Об одиночестве в толпе

   Опубликовал эту статью незнакомого мне автора исключительно из-за очень важной затронутой автором темы. К тому же, надеюсь, что мои реплики на комментарии читателей этой статьи будут в какой-то мере интересны тем моим читателям, кто входит в непростую "полосу одиночества".



                Почему на Духовном Пути не бывает друзей.

   "- Мне кажется мы друг другу не подходим.- А что делать? Другим мы не подходим еще больше".

   Люди в большинстве своём не любят одиночества.  Им хочется делиться своими переживаниями, выражать чувства и обсуждать новости. Это до некоторой степени можно считать потребностью, не удовлетворив которую, люди испытывают дискомфорт и страдание.
   То, как людям нравится общаться, стало очевидным по росту и популярности социальных сетей в интернете. Для многих общение становится привычкой, которую трудно отличить от  зависимости.   Здесь и питание для эго – «я нравлюсь людям, представляю для них интерес и, соответственно, не являюсь никчёмной личностью»; кроме того, общение несёт в себе некую таблетку от страха – «я не одинок, и мне есть к кому обратиться в любой трудной ситуации, поэтому я защищён…». Это всё, конечно, иллюзии, но они помогают людям более-менее сносно продолжать жить.
   Потребность в общении автоматически переносится в духовный поиск. Она имеет под собой основания – как искать Путь, не расспрашивая о нём тех, кто уже нашёл его?  Есть также необходимость обсуждать с кем-то свои опыты с практиками, своё понимание духовных истин и многое другое. Всё это необходимо и полезно в поиске и духовной работе. И не было бы в этой ситуации никаких проблем, если бы люди не увязывали потребность в общении с потребностью в близости.
   Потребность в близости, в слиянии с кем-то, ещё возникает как следствие чувства отделённости, ограниченности и слабости. Близость насыщает и не менее важную нужду в том, чтобы тебя приняли таким, какой ты есть, а также потребность во внешнем и внутреннем тепле. Поскольку близость подразумевает понимание людей друг другом, то именно общая вера делает подобное понимание возможным. Многие начинают поиск вместе с друзьями, которые, как и положено друзьям, становятся единомышленниками. Вместе, что называется, и легче, и веселей. Это вполне нормально, да и не бывает по-другому – даже если поиск начат в одиночку, в процессе его обретаются приятели, единомышленники и друзья.
   Естественно, что всем им кажется, что совместное начало пути должно обеспечивать и совместное его прохождение, но это никогда не становится реальностью на практике.  Причин тому несколько.
   Во-первых, при видимой общности целей всегда остаётся разница в силе мотивации и истинном её содержании. Шаг за шагом друзья нередко расходятся и в обычной жизни, а в духовном поиске это происходит почти неизбежно.  Познавая себя, люди начинают ясно осознавать свои истинные желания, что нередко уводит их в сторону, совершенно противоположную духовному пути, к исполнению того, чего им на самом деле хочется.
   Во-вторых, разность мотиваций подчёркивает разность имеющегося духовного потенциала, который, хочешь не хочешь, будет влиять на скорость роста и продвижения по Пути. Дружба как бы делает людей равными, а духовная работа подчёркивает их неравенство. В ней оно становится очевидным, потому что разница в опыте, понимании и психологической зрелости довольно быстро создаёт барьеры в общении на духовные темы. То есть продолжать дружить можно, если при этом не касаться главных, по сути, тем – разговаривать о погоде, политике или книгах. Впрочем, тому, кто продвинулся, это вскоре становится неинтересным.
   При том, что всеми познавшими признаётся одинаковая природа человеческого сознания и в этом все люди равны и равноценны, на Пути к Истине проявляется их неравенство. Любой, кто продвинулся дальше тебя, может быть твоим учителем, может помочь тебе продвинуться так же.
   Из этого возникает принцип духовной иерархии, в которой обозначается тот факт, что на Пути есть люди более высокого духовного уровня, чем ты. Игры в равенство здесь не проходят, потому что это будут игры эго, не желающего учиться, а желающего, чтобы с ним разговаривали как с достойным и равным.
   В наши прекрасные времена, когда равенство сделалось навязчивой идеей, пребывать в положении ученика становится всё сложнее. Поэтому, возможно, мы и не видим теперь никаких иерархий, потому что нет в них никакой потребности – ведь Бог един, Путь един, люди равны, а благодать можно купить на курсах по приобретению благодати.
   Тут, конечно, сразу же возникает вопрос – а что же такое этот самый Путь? Строго говоря, Путь характеризуется целью – то есть описанием текущего состояния человека и тем, как оно может быть изменено с помощью рекомендуемых практик.  То есть начальной точкой Пути является то состояние, в котором ты находишься здесь и сейчас, а конечной – совершенно иной уровень бытия.
   Бесполезно говорить людям: примите себя такими, как есть, потому что вы уже просветлённые. Такие, как есть, люди являются несчастными невротиками, не знающими что делать с собой и своей жизнью. И когда человеку предлагается осознать себя просветлённым, то ему ничего не остаётся, как начать фантазировать на эту тему и играть для себя и окружающих роль просветлённого согласно своим представлениям о том, каким он должен быть. Подобные товарищи встречаются сплошь и рядом.
   Итак, равенство на духовном Пути есть вещь условная, фактически же тот, кто продвинулся дальше своих товарищей, объективно отличается от них в смысле уровня реализованности.
   В мистических орденах существует понятие братства, в котором все искатели объединены духовной работой подобно братьям одной семьи. А братья отличаются друг от друга и возрастом, и опытом. Так устраняется проблема дружеских связей и сохраняется правильное отношение к работе.
   Остаётся, однако, ещё желание близости. Многим искателям хотелось бы идти по Пути не в одиночку, а с партнёром – мужем, скажем, или женой. Есть представления о том, что такой Путь был бы особенно мил и приятен. Первое заблуждение, которое есть в данном представлении, – что идти можно рука об руку, по уже описанным выше причинам. Второе и самое пагубное заблуждение заключается в том, что можно сохранять близость хоть с кем-нибудь, продолжая при этом духовно расти.
   Истинный Путь приводит к близости с Богом. Искатель ищет этой близости, этого откровения и слияния, любая другая связь не может оставаться в его сердце, иначе он ничего не достигнет. Привязанность к человеку, к близости с ним – это такая же привязанность, как и любая другая, она как якорь держит человека в этом уровне Бытия, не позволяя открыться каким-то другим. Желание близости – такое же точно желание, как любое другое, со всеми вытекающими последствиями и всплесками бессознательности.
   На Пути к Богу человек всегда остаётся один. В какой-то момент это одиночество может начать душить его, но когда он преодолеет этот этап, то уже не будет один. Появится переживание присутствия Того, Кто насыщает любую потребность и утоляет любую нужду.  Поэтому по духовному Пути невозможно идти скопом и поэтому путей существует столько же, сколько есть на Земле людей. Хотя при всех индивидуальных особенностях личных путей они все подчинены общим законам, по которым только и происходит духовная трансформация человека.
   Искателю всегда приходится внутренне оставить людей, освободив своё сердце от привязанностей к ним, причём неважно, кто это – родители, друзья или всё страдающее во тьме человечество. Тогда, спустя время, он сможет вернуться к ним изменённым. Тогда его свет и покой смогут принести им куда большую пользу, чем постоянное беспокойство о том, как они себя чувствуют и всё ли у них хорошо.
   Искателю придётся оставить и привязанность к себе – к телу и прочим составляющим своей личности. Тогда Путь станет открытым для него и дорога не будет длинной. Ведь если нет привязанности к себе, то не будет и одиночества, зато Истина предстанет перед его очами во всём своём великолепии. А переживание величайшего Присутствия, не имеющего границ, с лихвой возместит все вышеописанные потери.

