Тигр и вор фрагмент воспоминаний о детстве

1
Своеобразной метафорой моей судьбы выступает одна контрольная. Это было зимним вечером, когда уже стемнело. Работу по математике мы, видимо, писали во внеурочное время, уже после официальных занятий. Большинство быстро справлялось с заданиями, мои одноклассники то и дело подходили к Татьяне Алексеевне, чтобы сдать ей тетради и отправиться восвояси. Я же, немного потужившись над тетрадью, сосредоточился над открыткой, которую использовал в качестве закладки. Там было изображено утро: туман застыл над молодыми изумрудными травами и деревьями, на небе с тонкими облаками занималась заря. Сознание моё на минуту покинуло этот скучный класс и отвлеклось от невыполнимой работы. Глядя на открытку, я мечтал оказаться в этом месте, где прикоснулся бы к невообразимой красоте и, несомненно, испытал бы счастье.
Вскоре эта мечта сбылась. Однажды я впервые узнал о том, что люди ходят за грибами, и заявил о своём настойчивом желании пойти за грибами самому. Как оказалось, это вполне выполнимо. Дед с пониманием отнёсся к моему любопытству и одним утром рано меня разбудил:
; Ты хотел за грибами, ; сказал он. ; Давай собираться тогда.
Мы оделись и отправились в путь. Это было раннее лето. Воздух был густой, как мёд, и сильно пах печёным хлебом. Было пасмурно, но тихо и безветренно. На травах лежала обильная роса. Всё было молодое и нежное, ещё не огрубело. И, несмотря на отсутствие очевидного солнца, пели птицы. А издали иногда доносились звуки проезжающих поездов ; типичный звук, наводящий спокойствие и думы.
Мы с дедом перешли речку по узкому мостику из серых досок и поднялись на гору, где живёт бабка Карпатиха ; это уже в деревне Ефимово. Там неподалёку есть сосновые и берёзовые перелески, в которых и растут грибы. Тогда я, словно впервые оказался в лесу. Я с удовольствием дышал хвойным запахом, трогал сосновые иглы.
; Вот какие-то грибы, ; сказал в лесу дед. ; Но какие-то они левые. Я думаю, такие есть нельзя. Но мы всё равно их возьмём, чтобы бабульке показать. И пару шишек ещё. Чтобы хоть видела, что в лесу были.
Потом мы поднялись на гору с берёзами, огораживающими большое пахотное пространство. С высоты горы мы видели берег, на котором собралась компания молодых людей: они стояли возле густой ракитовой рощи, громко разговаривали и даже принимались петь.
; Дедушка, кто это? ; с тревогой спросил я деда.
; Откуда я знаю. Отдыхают люди какие-то, ; ответил он.
Следующий день выдался лёгким, уроков было мало, но меня ожидала неприятность. Родители ждали нас, стоя в коридоре у окон. После звонка я вышел из класса и увидел мать, которая говорила с матерью моего одноклассника Карпухина (по-ученически Карпа). Я подошёл к матери, которая находилась в хорошем расположении духа:
; Ну как день прошёл? ; приветливо спросила меня она.
; Нормально, ; ответил я.
За окном, из которого лился серебряный свет, всё было белым-бело. Пушистый снег укрыл всю землю, давил на ветки спящих деревьев. Эта картина скрашивала всё моё тогдашнее настроение, перетягивала внимание на себя.
; У вас была контрольная, я слышала, ; говорила мать. ; Дай тетрадочку посмотреть.
С огромной неохотой, едва ли не трясущимися руками я достал из портфеля тетрадь с красивым древнегреческим гладиатором на обложке. Перевернув очередную страницу, мать изменилась в лице: сжала губы, сдвинула брови и побелела ; вместе с Карпухиной она увидела жирную красную двойку, поставленную после немногочисленных исправлений.
; Ты почему ничего даже не попытался здесь решить? ; сурово спросила она. ; И как тридцать минус пятнадцать может быть десять, ёлки-моталки!?
Я ничего не мог ответить и отвёл взгляд от окна в пол.
; Вот мамы Карпухина и Светова после пятёрок своих сыновей пойдут домой радостными и весёлыми, а как мы с тобой ковылять будем по этому снегу? И до каких пор всё это будет продолжаться?
; Ладно. Не волнуйтесь. Перепишет. Попросите Татьяну Алексеевну оставить его после уроков. Она не откажет, ; успокаивала нас Карпухина . 
2
Но не всё было так плачевно. Учёба протекала тяжело, но к новой школе я вскоре привык. По русскому и чтению я даже порой выбивался в передовики. Так однажды Татьяна Алексеевна дала нам задание написать сочинение от лица какого-нибудь животного, а потом красиво его оформить: сделать что-то вроде открытки с рисунком. Тогда я находился под впечатлением от фильмов о джунглях и решил написать сочинение от лица тигра.
; Нам дали задание, чтобы мы от лица своего любимого животного что-нибудь написали, ; обратился я к родителям за вечерним чаем. ; Татьяна Алексеевна сказала сделать к сочинению картинку. Пап, ты не мог бы что-нибудь нарисовать . 
; А своё дело ты уже выполнил? ; спросил отец.
Я достал из портфеля тетрадь, и родители прочитали там следующее:
Я ; тигр
Я ; тигр. Родился и живу в джунглях. Сейчас я ещё маленький, но, когда я вырасту, у меня будут страшные клыки и крепкие зубы. У меня очень хорошее зрение, я прекрасно вижу как днём, так и ночью. Торчком стоящие уши дают мне возможность улавливать любые звуки.
Мои родители учат меня охотиться, ведь тигры ; самые грозные хищники, осторожные, молниеносные, сильные.
А пока мама-тигрица ухаживает за мной, я постоянно нахожусь под её защитой.
