Дивен Бог во святых своих

Как это начиналось

Эту историю об иконе святой мученицы Киранны, вероятно, нужно начать с того, как однажды получаю по электронной почте письмо от моей доброй приятельницы Ирины Алексеевны из Роттердама. В нем она просит написать для сайта их храма святого благоверного князя Александра Невского, в рубрике «Наши молитвенники» рассказ об истории создания этой новонаписанной святыни.
Просьба эта пришлось мне по душе, подумалось, что непременно должна сделать такую работу, ведь и церковь эта мне не чужая, а уж сколько лет нашей дружбе с Ириной Алексеевной и не сосчитать. Надо сказать, что в 2007 году я приезжала к ней в Роттердам погостить. Посещала храм святого Александра Невского и вместе со всеми молилась на богослужениях.
В то время его настоятелем был приснопамятный протоиерей Григорий Красноцветов.
Обстоятельства моей творческой жизни тогда складывались столь удачно, что появились финансовые возможности посмотреть Европу. Итогом этих путешествий стала работа над сборником «На перекрестках вечности: Мир глазами паломников». (Лепта Книга, 2011).  Как мне кажется, в нем гармонично удалось сочетать изложение Священной истории через рассказы о самых значимых святынях вселенского православия, начиная с горы Синай и заканчивая Австралией, с яркими их описаниями наших современников, там побывавших или живущих. Надеюсь, что читателям было интересно познакомиться с увлекательными повествованиями архимандрита Августина (Никитина), протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Михаила Протопопова, к слову сказать, жителя той самой далекой Австралии, писателя Валентина Распутина и многих-многих других прекрасных авторов этого сборника. В нем есть большая статья - «Навстречу Богу и друг другу», посвященная православной Голландии, где и рассказывается о жизни храма святого благоверного князя Александра Невского. К слову сказать, сами Нидерланды открывались с разных сторон, подчас неожиданных, своими удивлениями я и поделилась с моими дорогими читателями.
В 2013 году за составление этого сборника и написания в нем статьи «Благодать Святой Земли» стала лауреатом IV Славянского литературного форума «Золотой Витязь», где были торжественно вручены статуэтка «Серебряный Витязь» и Диплом.

Госпожа Каллиопия

Как всегда, немножко отвлеклась. Возвращаюсь к нашей теме. Образ мученицы Киранны (Кирины) Солунской заказала написать для церкви святого Александра Невского другая моя хорошая знакомая, гречанка, как принято говорить в её отечестве, госпожа Каллиопия.
Родилась она в 1938 году в Салониках. Надо сказать, что происходит госпожа Каллиопия из священнического рода Папасотириу, на русский язык аналог этой фамилии, скорее всего, Попова. Дружная их семья жила под Константинополем, там появился на свет отец госпожи Каллиопии. В Салоники они попали как беженцы, после греческого Малоазийского похода, во всемирной историографии именуемого Второй греко-турецкой войной 1919-1922. Несмотря на первоначальные успехи греческих войск, которым к лету 1921 года удалось занять почти весь запад Малой Азии, война закончилась для Греции полным разгромом и греко-турецким обменом населением. С тех пор семья Папасотириу не видела родной земли.

