Рождество и сепаратизм

(второй адвентский цикл заметок)

«Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев... Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лук.3:23,38)

Один проповедник, родившийся в Индии, но много лет получавший образование на Западе, вернулся в Индию и был приглашен проповедовать на одном собрании. Перед его проповедью встал ведущий собрания, чтобы представить его. И начал очень подробно рассказывать всем про отца этого проповедника. Рассказывал долго и обстоятельно, а потом сказал: «Сейчас перед вами будет проповедовать его сын». Про качества, биографию и образование сына не сказал вообще ничего.

У меня был похожий случай. Когда-то мы ходили с молодежью проводить собрания в наркологический диспансер. Разговаривали по палатам, а потом приглашали всех в столовую, там пели и проповедовали. Иногда звали служителей или проповедников постарше. Однажды с нами был дедушка-пресвитер. Мы собрали людей в столовую, и у нас был примерно такой план: поем, рассказываем стихи, потом я говорю короткую проповедь, потом опять поем, и в заключение дедушка говорит длинную, основную проповедь. На все у нас был час с небольшим, потому что в определенный момент всем посетителям диспансера надо будет уйти, кажется, за таблетками, а дальше будет уже поздно, и нам надо уходить.

Все шло по плану до начала моей мини-проповеди. Перед ней дедушка сказал, что сделает краткое вступление. И начал рассказывать про моего папу и дедушку. Он не знал их лично, но знал, что они военные. И вот он говорил о том, как это непросто – обратиться к Богу из такой семьи. Я не помню, о чем он еще говорил, но вступление затянулось минут на 40-50. Индийцы были бы довольны.

На Востоке вообще большое внимание уделяется родословным и происхождению человека. Когда моя бабушка была жива, я успел ее порасспрашивать о наших предках, она помнила их только до своей бабушки – та была служанкой у помещиков-дворян, не помню у каких, бабушка называла фамилию. И называла с гордостью – мол наши были не просто крестьяне, а вон у кого в прислуге. Получается, я свое происхождение знаю очень смутно и только до четвертого рода, и то – лишь по одной ветви. А восточные люди в древности дорожили этой информацией и могли рассказать о своих предках на десятки поколений назад.

У евреев были основания дорожить своей генеалогией. Бог дал их праотцу Аврааму особые обетования – и идентичность, самосознание евреев основывались на их принадлежности к этому особому народу с особой миссией. Кроме того, народ состоял из двенадцати колен, и важно было сознавать, к какому именно колену ты относишься. После возвращения из плена были священники, которые не смогли подтвердить свое происхождение, и они были как минимум на время отстранены от служения. А если ты относишься к царской линии Давида, это добавляет мотивации для того, чтобы знать имена отцов назубок.

Но странное дело, родословие Иисуса у Луки очень сильно отличается от версии, приведенной Матфеем, и доводит его Лука до Адама, заканчивая тем, что Иисус – Божий Сын. Почему Лука так сделал? Может быть, этим он намекает: хотя Иисус является Мессией Израиля, но при этом Он еще и Спаситель мира? Все творение, все народы выиграют от Его рождения. Если это так, то Лука сознательно преодолевает свойственный евреям дух сепаратизма, действуя в согласии с новатором Павлом, о котором он расскажет во втором томе своего монументального произведения.

03.12.2021


Рецензии