История лампочки, рассказанная ею самой

На каникулах Алёнка поехала в деревню к бабушке. Днём они в палисаднике ухаживали за цветами, пололи грядки в огороде, а вечером бабушка садилась в кресло, брала одну из книг домашней библиотеки и читала вслух. Часто, убаюканная бабушкиным голосом, Алёнка засыпала.
Однажды разразился затяжной дождь, и время пришлось коротать в доме. За хорошей книгой. А непогода разыгралась не на шутку. Поднялся сильный ветер, небо потемнело и, чтобы читать, пришлось включить свет. Но чтение продолжалось недолго. Грянул гром, по жестяной крыше застучал град и неожиданно свет погас.
–  Придётся чтение отложить, - сказала бабушка. – В темноте я не вижу ни слов, ни букв – всё сливается.
– Долго света не будет?
– Да кто ж знает. Случается, что и целый день электричества нет. И сутки. Не в городе живём. Электрики не всегда быстро устраняют обрывы проводов.
–  А что ты делаешь вечером, когда темно? – Алёнка уже была готова услышать от бабушки, что она ложится спать.
 Ответ был другим:
–   Зажигаю свечу. Но при свече читать тоже не могу. Зрение у меня уже плохое.
–  А что было раньше, когда электричества и лампочек не было? Тоже свечами освещали?
–  И свечами, и лучину (это такие тонкие щепки) жгли, и керосиновые лампы использовали. У меня где-то в кладовке есть лампа. Надо только поискать. Но сейчас темно. Поищу завтра. Давай укладываться спать.
Не успела Алёнка погрузиться в сон, как ей показалось, что лампочка в её комнате озарилась тусклым светом.
–  Электричество уже включили? – спросила девочка.
– Вопрос ко мне или к бабушке? – сказала лампочка. – Если ко мне, то огорчу тебя: сильный ветер оборвал провода недалеко от деревни.
– А как же ты светишься? – удивилась Алёнка.
–  Сама по себе. Так иногда бывает…
–  Только в сказках. Значит, ты сказочная лампочка?
Лампочка засмеялась:
–  Получается, что так. Иначе бы ты никогда не услышала, как разговаривают лампочки. А ты знаешь, как люди когда-то освещали своё жильё?
–  Бабушка рассказывала: свечами и лампами.
–  Это было гораздо позже. А в древние времена люди, жившие в пещерах, для освещения и приготовления пищи использовали… обыкновенный костёр. Шло время, люди научились по-другому освещать места своего проживания. В плошки или горшки они наливали масло, клали туда фитиль из ткани и поджигали его.  Но свет от таких светильников был тусклым, а ещё они и давали копоть, покрывающую жилище, чадили.  И только в Средние века придумали свечи. Их делали из пчелиного воска. Для освещения больших помещений надо было много свечей, а это себе позволить могли только богатые люди. Бедняки освещали дом горящей лучиной или керосиновой лампой. Только с появлением электрической лампочки люди смогли безопасно,  ярко и достаточно дешево освещать дома.
–  А когда появилась первая лампочка? И кто её изобрёл?
- До сих пор спорят, кто это сделал первым. В России принято считать Павла Яблочкина и Александра Лодыгина. Яблочкин в 1875-1876 годах сконструировал дуговую лампу, но её признали неэффективной. А вот патент на лампу накаливания в 1874 году получил Лодыгин. В мире считает, что первую лампочку изобрёл Томас Эдисон. Но он свой патент получил на пять лет позже Лодыгина.
–  Значит, вовсе не Эдисон её изобрёл!
–  Сейчас трудно доказать первенство. Много ученых в разных странах работали над изобретением ламп освещения, но далеко не все регистрировали свои открытия. Да и не все опыты были удачными. Эдисон после долгих экспериментов сконструировал прибор, горевший почти 40 часов — это небывало много для того времени. К заслугам Эдисона можно отнести и то, что он добился удешевления производства, чтобы лампочку мог позволить себе каждый человек.
