Сказка Ивушка-Варзинка

      
Предисловие.
    В одном удмуртском селении жила девушка Варзи. И до того она была красавица, что ею умилялись все. В этом же селении жил юноша Ятчи. Был он статен, красив, весел, но был простым пастухом, и родство у него было простое, бедное. Полюбились Ятчи и Варзи. Часто были вместе, гуляли по берегу реки и строили воздушные замки о дальнейшей своей совместной жизни. Но об этом узнал отец Варзи и решил отдать ее замуж за жениха завидного, богатого.

    Но Варзи воспротивилась решению отца. И тогда тот втайне начал подготовку к свадьбе. В назначенный день, когда сваты приехали сватать Варзи, дворовая девка сообщила ей об этом. Варзи убежала из дома и прибежала к Ятчи. Они вместе бросились бежать, но погоня быстро настигла их. И тогда, Варзи и Ятчи, обнявшись, прыгнули в реку с крутого обрыва. 
    Позже, на противоположном низком берегу выросли две ивушки, тесно, прижавшись друг к другу и росли долго-долго, пока не превратились  в большие деревья. Корни их тесно переплелись, ветви нежно шелестели листочками и вели свою бесконечную любовную беседу от весны до зимы, затихая на время, чтобы весной снова проснуться и начать вечный разговор о любви и счастье. И стали приходить к ивушкам молодые девушки и юноши, и просить их об исполнении своих желаний.
        (…по рассказу Елены-местной из села Варзи-Ятчи).

   Часть 1.  Утренний шаман.

     Варзинка спустилась по крутому склону к реке и всмотрелась в свое отражение в воде.
- Я красивая? – весело спросила она реку.
Налетевший ветерок слегка взъерошил ее волосы:
- Ты спроси лучше у ручья, он более разговорчив.
- Но я же не увижу себя в нем.
- Зато он увидит и все скажет.
- А ты, ветерок, что скажешь? – крикнула Варзи.
- Ты красивая как солнышко яркое, как утро задорное, как трель соловьиная, - ветерок умчался к вершинам деревьев, - как ивушка стройная, - донеслось оттуда.
- Я красивая, - улыбнулась Варзи.
- Варзи! – раздался крик. – Ты где?
- Я здесь! - звонко отозвалась она.
Рыбки веером брызнули из воды, колыхнулись ветви ив. Варзи подняла голову и увидела Ятчи. Он стоял на крутом обрыве, опершись на пастуший посох.
- Все любуешься? – улыбнулся он.
- Да, ты ведь не говоришь мне каждый день, что я красивая. Вот я и спрашиваю у реки, у ветра, у деревьев.
- Ты красивая, Варзи! – громко крикнул Ятчи, - нет никого красивее тебя.
- А утро летнее, теплое, когда ты собираешь пасти свое стадо?
- Оно прекрасно.
- А солнышко, которое только-только встает и первые лучи его золотят молодую листву?
- И солнце красивое.
        - А небо голубое с легкими пушистыми облаками?
        - И небо красивое. Все красиво, когда ты рядом со мной. Я люблю смотреть на тебя, я люблю гладить твои шелковистые волосы, твои руки, я люблю целовать твои глаза, твои губы. Я замираю рядом с тобой, сердце мое стихает, слушая твое.  А ты, Варзи, любишь меня?
        - Люблю, - прошептала тихо Варзи, склонив голову.
    И стих ветерок, слушая их разговор, река приостановила свое течение, птицы умокли в ветвях деревьев.
        - Что ты говоришь, я не слышу? – крикнул Ятчи.
        - Ты спустись к реке, и я поцелую тебя, любя.
        - Тогда опять мое стадо разбредется кто куда. Лучше ты поднимайся сюда.
        - Я боюсь, что увидит отец.
        - А давай убежим далеко отсюда, - крикнул Ятчи, - туда, где нас никто не найдет.
        - На что мы будем жить? Ты будешь пасти волков, а я варить кору от дуба?
        Ятчи кубарем скатился вниз к реке.
        - Варзи, я построю дом, буду ловить рыбу из этой реки, ты будешь варить из нее уху, у нас будут прекрасные дети, и мы будем жить счастливо.
        - Отец очень любит меня и он не успокоится пока не найдет меня где бы я не была. Он пошлет всех своих людей на поиски и если найдет, то убьет тебя, а я не переживу этого и брошусь в реку. Но я обещаю, что никогда не выйду замуж за другого. Лучше смерть. А ты готов жить без меня?
        - Нет, Варзи. Без тебя мир померкнет, погаснет солнце и мне тоже не жить.
       

        Через несколько дней дворовая девка вбежала в комнату Варзи.
        - Варзи, приехали сватать тебя, и отец уже пообещал им, что выдаст тебя замуж. Он велел тебя запереть в комнате, пока они будут готовиться к свадьбе.
        - Тогда принеси мне нож, я не пойду замуж ни за кого другого кроме Ятчи.
        - Что ты? Я не могу принести тебе нож, лучше беги. Пусть меня забьют до смерти, но не погибнешь ты от моих рук.
        - Спасибо, Дыдык, я век буду за тебя молиться.
        Варзи побежала к домику Ятчи.
        - Приехали сваты за мной и я прибежала к тебе. Назад дороги нет, теперь моя судьба в твоих руках.
        - Бежим, Варзи. Они скоро хватятся и прибегут искать тебя здесь.
        Они схватили посильные пожитки и побежали к реке.
        - Успеем добежать до моей лодки и нас никто не поймает и не найдет, - крикнул Ятчи.
        Но было уже поздно. У лодки стояли работники отца, а сзади уже бежали и кричали люди. Варзи и Ятчи побежали вдоль берега, но погоня настигала их. Они взбежали на высокий берег и остановились.
        - Нет, Ятчи, нам не убежать, поздно. Лучше обнимемся и бросимся в реку и пусть заберет нас к себе на небеса великий Инмар.
      

        Они обнялись и прыгнули в воду. Но вода вдруг забурлила и вытолкнула их на поверхность.
        - Варзи, - проговорила вдруг река, - я никогда не говорила тебе, что ты красивая. Но ты очень красивая, душа у тебя чистая и светлая и ты не должна губить свою жизнь. Я спрячу вас на моем потайном острове, никто вас здесь никогда не найдет. Живите и приумножайте свою красоту, пусть ваши Варзинки и Ятчи, красивые, добрые разойдутся по нашей земле и дадут своим детям и внукам вашу красоту.
        Она раздвинула густые камышовые заросли, и перед ними появился маленький остров.
        - Обустраивайтесь и живите. Я укрою вас от любого глаза, я буду ласкать и любить ваших детей.
       

