Таёжный марафон
Это было недавно, это было...в 1973 году.
Сказать, что мы тщательно подготовились к соревнованиям,
так нет. Парни и девчонки женской сборной две недели раскатывались, как только приобрели лыжную амуницию в Тюмени. Сразу, после подгонки, проложили персональную трассу. Никто не ставил больших задач, хотя бы встать на лыжи и приобрести забытые навыки. Там, как получится…
Меня же вовлекли в команду, так как я ходил на лыжах на охоту, и нужен был для массовки. Вообще-то, охотничьи лыжи, если присмотреться, совсем короткие и поширше будут, для ходьбы по снежным торосам.
Меня успокоили, главное участие, а результат уже… будет. Нужно командное выступление, тогда нам гарантированна обязательная денежная премия как участникам соревнований. Время на дистанции для меня и всех, полагаю, ничего не значило, лишь бы хоть один круг пройти. Если бы я увидел своими глазами трассу, вряд ли согласился бы. Это даже для хорошо тренированных профи оказалось непреодолимым…
Но, всё по порядку. Мы прибыли в Уват только вечером самолётом АН- 2, местной авиакомпании- Аэрофлот. Ну, других тогда и не было. Нас втиснули в гостиничные безразмерные номера для- просто переночевать. Мне достались нефтяники с геологоразведкой, мужики что-то отмечали или привычно проводили досуг, но всегда были жизнерадостными. В номере уже было более двадцати постояльцев, которые накатывали и, закусывая практически сигаретным дымом и консервами, в которых потом тушили бычки, громко обсуждали политические запретные темы. Смрад стоял неописуемый. Я попытался их урезонить, что мол поутру мне предстоит принять участие в лыжном марафоне. Мои стенания пропустили мимо... Как-то, таки удалось забыться и прикорнуть пару часиков.
Вот наконец-то настало утро долгожданно- нежданного лыжного марафона! Вовлекли же нас в обязательное соревнование спонтанно функционеры из кремлёвской долины. Очевидно, понадобились для отчёта о проделанной титанической многолетней заботы о здоровом образе жизни среди строителей прекрасного будущего в Сибири (ЗОЖ).
Мы ведь коммунизм ещё продолжали строить. Осталось немного поднатужиться...
Десятка! Это три круга по 3333+1. Классификация лыжной трассы оказалась- мастерская! Что это значит, я и не догадывался. Всё оказалось набором конкретных сложностей на трассе. Поединок выдался захватывающим, и даже не мог себе представить, чем всё-таки это обернётся для меня…
Начинался забег где-то к 12 часам. День выдался морозным и солнечным. Про очки я вспомнил, когда уже были в самолёте. Снег отражал солнечные лучи хрусталиками снежинок, создавая дискомфорт зрению…
Почти все участники были хорошо экипированы, и одеты в красивые облегающие разноцветные лыжные костюмы. Про лыжи я вообще молчу: Atomic; Fisher… Было предельно понятно, что это не представители пролетарского класса, а привлечённые вместо убогих своим снаряжением- профессионалы. Очевидно, нужна была яркая и красочная картинка на экспорт! Что и подтвердилось позднее. И вдруг стал понятен статус такого навороченного в глухой тайге нашего молодёжного городка с такой инфраструктурой... Я даже и предположить не мог, какой статус придадут этому спортивному соревнованию…
Наш тренер- инструктор, которого приобрели буквально за месяц до состязаний, был из местных, и рассказал…на пальцах, о всех нюансах на трассе. Смотрелся он богато. Имел лыжи Ярвинен, с печатями былых соревнований. Позировал с себе подобными перед московскими репортёрами. Я же выглядел как обычный чайник: на мне были треники и свитер шерстяной. Конечно, мне было не без разницы, как я смотрелся, просто негде было в столь короткое время навести полный антураж.
Кстати, организаторы весьма заботливо обставили буфет на стартово-финишной площадке. Можно было выпить из огромного Тульского самовара горячий чай; Был и заварной кофе в термосах; Закусить пирожками и бутербродами с докторской и сыровяленной колбаской; И, конечно- накатить... Куда же в России без водочки… Присутствовали и иностранные журналисты, их выделяли очень дорогущие фотокамеры. Да и специфические скулы выдавали англосаксов среди них…
Всего вышло на трассу, с разрывом в минуту, около двадцати спринтеров. Нашу команду представили трое лыжников: это были я, наш инструктор, и был ещё один член команды, который профессионально занимался лыжами когда-то, на которого и возлагались все наши надежды и чаяния… Морозец градусов за 20 С разукрасил наши щеки румянцем, и отметился на кончиках носа…
Фоторепортёры отсняли сюжеты предстартовой суеты, и стали щёлкать затворами камер на старте. Мне достался девятый номер, который я воспринял как перст, хотя настроился остаться бы в этом отрезке. Каково же было моё удивление, когда после первого круга сошло с дистанции где-то около четырёх элитных участников, получив разные травмы, совместимые с жизнью…
После второго круга ещё ушло пятеро: с травмами улетели после трамплина с трассы. Уходил я на третий круг уже под доброжелательные крики болельщиков, сбросив свитер ещё после первого круга ни кем незамеченным. И в заключающем этапе, опять не вернулись некоторые элитные представители "потусторонних"- оставшись без призов и лыж. Надо сказать, что особых травм никто не получил, только ушибы и ссадины. И лыжи у них остались в порядке, просто конструкция замков отстёгивала лыжи во избежание травм при падении. Но вот этот предохраняющий механизм и сыграл злую шутку: на резком повороте сразу после приземления с трамплина, так как скорость была высокой, большая нагрузка провоцировала размыкание и тогда полёт уже был неизбежен… Конечно, предохраняющий механизм можно было заблокировать, хотя и не рекомендовалось. Ну, уже как получилось. Ничего не вернёшь… Но мои крепления не имели предохраняющий девайс- сделаны были в СССР, для настоящих мужиков. Это меня и спасло от схода с дистанции. Хотя, уже на первом круге я сам едва не ушёл в полёт, каким-то чудом не поддался на провокацию-с трудом устоял на лыжне.
Народец уже было подустал, а у меня открылось второе издыхание. Наш тренер, и профи-резерв олимпийской сборной (с его слов)- тоже не дотянули до финиша. Сломались где и все. Фишка этой трассы, была весьма коварной: после очень затяжного подъёма в гору, прилично сбив дыхание, идёт крутой спуск, который заканчивается трамплином и резким поворотом влево сразу, после приземления, на 90 градусов. Необходимо было хорошо владеть телом, что бы погасить центробежную энергию сложившись на левую сторону, почти до касания снега, на огромной скорости… Меня, как сейчас вспоминаю, тепло встречали на финише, не смотря на мою (из только прошедшего кино про Ивана Васильевича) бесовскую одежду. Так, в итоге, я вошёл в пятёрку! Даже попал в хроники. Наверно, мной разбавили элитные кадры, как истинным представителем гегемона рабочего класса…
Эпилог: ну, нашего спортивного инструктора, и яркого представителя олимпийского резерва мне пришлось даже защищать словесно на всех уровнях. После соревнований их начали стебать и троллить. Как без этого. Народец у нас такой своенравный…
Свидетельство о публикации №221120401106