Тигр и вор фрагмент воспоминаний о детстве
Своеобразной метафорой моей судьбы выступает одна контрольная. Это было зимним вечером, когда уже стемнело. Работу по математике мы, видимо, писали во внеурочное время, уже после официальных занятий. Большинство быстро справлялось с заданиями, мои одноклассники то и дело подходили к Татьяне Алексеевне, чтобы сдать ей тетради и отправиться восвояси. Я же, немного потужившись над тетрадью, сосредоточился над открыткой, которую использовал в качестве закладки. Там было изображено утро: туман застыл над молодыми изумрудными травами и деревьями, на небе с тонкими облаками занималась заря. Сознание моё на минуту покинуло этот скучный класс и отвлеклось от невыполнимой работы. Глядя на открытку, я мечтал оказаться в этом месте, где прикоснулся бы к невообразимой красоте и, несомненно, испытал бы счастье.
Вскоре эта мечта сбылась. Однажды я впервые узнал о том, что люди ходят за грибами, и заявил о своём настойчивом желании пойти за грибами самому. Как оказалось, это вполне выполнимо. Дед с пониманием отнёсся к моему любопытству и одним утром рано меня разбудил:
; Ты хотел за грибами, ; сказал он. ; Давай собираться тогда.
Мы оделись и отправились в путь. Это было раннее лето. Воздух был густой, как мёд, и сильно пах печёным хлебом. Было пасмурно, но тихо и безветренно. На травах лежала обильная роса. Всё было молодое и нежное, ещё не огрубело. И, несмотря на отсутствие очевидного солнца, пели птицы. А издали иногда доносились звуки проезжающих поездов ; типичный звук, наводящий спокойствие и думы.
Мы с дедом перешли речку по узкому мостику из серых досок и поднялись на гору, где живёт бабка Карпатиха ; это уже в деревне Ефимово. Там неподалёку есть сосновые и берёзовые перелески, в которых и растут грибы. Тогда я, словно впервые оказался в лесу. Я с удовольствием дышал хвойным запахом, трогал сосновые иглы.
; Вот какие-то грибы, ; сказал в лесу дед. ; Но какие-то они левые. Я думаю, такие есть нельзя. Но мы всё равно их возьмём, чтобы бабульке показать. И пару шишек ещё. Чтобы хоть видела, что в лесу были.
Потом мы поднялись на гору с берёзами, огораживающими большое пахотное пространство. С высоты горы мы видели берег, на котором собралась компания молодых людей: они стояли возле густой ракитовой рощи, громко разговаривали и даже принимались петь.
; Дедушка, кто это? ; с тревогой спросил я деда.
; Откуда я знаю. Отдыхают люди какие-то, ; ответил он.
Следующий день выдался лёгким, уроков было мало, но меня ожидала неприятность. Родители ждали нас, стоя в коридоре у окон. После звонка я вышел из класса и увидел мать, которая говорила с матерью моего одноклассника Карпухина (по-ученически Карпа). Я подошёл к матери, которая находилась в хорошем расположении духа:
; Ну как день прошёл? ; приветливо спросила меня она.
; Нормально, ; ответил я.
За окном, из которого лился серебряный свет, всё было белым-бело. Пушистый снег укрыл всю землю, давил на ветки спящих деревьев. Эта картина скрашивала всё моё тогдашнее настроение, перетягивала внимание на себя.
; У вас была контрольная, я слышала, ; говорила мать. ; Дай тетрадочку посмотреть.
С огромной неохотой, едва ли не трясущимися руками я достал из портфеля тетрадь с красивым древнегреческим гладиатором на обложке. Перевернув очередную страницу, мать изменилась в лице: сжала губы, сдвинула брови и побелела ; вместе с Карпухиной она увидела жирную красную двойку, поставленную после немногочисленных исправлений.
; Ты почему ничего даже не попытался здесь решить? ; сурово спросила она. ; И как тридцать минус пятнадцать может быть десять, ёлки-моталки!?
Я ничего не мог ответить и отвёл взгляд от окна в пол.
; Вот мамы Карпухина и Светова после пятёрок своих сыновей пойдут домой радостными и весёлыми, а как мы с тобой ковылять будем по этому снегу? И до каких пор всё это будет продолжаться?
; Ладно. Не волнуйтесь. Перепишет. Попросите Татьяну Алексеевну оставить его после уроков. Она не откажет, ; успокаивала нас Карпухина .
2
Но не всё было так плачевно. Учёба протекала тяжело, но к новой школе я вскоре привык. По русскому и чтению я даже порой выбивался в передовики. Так однажды Татьяна Алексеевна дала нам задание написать сочинение от лица какого-нибудь животного, а потом красиво его оформить: сделать что-то вроде открытки с рисунком. Тогда я находился под впечатлением от фильмов о джунглях и решил написать сочинение от лица тигра.
; Нам дали задание, чтобы мы от лица своего любимого животного что-нибудь написали, ; обратился я к родителям за вечерним чаем. ; Татьяна Алексеевна сказала сделать к сочинению картинку. Пап, ты не мог бы что-нибудь нарисовать .
; А своё дело ты уже выполнил? ; спросил отец.
Я достал из портфеля тетрадь, и родители прочитали там следующее:
Я ; тигр
Я ; тигр. Родился и живу в джунглях. Сейчас я ещё маленький, но, когда я вырасту, у меня будут страшные клыки и крепкие зубы. У меня очень хорошее зрение, я прекрасно вижу как днём, так и ночью. Торчком стоящие уши дают мне возможность улавливать любые звуки.
Мои родители учат меня охотиться, ведь тигры ; самые грозные хищники, осторожные, молниеносные, сильные.
А пока мама-тигрица ухаживает за мной, я постоянно нахожусь под её защитой.
