Я была счастлива здесь

Да, я была счастлива здесь. Здесь, в филармонии. И в студенческие годы, когда на органную мессу Баха собирался почти весь истфак и филфак нашего университета, и когда в мартовский незабываемый концерт Арама Хачатуряна, когда САМ маэстро продирижировал на бис свой знаменитый вальс к драме Лермонтова «Маскарад», а публика в горячечном восторге бросала на сцену гиацинты и тюльпаны. Меня же буквально колотило от переполнявших чувств.
И вот сейчас, через много-много лет, я опять здесь, в этом зале. Слушаю пятую симфонию Чайковского. И вся моя жизнь, картинками проходит в моём сознании.
Первая часть. Andante. Allegro conanima. Тяжёлое, мерное вступление.  Это тема СУДЬБЫ. И на фоне такого мрачного вступления слышатся жалобные вздохи, перемежающиеся с вальсовой темой. Это я – счастливая студентка, отличница, активистка, участница художественной самодеятельности, весёлая и беззаботная. Рядом со мной – защита, каменная стена: это папа, мама, младший  братик. У меня главная цель – это хорошо учиться. Всё хорошо и прекрасно. Но я ещё не осознаю, что судьба уже приготовила мне тяжёлые и трагические сюрпризы, которые мне предстоит пережить. Тема трагической судьбы неоднократно врывается в светлую и прозрачную  вальсовую тему.
Вторая часть. Andante cantabile. Это моя самая любимая часть. На фоне медленного как бы расширяющегося вступления так безмятежно, так умиротворённо  звучат валторны, что у меня захватывает дух. Я спокойна. Я возродилась в своём сыне-первенце. Я так счастлива. Начались две новые жизни… Но вдруг в эту безмятежность как ураган опять врывается тема судьбы. Это неумолимый рок предвещает и напоминает мне о неизбежной расплате за земное счастье, и именно этот рок прерывает лирическое повествование, не оставляя никакой надежды на будущее.
Третья часть. Вальс. Как легко и прозрачно звучит эта вальсовая мелодия! Она опять рождает иллюзии возможного счастья. Это я в аспирантуре: я свободна, занимаюсь любимым делом, мечтаю о земном счастье. Но… Мечтать – этого мало.
Четвёртая часть. Andante allegro vivace. Всё смешалось как в каком-то сатанинском вихре: и тяжёлая мерная поступь судьбы, от которой не уйдёшь, и ускользающие вальсовые ритмы, ностальгически напоминающие о былом счастливом времени, и призывно звучащие трубы, зовущие к чему-то светлому и радостному. Но.. в самом финале трагическая поступь судьбы преображается в победоносно звучащие фанфары и в ликующую тему марша. Да, человек творец своей СУДЬБЫ! И он, ЧЕЛОВЕК, побеждает! Хотя в жизни это не всегда так…


Рецензии