        Через год у них родилась девочка, еще через год еще одна, потом сын. И назвали они своих детей Варзинка - веселая, Варзинка - смешная, Ятчи - ловкий. Остров становился все больше и больше. Река купала малышей теплой водой, убаюкивала плеском волн и охраняла от посторонних глаз. Дети росли, взрослели, и однажды к острову пристала большая лодка, и на берег вышел статный красивый юноша. Он увидел Варзинку – веселую и спросил:
- Сколько плаваю здесь по этой реке, ловлю рыбу, но никогда не видел этого острова, ты откуда такая красавица?
- Ты же ловишь рыбу, никого не замечаешь кроме нее. А я всегда здесь, тут мой дом, родители, сестра и брат.
- Как же я мог не заметить тебя? - удивился юноша, – я и остров вижу впервые и дом ваш. Ты словно заря вспыхнула здесь и озарила все кругом. Мое сердце волнуется и трепещет, и я не понимаю, что происходит. Я словно утопаю в твоих лучах, и волны тепла убаюкивают меня. Ты колдунья?
- Нет, я Варзинка, - рассмеялась она и ее смех колокольчиками рассыпался по воде. – А ты кто?
- Я Гаян – рыбак. Моя семья испокон веков ловит рыбу в этих местах и я никогда прежде не видел таких красавиц. Выходи за меня замуж.
- О, какой ты быстрый. Сначала надо познакомиться с моими родителями. Что они скажут? Что скажут мои река и ветер? И как отпустят меня сестра и брат?
- Я приплыву к вам через полную луну с подарками, - сказал Гаян.
Он оттолкнулся шестом от берега, отплыл, оглянулся, чтобы помахать Варзинке, но острова не было, как будто и не было никогда. Спохватившись, он пристал к другому берегу, насыпал там небольшой холм, чтобы не проплыть мимо в следующий раз.
       

        Через полную луну он приплыл сюда с матерью и увидел остров издали. Сердце его всколыхнулось от радости.  На берегу его ждала Варзинка, его зорюшка.
        - Здравствуй, Варзинка, - крикнул он издалека. – Я каждую ночь видел тебя во сне, твои глаза будили меня, томили меня. Я не мог ни есть, не спать, ждал встречи с тобой. Я покупал подарки и привез свою мать, чтобы она сосватала тебя.
        Гаян причалил к берегу, высадил мать, достал из-за пазухи красивое ожерелье из самоцветов.
        - Это тебе, мое солнышко.
        Он надел ожерелье на шею, склонившей свою голову Варзинке и близко-близко увидел ее глаза. Он застыл от удивления и смотрел и смотрел в них, словно в бездонный омут. Они затягивали его, они обволакивали его, они любили его.
        - Ты колдунья, - безвольно прошептал он.
        - Нет, я Варзинка, дочь Варзи и Ятчи, - и положила ему на грудь рябиновую ветвь.
        - Значит, ты согласна выйти за меня замуж? – спросил с волнением Гаян, принимая ветвь.
        - Да, но последнее слово за родителями.
        - Вот матушка, это моя Варзинка, про которую я тебе так много рассказывал. Пожалуйста, сосватай ее для меня.
       

        К ним подошли Варзи с дочерью и Ятчи, с маленьким сыном на руках.
        - Отец, мама – это Гаян, он приехал за мной, - с волнением произнесла Варзинка. – А это мои родители Варзи и Ятчи. Как они скажут, так и будет.
        - Здравствуйте, учтиво поклонился Гаян, – это моя мать Орзи. Много раз я проплывал здесь по этой реке и никогда не видел вашего острова. И никто не видел, никто не рассказывал.  А сейчас он открылся мне и открыл свою тайну: вас и вашу прекрасную дочь. Это великий Инмар сделал мне такой подарок. А я хочу преподнести подарки вам. Он сходил к лодке и принес подарки.
        - Прими, Ятчи, от меня охотничий нож, топор, сеть и острогу. Прими, Варзи, теплый платок, а в лодке кувшины, чашки для вашего хозяйства. А сестре и брату разноцветные бусики и сладости.
        - Дорогие Варзи и Ятчи, - сказала мать Орзи, - мой сын, увидев вашу дочь, потерял покой и сон: рыба не идет в его сети, стрела летит мимо белки, конь спотыкается на пашне. Отдайте вашу дочь за моего сына замуж. Он сделает все, чтобы сделать ее счастливой. Для меня она станет дочерью, хорошей помощницей в нашем хозяйстве, и родит красивых внуков, вам на утешение.
        Ятчи потрогал острое лезвие ножа.
        - Смотри, Варзи, Гаян не жалеет для нас подарков. У нас с тобой был один лишь кувшин да чашка, а он привез нам добра на целое хозяйство. А дом у тебя большой? Хватит места нашей дочери?
        - У нас большой хороший дом. Мы живем с отцом, матерью и еще двумя братьями. Занимаемся охотой, ловлей рыбы, выращиваем хлеб. Живем дружно. И взяв в жены вашу дочь, я начну строить свой дом рядом с отцовским, и братья мне помогут.


        Варзи подошла к дочери, взяла за руку.
        - У нас нет большого дома, ютимся в маленьком. У нас нет красивых нарядов, мы живем бедно, но спокойно и счастливо. Пусть у тебя будет любящий муж, дом, хозяйство. Пусть у вас будут такие же красивые детки, как вы сами. Первую дочь назови Варзинкой, и первую внучку назови Варзинкой. Чтобы красота наша не потерялась, так велела река, наша спасительница и кормилица. Мы благословляем вас, дети наши, на жизнь счастливую, долгую, безбедную и спокойную. Пусть все беды и тревоги проходят стороной. А если все-таки беда случится, приходите к нам, к нашей реке и мы одолеем все. Да благословит вас Великий Инмар.


