О женитьбе хасана

О ЖЕНИТЬБЕ ХАСАНА


   Дело было ещё до депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Сибирь в феврале 1944 года, предположительно – в начале 30-х гг. ХХ в.

   Как-то в чеченском селении Валерик, то ли по случаю чьей-то свадьбы, то ли в честь рождения мальчика в какой-то семье, был организован «Ловзарг» (народный праздник, в ходе которого исполняются национальные танцы, весёлые и грустные песни, произносятся поучительные речи, шутят и т.д.).

   Молодой человек по имени Хасан, - один из сыновей Тумсойн Сайды, принадлежавшего к родовой ветке (некъе), исходившей от Иэки, известной ещё и тем, что к ней (родовой ветке) в своё время относился МIежа – векиль чеченского суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева в селении Ачхой-Мартан (Март-аул),[1] - давно хотел увидеть и показать себя Петимат, слывшей в народе первой красавицей. Сама Петимат была родом из села Валерик и, действительно, была очень стройна и красива собой. Многие женихи хотели бы добиться её «сердца», но не каждый решался в этом признаться. Причиной являлось то, что Петимат была не только стройна и красива, но была и известной мастерицей острова слова и юмора. Сказанное ею в адрес кого-то, нередко закреплялось за ним, преследуя «жертву» многие годы.
 
   В семье Тумсойн Сайды было три сына - Хьасан, Хьату и Сату. Хасану давно было пора жениться и обзавестись своей семьёй. Но он «искал» только «самую-самую…» - достойную, красивую, умную. Именно такой «самой и самой» ему представлялась Петимат. Скажем так – скорее, он был в неё тайно влюблён.

   О тайных чувствах Хасана успели узнать и его близкие друзья. В день, когда должен был состояться Ловзарг, они навестили Хасана и предложили ему вместе отправиться в село Валерик на Ловзарг. Но Хасан отказался, придумав для этого какую-то причину. На самом деле, причиной была его осторожность и некоторая неуверенность в успешности своей «тайной любви» к Петимат. Да и хотелось ему по внешнему своему виду выглядеть лучше всех других молодых людей и потенциальных ухажоров-женихов, чтобы понравиться Петимат. Здесь мы не оговорились. В начале своего рассказа мы не зря употребили выражение о том, что Хасан «давно хотел увидеть и ПОКАЗАТЬ себя Петимат». Да и здесь мы повторили то же самое – «чтобы ПОНРАВИТЬСЯ Петимат». Дело в том, что, на самом деле, на Ловзарге не только молодые люди «присматривали» себе невест, но и девушки делали свой тайный выбор жениха. Очень показательным и демонстративным инструментом выражения своих чувств являлся чеченский танец. «Чеченский танец – не набор виртуозных па, он имеет драматургическую завязку, сюжет. Это может быть одна из древних легенд или такой народный обычай как прекращение женщиной с помощью брошенного платка поединка между мужчинами. … В танце, как в зеркале отражается характер человека. Не зря чеченцы называют его халхар (хал хаар - узнать о состоянии). На ловзаргах парни изучали понравившуюся девушку – стройна ли, умеет ли двигаться, умеет ли одеваться, вести себя. Считается, что в танце отражаются все мельчайшие детали характера. Вообще ловзар представляет собой ценное явление чеченской культуры. На чеченские свадьбы, например, приходят запросто, без приглашения, и в этом ярко проявляется замечательная черта национального характера - гостеприимство. … Чеченский народный танец - это беседа между партнерами, красивый диалог, насыщенный тончайшими нюансами».[2]

   Из всех сыновей Сайды, самым состоятельным был Хату (Хьату). Узнав о желании и намерениях своего брата – Хасана поехать на Ловзарг (имея такую возможность), более того – «ПетIматица захало дийца» (открыть своё сердце и поухаживать за Петимат), Хату велел Хасану одеться в самые лучшие одежды из своего гардероба, дал ему «шаьлтий, доьхкий» (кинжал с поясом), изготовленные лучшим в стране оружейником, а также красивого и быстрого коня, обученного к джигитовке.
И вот, когда Ловзарг был в самом разгаре, подъехал и Хасан на своём красавце-скакуне. Конечно же, на него многие обратили внимание, возможно и Петимат. Наступила небольшая пауза. Но её решила нарушить Петимат, попросившая передать ей «кехат-пондар» (национальная гармошка ручной работы). Она мягко прикоснулась к её клавишам, тут же в округе разлетелись «струи» весёлой мелодии, сопровождаемой зажигательной песней (эшар) в исполнении Петимат. Хасан не стал отчаиваться, с наскоку направил в круг Ловзара своего красавца-скакуна. Он очень удачно выполнил «Дин хьовзов» (специальная джигитовка на Ловзаре) и также красиво вышел из «круга».

   Тут не нужны были какие-то слова и чьи-то объяснения. Хасан, своим «Дин хьовзор» красноречиво и прилюдно продемонстрировал своё желание стать женихом Петимат.

   Но Петимат не была бы той Петимат, если бы она удержалась от «ложки дёгтя». Она взяла, да и сказала: «По одежде ты красавец, оружие у тебя видное, а конь – ладный, из лучших кровей, породистый и обученный. Да вот жаль, уж больно ты сам не красив. Не пошла бы за такого замуж…»

   Такой неожиданный вердикт «первой красавицы» вызвал небольшой шум на Ловзарге, а кто-то не удержался и от смеха.

   Правда, язвительные слова Петимат ни чуть не смутили самого Хасана. Недолго думая, Хасан ответил: «Петимат, ты и в правду красива, остроумна, острословна… Могла бы стать хорошей женой. Но только не мне. Я бы ни за что не взял бы в жёны и повёз бы в Ачхой-Мартан такую глупую девушку». Сказав так, Хасан засобирался в обратный путь.
 
   Но Петимат была бы не той Петимат, если бы она тоже не сумела выбрать и себе в мужья «самого-самого». Поэтому и сказала она, собравшемуся обратно домой Хасану, не менее важные слова: «Если ты сейчас хочешь поехать домой в Ачхой-Мартан одиночкой, скажи, когда ты будешь готов, чтобы мы поехали туда вместе?»


   По словам рассказчика Сайдаева Шарипа Хамзатовича, в тот же день Хасан женился на Петимат и привёз её в Ачхой-Мартан, в дом своего отца Сайды. С того самого дня горе, которое обрушилось чуть позже на весь народ, и счастье они делили вместе. В их семье родились трое сыновей (Хьамзат, Шамал, Шахьби) и две дочери (Шема и Балкан). Из братьев Шамал был участником Второй мировой войны, погиб в 1943 году под Сталинградом.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

1. Дахо А.А. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧЕЧЕНСКОМ ТАЙПЕ «ТУМСОЙ»// http://proza.ru/2021/03/16/866;
2. Эталон чеченской культуры. Вестник «Кавказ». 21.12.2009//https://vestikavkaza.ru/articles/13273.html;


Рецензии