– Значит годом рождения лампочки можно считать 1874 год?
–  На самом деле история появления лампы освещения началась гораздо раньше. В 1808 году в результате опытов профессор Василий Петров открыл электрическую дугу.
–  А что это такое?
– Профессор размещал на определенном расстоянии два стержня и пропускал через них электрический ток. Разряд, который соединял стержни, и был назван электрической дугой. Наблюдая за ею, Петров предположил, что свечение можно использовать для освещения.
–  А из чего были сделаны эти стержни?
–  Из металла или угля. Угольные светили ярче, но быстро сгорали. Петрову не удалось создать осветительный прибор. Такая же участь ждала и лампу, созданную в  1838 году бельгийским ученым Жобаром. Неудачи постигли англичанина Уоррена Деларю и ирландца Фредерика де Моллейна. Они предложили спираль делать из платины. Из-за дороговизны металла изобретения дальше опытных образцов не продвинулись.
–  Как жаль! – огорчилась Алёнка. – Сколько же люди бились, чтоб создать простую лампочку!
–  Всё гениальное рождалось в муках. Так было всегда. И с моими предками тоже. Немец Генрих Гебель в качестве электродов использовал обугленные палочки бамбука в  колбе с откачанным воздухом. Такой лампой он освещал свой магазин. Но ни его лампа, ни новинка, предложенная англичанином Джозефом Суоном, не получила дальнейшего распространения.
– Почему?
– По той же причине: либо дорого, либо сложно в колбе создать нужное давления для горения. Только изобретение Лодыгина ждала счастливая судьба. Лампа могла гореть почти полчаса.
– Мало! – воскликнула девочка.
– Идею Лодыгина подхватил другой ученый – Василий Дидрихсон. Он поместил в устройство несколько нитей накаливания. Когда перегорал один угольный стержень, начинал работать  следующий. А электротехник Павел Яблочков изобрел дуговую лампу, которую назвали «свечой Яблочкова»,  и  её стали использовать  для освещения улиц Парижа, а потом и других столиц. К сожалению, срок службы «свеч Яблочкова» был тоже невелик, и позже  их заменили лампами накаливания с нитями из вольфрама и молибдена. Их придумал  Лодыгин. Но он продал свою идею компании Эдисона.
–  Зачем продал? Почему продал? – возмутилась Алёнка.
–  Вот и я задаю себе этот вопрос. И не нахожу ответа. Может, у Лодыгина интерес к лампочке угас, – ответила лампочка и улыбнулась остроумию своего ответа. -  В 1910 году Уильям Кулидж удешевил производство, и с этого времени вольфрамовые спирали стали использоваться повсеместно. Помогло ему предложение американского ученого Ирвинга Ленгмюра, который  заполнял колбу лампы накаливания газом. Аргоном…
–  Для чего был нужен газ? – спросила Алёнка.
–  Аргон позволял вольфрамовой нити служить долго.
– Так значит, Кулидж и был отцом лампочки?
– Как видишь, история у лампочки непростая. Как говорил один американский президент,  у победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота. У лампочки отцов  много. Кто-то был ближе к истине, кто-то дальше. Но важнее то, что лампочка появилась и стала освещать дома и улицы во всех городах мира, а потом и в деревнях. Появились другие лампы – люминисцентные, светодиодные и другие, но лампа накаливания по-прежнему любима.  Я счастлива, что из этого рода.
–  Ты самая лучшая! – сказала Алёнка. – Светишь даже, когда электричества нет. Жаль только, что свет тусклый.
–  А я могу быть ярче, - сказала лампочка и засветилась сильнее, да так, что девочке пришлось зажмуриться.
…Когда Алёнка открыла глаза, за окнами начинался рассвет, и солнце поднималось над землёй. Лампочка не горела. По работающему на кухне телевизору девочка поняла, что электричество вернулось в их дом. Она подмигнула лампочке и отправилась к бабушке -  пожелать доброго утра.


Рецензии