Хроники Бориса Иконникова Глава 28

 Предыдущая глава здесь:http://proza.ru/2021/12/03/1618

 Глава 28. Разговор  у  костра.

 Мобильный  настойчиво звонил где-то в глубине квартиры. Борис, только что вернувшийся с прогулки, оставил Графа в прихожей и бросился к телефону.

 - Борь, привет! Слушай-ка, лето уж кончается, а мы так на рыбалку и не съездили. Давай махнем на озера, на наше место? - зазвучал в трубке голос Вадима.
 - Когда? - спросил Борис.
 - Да в самое ближайшее время! Чего тянуть!
 - Я не против, только Графа с собой возьму, - согласился Борис.
 - Договорились. Я в среду за тобой заеду. Днем, часа в три. Пока доедем, пока палатку поставим, глядишь, вечереть начнет. Мы с тобой костер разведем...Поговорим...Пока еще от отпуска что-то осталось...
 - Согласен, - сказал Борис, - буду ждать.

 *****

 Они сидели возле догорающего костра, глядя на огонь. Легкий ветерок  мягко поглаживал кожу. Граф, набегавшийся за день, дремал  возле Бориса, изредка подергивая ушами.

 - Борь, у меня тут с собой есть бутылочка вискаря заветная. Может, по чуть-чуть?
 - предложил Вадим.
 - Давай! - легко согласился Борис.

  У них давно существовал обычай, что выпивают они только тогда, когда есть нужда в  душевном разговоре.
 
 Тяжко вздохнув, Вадим начал первым:
 - Борь, я все хотел спросить тебя...Но никак не решался. А вот сегодня собрался с силами...
 - Ты о чем? - не понял Борис.
 - Мне кажется, что ты на меня обижен, хоть и виду не подаешь... - проговорил Вадим, не глядя на друга.
 - Почему ты так решил? - спросил Борис, догадываясь, о чем хочет говорить Вадик.
 - Ну...как же...Это из-за меня ты с женой развелся...Я же тебе насоветовал.  Ты ведь сам-то не хотел...

 - Вадик, - улыбнулся Борис, - я на тебя не обижаюсь. К этому все давно уже шло. Мы жили просто по инерции, нас давно ничего не связывало. А посоветовал ты все правильно. Если бы у меня кто-то в такой ситуации спросил, что делать, и я бы так же посоветовал.

 - Да, - медленно произнес Вадим, словно с трудом подбирая слова, - но ты же не хотел разводиться...
 - Как сказать... Просто неприятно все это. Я понимал, что будут разборки с женой, истерики, слезы. Потом этот суд...Но, когда прошел через это, ни разу не пожалел. Так что, не придумывай себе вину.

 Вадим внимательно вглядывался в лицо друга, не решаясь спросить его о другом, самом потаенном. Блики от костра пробегали по лицу Бориса, и было неясно, что он чувствует. Наконец, собравшись с духом, Вадим начал:
 - Еще я насчет тебя и Насти хотел спросить...Ты меня, наверно, предателем посчитал за то, что я тебя не поддержал в трудную минуту?
 - Вадик, ты все-таки порой меня совсем не понимаешь, - медленно проговорил Борис и, взяв длинную палку, пошевелил угли костра.
 - Может, картошки напечем? - неожиданно предложил он.

 Вадим кивнул и, достав из рюкзака несколько картошин, положил их в угли.
 - Борь, я тогда, два года назад, толком не поговорил с тобой. Сослался на занятость. А на самом деле...Я тогда подумал, что нельзя же взрослого мужика пятидесяти с лишним лет все время наставлять как пацана. В своих любовных делах каждый сам должен разбираться...Потом я много раз думал об этом, вспоминал...То корил себя за то, что не помог тебе, то приходил к выводу, что поступил правильно...Скажи, ты, наверно, обижался на меня?

 - Нет...Я, Вадик, на тебя за это никогда не обижался. Ты меня не понял. Я от тебя не ждал решения моей проблемы. Просто я тогда... заблудился в своих мыслях и чувствах, не знал, как быть...Казалось, ты посмотришь свежим взглядом и, может быть, увидишь выход, которого  я никак не находил...

 Я расскажу тебе немного, чтобы было понятнее. После той новогодней ночи, когда мы с Настей снова встретились, я начал к ней заходить. Приходилось выбирать моменты, когда ее сын уходил к отцу. И вот однажды я пришел к Насте вечером, она меня впустила и приложила палец к губам: тихо, мол. А сама ушла в комнату. Я раздевался в прихожей и слышал, что она с кем-то разговаривает. Было понятно, что разговор этот ее тяготит. На том конце ей задавали вопросы, и она на них отвечала. Длилось это не меньше получаса. Я сидел на кухне и невольно многое слышал. Наконец, Настя закончила разговор и пришла ко мне. Она была грустной и усталой.

 Я спросил, что случилось. Настя рассказала, что это звонила ее мать. Она собирается через несколько дней приехать к ним в гости.
 Я поинтересовался, почему она расстроена, и Настя рассказала, что ее неугомонная мамаша поставила себе задачу выдать дочь замуж как можно быстрее и притом самым удачным образом. Поэтому она периодически к ним приезжает и  пытается знакомить дочку с перспективными женихами. Насте все это не нравится, но мать  упрямо следует своим курсом.

 Тут мне стало понятно, почему Настя приложила палец к губам, когда я пришел. Она не хотела, чтобы ее матушка узнала обо мне. Это неприятно оцарапало мое самолюбие. Мне вдруг вспомнилось, как в первый год нашего с Антониной супружества мы приехали в ее деревню знакомиться с новой родней. Тогда там на меня смотрели как на большого человека. Еще бы, они породнились не с кем-нибудь, а с ученым!
 Мать Антонины, помнится, все цыкала на отца, чтобы он не ляпнул чего-нибудь непотребного.

 А здесь, для своей возможной новой родни, кто я? Скорее всего, не самая лучшая пара для дочери. Считай, неудачник. Денег зарабатываю немного, связей не имею. Живу у черта на куличках, в старом доме с мышами. Какие перспективы? Никаких! Я легко представил, что станет говорить Насте ее мать. Старый, бесперспективный неудачник - вот кто я для нее.

 К тому же, я не знаю, каким  мне быть и что делать, чтобы Настя не разочаровалась во мне, как когда-то разочаровалась Антонина. Ведь было время, когда  она смотрела на меня восхищенно. А прошло года два, и она стала  все чаще раздражаться и высказывать мне всякие гадости. Где гарантия, что Настя не разочаруется во мне?

 А как быть с Никитой? Я ему нравился как учитель. