Ткалась долго ткань времён

Однажды Алёнка с бабушкой отправились в гости к соседке, за огородом которой распростёрся заливной луг и текла небольшая речушка. Забор соседки был похож на выставочный стенд: на нём были развешаны льняные покрывала, наволочки и простыни. Но больше всего  сушилось на ласковом солнце самотканых рушников.
Соседcкую старушку звали Лизой. Она провела Алёнку вдоль забора, рассказывая о каждом своём изделии.
– Горжусь своими  рушниками, – сказала бабушка Лиза. – У белорусов они назывались по-разному. Например, вот такой простой рушник с небогатой вышивкой по краям – это «утиральник». Как сама понимаешь, им вытирали лицо и руки после умывания. А вот этот, самый красивый рушник называется «набожник». Им украшали иконы в доме. Нередко меня просят соткать рушник к свадьбе, и я сажусь за кросна, тку, а потом украшаю вышивкой.  В давние времена девушка на выданье со старшими женщинами  семьи вышивала до сорока рушников.
– Зачем так много? – спросила девочка.
– Рушниками подвязывали важных гостей: свекровь, свата, свояков и сватов со стороны жениха, друзей жениха, мать невесты. А во время венчания молодые становились на специальный рушник-подножник. Руки молодых, согласно обряду, связывались рушником. И накрывали их одним рушником.
– Для чего связывали и накрывали?
– Эти обряды показывали, как объединяются, связываются два рода. Такие рушники потом хранили всю жизнь. И даже передавались они по наследству.
– Рушники использовались только на свадьбах?
– Не только. Рушник использовали, когда умирал человек. Его клали покойнику в гроб. Этот рушник символизировал дорогу в другой мир. Может, ты видела рушник, вывешенный окно?
 – Видела. Бабушка сказала, что так все узнали, что в этой хате кто-то умер.
- Правильно она тебе объяснила. До похорон и шесть недель после них в доме тоже висел рушник. Считалось, что в нём душа умершего могла найти приют, возвращаясь в свой дом.
 Бабушка Алёны остановила рассказ соседки:
– Что же ты рассказываешь дитю малому о смерти? Неужели больше не о чем рассказать?
– Почему же нет? Есть! В Беларуси существовал обряд «покрывания поля». Когда начиналась жатва, первый сжатый сноп перевязывали рушником.
– Для чего? Чтоб красиво было? – простодушно поинтересовалась девочка.
– Люди считали, что такое покрытие способствует хорошему будущему урожаю.
– А ещё, – сказала Алёнкина бабушка, – есть другой,  всем известный обряд – встречать дорогих гостей хлебом-солью, которые обязательно подавали на рушнике.
– Правильно!  – согласилась бабушка Лиза. – Пойдёмте в дом. Хлебом-солью встречать уже не буду, а чаем на травах напою.
Они вошли в старый дом, сложенный из стволов вековых деревьев. Соседка внесла с улицы кипящий самовар, поставила чашки, пироги, и они до вечера просидели, слушая интересные рассказы.
– А что такое кросна? – не удержалась от вопроса девочка. – Вы говорили про какие-то кросна.
– Кроснами в деревне всегда называли ткацкий станок. Пойдём я вам их покажу.
Обходя станок, бабушкина соседка рассказывала, из чего он состоит:
– Вот эти два деревянных кругляша называют «навои»: на один  навивают нити, а на другой – готовое полотно.
Весь вечер Алёнка слышала неведомые ей ранее слова: «бёрда, «набилицы»; «поножи», «колёсца», «чепёлки, «стыкальник», «сновалка», «мотовило» и «сукало».
– Поздно уже! Пожалуй, мы пойдём, – сказала бабушка соседке. Та встала из-за стола и принесла девочке рушник:
– Возьми подарок.  Этот утиральник из лучшего белорусского льна. Пользуйся на здоровье.
Умывшись, Алёнка легла спать. И ей приснились те самые кросна, которые она увидела днём у бабушки Лизы. Ткацкий станок работал сам, и на глазах рождалось новое полотно.
– Как у тебя получается ткать без чьей-либо помощи? –удивилась девочка.
– Потому что я необычный станок. Иногда, когда хозяйка спит или отлучается из дома, я продолжаю начатую ею работу. И хозяйка удивляется, как быстро продвигается дело.
– А сколько  тебе лет?
– Скоро сотня будет.
– Сто лет?
– Это совсем небольшой срок для многовековой истории. Мой пращур появился ещё в Древнем Египте и назывался «ремез». Впрочем, народы Южной Америки тоже использовали станок около тысячного года до нашей эры. Похожим станком пользовались и в античной Элладе: его часто изображали на греческих вазах, которым более полутора тысяч лет.
–  А как он выглядел?
– Ремез – стержень из дерева, к которому привязывались чётные нити основы, а все  нечётные свободно свисали. Позже люди придумали станок, в котором ремезы отделяли чётные и нечётные нити. А ещё позднее были придуманы педали, с помощью которых человек управлял движением ремеза. Но настоящий ткацкий станок появился только в 16 веке. В 1580 году Антон Моллер усовершенствовал его – на станке можно было получить несколько кусков материи. В 1733 году англичанин Джон Кей создал первый механический челнок, и ткачу уже не нужно было вручную перебрасывать челнок. Материя выходила широкой полосой.
В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал механический ткацкий станок с ножным приводом. Новинку улучшали, она стала пользоваться популярностью. Но не Картрайт, а другой человек получил патент на механический станок.
– А кто же?
– В  начале 19 века  его обладателем стал Вильям Хоррокс и занял заслуженное место в истории изобретений. После него усовершенствованием ткацкого станка занимались Петер Марланд и Вернер фон Сименс. Последний разработал электрический ткацкий станок. Но и на этом история усовершенствований не закончилась.
– Люди всегда придумывают что-то новое, что облегчает им жизнь! – воскликнула девочка.
– Соглашусь с тобой, – сказал собеседник. – В 1890 году, после того, как Джеймс Нортроп создал автоматическую зарядку челнока, наступил реальный прорыв в фабричном ткачестве. Появление ткацкого станка без челнока позволило выпускать полотна во много раз больше. Сейчас используются станки с применением компьютерных технологий, но все помнят Эдмунда Картрайта, который помог совершить революцию в ткачестве.
– Но почему в деревенских домах стоят вот такие кросна, а не современные станки?
Собеседника Алёнки вопрос нисколько не смутил.
– Тут много причин. Во-первых, современные станки нужны, чтобы выпускать много ткани. Не для одной семьи, а для страны и даже других стран. А зачем они нужны в избе? Они бы здесь и не поместились. Во-вторых, работая с кроснами, люди не забывают традиции своих предков и создают ткань, украшенную такими же орнаментами, как сто, двести и триста лет назад. Знаешь, что означают эти узоры и орнаменты?
– Не знаю, – огорчённо произнесла Алёнка.
– Слушай и смотри!
Невесть откуда перед девочкой появились тканые полотна, украшенные орнаментом из красных нитей.
– Вот этот орнамент называется древо жизни, это символ бессмертия и вечной жизни. Тебе, наверно, известна библейская история Адама и Евы, сорвавших запретный плод с древа жизни? Белорусы, как и остальные славянские народы, почитали деревья.
– А тут фигурка, похожая на женщину! – заметила девочка.
– Это так называемая житная баба, богиня плодородия и урожая в древнеславянской мифологии. Этот орнамент часто использовали на  рушниках, покрывалах и одежде. А вот этот знак – символ солнца, Ярила, которое у древних славян было самым главным среди языческих богов. Ты удивлена?
– Нисколечко! Без солнца была бы невозможна жизнь на земле! – ответ девочки порадовал собеседника.
– Твои предки были мудрыми людьми. Кстати, следующий орнамент, который ты видишь, символизирует предков. Люди считали, что узор олицетворяет прошение Богу об умерших родных и близких. Чтобы они оказались в Раю, земля была пухом, а солнце обогревало их.
– Как замечательно!
– Сейчас ты видишь символ ребёнка. Его использовался в качестве оберега для маленьких детей.
– Оберега от чего?
– Да от чего угодно: от невзгод, несчастий и дурного глаза. Смтори, вот тут рядом символ матери – создательницы новой жизни.
– А что означают две женские фигурки у дерева?
– Поникшая береза посредине – женщина после замужества. А по бокам изображены незамужние девушки. Следующий орнамент называется «молодые венчающиеся». Видишь  парня и девушку? Таким орнаментом белорусы украшали свадебные  рушники.
– А здесь я снова вижу солнце! – воскликнула девочка.
– Этот орнамент – символ крепкой семьи. Его часто вышивали на рушниках, которые было принято относить в церковь, к иконе Божьей Матери. Солнце – это жизнь, семья, новое начало. Этот символ очень часто использовался ткачихами и вышивальщицами.
– Наверно, ткачество в Беларуси тоже очень древнее?
– Ты права: в Беларуси ткачество известно с глубокой древности. Археологи нашли отпечатки тканей на керамических сосудах, которым больше двух тысяч лет. В Гродно, Минске, Полоцке, Витебске обнаружены челноки, сделанные, по предположениям ученых, в 11 - 13 веках.
– А мне бабушка рассказывала о Слуцких поясах.
– Это славная страница в истории белорусского ткачества. Слуцкие пояса – один из национальных символов Беларуси. В 1751 году князь Михаил-Казимир Радзивилл основал предприятие, где из шелковых, золотых и серебряных нитей ткали пояса, высоко оценённые во многих странах. Их можно считать произведениями искусства – настолько художественно и искусно они выполнены. Помнишь, у Максима Богдановича есть стихотворение «Слуцкие ткачихи»?
Алёнка вдруг услышала музыку и голоса «Песняров»:
 Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.
І цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.
А за сцяной смяецца поле,
Зіяе неба з-за акна, –
І думкі мкнуцца мімаволі
Туды, дзе расцвіла вясна;
Дзе блішча збожжа ў яснай далі,
Сінеюць міла васількі,
Халодным срэбрам ззяюць хвалі
Між гор ліючайся ракі;

Цямнее край зубчаты бора...
І тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.
…Когда девочка проснулась, первое, что увидела – рушник, подаренный бабушкой Лизой.


Рецензии