Родительское собрание

    Елизавета Давидовна, заведующая учебной частью средней школы номер шесть, сухощавая с озабоченным морщинистым лицом и аккуратно волосок к волоску уложенным на затылке пучком, шла по длинному, гулкому коридору второго этажа мелким стремительным шагом, подбрасывая вверх, будто еще не утраченную провинциальную энергию, левую руку;  другой рукой она прижала к себе классный журнал седьмого "Б". Рядом, чуть развалистым шагом, двигался моложавый, на вид лет тридцати пяти- сорока, крепкий мужчина с добрым, живым лицом. Они спешили на  собрание, вызванное настоятельным требованием родителей организовать встречу с учителем математики. Стоящие у окна два малыша с рюкзаками за спиной, разговаривающие ни о чем, увидев Елизавету Давидовну, на всякий случай шмыгнули  в туалет, спрятались за дверь и стали прислушиваться, чтобы по приближающим шагам опередить опасность встречи в урочное время.
    Родители, пришедшие на собрание, сели за парты на места своих детей. В классе, как в банном тумане, стоял громкий шепот. Взрослые что-то обсуждали между собой. При появлении завуча мгновенно воцарилась тишина, но возбуждение никуда не делось, родители бросали колючие взгляды на Елизавету Давидовну и пришедшего с ней учителя математики.
    -Товарищи родители!- руководяще-басовито зазвучал привыкший к детской аудитории голос. -По вашей просьбе представляю вам учителя математики, кандидата педагогических наук, Александра Николаевича. Оставляю классный журнал и даю вам возможность побеседовать с учителем лично,- вежливо, но твердо сказала завуч, направилась к выходу и плотно закрыла за собой дверь.
    Наступило жгучее безмолвие. Никто не решался первым его нарушить.
    Раздался глухой стук - это учитель выдвинул стул. Он сел и пододвинул к себе классный журнал.
    –Слушаю вас внимательно,-обратился он к собравшимся, глазами пробегая по рядам и угадывая фамилии родителей по занятым ими за партами местам учеников.
     И тут началось...
     Со всех мест одновременно посыпались недовольные и раздраженные голоса. Родители начали вставать, раздались хлопки крышками парт и гулкий стук кулаков по ним. Из-за крика души родители слышали только себя. На правом ближнем к окну месте, на второй парте, мать Саши, мальчика, который любил во время урока глядеть в окно и вечно не слышал вопросы, быстро шевелящимися от накопившегося возмущения губами пыталась донести до учителя свой гнев. В другой стороне класса, в среднем ряду, мамаша, тихони Верочки, которая до сих пор постоянно ошибалась в таблице умножения, широко жестикулируя, требовала посмотреть в журнале хорошие и отличные оценки дочки по другим предметам и кусачими выкриками  грозилась подать коллективную жалобу в Министерство образования. За той же партой стоял отец второгодника Николая. Он ругался так грубо и неистово, что у него на висках вздулись вены.
     В дальнем углу, на задней парте, где обычно сидел хулиганистый Игорь,который не раз был выгнан из класса за дергание косы у впереди сидящей Девяткиной,и который украдкой играл на уроке в карманные шахматы, застыв в раздумье сидела пожилая женщина. Она смотрела куда-то в пространство и не участвовала в нелицеприятном разговоре.
     Лицо учителя оставалось спокойным, внимательным, своей невозмутимостью вынуждая аудиторию постепенно затихнуть.
     Александр Николаевич думал о собравшихся здесь людях, отложивших будничные дела, чтобы встретиться, казалось им, с черствым, бездушным человеком, у которого все ученики вдруг прекратили понимать все то, что связывает их с математикой. Фактически большая часть класса перестала соображать. По мнению родителей его вина была в чрезмерной, по сравнению с  учителями других дисциплин, строгости при оценке знаний.
     В сложившейся обстановке трудно было доказать плохую подготовку учеников из-за слабых базовых знаний за предыдущий, шестой класс. Когда обрушившийся на него разноголосый шквал утих, Александр Николаевич решил попытаться донести до взрослой аудитории значимость математики в обыденной жизни.
     Он стал рассказывать о модной в современном мире цифровой технологии, связанной с применением компьютерной техники, с проникновением интернета в повседневную жизнь, массовом использовании персональных компьютеров во всех сферах, включая учебный процесс в школе. Упоминание об этом вызвало у мамы, тихони Верочки, затаившееся недовольство.
     - Если все так замечательно, почему же у нас в школе не используются эти самые компьютеры? Возможно, тогда у наших деток по математике были бы отличные оценки, -с издевкой прервала она учителя.
     - Работать с компьютером ученики будут в старших классах. В средних идет поэтапная подготовка к этому посредством изучения полного курса математики...
     Некоторые родители, неудовлетворенные объяснением учителя, оставили открытыми крышки парт, будто хотели этим выразить свое недовольство.
     Зазвенел звонок, учитель невольно откинулся от стола и оглядел класс. Некоторые мамы, услышав сигнал, стали вставать. За ними последовали остальные. Родители проходили мимо стола учителя, сопровождаемые его добрым взглядом.  Чудилось, что вокруг Александра Николаевича витают корни, дроби, треугольники, трапеции, и в классе царит атмосфера жажды математических знаний. Некоторые родители были задумчивы, казалось, возникло желание ближе познакомиться с цифровой технологией, предметом, ранее не встречавшимся ни в школе, ни в институте. Класс неспешно пустел, кое– кто с теплым взглядом кивал учителю.
     Когда наступила тишина, Александру Николаевичу захотелось задержаться, дать родителям возможность покинуть школу, не продолжая в раздевалке рано закончившийся разговор.
     В пустом помещении стояла духота, пахло потом и дешевыми духами. Пришлось встать, открыть фрамугу. Струя влажного воздуха взбодрила и побудила взглянуть в окно, посмотреть на голубое небо и простор. Учитель возвратился за стол. В душе царила какая-то пустота. Пустота, потому-что не удалось открыто обсудить с родителями свои затаенные, но с трудом реализуемые с нынешней молодежью требования к учебе, работе над домашними заданиями, приобретению глубинных знаний, развитию логического мышления. В советское время в учебных заведениях готовили людей широкого профиля с конкретной компетентностью по каждому предмету, в отличие от сегодняшнего дня, требующего, требующего опираться не на собственные знания, а на умение находить ответы в посторонних источниках. Если ты не рвешься ввысь, можно учиться понемножку чему-нибудь и как-нибудь.
     От этих мыслей учитель пришел в волнение, у него заныло сердце и вслух он себе сказал: «Продолжай предъявлять строгие требования к ученикам, независимо от чьего-либо давления».
     Робкое постукивание в дверь прервало размышления Александра Николаевича. В образовавшуюся щель просунулось лицо женщины, ранее сидевшей на месте  хулиганистого Игоря. Она попросила разрешения войти и, увидев, что он кивнул головой в знак согласия, прошла в класс. Учитель встал, выражая свое почтение, и жестом предложил присесть за парту рядом. Он увидел  озабоченное лицо, взгляд, полный печали, беспокойства. Дама была одета скромно, во все темное. При взгляде на нее казалось, что она безутешна и объята горем.
      – Александр Владимирович,- обратилась к нему женщина.- Меня звать Людмила Викторовна. Я бабушка Полякова Игоря и воспитываю его с пяти лет после трагической гибели родителей. Пришла я к вам за помощью. У мальчика сейчас переломный период, когда формируется характер и часто определяет дальнейшую судьбу человека. Все свое свободное время он тратит на шахматы и мало уделяет внимания учебе в школе. Очень вас прошу поговорить с ним, по возможности повлиять на его поведение.
      - Людмила Викторовна, помогает ли он дома вам по хозяйству?
      - По моей просьбе он ходит в магазин за продуктами, иногда моет посуду. Мы с ним не ссоримся.
      - Постараюсь вам помочь...

