиду на всех мичманов, считая их виновными во всех своих бедах. При любом удобном случае не отказывал себе в удовольствии хоть чем-нибудь да уколоть мичмана.

   Так получилось и с Александром. Первый конфликт возник из-за того, что старлей пытался заставить Александра мыть полы тряпкой в кубрике вместе с матросами и солдатами. Александра это оскорбило, мыть полы он отказался, при этом спокойно объяснил офицеру, что полы он мыл в течение двух лет, будучи курсантом, а сейчас он уже не в том положении. Командира роты это «заело» и он по поводу и без повода стал «прихватывать» Александра.

   Месяц пролетел быстро. Начались вступительные экзамены.  Александр объективно оценивал свои шансы, он был уверен в своих силах и считал, что в училище он поступит. В одну из поездок в Киев он даже подыскал квартиру для проживания семьи после поступления. Экзамены Александр сдавал успешно - сдав три из четырех, он набрал четырнадцать баллов. Оставался последний экзамен по географии. География ещё со школьных времён была его любимым предметом. Более того, уже, будучи в училище, он по просьбе преподавателя часто проводил консультации по географии в своей роте.

   А этим временем отношения с ротным всё больше накалялись. Понимая, что Александр вступительные экзамены сдаст успешно, старлей начал целенаправленно готовить почву для того, чтобы Александра «зарубили» на мандатной комиссии, как недисциплинированного мичмана. С этой целью он даже наказал Александра перед строем за не отдание воинской чести одному из его товарищей, такому же старлею, хотя на территории лагеря честь отдавали только старшим офицерам. Как-то один на один он пригрозил Александру, что всё ещё впереди, и он займётся им, как только начнётся курс «молодого бойца» после экзаменов.

   Александр и не только он, за этот месяц на себе почувствовали, какая атмосфера царит в училище в отношении мичманов, поэтому они понимали, что учиться им в такой атмосфере будет сложно. Последней каплей, переполнившей чашу терпение, стал случай в курилке.

   Накануне, в лагерь на катерную практику прибыли курсанты третьего курса. Поселили их в соседней казарме, курилка была общая. В один из перекуров произошёл конфликт между одним из мичманов-абитуриентов и курсантами-третьекурсниками. Мичман, зайдя в курилку, где сидели и абитуриенты и курсанты спросил без «задней мысли»: «Мужики, кто угостит сигаретой?» Со стороны курсантов раздался возмущённый высокомерный возглас: «Это где ты видишь мужиков, мичман? Здесь сидят без пяти минут офицеры. Тебя, видимо не научили поведению в приличном обществе».

  Мичман был уже достаточно опытным, поэтому на провокацию не поддался и сдержал себя, хотя ему это очень не понравилось.  Среди присутствующих завязалась дискуссия, в ходе которой курсанты проявили себя  с крайне негативной стороны. Такого наглого поведения, такого высокомерия Александр не встречал ранее. Курсанты «кичились» тем, что они будущие политработники - особая каста на флоте, что они самые главные, а все остальные – «быдло». Для Александра и его товарищей-мичманов это стало шоком. Они не понимали, кто им это вбил в голову, и вообще, как такая «мразь» может быть политработниками и что будет, когда они окончат училище и придут на корабли и в части.

   Вечером, мичмана уединились и решили обсудить ситуацию, которая никому не нравилась. Все понимали, что долго так продолжаться не может, всё кончится печально – кто-то из мичманов не сдержится и тогда может произойти большой скандал. К обсуждению присоединились и остальные мичманы роты. Некоторые из них уже сталкивались с подобными ситуациями, а один мичман- абитуриент, который служил в училище, рассказал, что в училище такое поведение курсантов обычное дело, их так здесь воспитывают – прививают мысль об исключительности политработников. «Мичманов здесь ненавидят и унижают, кто, как может, получить защиту или найти справедливость практически невозможно» – с горечью заявил он.

   Александр серьёзно задумался над тем, что услышал, а также над своим теперешним положением. Он понимал, что в таких условиях учиться здесь не сможет – ему не позволят гордость и его характер. А что делать? Экзамены практически сданы, географию он в расчёт не брал. Написать рапорт об отчислении – навлечь на себя такую бурю негодования командования, что  мало не покажется. Партбилет придётся положить на стол, а о дальнейшей карьере военного забыть навсегда. Так всё же, как быть? Что делать, ведь завтра экзамен, а там мандатная комиссия. Решать нужно сейчас, завтра будет поздно. Посоветовавшись, с друзьями: Юрой – мичманом с атомохода из Гаджиево и Олегом из Кронштадта, Александр для себя решил, что поступать не будет. Его друзья были настроены также категорично – решили утром написать рапорта на отчисление, а там будь что будет.