        А через два года лодка Гаяна снова подплыла к острову, на берег сошли Гаян и Варзинка с маленьким сыном на руках.
        - Остэ, Инмар! – всплеснув руками, воскликнула Варзи.
        Широко улыбаясь, с распростертыми руками подошел Ятчи, с веселым гомоном подбежали сестра и брат.
        - Ну-ка, ну-ка, покажи внучка, доченька.
        Ятчи взял на руки ребенка, осмотрел с ног до головы, улыбнулся и передал Варзи. Но ребенок заплакал на руках у бабушки и потянулся обратно. Очутившись обратно в руках деда, мальчик прислонил головку к его груди и сразу успокоился. Варзи взяла его за ножки:
        - Чувствуешь силу дедовскую?


        Малыш заулыбался и еще сильнее прижался к Ятчи. Тот осторожно положил свою руку на голову ребенка и почувствовал как из глубины своей груди доселе забытое сильное тепло стало окутывать мальчика. Ребенок безвольно свесил ножки и ручки, закрылись его глаза, и казалось, что он уснул. Варзи удивленно посмотрела на внука, дотронулась до его тела и ее обдало жаром.
        - Осторожно, Ятчи, он еще маленький.
        - Не волнуйся, он сам возьмет столько, сколько ему будет нужно.
        Гаян взволнованно, а Варзинка, наоборот, спокойно смотрела на своего спящего сына в руках деда. Она знала силу своего отца, он всегда лечил их всех своими руками и заговорами.  Мальчик приоткрыл глаза, глубоко вздохнул и потянулся к матери.
        - Хорошо тебе в сильных дедовских руках? – Варзинка поцеловала сына. – Это Ятчи. Мы назвали его в твою честь, отец.
        - Спасибо, Варзинка, спасибо, Гаян. Я чувствую в нем силу необычную. Он взял у меня столько, что я чувствую себя очень уставшим. Берегите его от людей злых, недобрых, жадных. Любите его пуще прежнего и привозите почаще к нам. Я буду обучать его своим знаниям, и когда придет время, отведу в священную рощу Луду на горе. Может быть, из него получится добрый тонне-пеллё.
        - Тяжелую ношу ты хочешь возложить на него, отец. Пусть растет обычным человеком, - возразила Варзинка.
        - Послушай меня, Варзи-дочь. Он родился с сильным даром, я это чувствую. И сейчас нужно, чтобы он был добрым, помогал людям, лечил их, спасал от бед. У него теперь только два пути: помогать людям или творить зло. Поэтому берегите его, любите и люди будут благодарны вам, ему и увеличивать его силу.


        Летом, через три зимы лодка Гаяна вновь причалила к острову. На берег сошли Гаян, Варзинка с дочерью на руках и Ятчи с щенком. Варзи со слезами на глазах взяла девочку на руки, осмотрела ее и с радостью произнесла:
        - Здравствуй, Варзи-внучка. Какая ты красивая, просто загляденье. Теперь я спокойна. Спасибо Варзи-дочь.
        Она поднесла внучку к воде и омыла ее лицо.
        - Смотри, река. Это твоя правда, твои чаяния. Спасибо, что сохранила нам жизнь и дала жизнь нашим детям и внукам. И теперь мы будем называть тебя Варзинкой, красивой рекой, дарующей жизнь.


        И еще через десять зим лодка Гаяна причалила к острову. Старый Ятчи уже ждал на берегу.
        - Я чувствовал, что вы сегодня приплывете. Жрецы уже знают про маленького Ятчи, они ждут, чтобы поближе познакомиться. Они будут решать, кем ему быть.
        Он взял внука за руку и вздрогнул.
        - О, твоя сила дикая, неумная, сильная. Пора ее обуздать и подчинить доброй воле. Я был прав, у тебя сильный дар и жрецы научат тебя, как этим даром пользоваться на благо людей и не навредить себе.
Варзи обняла маленького Ятчи.
        - Прости нас внук. Я не желала тебе такой доли, тяжела будет твоя ноша. Но так было угодно Инмару, ты будешь служить ему всю жизнь. Люби людей, люби нашу реку, нашу землю. Только любовь будет приумножать твою силу, охранять от злых духов.


        Рано утром Ятчи с внуком вышли из дома, на крыльце они увидели юношу, одетого в белые одежды.
        - Здравствуй, Ятчи-отец, здравствуй Ятчи-внук. Пришла пора, маленький Ятчи, познакомиться с нашим жрецом и пройти обряд посвящения и обучения. Через полную луну ты придешь сюда сам. Пусть родители твои не ждут тебя, а плывут домой, как погостят.
        Юноша взглянул на старого Ятчи.
        - Ты много сил отдал своим детям, дай свою руку.
        Ятчи подал свою руку и вздрогнул от прикосновения. Щеки его порозовели, лоб покрылся испариной. Юноша держал его руку и что-то шептал. Затем он отпустил руку Ятчи и произнес:
        - Светлый будет у тебя внук, силу добрую ты ему передал. Спасибо реке, не взяла она вас тогда.  Сильного, светлого тунно-пеллё сохранила. Идем маленький Ятчи, путь у нас хоть и не дальний, но трудный, без дорог. Время посвящения подходит с началом молодого месяца.


        Юноша взял Ятчи за руку и они пошли в утренний туман. К концу дня они пришли в священную рощу Луд  на высоком холме и вошли в дом - священную Куа .
Старый жрец подошел к Ятчи, взял его руку, прислушался, склонив голову.
        - И вправду боги сказали, ты сильный и не испорченный злом. Я рад, что мне удастся воспитать еще одного шамана, светлого как утренняя заря. Я буду звать тебя Утренним шаманом. Я буду учить тебя, как укротить и подчинить своей воле силу, данную тебе Инмаром, как восполнять ее. Я научу, как находить целебные травы, готовить из них отвары. Я передам тебе лечебные заговоры, которые используют шаманы нашей земли. Я научу тебя слушать людей, зверей, птиц и лечить их, ты будешь помогать появлению на свет новой жизни. Я вижу, что в твоем роду будет еще один шаман, он будет сильнее тебя, он впитает твою силу, твои знания. О, река, ты спасла не только две жизни, ты спасешь еще много людей. И ты, Ятчи, будь всегда рядом с ней, она даст тебе силы, она поможет тебе лечить людей, она защитит тебя от врагов и убережет от недругов. Воду ее всегда носи с собой. Она утолит твою жажду, исцелит твои раны, и раны людей и животных.