Святая Ода

С госпожой Каллиопией мы познакомились во время этой же моей поездки в Голландию. Помню наше чудное паломничество в Синт-Уденроде, для поклонение мощам святой Оды (Ода Дева Брабантская (ок. 680-726), отшельница, преп. Память 28 ноября (Бельгия и Нидерланды) и в монастырь в Астене.
Святая Ода одна из любимых голландских святых. Напишу коротко её житие.
По церковному преданию, отшельница Ода провела свою жизнь в лесах Таксандрии. Было это на рубеже VII-XIII вв. (Места знамениты еще и тем, что здесь родился св. Одульф Оршотский и Хемелуммский). Святая происходила из шотландской королевской семьи. Некоторые историки называют ее отцом Игнатия VII. Слепая от рождения, но добрая, ласковая и удивительно красивая девочка была всеми очень любима. Родители делали все возможное, чтобы дочка прозрела. Они вызывали ко двору лучших врачей, совершали паломничества к святым местам, но ничто не помогало.
Наконец до Шотландии дошли рассказы о чудесах, происходящих на могиле св. мч. Ламберта, епископа Маастрихта. И царственные родители отправили туда свою дочь. Ода всю ночь молилась на могиле сщмч. Ламберта, к утру она погрузилась в сон, а когда проснулась, впервые в жизни увидела солнечный свет. У нее прозрели не только глаза, но и душа. Глазами телесными она увидела красоту дольнего мира, а очами души – превосходство горнего. На могиле св. Ламберта Ода дала обет стать невестой Христовой и всю жизнь посвятить Господу.
Она вернулась домой прозревшей, и счастливый отец решил, что пришло время выдать дочь замуж. Накануне свадьбы Ода убежала из замка вместе со своей кормилицей. Вместе они отправились в Рим. Неизвестно, сколько месяцев или лет заняло это путешествие. Согласно преданию, женщины молились на гробнице апостолов Петра и Павла. Там же Ода сплела себе посох из тростника. Потом паломницы вернулись на север. Совершив трудный переход через Альпы и Арденны, они вышли к Маасу и добрались до Фенрау.
В глухом лесу они построили шалаш в надежде провести там жизнь в тихой молитве. Однако им не удалось остаться незамеченными. Их выдали птицы, все время кружившие над шалашом. Люди из соседней деревни пошли посмотреть, кто поселился в чащобе. Оде пришлось бежать от назойливого внимания деревенских мужиков.
Вторую хижину женщины построили в районе Веерта в вересковой пустоши. Чтобы скрыться от мира, Ода посадила вокруг своего нового жилища несколько кустов, которые чудом разрослись на следующий день в пышную изгородь.
Все это время отец Оды искал свою дочь. С небольшим отрядом верных ему людей он объездил всю Европу. Наконец, король добрался до трактира в Веерте. Когда он рассчитывался за обед своими шотландскими монетами, хозяин трактира заметил, что монеты ему известны: однажды, мол, затворницы, живущие в вересковой пустоши, заплатили ему такими же монетами. Услышав это, король понял, что нашел свою дочь. Ему указали дорогу к хижине, но сороки напали на его отряд и подняли невообразимый шум. Из житий многих святых мы знаем, что часто они дружили с животными. Божьи люди еще в этой жизни восходят в ту полноту райского блаженства, которой обладал Адам, давший имена всем скотам и птицам небесным. Животные это чувствуют и отвечают святым любовью и почтением. Так, пророка Илию в засуху кормил ворон, Фивскому подвижнику Герасиму Иорданскому служил лев. К преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Герману Аляскинскому приходили медведи. А святую Оду сороки оградили от преследования. Божьим промыслом королю не было попущено увидеть дочь, и он ни с чем вернулся домой в Шотландию.
Однако Ода уже не чувствовала себя в безопасности на этом месте. Отец мог вернуться в любой момент. И слухи о молодой затворнице все больше распространялись, а ее кормилица к тому времени уже умерла. Оставшись одна, Ода решила перебраться в более глухое место, где о ней ничего не знали.
Третью и последнюю свою хижину Ода построила в лесу около деревушки Роде. Когда она умерла, жители Роде увидели пламень, поднимающийся над лесом. Они прибежали, чтобы тушить пожар. Однако увидели столб света, поднимавшийся над жилищем усопшей праведницы, – ее пламенеющая душа восходила ко Господу.
Святую Оду похоронили в простом деревянном гробу рядом с шалашом, где она жила. Скоро на ее могиле начались чудотворения. Здесь была построена сначала деревянная церковь, затем каменная. В 1170 г. мощи св. Оды были вырыты из земли и помещены в каменную гробницу. Автор жизнеописания отмечает, что от них исходило дивное благоухание.
