Воскрешение идеи

               

               
       Записки к проекту  « Юрий Самарин и Борис Пастернак».
      
                Парк преданьями состарен
                Здесь стоял Наполеон
                И славянофил Самарин
                Послужил и погребён

      Это строчки из стихотворения Бориса Пастернака  о Переделкино.  Поэт был одним из немногих людей в двадцатом веке, имевшем представление о Юрии Федоровиче Самарине. Между тем, этот дворянин – одна из важнейших личностей в истории России.  До революции  1917 года  подавляющее большинство населения были крестьянами. До 1861 года  это были крепостные крестьяне, «крещеная собственность».  Сейчас многие наши современники пытаются приписать себе высокое происхождение, но на самом деле почти все мы вышли из крестьян. И предки наши были освобождены из рабства  благодаря той исключительной роли, которую сыграл в этом деле дворянин Юрий Самарин.
     Пастернак еще раз вернется к образу забытого всеми крупного общественного деятеля – в романе «Доктор Живаго».
   Кем же был  Юрий Самарин , и почему один из лучших поэтов двадцатого столетия дважды в своем творчестве  обратился к его образу?
    Самарины были известным дворянским родом. Фамилию им дала местность, откуда они вышли – Самарская губерния.  Далекие предки  этого русского дворянского рода были военачальниками Золотой орды.  Мать Юрия Федоровича , княжна Нелединская-Мелецкая, была дочерью  одного из самых влиятельных сановников при дворе Александра Первого.До 7 лет родовитый дворянский отпрыск  не знал русского языка.  В его семье и  светском окружении  говорили только  по-французски. Потом Юрий наверстает это упущение, и навсегда станет не только приверженцем «великого и могучего русского языка», но и всему русского, всей русской особости. Он блестяще закончит  историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета, где в студенческие годы подружится с Герценом, но потом их пути разойдутся.  Точно так же, как Герцен и Огарёв дали на Воробьевых горах юношескую клятву, ставшую всенародно известной благодаря Пушкину, дали друг другу клятву и два других выпускника – Самарин и Аксаков. Они тоже Отчизне посвящают души прекрасные порывы. Более того, они посвящают родине-матери и свою личную жизнь. Отныне Самарин – красавец, завидный жених, - становится монахом в миру.
    Бывшие выпускники  Московского университета, которые сначала  поддерживают тесные дружеские отношения, бывают друг у друга, спорят о будущем России, постепенно расходятся по идейным соображениям.  Самарин сближается с Хомяковым, Аксаковым, братьями Киреевскими. Они  образуют кружок славянофилов, Герцен  и его сторонники – кружок западников.  Западники считают, что Россия – это отсталая часть Европы.  Славянофилы убеждены, что у России особый путь, варварски изменённый Петром, который насильственно сделал своей империи прививку западного образа жизни.  Кто из них был прав?  Возможно, что и те, и другие. Но их разногласия в вопросе о  настоящем и будущем России становятся настолько непримиримыми, что  бывшие однокашники перестают даже здороваться.  Студенческая дружба окончательно забыта, теперь они – идейные враги, которые нападают друг на друга в печати.  Но двое из противоборствующих кружков, Самарин и Герцен, продолжают тайно поддерживать дружеские отношения. 
    В 1847 году Самарин уезжает на службу в Ригу, секретарем к генерал-губернатору.  Оттуда он пишет записку на высочайшее имя под названием «Письма из Риги» , в которой излагает свои наблюдения и  опровергает слухи о насильственном приобщении к православию местного населения: «Вижу, что среди латышских крестьян наметился крен к православию ».
  Свои «Письма из Риги» Самарин отослал не только в Зимний дворец, но и нескольким своим петербургским  знакомым.  Рукопись получила распространение в обществе к крайнему неудовольствию  влиятельных придворных.   