   Если Александр и Олег были «простыми грешными» и в случае отчисления их ждут неприятности лишь по служебной и партийной линии, то Юрий был ещё и зятем начальника политотдела флотилии атомных подводных лодок и его, в училище направляли не для того, чтобы он показывал свой характер, а для того чтобы стал офицером. Поэтому, помимо служебных неприятностей,  его ждут ещё и очень серьезные семейные разборки. Так что подумать было над чем.
 
   Учитывая все возможные последствия принятого ими решения, они всё же решили поговорить с командиром роты. А вдруг всё это неправда, или временные трудности…

   После вечерней поверки они втроём подошли к ротному и предложили поговорить, на что тот согласился. Друзья спокойно рассказали офицеру о дневном конфликте с курсантами и поинтересовались – насколько такое поведение курсантов распространено в училище. Старлей не стал лукавить и рассказал, что в училище такая норма поведения, в некоторой степени она даже поощряется, так как воспитывает у курсантов уверенность в себе, гордость за принадлежность к когорте политработников. Для мичманов в училище никаких послаблений не делается, все находятся на казарменном положении, кроме тех, у кого в городе живут семьи. Отпускают их на ночь после вечерней поверки.

   Друзья поняли, что последние их надежды растаяли, как утренний туман, больше надеяться было не на что. Какая обстановка ожидает их после поступления, они чётко уяснили, и это для них было неприемлемым. Александр первым сказал ротному, что он решил написать рапорт на отчисление, его друзья заявили об этом тоже.

   Для ротного такое заявление сразу трёх мичманов оказалось громом среди ясного неба. Он не на шутку испугался – только затих скандал с тем мичманом, которого он незаконно посадил под арест, как новая напасть…. У него только-только  замаячила перспектива назначения на должность командира учебной роты, и, следовательно, присвоения очередного воинского звания, как тут такой сюрприз. Видно было, что
он растерялся, начал отговаривать мичманов, говоря, что у них будут очень большие проблемы, если они добровольно откажутся от поступления. Это будет воспринято, как бунт, как оскорбление института политработников – все мечтают о том, чтобы попасть в это училище и получить престижную профессию, а вы не желаете…. Он говорил, что им никто этого не простит. "Вас по партийной линии накажут, а то и вовсе исключат. В общем, это не тот вариант, который вам нужен» – сказал он.
 
   Оправившись от первоначального испуга, ротный предложил свой вариант: «У вас завтра экзамен по географии, так вот вы сделайте так, чтобы вам поставили неуд. Тогда вас отчислят, как не сдавших экзамен. Неприятно, конечно, но зато добьётесь своей цели малой кровью». Так и решили, договорившись, что об этом будут знать только присутствующие при разговоре. Огласка с таким раскладом никому не нужна. На том и разошлись.

   Всю ночь Александр не мог уснуть – его мучили сомнения: «А правильно ли я поступаю? А что я скажу в части?» В голове прокручивал различные варианты своей дальнейшей судьбы. Перед глазами прошла вся его предшествующая служба. Было обидно, что не устоял перед уговорами замполита, что подал документы сюда, а не в училище связи. Скорее всего, второй попытки поступить в училище у него уже не будет, и ему придётся из армии уволиться. Видимо офицером стать ему не суждено, а служить в качестве мичмана всю жизнь он не сможет, несмотря на то, что он уже заслужил определенный авторитет в коллективе, его ценят и уважают в части, как специалиста, как человека. Но и дороги назад уже нет – он понимал, что не сможет стерпеть унижений – обязательно сорвётся.

   То, что он не смирится с таким отношением к себе, для него стало ясно ещё после первого разговора  с ротным, когда тот сказал: «Единственную привилегию, которую я могу вам предоставить – определить место для сна на нижнем, а не на верхнем ярусе кроватей».  Александр тогда сдержался, но слов ротного не забыл….

   «А что я скажу жене? Ведь она надеется, что я поступлю, и мы уедем из этой дыры. Где и как мы будем жить дальше?» – не давали мысли покоя, голова «шла кругом». Так, ни разу не сомкнув глаз, под утро, он пришёл к выводу, что решение принял правильное. «Лучше сейчас остановиться, чем потом жалеть о том, что не решился сделать этот шаг», – сделал он заключение, и на душе сразу стало легко и спокойно.

   Наступило утро. Встретившись, друзья поделились своими мыслями, оказалось, что они тоже не смогли уснуть всю ночь. Так же как и Александр, его друзья твёрдо решили возвращаться домой. Теперь их мысли были заняты другим – как быстрее «отстреляться» на экзамене и уехать домой. Всё то что окружало их, теперь казалось чужим и противным, хотелось поскорее убраться отсюда.