Первое житие св. Оды составил спустя почти 400 лет после ее смерти Готфрид, каноник церкви в Синт-Уденроде. Многое осталось в церковном предании. Ведь житие – не документированная хроника жизненных событий, а образ святости, сохранившийся в благодарной памяти народа.
Почитание святой Оды сложилось по меньшей мере к XI-XII вв. Тысячу лет жители Нижних Земель обращались к ней в скорбях и болезнях, особенно глазных.
Православная голландская Церковь узнала о св. Оде благодаря о. Силуану Оссейлу. В его семье почитают преподобную Оду, потому что она является святой покровительницей Одиллии (или Одетт), супруги о. Силуана. Матушка Одетта еще в детстве слышала о св. Оде и с десятилетнего возраста собирала жития и предания о своей небесной заступнице.
Отец Силуан служит в приходском храме свт. Нектария Эгинского в городе Ейндховене. Храм по-своему уникален: его прихожане – это выходцы из разных стран мира, поэтому за богослужением молитву "Отче наш" читают несколько раз на различных языках. История этого прихода, основанного в 1989 г., тоже замечательна. Сначала у него не было своего помещения, и приходилось снимать маленький зал. В 1995 г. освятили небольшую православную церковь, в бывшей часовне католического женского монастыря. В последние годы она служила складом, пройти в который можно было только через монастырский вход. Через полгода после ее освящения случился пожар, уничтоживший часть здания. К счастью, монастырь оказался хорошо застрахован, поэтому все быстро отстроилось заново. И благодаря этому судьбоносному пожару, приход св. Нектария получил дополнительное пространство и собственный вход в храм. В этом храме есть мощи прп. Силуана Афонского, св. Ирины и св. Оды.
Об обретении мощей древней голландской подвижницы св. Оды о. Силуан рассказал интересную историю: «Первые слухи о существовании мощей св. Оды дошли до нас в 1999 г., когда я как священник был поставлен служить в монастыре Рождества Богородицы в Астене и в приходе св. Нектария в Эйндховене. Тогда мы услышали, что мощи св. Оды хранятся в Синт-Уденроде. Несколько лет спустя мы отправились туда, чтобы поклониться мощам. В 2003 г. я предпринял первые официальные шаги, чтобы получить частицу мощей, и обратился с прошением к Римско-Католическому епископу Ден Боша. Но епископ заявил, что должен об этом вопросе навести справки и обещал информировать о результатах переговоров... Мы ушли разочарованными. Потом мы попробовали обратиться непосредственно в приход св. Мартина Турского, в котором хранились мощи св. Оды. И вот там с самого начала встретили понимание и сочувствие. Вначале пришлось много писать в различные инстанции, консультироваться и спрашивать совета. Все это привело к моему личному знакомству с пастором Римско-католического прихода св. Мартина, который сумел быстро получить позитивное решение своего приходского совета. Потом последовало еще несколько непринужденных и сердечных встреч с пастором, в ходе которых были обсуждены практические вопросы, связанные с передачей мощей.
Святая Ода – православная святая, я имею в виду, что она жила до Великой Схизмы. Во-вторых, она местная святая. Она для нас – свидетель и представитель нераздельной апостольской Церкви Христовой, некогда живший в наших краях. (Хотя многие греки и русские думают, что все святые - либо греки, либо русские). Ее мощи как храм Духа Святого несут благословение всему приходу и всем, кто их почитает». Сайт Брюссельской архиепископии РПЦ: http://www.archiepiskopia.be/Rus/belgsaints.htm.
Благодатные мощи прп. Оды были переданы в храм св. Нектария 11 ноября 2005 г. за всенощным богослужением. Их торжественно перенесли из реликвария католической церкви в Синт-Уденроде в день ее небесного покровителя – св. Мартина Турского. В конце этой знаменательной службы о. Силуан обратился к своим прихожанам и приехавшим на празднование гостям со словом: «Тела святых составляют тело Христово, они – храмы Духа Святого, призванные к воскресению. Святая Церковь учит нас, что благодаря вочеловечению Бога весь человек освящен и спасен, и его плоть тоже освящена. В наше время, когда человек сам себя прославляет, пытается все охватить формулами и сделать функциональным, становится насущной потребность почитание мощей христиан нераздельной Церкви».
Монастырь в Астене