        Целый месяц Ятчи постигал премудрости старого шамана: вслушивался в его пришептывания, запоминая  молитвы; перенимал движения тела ритуальных танцев; запоминал ощущения в теле, управляя силой, струящейся из своих рук; старался отличать манеры поведения больных и здоровых людей по их глазам; пытался слушать боль участков человеческого тела по вибрациям, возникающих от прикосновения его рук. Неотягощенная память Ятчи впитывала все новое быстро и надолго, он ощущал радость познавания, тело его наполнялось животворящей силой. И когда старый жрец понял, что все его знания перешли к Утреннему шаману сказал:
- Там внизу у подножия холма томится лосиха с молодым лосенком. Большая щепа вонзилась в тело лосенка и он уже теряет последние силы. Помоги ему и возвращайся ко мне.
Ятчи спустился вниз и нашел лосиху с лосенком. Лосиха угрожающе наклонила голову, прикрывая своим телом лосенка. Ятчи поднял руку ладонью вперед и мысленно погладил лосиху, успокаивая ее. Она передернула всем телом, подняла голову и отошла в сторону. Лосенок еле держался на ногах, в боку около передней ноги торчала щепа, с нее капала кровь. Ятчи, осторожно подошел к лосенку, стал гладить его рукой. Щепа глубоко сидела в теле и выдернуть ее осторожно было невозможно и опасно. Тогда он стал гладить руками вокруг раны, чувствуя, как лосенок стал расслаблять свои мышцы. Затем взял нож, сделал глубокий надрез и вытащил щепу. Лосенок задрожал, но устоял на ногах. Ятчи прикрыл руками кровоточащую рану и зашептал молитву. Он сам чувствовал, как через его руки, через рану в лосенка вливалась животворящая сила, и это вызывало у Ятчи глубокое удовлетворение и уверенность в своих силах. Он убрал руки, кровь лишь медленно сочилась, на глазах, сворачиваясь и засыхая. Лосенок поднял голову, ткнулся в плечо и тихонько подошел к лосихе. Они ушли в лес. Ятчи глянул на свои окровавленные руки и засмеялся. Он вернулся к жрецу и все рассказал ему.


        - У тебя получилось, Утренний шаман. Мне тебе больше нечего передать. Дальше учись сам, наблюдай за людьми, животными, учись у других шаманов. Запомни: никогда не воскрешай мертвых – их тела уже во власти подземных духов, зря растратишь свою силу и можешь погибнуть, не принеся пользы многим живым людям. И еще: там, у реки где-то есть родник с целебной водой. Мне об этом говорил мой отец. Я искал его, но так и не нашел. Воду из родника пить нельзя, но она хорошо заживляет раны, лечит ноги, руки и тело. Найди его и покажи людям.
На следующий день из окрестных деревень собрались люди на молитву, они принесли в жертву белого коня и приветствовали нового шамана.
        - Остэ, Инмар, Воршуд, великий Мудор, Кылчин-Инмар! Полными чашами и новыми хлебами тебя вспоминаем!
Лучшая часть пусть тебе будет, остальной части пусть великому царю на подати достанет, великий царь пусть не гневается, в мире, хорошо живет.
О, Инмар! Благодаря тебе на нашу землю пришел светлый человек, чистый как новая утренняя заря. Он добр душой, он частица тебя, он луч твоего взора. Ты его руками будешь творить добро на нашей земле, приносить избавление от мук и страданий нам, помогать женщинам, приносящих  детей и в возрождении новой жизни. Мы, благодаря его, будем благодарить тебя. Огради его от злого Керемета .


        На утро Ятчи, попрощавшись со жрецом, двинулся домой и к вечеру уже был на острове. Дома он спросил деда, не встречал ли тот родник лечебный в округе.
        - Слышал я о нем, - отвечал Ятчи - дед, - но так и не нашел. Наверное, иссяк. Ты поищи, может у тебя лучше получится. Ты теперь травы знаешь, коренья, заговоры, может, по каким приметам и найдешь, и сделаешь большое добро людям. Места у нас глухие, лекарей нет, а шамана на всех не хватит. А так глядишь и сами бы от хворей каких избавлялись, если бы этот родник пользовали.


        На следующее утро к острову пристала лодка Гаяна. Ятчи младший с радостью приветствовал родителей и сестру.
        - Ты за месяц так сильно изменился, словно год прошел, - обняла его Варзинка-мать.
        - Я за этот месяц узнал столько, что и всей жизни не хватит, чтобы этому всему научиться самому. Меня теперь зовут Утренним шаманом, - сказал Ятчи.
        - Мы уже знаем, люди говорят. Только теперь тебе придется всю жизнь с больными и увечными возиться, отдыхать не придется. Вот и мы сразу к тебе за помощью. Прабабушка твоя жива, она как узнала, что дочь ее, твоя бабушка Варзи жива, так захотела перед смертью с ней и с нами  всеми повидаться. Но не видит она, все глаза выплакала, когда дочь ее убежала.
        - Что ты говоришь, Варзинка дочь? – спросила встревоженно подошедшая Варзи.
        - Мама твоя хочет тебя повидать и нас. Ей люди про меня сказали, будто я ее дочь вылитая. Отец твой на охоте пропал, а она теперь одна живет и просит, чтобы мы приехали все. Только не видит она, ослепла.
Варзи расплакалась.
        - Я тогда с ней и не попрощалась, убежала. Что скажешь Ятчи-отец? Может, съездим, повидаемся с мамой, пока она жива?
        - Давай съездим, пора и на люди показаться, не век же ото всех прятаться. Теперь нам есть что показать, теперь с нами Утренний шаман, добро к людям придет.
На следующий день они всей семьей вошли во двор дома, откуда убежала Варзи. На скамеечке сидела старая женщина. Она повернула голову на шум и спросила:
- Кто пришел?
Варзи подошла к матери, обняла ее:
- Это я, мама. А со мной муж мой Ятчи, дочь Варзинка с мужем и с сыном, еще дочь и сын мои. Прости меня, мама. И хоть тяжело сложилась моя жизнь, мы все счастливы. И видимо так было угодно великому Инмару, мы подарили нашей земле шамана.
- Прости и ты меня, Варзи. Не смогла я уговорить твоего отца от насильного твоего замужества. Когда ты убежала я проплакала всю свою жизнь, ведь ты у меня была единственной. И вот теперь, когда ты рядом со мной я не могу тебя увидеть, не могу увидеть твоих детей, нашего шамана, о котором говорит уже вся деревня. Подойди ко мне, Утренний шаман. Сделай так, чтобы я хоть краешком глаза увидела свою дочь и вас всех.