Руслан Жуковец



                Комментарии:

 И.Н.

Спасибо! Блестящая статья. Очень тонко и глубоко подмечено. Согласен со всем прочитаным.

 Эларий Топазов

Рад что тебе понравилось. Этот материал не так прост, как может показаться с первого прочтения. В силу этого, прочитавшие его женщины, скорее всего, недоумённо пожав плечами оставили его без каких-либо комментариев. И это вовсе не потому, что они недостаточно разумны. Просто у них иной, практический подход к осмыслению жизни, чем у мужчин и поэтому они пасуют перед абстрактными (непрактичными) концепциями. Рекомендую тебе ещё раз прочитать эту статью, задерживаясь и размышляя над теми местами, которые кажутся особо важными. Думаю, что после глубокого осмысления идеи "одиночества" в единстве тебе станет намного легче переносить и "одиночество в толпе". Мы все рождаемся и умираем в одиночестве. Об этом, как ни странно, люди почему-то забывают. "Тот, кто может быть счастливым в одиночестве, является настоящей личностью. Если твое счастье зависит от других, то ты раб, ты не свободен, ты в кабале". (ОШО).


И. Н.

   Все прочитанное в этой статье мне очень близко, а одиночество в толпе меня не пугает. Слава Богу!

С. В.

   Полностью согласна с тем, что на духовном пути компании быть не может, п.ч. это путь прежде всего к самому СЕБЕ, к своему Высшему Я, а это индивидуально. Я испытала это на практике, когда и организованная религия, и позже группа с духовным направлением стали тормозить личное духовное развитие... однако, попутчики могут быть, но так, чтоб не мешать друг другу.