Госпожа Каллиопия повезла нас с Ириной Алексеевной на своей машине.  Конечно же, особенно запомнился Астенский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы и ее настоятельница, матушка Мария (Мария Хюльскер (E.E.V. Hulsker, Гаага, 1944-Астен, 2016), уже ушедшая в светлую жизнь. Поясню, что Богородице-Рождественский монастырь - православный женский монастырь в юрисдикции Бельгийской митрополии Константинопольского Патриархата (1989).  Расположен в муниципалитете Астен в Нидерландах.
До сих пор помню урок искренней простоты, заботы о людях и смирения, который матушка Мария неожиданно преподала нам. Для неё это была естественная органичная жизнь, а я сильно впечатлилась. Перед отъездом, выйдя из обители, увидели, что игумения монастыря, надев широкие очки, большой газонокосилкой стрижет находящуюся перед оградой лужайку. Заметив нас, она выключила свой шумный агрегат и пошла прощаться. Но на полпути матушка Мария вдруг взяла метлу и стала перед нами сметать попавшую на дорожку траву. От удивления и неловкости я стала переминаться с ноги на ногу. А матушка объяснила, что сильно насорила и опасается, как бы мы не нанесли траву в машину Каллиопии. Царствие Небесное игумении Марии.

Добрые воспоминания о Греции

 К этой прелюдии остается только добавить, если уж выпала возможность, хочется сердечно поблагодарить госпожу Каллиопию за ее любезный прием нас с мамой у себя в Салониках. Мы прекрасно общались, хотя, вроде бы понять друг друга было невозможно. Госпожа Каллиопия русского языка выучить не смогла. У неё только греческий и голландский, которые мы никогда не знали, немножко она знала английский. Мама давным-давно, в школе, учила английский, и некоторые обрывки общих фраз остались в её памяти, а я в молодости недурно владела немецким, но за ненадобностью, естественно, позабыла. (Однажды заикнулась знакомым преподавательницам английского, что хотела бы поучить его. Но они ответили: «Не говори глупости. Пиши лучше побольше». У меня, правда, нет свободной минуты. Так я осталась для европейцев «немцем», т.е. немой).
Однако мы замечательно собеседовались. Каллиопия что-то говорила нам на двух языках сразу, дополняла речь мимикой и жестами. Когда её рассказ становилась для нас совсем загадочным. Мама начинала его комментировать и вопрошать срочно реанимированным английским, который наша собеседница немного знала, а я вставляла немецкое словцо. Госпожа Каллиопия кивала головой в знак согласия, и картина, как нам казалось, сразу прояснялась. Время от времени мы до слёз хохотали над этим «эсперанто». Признаться, давно я так не веселилась.
И вот наша дорогая госпожа Каллиопия просила написать о любимой её душе святой. Мученица Киранна сыграла в её жизни огромную роль и принесла искреннюю радость, но что именно мы сказать не можем - очень личное.
Надо сказать, что госпожа Каллиопия однажды уже принимала участия в создании иконы. В монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Астене, во времена игумении Марии (о ней мы еще расскажем), одно время жила монахиня из Африки. Она собирала в Нидерландах милостыню для своего скита. Эта матушка и написала для храма св. кн. Александра Невского иконы преподобных Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита. Первой внесли свою лепту в это богоугодное дело госпожа Каллиопия с Ириной Алексеевной. Затем присоединились Наталья, Ирина, Елена. Отец Григорий определил ей место в «исповедальне», с левой стороны от Царских врат. Возможно, её там не сразу заметишь, но само место расположения иконы, можно сказать, знаковое.
И так, мы продолжаем.