Мой дом ; джунгли, а я ; король джунглей!
; Ну что ж, неплохо, ; сказал отец о моём сочинении. ; Я бы даже сказал, очень неплохо.
; Да, молодец, ; подхватила мать.
К этому сочинению отец нарисовал красивые натуралистичные джунгли и рычащую тигрицу, которая идёт вместе со своим тигрёнком. Используя гелиевые ручки, отец сыграл на контрасте зелёного и оранжевого цветов ; получилось красиво и интересно.
Впрочем, Татьяна Алексеевна моё сочинение никак не отметила: наверное, она посчитала, что, раз мне помогли сделать оформление, то и текст принадлежит родителям.
Школа меня многому научила. Зачастую на уроках я вообще раскрывал крылья и испытывал творческое вдохновение. Так, одним солнечным осенним днём мы с матерью медленно ковыляли в школу. В те времена торговые лотки и киоски могли устанавливать прямо на тротуарах, во дворах, около остановок, короче говоря, где придётся. Неподалёку от «Музея-диорамы» мы наткнулись на одну такую точку, где под открытым небом торговали печеньем, бананами, сникерсами и т.д. Раньше эта палатка с какой-то рыжей бабулькой-продавщицей  стояла возле чулочно-носочной фабрики «Гамма».
; Хочешь, чего-нибудь? ; спросила меня мать у прилавка.
Я ответил, что хочу «бананчик», который начал поедать сразу после покупки.
; Ма, эта женщина раньше ведь на другой улице стояла, ; обратился я к матери.
; Ну и что? Теперь стоит здесь. Значит, не пошла у неё там торговля.
Первым уроком в школе был русский. Там, описывая белого медведя, мы осваивали азы культуры речи. Татьяна Алексеевна учила нас избегать повторов и время от времени использовать синонимы и местоимения: он, этот, животное и т.д. Этот нехитрый приём я накрепко запомнил и позже часто использовал его в учёбе и творчестве. Тот урок стал одним из самых полезных за всю мою школьную карьеру.
А на перемене я так веселился и носился по школе, что промок до нитки. На следующем уроке Татьяна Алексеевна возмущённо попросила меня встать:
; Посмотрите на Лукина! ; обращалась она к классу. ; Скажите, вы видели где-нибудь у нас в школе бассейн? А вот Лукин сумел его найти!
3
Именно тогда я всё-таки начал проявлять внимание, а порой даже хитрость. Однажды нам надо было сдать какие-то деньги (кажется, на охрану школы).  Сумма составляла около пятидесяти тысяч рублей . В классе я обнаружил, что у меня не хватает десяти тысяч. Я запаниковал, испугался, что получу от Татьяны Алексеевны нагоняй, и, не желая смириться с ситуацией, подошёл к однокласснице Андреевой:
; Ир, ; обратился я к ней с протянутой стопкой денег. ; Посчитай, тут хватает на охрану?
Андреева расположила мои купюры веером и ответила:
; Десяти тысяч нет.
Надежда на моё неумение считать не оправдалась. Я впал в отчаяние и вдруг заметил на учительском столе, среди кучи беспорядочно лежащих бумаг купюру достоинством десять тысяч рублей. «Вот же они! Мои деньги!» ; обрадованно подумал я. В кабинете тогда стояли такие суета и беготня, что я, взяв ту купюру, остался незамеченным. И вскоре сдал Татьяне Алексеевне полную сумму на охрану школы ; ситуация разрешилась благополучно.
Тогда у нас была контрольная по математике. Я не мог справиться с одной задачей и захотел подойти к Татьяне Алексеевне, чтобы она мне помогла. Но впереди за советом стоял ещё один человек. За его плечом я увидел раскрытую тетрадь, где та же задача была уже решённой. Это решение я увидел, понял и вернулся на место, чтобы изложить его у себя, никого не спрашивая, ; так в тот день я справился с ещё одной проблемой.
Но возвращаясь домой, я всё же чувствовал что-то неладное. «А свои ли деньги я взял со стола?» ; думал я тем солнечным осенним вечером. Шедшая рядом мать была в благодушном расположении духа.
; Хороший день сегодня. Правда? ; спросила она меня.
; Нормальный. Задачу сумел решить на контрольной.
 ; Молодец.
Но душа была не на месте, и я всё же вскрыл свой гнойник:
; Ты мне на охрану дала сорок тысяч. А надо было пятьдесят.
; Ничего страшного: в понедельник остальное занесёшь.
; Не занесу, ; ответил я, чувствуя, как к ногам приливает кровь. ; Я со стола Татьяны Алексеевны другие десять взял.
Мать дёрнула меня за руку и остановилась:
; А зачем ты, дубина, взял деньги со стола Татьяны Алексеевны! ; кричала она посреди улицы. ; Ты хоть понимаешь, какой мог бы быть позорище! Если бы кто-то увидел, мы бы не смогли в этой школе больше учиться!..
Я был не в силах сказать, что по ошибке посчитал эти деньги своими.
Тем вечером мы проходили мимо деревенской остановки, где ждал рейса дед, который собирался возвращаться в деревню. Успокоившись, мать обратилась ко мне с неожиданным предложением:
; Хочешь поехать в деревню?
Я, конечно же, этого хотел и вскоре сел с дедом во «Львов». В детстве я любил наблюдать за работой водителя и частенько с разрешения взрослых подходил к его месту. Так случилось и тогда. Теперь я уже никогда не забуду, как тот мужчина, чьего лица я так и не увидел, переключал скорости и держался за массивный руль автобуса. А за стеклом стоял город в золотом солнце, блестели воды Оки и сияли окна девятиэтажек. Несмотря ни на что, неделя закончилась по-доброму.


Рецензии