        Ятчи-внук подошел к прабабушке и всмотрелся в ее слезящиеся глаза, прислушался к дыханию. Затем взял ее руку одной рукой, а другую свою руку приложил к ее глазам и замер. Через некоторое время он убрал руку от глаз и раздался вскрик старой женщины.
- Остэ, Инмаре! Варзи, я вижу тебя, ты совсем не изменилась.
- Мама, это дочь моя. А я вот, тоже уже старая, - Варзи встала перед ней.
- Варзи, как ты изменилась. Я узнаю только твои глаза, потому что они всегда были во мне и я видела только их. Я смотрела на все твоими глазами. Остэ, Инмаре! Я вижу, я прозрела.
- Осторожно, бабушка, - сказал Ятчи внук, - сейчас это ненадолго, но я помогу тебе, я знаю как тебе помочь.
Мать Варзи уговорила ее переехать к ней в дом и вскоре Варзи, Ятчи, Варзинка и сын переехали с острова к ней. Перед отъездом Варзи подошла к воде, наклонилась над ней и спросила:
- Ну, а теперь я красивая?
- Да, ты красивая, Варзи, - ответила река, - красив твой Ятчи, красивы твои дети, красив твой внук Ятчи, Утренний шаман. Я буду ждать вас, когда закончится ваш век и подарю вам другую жизнь.
- Как это возможно? – удивилась Варзи.
- Живое никогда не умирает, просто оно становится другим.
- Почему же ты тогда нас не взяла и не дала нам другую жизнь?
- Тогда вы были счастливы, и я очень хотела, чтобы ваше счастье передалось другим в ваше время и потом в последующие времена. И как видишь, у нас получилось. И многое еще доброе свершится.


       Часть 2. Туно-пеллё .

        Прошло несколько зим. Шаман Утренняя заря сидел в своем доме и поглядывал на своего маленького сына. Тот лежал в зыбке и иногда резко взмахивал руками, отчего зыбка покачивалась. Малыш издавал звук, затихал, потом снова взмахивал руками и качался. Ятчи подошел к нему и всмотрелся в сосредоточенное лицо сына. Тот взмахнул руками, зыбка закачалась и ребенок заверещал.
        - Ты понимаешь, что делаешь? – спросил Ятчи.
        Малыш только вскользь взглянул на отца и снова взмахнул руками, зыбка закачалась, вызвав восторг у младенца. Ятчи качнул зыбку, но малыш никак не среагировал.
        - Ишь ты, сам хочешь качаться? Хорошо, значит, начинаешь думать.
        Ятчи летом надолго уходил из дома, бродил по окрестным лесам и искал родник. Он верил в то, что родник может исцелять людей, но также стать источником его силы. Ятчи лечил людей настоями трав, кореньев, лечил молитвами и руками, купался в реке, но чувствовал, что силы тают его, слишком много было больных. К нему приходили из самых дальних деревень, молва далеко разнеслась по округе. И однажды, возвращаясь из своего похода за травами, он очень устал, и, подойдя к болоту, преграждающему ему путь к дому, заметил звериную тропу. То, что по ней не ходили люди, было видно по следам, оставленными только копытами кабанов. Ятчи тихонько пошел по этой тропе и вышел на большую поляну среди чахлых берез и осин. С краю поляны была большая лужа из грязи, берега которой, были сплошь усеяны кабаньими следами. Дальше тропинки не было, вокруг были блюдца болотной воды и кочки, покрытые травой. Стало быть, кабаны приходили к этой луже, барахтались в ней и уходили обратно по этой же тропинке. “Зачем кабанам купаться в этой грязи? Разве что от блох и клещей таким образом спасаются” – подумал Ятчи. Он вернулся обратно и нос к носу встретился с лосем.


         Тот стоял на тропе и не собирался уступать дорогу, напротив, он наклонил голову, выставив большие рога. Ятчи машинально выставил руку вперед, напрягся и зашептал охранную молитву. Лось начал медленно поднимать голову и попятился назад. Он сошел с тропы, но не уходил. Ятчи медленно пошел по тропе к нему, шепча молитву. Поравнявшись с лосем, он увидел шрам на его боку у передней ноги.
        - А, это ты, - сказал Ятчи, - не болит?
        Лось потянулся мордой к Ятчи и ткнул его губами в плечо.
        - Помнишь? А сюда зачем пришел?
        Лось посмотрел Ятчи в глаза и, обходя его, пошел по тропе на поляну. Ятчи осторожно пошел за ним. Лось сразу зашел в лужу, лег, привалившись на тот больной бок. “Они лечатся здесь” – промелькнуло в голове у Ятчи. Он тихонько подошел к краю грязевой лужи и зачерпнул жижу в шапку, по рукам побежала грязная вода. “Воду из того родника нельзя пить, но можно ею лечить”, - вспомнились слова старого жреца.  “Надо искать ручей, который вытекает из этого болота”, - подумал Ятчи, осторожно держа шапку, выходя на тропу.


        К исходу этого же дня, обходя болото со стороны реки, Ятчи наткнулся на маленький мутный ручеек, который незаметно струился по дну, казалось, сухого овражка. Он набрал воды в кувшинчик, понюхал. Запах был довольно странный. Ятчи сделал маленький глоток. Вода была противной на вкус.  “Это не родниковая вода, теплая, ее даже растения не пьют, - подумал Ятчи, - дно оврага сухое, не заросшее.  Может не всегда бежит он здесь, поэтому никто его не находил.  И как ей пользоваться? Может выкопать здесь яму и купаться как лось в грязной луже? Надо же как-то проверять слова старого жреца”.


        На следующий день Ятчи пришел к оврагу с инструментами. Расчистил дно будущей купели, сделал запруду из деревьев и земли. Через день вода набравшись до краев запруды, перетекла ее и побежала дальше. Купель была готова, но вода в ней была мутной и не отстаивалась. Ятчи пришел на другой день, вода была все равно мутной. Он разделся, залез в воду и зашептал животворящую молитву. Через некоторое время, несколько замерзнув, Ятчи, чуть приодевшись, спустился к реке и искупался. Уже на берегу он ощутил необычайный прилив сил, который он не испытывал до этого.  “Неужели это и есть тот самый родник? – обрадовался Ятчи, - надо попробовать полежать в грязной луже кабанов.  Может в грязи та сила? Вода ведь оттуда бежит, из грязи”.