Дивен Бог во святых своих

В Роттердаме у госпожи Каллиопии есть подруга-гречанка Хриса. Родилась она в Греции на острове Родос, но еще молодой вместе с мужем уехала на заработки в Голландию. Киранной звали её почившую маму (1995 г.). Дочери в память о родительнице хотелось хоть что-то узнать о её святой покровительнице.
Тогда Хриса попросила Каллиопию посмотреть в книжных лавках Салоник какую-нибудь литературу о ней. В первую же свою поездку в Грецию она занялась поисками. В одном из храмов госпоже Каллиопии посоветовали обратиться к издателю Георгию Папагеоргиу. Действительно за год до этих событий, в 1994 году, он составил и напечатал свое сочинение о мученице Киранне тиражом в три тысячи экземпляров. Госпожа Каллиопия успела купить у него последнюю книгу.
Когда госпожа Каллиопия взяла её в руки, то почувствовала в воздухе благоухание.
На этих словах сразу вспомнился случай, произошедший в жизни моих близких друзей из Санкт-Петербурга. Давным-давно Саша с Ларисой были еще нецерковными людьми, и я прислала им из Москвы для утверждения в вере акафист блаженной Ксении. Очень почитаю эту святую. При очередной встрече они мне с удивлением рассказали: когда Саша сидел на диване и читал этот акафист, то стал чувствовать благоухание, словно вокруг него розы появились. А Лорик, войдя в комнату, этого не почувствовала, но зато увидела, что лицо Саши окружено неким сиянием. Думается, что так блаженная Ксения и мученица Киранна подавали знак, что они рядом.
 Возвращаемся снова к рассказу об иконе. Сначала наша греческая знакомая сама прочла житие и сразу полюбила святую Киранну, а потом отвезла книгу  в подарок Хрисе в Роттердам. Госпожа Каллиопия по расположению своего сердца начала в свои самые тяжелые минуты жизни обращаться в молитвах  к этой святой и получать быструю помощь. Поэтому госпожа Каллиопия решила в знак благодарности заказать для храма князя Александра Невского её икону, чтобы и другие люди славили святую Киранну, молились и получали от нее духовную и жизненную поддержку.
Хочется поделиться своей мыслью, что совсем не просто так в определенное время, в определенном месте Бог даёт нам именно этих святых, то есть, обстоятельства жизни в этом выборе тоже участвуют. Во время проповеди Евангелия появились апостолы, а в гонения – сонм мучеников, не боявшихся славить своего Спасителя. Когда в христианах возрождалось горение духа – это порождало преподобных святых: великое множество монастырей и скитов пустынников, а в годину оскудение веры на землю приходили юродивые и богомудрые святители, научающие народ вере и праведному житию. 
Мученица Киранна прославилась в XVIII веке, когда Греция была частью Османской империи и претерпевала сильные притеснения от иноземного господства. Измученному греческому народу нужен был пример стояния в православной вере даже до смерти.
Будущая святая родилась в Ависсоке, ныне деревенька Осса, что в епархии Лангада, в тридцати пяти километрах от Салоников. Родители её были благочестивыми христианами. Сама Киранна отличалась искренней верой в нашего Спасителя, добрым и кротким нравом. К тому же она была необычайно красивой.
Османский чиновник, собиравший в Оссе налоги, воспылав к ней нечистой страстью, стал настойчиво говорить ей о своих желаниях. Поскольку девушка не желала ответить ему взаимностью, озлобленный янычар похитил её из родительского дома и силой привёл к судье в Салониках, представив лжесвидетелей из военных, заявив, что Киранна якобы дала обещание выйти за него замуж и принять ислам, а теперь отказывается это исполнять. По законам Османской империи отречение от ислама и даже от намерения принять его каралось смертной казнью.
Но никакие угрозы, ни подарки, ни льстивые обещания не оказывали действия на молодую девушку.