   Экзамен проходил в аудитории на шлюпочной базе на берегу Днепра. Погода была прекрасная, что добавляло друзьям настроения и решительности. Александр, как всегда зашёл на экзамен в первой пятерке. Взяв билет, он сел за стол и начал изображать, что готовится к ответу. Выждав, когда наступит его очередь отвечать, он подошёл к столу преподавателя и, не привлекая внимания, сказал: «Я не готов отвечать». Преподаватель был гражданский, тот,кто иногда поручал Александру проводить консультацию. Сначала он не понял, что сказал Александр и переспросил: «Что вы сказали?» Александр повторил, что не готов отвечать. Теперь преподаватель не мог поверить своим ушам и понять в чём дело. Предложил сесть за стол и ещё подготовиться. Поняв, в конце концов, что Александр отвечать на билет не намерен, он сказал: «Вы же понимаете, что я вынужден поставить вам двойку?» Александр сказал, что понимает. Тогда преподаватель, взяв зачётку, поставил 2 (два) и расписался, при этом сказав: «Очень жаль. Очень…».

    Всё это происходило в спокойной обстановке, никто не заметил произошедшего, кроме Олега, который уже сидел за столом и готовился к ответу. Он всё слышал и решил действовать также.

   Выйдя из аудитории, Александр, с чувством исполненного долга, стал ждать друзей. На вопросы моряков ответил, что всё нормально, а те поздравляли его с пятёркой, ибо ни у кого не было сомнений в том, что он получит какую-то другую оценку. Через несколько минут вышел улыбающийся Олег и дал знак, что получил тоже двойку. На душе у Александра стало спокойнее, подумалось: «Ну, слава богу, не один я такой».

   Юрий был в другой группе, она сдавала экзамен в соседней аудитории. Он с нетерпением ждал результатов от Александра и Олега, а  когда узнал – сразу ринулся в аудиторию и с порога заявил: «Я отвечать не буду!» На его несчастье экзамен принимал начальник кафедры – капитан 1 ранга, причём хороший знакомый Юриного тестя. Заподозрив что-то неладное, каперанг начал «пытать» Юрия о причинах отказа. Не получив вразумительного ответа, стал нервно высказывать ему своё неудовольствие, упрекать в безрассудстве и безответственности. Двойку Юрию он всё же поставил…

   Собравшись втроём, друзья уже не скрывали того, что не сдали экзамен. Это известие стало полной неожиданностью для старшин и матросов группы. Многие не верили в произошедшее, были в растерянности. Ведь и Олег и Александр были не просто абитуриентами, но и их командирами, Олег – командиром группы, а Александр его заместителем. За этот месяц моряки привыкли к мичманам, даже сдружились, часто обращались за советом, относились к ним с уважением. Узнав эту новость, они как-то сразу поникли, понимая, что их мичманов теперь отчислят. Со стороны казалось, что моряки после этого известия осиротели…

   Характерен такой эпизод – к Александру подошёл Алексей – комсорг группы, старшина 2 статьи с подводной лодки из Северодвинска. Они были земляками – оба родом с Кубани. Видно было, что Алексей особенно расстроен, в какой-то момент его голос задрожал, а в глазах появилась тоска. Он понимал, в чём дело, и это понимание его угнетало.  «Как же так, товарищ мичман? С кем же мы останемся? Кому же, как не Вам, быть замполитом?»

   Расстались тепло, и Александр, и Олег успокоили ребят, сказав им: «Это наше личное дело, никакого отношения к коллективу оно не имеет». Пожелали всем успешно сдать экзамены, поступить в училище, окончить его, а в дальнейшем хорошей службы.

   С отъездом проблем не возникло. В штабе к Александру подошёл полковник – нештатный ротный замполит, назначенный на время сборов из числа преподавателей. Он не стал расспрашивать о причине, сказал, что понимает, в чём она и дал Александру вот такой совет: «Вы на следующий год обязательно поступайте в училище - в командное. Из Вас выйдет хороший командир». Пожал руку и пожелал удачи.
   
   Вот так окончилась для Александра эпопея под названием «Хождение в Квумпари»*.

   А к совету полковника Александр прислушался… На следующий год поступил на заочное отделение Калининградского высшего военно-морского училища по специальности "радиосвязь". Через пять лет успешно его окончил, и уже через десять лет стал командиром большой отдельной воинской части, а ещё через три года  ему было присвоено воинское звание "капитан 1 ранга" досрочно.

   Но это было чуть позже и это уже совсем другая история.


_______
* Квумпари – негласное название выпускников Киевского высшего военно-морского политического училища (КВВМПУ)


Рецензии