    Чиновники стояли за статус-кво, поскольку  царь опирался на прибалтийских немцев, которые после 1825 года верой и правдой служили российскому трону. Молодого чиновника обвиняют в разглашении служебных тайн и заключают в Алексеевский равелин  Петропавловской крепости. Об этом периоде в жизни Юрий Самарина существует  исторический анекдот: чтобы арестованному не мешали во время сна шаги тюремщиков, их на ночь переобували в сафьяновые сапоги. Дело в том, что Самарин по рождению принадлежал к  сливкам русской аристократии,  его крестным отцом был Александр Первый, а крестной матерью – императрица Мария Федоровна. К этому мальчику в царской семье относились с большой нежностью.  Спустя десять дней заключения за ним приходит офицер, они идут из ворот крепости на берег Невы, садятся в лодку и приплывают в Зимний дворец. Николай Первый сам разбирает дело родовитого узника.  Император , выслушав доводы молодого человека, говорит:   : «Вы думаете о России, а я – об империи».  После этой беседы Самарина освобождают, и направляют на службу в Симбирскую губернию.    
      Но прибалтийская тема продолжает занимать Самарина. Спустя двадцать лет в Берлине он издаст брошюру «Окраины России», в которой выдвинет идею интеграции национальных окраин и русского центра путем введения всюду православия как единой веры.
     В конце 1849 года Самарин был назначен правителем канцелярии киевского генерал-губернатора. В 1853 году Самарин вышел в отставку,  и в течение 10 лет нигде не служил,  полностью посвятив себя общественной деятельности. Он не имел нужды в средствах – семья была очень богата. Свою родословную Самарины вели , начиная с 13 века, этот род был древнее рода Романовых. 
     Позднее, уже в 1906 году, будет сделана попытка посадить на трон представителя династии Самариных . Но при Александре Втором,  в конце 50-х годов,  у Юрия Самарина вовсе нет подобных мыслей. Его главная идея – избавить крестьян от рабства.
         После поражения России в Крымской войне младший брат императора Александра Второго Константин, который был полководцем во время Крымской кампании, начал убеждать царя в необходимости освободить крестьян. Империи нужны были свежие силы для обновления армии , нужен был свободный дух . Александр, собственно , не возражал. Как и другие цари до него, был вовсе не против освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но как, каким способом это сделать, чтобы не вызвать гнев помещиков и их восстание? Александр обратился к образованному обществу с призывом подумать. Общественный деятель Юрий Самарин подал записку со своими предложениями о способе освобождения крестьян  через младшую сестру императора, Екатерину,  в салоне которой собирались либералы.  И формула была найдена.
       Александр Второй вошел в историю как царь- освободитель, а Юрий Самарин поехал в свои самарские владения осуществлять собственные идеи на практике.      
     Почему прошла именно записка Самарина? Ответ на этот вопрос нужно искать в  споре славянофилов и западников.
    В 1860 году Юрий Самарин написал в Лондон своему однокашнику  Александру Герцену теплое письмо, в котором предлагал встретиться и поговорить по душам – тайно, в какой-то из европейских стран. Аристократа и богача Юрия Самарина охотно принимали при любом из королевских дворов Европы. Герцен ответил согласием, и Самарин приехал в Лондон. Он остановился в лучшей на тот момент гостинице «Ройял»,  куда к нему приехал Герцен. Как мы знаем из воспоминаний, они встретились как друзья и не расставались трое суток. Пили вино, играли в бильярд – и все время говорили, говорили по 18 часов подряд. Потом Герцен в своих сочинениях то и дело будет обращаться к неизвестному другу со словами « Только ты один можешь меня понять…» Этот неизвестный друг – Самарин.
В 30-х  - 40-х годах 19 века образованное общество, , в  основном, российские аристократы, выпускники университетов, часто встречались то в одном, то в другом салоне. Мы, в основном, представляем себе молодого аристократа того времени в образе Евгения Онегина. Балы, карты, романы, интерес то к одному, то к другому веянию в философии и экономики … «читал Адама Смита»… и т.п.    Но в этой среде постепенно выделились люди двух противоположных взглядов. Как о них скажут впоследствии   « У этих людей было одно сердце и две головы. Сердцем они любили Россию, а головы смотрели в разные стороны света «. Западники - их   знамя –  это Петр Первый.  Славянофилы, напротив,  считали, что петровские реформы – трагедия для России . Они утверждали, что у России – свой, особый путь развития.