         Одевшись, Ятчи решил подняться вверх по овражку и найти место, откуда бежит ручеек. Пробираясь сквозь густые непролазные заросли, он вышел на равнину, поросшую деревьями, с небольшими прогалинами воды между ними. Некоторые большие деревья, подгрызенные бобрами, лежали вповалку. Ручей как раз и начинал свой путь из одной такой прогалины, поэтому он был такой маленький. Ятчи срубил длинную тонкую жердь и ткнул в воду. Глубина была небольшая, и дно нащупывалось твердое. “Потому здесь большие деревья и стоят.  Талая вода весной скапливается здесь, может и родники маленькие где-то есть, поэтому местность заболоченная, но не сплошное болото” – подумал Ятчи. Он срубил две жердины потолще и уложил их недалеко друг от друга. Разделся и тихонько, держась за жерди как за поручни, залез в прохладную жижу. Нащупывая дно ногами, дошел до середины, утопая по грудь. Потоптался. Дно проваливалось, но несильно как в трясине. “Уложить на дно небольшие жерди и можно стоять. Завтра здесь постою в грязи. Посмотрим, каково будет действие” – подумал Ятчи. Он вылез из жижи, осмотрел себя. Грязь была черной, не чисто торфянистой, немного липкой  с необычным запахом. Ятчи взял свою одежду и наполовину черный как черт пошел к реке. Выйдя на берег, он чуть ли не до смерти перепугал мальчишек, которые рыбачили на противоположном берегу. Те бросили свои снасти и бросились наутек.  “Значит деревня близко, далеко ходить не надо, чтоб свои болячки лечить  – удовлетворенно подумал Ятчи, окунаясь в воду. – А время покажет, что именно”.


        Довольный своей находкой, Ятчи вернулся в деревню.
        - Ятчи, бабка твоя захворала, ноги не держат, руки болят, - сказала жена. – Ты бы проведал. Да и что говорить, старая уже, помирать пора.
        - Ты погоди. Помирать. Она еще с сыном нашим поиграет, наперегонки побегает.
        - Смеешься что-ли? Седьмой десяток уже, с Инмаром пора разговоры говорить, грехи замаливать.
        - Схожу, посмотрю, чем с тобой спорить.
        Ятчи снова вернулся к болоту и набрал целое ведро грязи. “Пробовать надо на больном, здоровый не поймет ничего” – с такими мыслями он пришел в дом бабушки Варзи.
        - Остэ, Инмаре, - обрадовалась она. – Что-ж правнучка не принес? Хотела бы посмотреть на него. Сама-то я уж и не дойду до вас.
        - Лечить тебя буду, бабушка. Может, и сама сбегаешь к нам, когда соскучишься.
        - Да где уж там, - возразила она. – Полжизни на воде, вот ноги и не хотят слушаться меня.
        - Я твои ноги в грязь закутаю, заклинания наговорю и через неделю ходить будешь, а через месяц к правнуку сама придешь.
        - Ну, давай лечи, лечи меня. Не зря люди говорят, сильный ты шаман, все здоровые от тебя уходят, хвалу тебе воздают, Инмара за тебя благодарят.
Ятчи усадил бабушку Варзи на низкую скамеечку, густо обмазал ее ноги грязью, укутал рогожкой и сел подле нее, стал поглаживать ноги руками и шептать молитвы.
        - Ты и руками своими чудеса творишь, - сказала она, поглаживая голову внука. – Сделай, Ятчи, как я скажу. Когда придет наше время умирать, похорони нас с дедом на острове рядом. Этот остров нам жизнь счастливую даровал, хотим на нем и остаться навеки. А рядом посади две ивушки и реке скажи, чтобы не прятала нас. Приходите, проведывайте и пусть дети ваши приходят, вспоминают Варзи и Ятчи. Река, спасая нас, поможет и им в трудную минуту.


        Через несколько лет не стало Ятчи, бабушка Варзи недолго пережила своего мужа и тоже умерла. Ятчи выполнил наказ Варзи, похоронил их вместе на острове, посадил две ивушки между могилами, часто навещал, приводил детей своих, внуков, правнуков. За ними к ивушкам стали приходить молодые люди и просить их об удачном браке, о рождении детей, об исцелении от болезней.


        Утренний шаман часто сидел возле ив, привалившись спиной к толстому стволу, отдыхал. Иногда его охватывала дрожь и он чувствовал необычайный прилив сил. Он не мог объяснить это явление и думал, что это от дерева к нему приходит сила. Он благодарил бабушку Варзи, деда Ятчи за эту помощь.


        Когда пришел последний час, Утренний шаман закрыл усталые глаза и увидел своего правнука, которого еще не было, но о котором ему рассказал старый жрец.


        Олег стоял на центральной площади города около музыкального фонтана. Было еще утро, фонтан не работал. Редкие прохожие неторопливо спускались вниз по лестницам в сторону пруда. Два высотных дома-близнеца портили панораму на пруд. Солнце вновь начинало припекать. Олег встал под защиту фонарного столба и стал наблюдать за молодой девушкой, нарезающей круги на велосипеде. У нее был избыточный вес, чувствовалась одышка и сильный пульс, но она старалась не обращать на это внимание и крутила и крутила педали. Вдруг сзади раздался приятный, хорошо поставленный женский голос:
- Молодой человек, вы бы не могли мне помочь спуститься вниз?
Олег оглянулся и увидел девушку, сидящую в инвалидной коляске.
- Зачем вам вниз? -  недоуменно спросил Олег, - здесь у фонтана сейчас будет свежо, он буквально через пять минут заработает.
- Меня внизу сейчас будет ждать муж. Он высадил меня здесь, и будет встречать там внизу.
- Вы готовитесь к соревнованиям? – машинально спросил Олег, - или у вас экстрим такой?
- Скорее экстрим. Муж хочет воспитать во мне упорство в преодолении препятствий и в преодолении себя.
- А тогда почему я должен вам помогать? Это уже нечестно.
- Один из этапов в преодолении себя - это просьба к окружающим помочь. Так вы поможете мне спуститься?
- Конечно, и можно будет считать, что сегодня вы немножко продвинулись в своем воспитании, - сказал Олег и взялся за ручки коляски. – Хочу вам заметить, вы не похожи на больную, изначально прикованную к инвалидному креслу.
- Вы правы, - спокойно ответила девушка, – это после автомобильной катастрофы, при очередном соперничестве  с моим мужем.
- Что вы хотите ему доказать?
- Сейчас понимаю, свою глупость. А тогда то, что я тоже могу быть наравне с ним: прыгать с парашютом, летать на параплане, на воздушном шаре, и что ему нисколько не будет скучно со мной по жизни.
- Ну, а в рождении детей он смог бы вас перегнать?
- У меня не будет детей – это после весеннего сплава по реке, когда впервые хотела доказать, что я сильная и на меня можно будет положиться в трудную минуту.