«Я - христианка, - сказала она ему, - люблю одного Христа, Господа Бога моего. Ему одному принадлежу с младенчества и готова умереть ради Него, чтобы жить с Ним в вечности... Вы слышали мой ответ, теперь не ждите от меня никаких слов».
И действительно, после того она больше ничего не произнесла. Пораженные ее невозмутимым спокойствием, турки решили заключить девушку в тюрьму в тяжкие оковы.
Похотливый сборщик податей добился разрешения начальника тюрьмы посещать её в любое время вместе со своими друзьями. В продолжение дня он несколько раз приходил к ней то один, то с другими янычарами. Сначала он старался подействовать на нее ласкою, но она, закрыв лице покрывалом, скрестив на груди руки, оставалась безмолвною и неподвижною. Тогда изверги начинали бить и истязать ее до потери сознания.
Ночью они оставляли её в покое. Но едва девушка приходила в себя, как её начинал мучить тюремный пристав. Он подвешивал её с закованными в цепи руками, бил чем попало и оставлял висеть на зимнем холоде.
В темнице находились другие заключенные из евреев, турок  и христиан. Все они, содержавшиеся здесь за разные проступки, возмущались жестокостями по отношению к ни в чём не повинной девушке, осыпали упреками пристава. Иногда, усовестив его, один из заключенных христиан освобождал Киранну на некоторое временя от верёвки.
Эти жестокие пытки продолжались целую неделю. Спокойно и безмолвно переносила мученица все истязания. Наконец узники, свидетели её мучений, восстали и приступили к тюремному приставу с угрозами пожаловаться на него паше за то, что он допускает в тюрьму посторонних лиц. Это несколько подействовало, и когда вновь пришли янычары, то он не впустил их. Те пожаловались Али-бею. Вечером приставу сделали выговор за недопущение в тюрьму янычаров, получивших на это разрешение высшего начальства.
Это озлобило бесчеловечного тюремщика до последней степени. Придя в тюрьму, он бросился на Киранну, вновь подвесил её и ударил попавшимся ему под руку огромным концом переломанного шеста. Тогда Божественный свет объял её тело и осветил всю тюрьму. И вскоре святая душа отлетела к Небесному Жениху, а от тела стал исходить неизреченное благоухание. Это произошло 28 февраля 1751 года.
Раскаявшийся тюремщик, содрогаясь от рыданий, велел одному узнику-христианину освободить руки мученицы из оков, опустить её на землю. Весть о чуде разнеслась по городу, и пристыжённые турки отдали тело Киранны христианам для погребения. (См. Псковская епархия. Храм Василия Великого // http://hramnagorke.ru/life/4898).
После казни новомученицы Кираны гимнограф Христофор Продромит написал службу в ее честь.
А преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис; 1749-1809, память 14(27) июля) описал ее подвиг в своем труде «новый мартирологий».
Тело святой христиане тайно погребли, а одежды поделили на частицы и раздали как святыню. Со временем место погребения Кираны было утеряно. Но 12 сентября 2011 года в Осском храме Святых Таксиархов, то есть Архангелов Михаила и Гавриила, были обретены её нетленные мощи. По настоянию митрополита Лангадского Иоанна, который собирал и изучал местные предания о ней, пол под алтарем вскрыли, чтобы выяснить место погребения святой Кираны.
В присутствии афонских монахов, ученых и медиков мощи были подняты. По словам очевидцев, в этот момент храм наполнился благоуханием (в Византийской традиции, в отличие от русской, нетление тела считаются сомнительным свидетельством, и признак святости мощей определяется их чистотой и приятным ароматом). Исследование показало, что мощи принадлежали женщине, время жизни, возраст и рост которой согласны с тем, что известно о мученице Киране, а их положение под алтарем указывало, что это святыня. (См. Храм мученицы Кираны в Оссе // Вскоре в честь новомученицы Киранны построили и освятили новый храм. Трижды в год происходит крестный ход с её благодатными мощами, и по молитвам перед ними происходит множество чудес.