  В начале споры славянофилов и западников были разногласиями внутри одного сообщества. Но потом полемика  охватила все образованное общество. Славянофилы и западники сочли необходимым прекратить личные отношения. Они перестали встречаться в одних и тех же домах, образовали собственные салоны, свои редакции – это все известно. При этом, как люди они продолжали хорошо относиться друг к другу.
   Весь род Самариных принял идеи славянофилов. Когда еще мальчиком, гимназистом Борис Пастернак бывал в доме у своего одноклассника Дмитрия Самарина в Камергерском переулке, он видел на стенах портреты предков: Юрий Федорович, великий общественно-политический деятель, рядом с ними – портреты братьев. Дмитрий Федорович, младший брат, тоже славянофил, издатель, и старший, Николай Федорович, активный участник земской реформы. Все три брата Самарины были идеологами и практиками освобождения крестьян и развития уездного самоуправления. Их лозунгом была демократия на местах, а не только в столицах. Им на смену пришел сын Дмитрия Федоровича, Федор Самарин, одна из ключевых фигур общественно-политической жизни России в конце 19- начале 20 века.
Даже в кругу историков немногим известно, что в 1906 году племянник Юрия Самарина мог взойти на российский престол. В той революционной ситуации, которая сложилась в начале двадцатого века,  русские аристократы уже подумывали о свержении  династии Романовых.
      Федор Самарин стал обер-прокурором Синода ( министром по религиозным делам) в правительстве Николая Второго. Видный реформатор, родовитый ( даже более родовитый, чем Николай Романов)  и богатейший человек России, как наиболее авторитетный представитель из древних родов России.
Это  его сын, Дмитрий Федорович, учился в гимназии вместе с Борисом Пастернаком, а потом они оба стали студентами Московского университета . Историко-филологический факультет , философское отделение. Дмитрий еще в студенчестве написал статью о Богородице, которая была опубликована – и эта работа произвела огромное впечатление на  Пастернака. Молодые люди часто общаются, разговаривают о высоких материях …
Во время гражданской войны Дмитрий погибает. А Пастернак в известном смысле становится наследником идей рода Самариных. Прообразом своего героя в романе «Доктор Живаго» он делает Дмитрия, воспроизводит его рассуждения,  его мысли о духовном освобождении человека в самых неблагоприятных условиях. Во времена Пастернака главная задача людей – не превратиться  в духовного раба в условиях государственного деспотизма.
    Пастернак наследует не только идеи, он наследует и места Самариных. Он живет в Переделкино, он вводит в свой роман дом Самариных, тот самый дом в Камергерском переулке, где –

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Именно по Камергерскому едет на извозчике доктор Живаго и видит в окне свечу.   
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
      В этом образе православный, христианский смысл зажженной свечи. Свеча – жертва Богу, свеча - это память и символ вечного света. В данном случае, Пастернак зажег свечу в память об идее духовной свободы человека, которой служил и он сам, и все просвещенные люди России, среди которых особое место занимает род Самариных.
       Судьба подарила славянофилу Юрию Самарину огромный праздник – когда его идеи  об освобождении крестьян  воплотились в царский указ, покончивший с рабством в России. И та же судьба жестоко обошлась с ним в конце жизни. Самарин умер  в Германии. По стечению обстоятельств, при нем не было документов, и православная церковь в Германии отказалась его отпевать. Этот обряд совершили протестанты. Прах перевезли в Россию и похоронили в Переделкино  на семейном кладбище Самариных. Потом, в знак выдающихся заслуг Юрия Федоровича перед Отечеством, его перезахоронили – на кладбище Донского монастыря в Москве.      


Рецензии