      Последний урок закончился. Ребята быстро собрались и гурьбой стали выходить.
      - Поляков, задержись!- гулко раздались слова учителя. Многие из ребят посмотрели на Девяткину, которая ухмыльнулась и обидчиво ускорила шаг. Поляков, шедший в хвосте очереди, остановился, снял с плеча рюкзак и положил его на ближайшую парту.
       Когда все вышли, учитель сказал:
      -Подойди. Есть разговор.
Игорь быстро перебрал в памяти последние проказы и, ничего особенного не припомнив, с недовольством подошел к столу учителя.
      - Садись, поговорим.
      И Александр Николаевич стал расспрашивать мальчика о шахматах. Выяснилось, что учитель сам до недавнего времени серьезно увлекался игрой и даже стал кандидатом в мастера спорта.  Игорь рассказал, что участвует в турнирах, проводимых ЖЭКом, имеет третий спортивный разряд. Сейчас играет в турнире на второй разряд. 
      - Послезавтра по расписанию у нас последний урок. Предлагаю по окончании урока сыграть партию,- неожиданно предложил учитель. Так и договорились.
      В ожидании шахматного сражения следующий день прошел незаметно быстро. В день игры Игорь внимательно слушал объяснения учителя, теорему о сумме углов треугольника, одновременно пытаясь понять, можно ли по жизни ему доверять.
      По завершении урока Александр Николаевич собрал со стола разложенный учебный материал, взглянул в класс, медленно освобождающийся от учеников, увидел Игоря и кивнул ему головой, как бы подзываю к себе. Игорь опасался , что его неформальное общение с учителем вызвет насмешки у ребят. Он постарался потянуть время: дольше, чем обычно собирал учебники, потом наклонился и стал завязывать на кедах внезапно развязавшиеся шнурки. Боковым зрением заметил, как кеды соседа двинулись к выходу. Игорь выпрямился и увидел учителя, раскладывающего доску и устанавливающего на ней фигуры. Две девочки- отличницы, размазни, рохли, укладывая школьные пожитки в рюкзаки, медленно двигали руками, с широко открытыми глазами внимательно наблюдали за чудачеством учителя и застыли, когда к Александру Владимировичу подошел Поляков и положил на ближайшую парту свой рюкзак. Он встал рядом с шахматной доской с надеждой на скорый уход девчонок, но те хитрили, решили задержаться.
      - Бери стул и садись к столу наискось, чтобы было удобно, -сказал учитель и сам сел с другого бока стола. Он заметил скованность юноши.- Девочки, мы с Игорем решили сыграть в настоящие, не карманные шахматы. Если вам интересно, можете посмотреть, -разрядил он обстановку.
      Девчонки остались.
      Белыми досталось играть Игорю. Он пошел пешкой от короля. Черные разыграли французскую защиту. Игра проходила без часов, и белым было надо навскидку установить приемлемый темп. Учитель подстроился к ритму партнера.
      Не будем описывать нюансы развернувшейся борьбы. Победил сильнейший. В процессе игры девочки незаметно исчезли.
      - Твоя игра мне понравилась,- приступил к разбору партии Александр Николаевич. - Твой проигрыш естественен из-за отсутствия знаний теории. Надо укреплять память, изучать теорию игры, разбирать партии Алехина, Капабланки, Эйве. Учиться мыслить. Наверное, ты слышал о чемпионе мира по шахматам, голландце, Максе Эйве, который после окончания школы поступил в университет на математический факультет, окончил его с отличием. В дальнейшем защитил докторскую диссертацию. В тысяча девятьсот тридцать пятом году выиграл у Алехина и стал чемпионом мира. Вот так математика помогает мыслить.На родительском собрании я говорил о развитии логического мышления. Особенно хорошо это действует при изучении алгебры и геометрии в седьмом классе. Попробуй на своем примере. Я смогу раз в пару недель по окончании моих уроков оставаться и помогать тебе, если ты, конечно, дашь согласие.
       Прошло немного времени, и Игорь стал получать хорошие, а чуть позже - отличные оценки. Среди родителей пронесся слух о дополнительных занятиях, которые проводит математик с одним из отстающих учеников класса, Поляковым, и, как результат, выставляет ему хорошие отметки. Но информация о том, что учитель берет мзду с Людмилы Викторовны не подтвердилась, и на этом все успокоилось.