        - Так, тут у нас первый спуск, я вас попридержу на всякий случай, - Олег взял девушку за плечо и стал притормаживать коляску на спуске.  –  Спускаться легче. Вверх на коляске не пробовали еще?
- Нет, - рассмеялась девушка, - вниз-то не все соглашаются.
- И долго вы здесь тренируетесь?
- Да, почти месяц, раз-два в неделю.
- А на физиолечение ходите?
- Ходила пару раз. Врач приставит свои холодные пальцы к макушке головы и молчит, а потом вдруг: “Вот повернулся один, так еще чуть-чуть”. И снова тишина и лишь магическое сопение. А меня смех разбирает, ничто во мне нигде не поворачивается.
- Так еще один спуск, попридержу вас. А авария давно была?
- Больше полугода уж, осенью. Жаль, конечно, мужа. Собирались летом в Крым, мы каждый год туда летаем к друзьям, к дайвингу пристрастились. А сейчас вот никуда. Сижу целый день дома за компьютером, лажу по сайтам, к рукоделию пристрастилась. Из самодельного фарфора тигрят леплю и раскрашиваю. Если довезете до конца, то и вам подарю.
- Довезу. Что еще за самодельный фарфор? Это интересно.
- Муж тоже поддерживает мое занятие, что ему остается. А я когда одна дома остаюсь, реву как белуга. Раньше на работу с трудом собиралась, а сейчас чем угодно бы занималась, только бы с людьми, только быть здоровой.
- И я так полагаю, что соперничать в мужских сферах увлечения вы уже не будете?
- Смешно, - с грустью произнесла девушка. -  Он теперь со мной как с лялькой: и в постель, и в туалет, и в ванну на руках носит.


        - Так еще спуск. Теперь попробуйте сами, а я вас за плечи буду поддерживать для страховки.
Девушка вполне уверенно начала спускаться сама, поддерживаемая Олегом.
- Неплохо, - констатировал Олег. – Сила в руках есть – это уже хорошо. Главное не раскисать и заниматься физическими упражнениями-нагрузками каждый день, без выходных. Теперь снова сами и уже без поддержки.
- Так я сама одна уже спускалась, но стремно больно. С вами спокойнее.
- Тогда поехали, муж уже заждался, вон, как нетерпеливо ходит.
- Желудок, наверное, опять разболелся, вот и ходит.
- Ну, семья экстремалов.  Нет бы здоровьем заняться, а вы желудок парашютом или дайвингом раздражаете, позвоночник бьете на приземлении.
- Так ведь хочется все попробовать в молодости, когда безбашенные, без страха, чтоб потом, в старости, сидя в кресле у большого монитора во всю стену смотреть и вспоминать молодые годы.
- Ну, все, спустились, самое легкое закончилось. Теперь встаем и ножками топаем к мужу, в объятия.


        - Вы что? Я ногу поднять не могу, - возмутилась девушка.
- Так вы и не пробовали даже, - Олег встал перед ней, – не бойтесь, я подстрахую.
Она с трудом приподняла ногу и удивленно посмотрела на Олега.
- Смелее, давайте руку и ставьте ногу на ее стихию – землю.
Девушка подала руку Олегу, поставила ногу на землю, оперлась на нее и, уже вцепившись в Олега двумя руками, встала из коляски. Лицо ее оказалось совсем близко от лица Олега.
- Какая вы красивая, я не могу удержаться, чтобы не поцеловать вас.
Она ошарашенно смотрела на него. Олег поцеловал ее в губы, и девушка не оттолкнула его, а наоборот сильнее прильнула к нему. Олег не стал долго испытывать терпение ее мужа, отстранил девушку от себя:
- Ну, как, стоим? Отпускаю и спокойно, но уверенно, медленно идите к своему мужу. Я думаю, он даже не обратил внимания на нашу маленькую шалость.
Девушка сделала шаг, чуть качнулась, сделала второй, оглянулась изумленно на Олега, повернулась к мужу, расставила руки в стороны и медленно пошла к нему. Муж стоял, не шелохнувшись, даже не попытавшись подбежать к ней. Олег сел в кресло и поехал за девушкой. Наконец, парень очнулся и подбежал к девушке:
- Это как ты идешь?
- Не знаю, - ответила та, - голова немного кружится.
- Это от долго сидения, - сказал подъехавший Олег. – А коляска ничего, удобная. Еще бы двигатель к ней с аккумулятором и можно кататься по городу, осматривать достопримечательности. Только вставать с нее действительно неудобно. Помогите мне встать. Юноша подал руку Олегу, тот встал и задержал его руку.


        - Олег, - представился он, -  я смотрел на пруд оттуда сверху, и мне показалось, что эти два новостроя стали портить панораму. А вам как?
- Виктор. Не знаю, не обращаю на это внимание. Что вы такое сделали, что она пошла?
- Я? - удивился Олег. – Помог очаровательной девушке подняться с кресла. Ведь правда, ей так лучше идет?
- Да, ей так гораздо лучше, - пробормотал Виктор.
- Вот и хорошо. И если теперь по утрам она будет готовить вам кашу из овсяных хлопьев, то мир снова заиграет голубыми красками и в следующее лето даже в глубинах Черного моря. Ну, и я жду обещанный приз.
- Ах, да! – встрепенулась девушка, - Виктор, давай моего тигренка.
Виктор достал из кармана забавного усатого тигренка и подал Олегу.
- Спасибо, поставлю на компьютер и буду вспоминать вас.  А сейчас обратно наверх, посмотрю на фонтан и в дорогу. Удачи вам.
- Спасибо, Олег, до свидания, - сказала девушка, - я даже не сказала, как меня зовут.
- Лариса, - сказал Олег, - я обычно не спрашиваю. До свидания.
- До свидания, - отрешенно сказал Виктор, к чему-то прислушиваясь. – Странно, я хотел даже прилечь прямо здесь от боли, а когда он заговорил, взял мою руку, то все прошло. И какое-то тепло из его руки и от него самого. Ты-то как пошла? – вдруг вскричал он.
- Не знаю. Когда Олег поддерживал меня за плечо, я чувствовала тепло его руки, но ведь жарко и я не придала этому значения. Но когда, прости, он поцеловал меня, то меня словно жаркой волной окатило и стало так легко, что думала, взлечу.