«Я готова написать. Очень интересная работа»

Когда госпожа Каллиопия приняла решение сделать икону, то обратилась с просьбой о помощи для исполнения этого благочестивого желания к своей подруге Ирине Алексеевне, и та позвонила в Москву молодой приятельнице, крестной её внука, Анечке.
Сразу появилось несколько кандидатур иконописцев, которые могли бы исполнить эту работу. Выбрали Наташу, потому что ее фамилия по мужу – "Киранова". Госпоже Каллиопии с Ириной Алексеевной показалось это совпадение знаковым.
Здесь на секунду отвлекусь от основной темы, потому что во время написания этой статьи мне, как человеку вовлеченному в работу со словом, стало интересно узнать этимологию имени Киранна, иными словами, его происхождение. В одном месте прочла, что происходит оно от санскритского слова kiraa, что означает «луч» или «луч света», а в другом месте, что Киранна – болгарское имя. Было любопытно узнать, что по-гречески Кира означает госпожа, а корни этого слова уходят в персидский язык. Что Восток между собой переплетен, это понятно, а вот южные славяне, болгары, как туда встроились? Это меня весьма удивило.
Однако Ирина Алексеевна указала мне на двух святых новомучеников российских, они оба имели фамилию Киранов, были двоюродными братьями - болгарами, родившимися в Таврической губернии. Их предки переселились в Россию во времена турецких гонений, когда Болгария тоже была частью Османской империи. К началу ХХ столетия род болгарских священников Кирановых насчитывал уже более 300 лет.
Священномученики протоиереи Виктор Дмитрий Кирановы появились в роде священников. Родоначальник семьи Кирановых, отец Протасий, много претерпевший от гонителей турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от призывов к рукоположения во священство. Оба они, помня о Голгофе Спасителя, с благодарностью Богу пронесли свои мученические кресты до конца.
Весной 2021 года Наташа Киранова, услышала от прихожанки Алексеевского монастыря Анны Кацеленбоген, что подруга-гречанка их общей голландской знакомой Ирины Алексеевны хочет заказать ей икону.
Когда Наташа узнала о мученице Киранне, то сразу заинтересовалась: никогда не встречалась в житиях с такой святой, да еще к тому же удивило созвучие своей фамилии и её имени. Вместе со словами согласия на работу она в письме Ирине Алексеевне ответила: "Я готова написать. Очень интересная работа. И самое удивительное, что я по мужу - Киранова. Мне очень приятно писать лик этой святой".
Коли у нас речь идет о конкретной иконе, ее истории создания, то необходимо хоть несколько слов посвятить самому иконописцу.
Наталия окончила Православный институт «Со-действие» по специальности иконописец. Пишет иконы уже двадцать лет. Особо отметим, что в содружестве с другими иконописцами участвовала в создании нескольких иконостасов.
Наталия является членом иконописной секции Союза художников.
Многие годы она трудилась в иконописной мастерской при храме Всех Святых, что в Красном Селе, настоятелем которого был протоиерей Артемий Владимиров.
Сейчас здесь воссоздается древний Алексеевский женский монастырь, батюшка Артемий теперь его духовник, а настоятельницей стала его духовная дочь - Ксения (Чернега).
Во Всехсвятской мастерской уровень профессионализма иконописного письма был всегда на высоте. При этом все иконы писались строго по традиционной технологии и в соответствии с канонической традицией. По слову тогдашнего руководителя мастерской Виктора Капитанчука: «Канон не только не скрывает творческие особенности каждого иконописца, но напротив, помогает раскрыться творческой личности во всей полноте». Но сейчас там уже монастырь и монахини.
Одним словом у Наталии была хорошая школа. Вскоре из Голландии прислали иллюстрацию самой святой, взятую из греческой книги. По прочтению жития иконописцу сразу почему-то захотелось нарисовать на поземе цветы - как символ чистоты и красоты.
В последний раз обговорив и уточнив все детали, она приступила к написанию образа. По словам Наташи: работа совершалась от души, как песня. Написался этот образ на удивление быстро: краски ложились хорошо, позолотился он тоже легко, удачно напитался олифой и покрылся лаком. Высох он тоже моментально - словно кто-то помогал в этом делании.  Когда икона, за две недели раньше срока, была готова, встал сложный вопрос: как её передать в Роттердамский храм? Ведь сейчас, в связи с распространением этого малообъяснимого, смертоносного вируса, сообщения с Европой почти прекращены.
Но Господь все добрые дела устраивает благополучно. В начале мая госпожа Каллиопия уехала по семейным делам в Грецию. По счастливому совпадению у иконописца Наталии есть племянница Мария, которая в Салониках на языковых курсах при университете Аристотеля, изучает греческий язык. В это время она как раз находилась дома на каникулах, но 11 мая тоже должна была возвращаться в Грецию. В последнюю ночь перед отъездом племянницы Наталия отвезла икону, бережно её упаковав. Через неделю, 16 мая у храма небесного покровителя Салоник, святого Димитрия Солунского, Мария передала икону заказчице.

Новая святыня храма святого князя Александра Невского в Роттердаме

Настоятель Роттердамского храма, иерей Димитрий Виницкий, принимая икону от госпожи Каллиопии, сказал, что она будет помещена над "стульчиком Каллиопии".
У героини этого очерка есть постоянное место в храме. По причине почтенного возраста госпожа Каллиопия во время богослужения вынужденно сидит на своем стульчике, однако в определенных моментах молится стоя.
Икона получилась богоугодной! Думается, что она нашла своё достойное место в храме святого Александра Невского, а мученица Киранна, на ней отображенная, – в сердцах его прихожан.


Рецензии