       Неожиданно открылась дверь, и в комнату решительным шагом вошла Елизавета Давидовна. Ее блестящие глаза- признак возбуждения- с нескрываемым интересом смотрели на учителя. Она молча села за стоящую у стола парту, сложила на ней руки, откинулась на спинку стула и приготовилась говорить с учителем о проведенном собрании. Завуч еще не успела пообщаться с некоторыми из инициативных родителей, поддерживающих постоянный контакт со школой. Сейчас, как ответственную за учебный процесс, в первую очередь ее интересовала точка зрения учителя на ситуацию, сложившуюся с изучением математики и обсуждение этой ситуации на родительском собрании.
       По мнению Александра Николаевича, ему удалось найти общий язык с родителями учеников, и теперь он хотел рассказать Елизавете Давидовне о своем видении учебного процесса, о необходимости получения школьниками актуальных знаний, исходя из требований современности, и о том, что в связи с этим на учителях и руководстве школы лежит большая ответственность.
       - С чего начать? – подумал он, глядя на чуть надменное лицо и собранную в комок позу завуча.
       По мере высказывания Александр Николаевич заметил, что Елизавета Давидовна не принимает его слова и копит раздражение.
       - Достаточно,- подчеркнуто резко прервала она спокойный голос учителя. Теперь уже Елизавета Давидовна пыталась убедить упрямца, что завышенные оценки  способствуют повышению имиджа школы, укрепляют авторитет учителя и является решающим фактором при назначении материального поощрения.

       Извечный интерес к школьному образованию вынуждает общество постоянно заниматься поиском улучшения учебного процесса: вводить  редко применяемые в быту новые дисциплины. Раньше в гимназиях три четверти того, чему учили, были ни на что не нужно в жизни, быстро забывалось и преподавалось в большинстве своем тупо, формально. И в современном процессе обучении Александр Николаевич видел следы прошлого. Можно было запутаться в беспорядочном и бесплодном рассуждениях о необходимости тех или иных учебных предметов. Однако он считал, что есть только две жизненно важных дисциплины: русский язык - для широкого общения и математика - для логического мышления.
      Он был доволен своим минимальным успехом после бурного родительского собрания.
      Пока, на первых порах.


Рецензии
Благодарю, интересно, какие же это годы?
В пятидесятых годах колхозные собрания проходили культурнее...

Александр Алексеевич Кочевник   07.12.2021 00:59     Заявить о нарушении
Александр Александрович, - это наше время. Не решился более емко раскрыть собрание. По всей вероятности, сделаю другую редакцию. С уважением.

Борис Николаев 2   07.12.2021 13:27   Заявить о нарушении
Уважаемый Борис, я так и предположил.
Живём в странное время демократии, когда все галдят не слушая собеседников...
А собеседники им и не нужны!
С уважением,

Александр Алексеевич Кочевник   07.12.2021 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.