Мой дом ; джунгли, а я ; король джунглей!
; Ну что ж, неплохо, ; сказал отец о моём сочинении. ; Я бы даже сказал, очень неплохо.
; Да, молодец, ; подхватила мать.
К этому сочинению отец нарисовал красивые натуралистичные джунгли и рычащую тигрицу, которая идёт вместе со своим тигрёнком. Используя гелиевые ручки, отец сыграл на контрасте зелёного и оранжевого цветов ; получилось красиво и интересно.
Впрочем, Татьяна Алексеевна моё сочинение никак не отметила: наверное, она посчитала, что, раз мне помогли сделать оформление, то и текст принадлежит родителям.
Школа меня многому научила. Зачастую на уроках я вообще раскрывал крылья и испытывал творческое вдохновение. Так, одним солнечным осенним днём мы с матерью медленно ковыляли в школу. В те времена торговые лотки и киоски могли устанавливать прямо на тротуарах, во дворах, около остановок, короче говоря, где придётся. Неподалёку от «Музея-диорамы» мы наткнулись на одну такую точку, где под открытым небом торговали печеньем, бананами, сникерсами и т.д. Раньше эта палатка с какой-то рыжей бабулькой-продавщицей стояла возле чулочно-носочной фабрики «Гамма».
; Хочешь, чего-нибудь? ; спросила меня мать у прилавка.
Я ответил, что хочу «бананчик», который начал поедать сразу после покупки.
; Ма, эта женщина раньше ведь на другой улице стояла, ; обратился я к матери.
; Ну и что? Теперь стоит здесь. Значит, не пошла у неё там торговля.
Первым уроком в школе был русский. Там, описывая белого медведя, мы осваивали азы культуры речи. Татьяна Алексеевна учила нас избегать повторов и время от времени использовать синонимы и местоимения: он, этот, животное и т.д. Этот нехитрый приём я накрепко запомнил и позже часто использовал его в учёбе и творчестве. Тот урок стал одним из самых полезных за всю мою школьную карьеру.
А на перемене я так веселился и носился по школе, что промок до нитки. На следующем уроке Татьяна Алексеевна возмущённо попросила меня встать:
; Посмотрите на Лукина! ; обращалась она к классу. ; Скажите, вы видели где-нибудь у нас в школе бассейн? А вот Лукин сумел его найти!
3
Именно тогда я всё-таки начал проявлять внимание, а порой даже хитрость. Однажды нам надо было сдать какие-то деньги (кажется, на охрану школы). Сумма составляла около пятидесяти тысяч рублей . В классе я обнаружил, что у меня не хватает десяти тысяч. Я запаниковал, испугался, что получу от Татьяны Алексеевны нагоняй, и, не желая смириться с ситуацией, подошёл к однокласснице Андреевой:
; Ир, ; обратился я к ней с протянутой стопкой денег. ; Посчитай, тут хватает на охрану?
Андреева расположила мои купюры веером и ответила:
; Десяти тысяч нет.
Надежда на моё неумение считать не оправдалась. Я впал в отчаяние и вдруг заметил на учительском столе, среди кучи беспорядочно лежащих бумаг купюру достоинством десять тысяч рублей. «Вот же они! Мои деньги!» ; обрадованно подумал я. В кабинете тогда стояли такие суета и беготня, что я, взяв ту купюру, остался незамеченным. И вскоре сдал Татьяне Алексеевне полную сумму на охрану школы ; ситуация разрешилась благополучно.
Тогда у нас была контрольная по математике. Я не мог справиться с одной задачей и захотел подойти к Татьяне Алексеевне, чтобы она мне помогла. Но впереди за советом стоял ещё один человек. За его плечом я увидел раскрытую тетрадь, где та же задача была уже решённой. Это решение я увидел, понял и вернулся на место, чтобы изложить его у себя, никого не спрашивая, ; так в тот день я справился с ещё одной проблемой.
Но возвращаясь домой, я всё же чувствовал что-то неладное. «А свои ли деньги я взял со стола?» ; думал я тем солнечным осенним вечером. Шедшая рядом мать была в благодушном расположении духа.
; Хороший день сегодня. Правда? ; спросила она меня.
; Нормальный. Задачу сумел решить на контрольной.
; Молодец.
Но душа была не на месте, и я всё же вскрыл свой гнойник:
; Ты мне на охрану дала сорок тысяч. А надо было пятьдесят.
; Ничего страшного: в понедельник остальное занесёшь.
; Не занесу, ; ответил я, чувствуя, как к ногам приливает кровь. ; Я со стола Татьяны Алексеевны другие десять взял.
Мать дёрнула меня за руку и остановилась:
; А зачем ты, дубина, взял деньги со стола Татьяны Алексеевны! ; кричала она посреди улицы. ; Ты хоть понимаешь, какой мог бы быть позорище! Если бы кто-то увидел, мы бы не смогли в этой школе больше учиться!..
Я был не в силах сказать, что по ошибке посчитал эти деньги своими.
Тем вечером мы проходили мимо деревенской остановки, где ждал рейса дед, который собирался возвращаться в деревню. Успокоившись, мать обратилась ко мне с неожиданным предложением:
; Хочешь поехать в деревню?
Я, конечно же, этого хотел и вскоре сел с дедом во «Львов». В детстве я любил наблюдать за работой водителя и частенько с разрешения взрослых подходил к его месту. Так случилось и тогда. Теперь я уже никогда не забуду, как тот мужчина, чьего лица я так и не увидел, переключал скорости и держался за массивный руль автобуса. А за стеклом стоял город в золотом солнце, блестели воды Оки и сияли окна девятиэтажек. Несмотря ни на что, неделя закончилась по-доброму.
Свидетельство о публикации №221120401263