Эларий Топазов

"О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И Опыт- сын ошибок трудных,
И Гений - парадоксов друг,
И Случай - бог-изобретатель".
   
   Вначале человек ищет единомышленников в поиске духовных истин, затем начинает понимать, что у каждого своя истина, потом он замыкается в своём внутреннем мире, и когда к нему, после мучительных дней одиночества, приходит просветление - вновь спешит к людям, на этот раз с желанием поделиться с ними своими знаниями и опытом. И тут он вдруг сталкивается с непониманием толпы, конкуренцией тех, кто не сумел побороть свои духовные амбициии, сопротивлением закоснелых общественных эгрегоров и ему становиться ясно, что одному эту глыбищу ему не стронуть с места. И поэтому, он вновь ищет единомышленников, но на этот раз не эгоистов, а альтруистов, готовых жертвовать собой ради оказания помощи тянущимся к Свету.

С. В.

Да, это так...

О. Б.

   БлагоДАРЮ! Статья ПОТРЯСАЮЩАЯ!
СЧАСТЛИВА В ОДИНОЧЕСТВЕ , это мои ощущения, но меня никто не понимает.
Я не огорчаюсь,Каждому свое ВРЕМЯ,ОДИНОЧЕСТВО В ТОЛПЕ , я бы сказала ВЗРОСЛЫЙ в окружении ДЕТЕЙ, СЧАСТЬЕ В ОДИНОЧЕСТВЕ - СВОБОДА, это то, что у меня внутри!
Забрала к себе.

Н. Ам...

   Спасибо за статью. Эларий, не стоит так категорично относится к женщинам. Не превозносите себя как мужчину. Это вам не идет.

Эларий Топазов

Пожалуйста Наталья, но статья не моя, а Руслана Жуковца, я лишь её разместил на своей страничке, в силу её актуальности. Благодарю вас за то, что осмелились оставить свой комментарий на моей страничке. "Много читающих, но мало понимающих и ещё меньше тех, кто отваживается высказать своё мнение". К сожалению, прочитав ваш комментарий, я так и не понял с какой целью вы его дали. Если с целью указать мне на мои несовершенства, то, как известно, "никто не совершенен под Луной" и я, безусловно, тоже не исключение. Правда, здесь сразу же возникает встречный вопрос: Имеете ли вы статус Судьи? Если вы отважились на этот коммент с целью помочь мне стать лучше, то, будьте так добры, укажите конкретно на допущенные мною амбициозные или оскорбительные высказывания. Если же вашей целью было не найти истину, а возвыситься, огульно и несправедливо обвиняя меня в гордыне и женофобии, то вы неудачно выбрали объект для критики, ибо я с глубоким уважением отношусь к человеческим особям обоего пола. Если же вы хотите по настоящему разобраться в поднимаемых мною темах, да и во мне лично, как человеке и исследователе невидимых глазу миров сознания, то мне кажется нужно начинать знакомство не с упрёков и критики, а с конкретных вопросов. Если вы настроены дружелюбно, то проясните мне пожалуйста с чего вы взяли, что я, как вы выразились,"категорично" отношусь к женщинам и "превозношу себя как мужчина"? И вообще, что вы имеете в виду под словами "категорично" и "превозношу"? Если то, что я, не боясь пересудов или недопониманий, высказываю своё мнение, основывающееся на ЗНАНИИ, в конкретной форме, без недомолвок и традиционного "мыла" и "тумана", то лично я не вижу в этом никакого негатива. Ваше суждение, как мне кажется, скорее всего вызвано древней, подсознательной обидой на мужчин и страхом оказаться не равными им, кроме феминистических миазмов не создающим ни для кого абсолютно ничего хорошего. Я очень сожалею о том, что вынужден был всё это вам написать и искренне надеюсь, что вы сможете преодолеть в себе присущую большинству женщин инерцию, страх и излишнюю эмоциональность, мешающую вам видеть вещи в реальном свете. С моим почтением и искренним уважением к вам и всем человекам, проявляющимся в женских телах.

Н. Ам..

   Эларий, прошу простить меня за показавшуюся вам неприличной мою критику. Спасибо за вопросы. Предлагаю перенести это за пределы общедоступности. С удовольствием с Вами пообщаюсь.

Эларий Топазов

   Если вы поняли свою ошибку и изменили мнение обо мне, то я вполне удовлетворён. Буду рад ответить вам на любые вопросы, если таковые у вас появятся.
 
Х. Р.

   Я считаю что одиночество целительно, оно необходимо . Просто в тишине можно услышать себя. Дать время для раздумий, дать время для понимания и принятия себя. Общение в инете дает возможность дружить но не с "аськами" а с людьми.


Рецензии