        Олег тяжело поднялся на площадь, оглянулся назад. Лариса осторожно шла под руку с Виктором, коляска осталась сзади.
- Ну, как-то так, а теперь к деду. Что-то я сегодня переусердствовал, нельзя сразу подряд два таких серьезных лечения проводить.
Через два часа, совершенно уставший, Олег оставил машину на стоянке у санатория “Варзи-Ятчи” и отправился к дереву. Асфальтированная дорога пыхнула жаром, рожь на поле преждевременно желтела. Он перешел дорогу, пересек придорожную канаву и укрылся под ветвями ив, росших по краю поля. Тропинка была довольно хорошо утоптана, люди часто навещают дерево Ятчи. Через пару сотен шагов по тропинке Олег сбавил шаг и подошел к ветвям дерева Варзи, ивы, лежащей на земле. Оно уже проросло множеством мелких ив.  “Варзи снова дарует жизнь” – подумал Олег. Огромное толстое дерево Ятчи наклонилось, своими большими, толстыми сучьями оперлось о землю, как пастух Ятчи о палку. Все нижние ветки Ятчи были увешаны разноцветными ленточками, трепетавшими на ветру.


        - Добрый день, бабушка Варзи, добрый день, дедушка Ятчи, - сказал вслух Олег.
То-ли порыв ветра прошумел в ветвях старых ив, то-ли ивы ответили на приветствие Олега.
- Устал я сегодня, - сказал Олег. – Два лечения пришлось провести сразу, кое-как до вас добрался. Вы уж простите меня, молод я еще. Хочется сразу всем помочь, забываю про свои собственные силы.
Олег подошел к изгибу стоящего дерева Ятчи, отключил сотовый телефон и попросил:
- Дай мне силы, Ятчи.


        Он приложил руки к толстой шершавой коре дерева, закрыл глаза и в этот момент явственно увидел сверкающую гладь большой реки и дом на берегу. Видение дома было быстрым, но отчетливым и затем картина сменилась на воду и отблески ряби. Так было всегда. Это был дом Варзи и Ятчи на острове. Олег пытался еще увидеть дом, но видение перемежалось мельтешением воды. И тут он почувствовал, как его тело притягивает к стволу и сам он изгибается в спине. Ноги словно приросли к земле, а тело все прижимало и прижимало. Его начала бить крупная дрожь. Он не сопротивлялся ей, лишь вслушивался в свое тело. Дрожь то усиливалась, то ослабевала. Олег постарался расслабиться совсем, тяжесть в ногах усиливалась, доходя до боли. Его стала бить самая настоящая лихорадка. Затем он начал наваливаться грудью на ствол, его трясло не переставая. Всплыла мысль, что долго нельзя так стоять и Олег стал контролировать тело, чтобы ослабить дрожь и понемногу отталкиваться от дерева. Дрожь стала ослабевать, но вдруг его тело еще сильнее притянуло к стволу, и дрожь стала еще сильней.  “Не отпускает Ятчи, но много сразу тоже нельзя” – елозила мысль. Олег стал еще настойчивей сопротивляться дрожи и отталкиваться от дерева. Наконец, дрожь перестала, и Олег отошел от дерева.


        - Спасибо, Ятчи. Похоже, я сегодня изрядно поистратился, извини.
Он достал из кармана конфету и положил в глубокую расщелину ветви.  Подошел к воде, омыл руки, лицо. Тело дышало силой, руки напружинились.
- Вот и славно, спасибо, река.
Он обошел ствол кругом. На другой стороне, на ветке висел новый детский костюмчик.
- Пусть родится малышонок, добрый, веселый, красивый и здоровый, - машинально прошептал Олег. Он всегда так говорил, когда видел беременную женщину. Специально не упоминал пол ребенка, чтобы чаяния родителей полностью оправдались с его пожеланиями.
- Доброго здоровья тебе, правнук, - прошелестело в голове.
- Спасибо. И тебе сил, дедушка Ятчи, Утренний шаман, - сказал Олег. – Не думал тебя здесь встретить. Тоже подзарядиться к дереву Ятчи пришел?
- Я давно здесь. Люди сами приходят сюда, просят о детях, о замужестве. Другие просто посмотреть, фотографироваться. Иногда шалю, облаком притворяюсь. Я смотрю, ты многое преуспел, но только тратишь много сил, стараешься полностью излечить сразу. Не торопись. Я рад, что ты помог Ларисе. Это ведь прапраправнучка Дыдык, которая предупредила мою бабушку Варзи от насильного замужества. Это очень хорошо. Ничто так сильно не отнимает силы, как неисполненный до конца долг. Поэтому, дай я тебя тоже обниму, я ждал тебя. Твоя усталость – это мой зов. Приходи сюда чаще.
Олег почувствовал, как его что-то обволакивает, и тело приобрело невероятную легкость.
- Давай, я тебя провожу до машины и заодно расскажу новые способы лечения людей. Болезней не становится меньше и большей частью люди сами виноваты в возникновении новых. А у тебя великий дар туно-пеллё, лечи их….

        Инмар – добрый удмуртский бог.
        Священная роща Луд – священное место удмуртов для проведения ритуалов и молитв.
        Священная Куа – молельный удмуртский дом.
        Керемет – злой удмуртский бог.
        Туно-пеллё – шаман, целитель.

       


        Для справки.
        “Варзи-Ятчи”, с удмуртского языка — Затча, Варзи — Затча — село, на сегодняшний день это всем известный курорт в Алнашском районе Удмуртской Республики, знаменита здравница своими лечебными грязями, минеральной водой, красотой природы, внимательным персоналом и хорошим сервисом. Впервые об этом поселении упоминается в переписи 1710 г. в составе Арской дороги — Варзи-Ятчи с 13 дворами. Основана переселенцами из села Старые Ятчи Граховского района — в пределах XVII в. Имя села состоит из двух частей от “Варзи” — название реки + “Ятчи” - искаженное от удмуртского “Затча” — воршудно-родовое имя; в буквальном смысле — «деревня рода Затча на реке Варзи, или деревня на реке Варзи, основанная родом Затча».


Рецензии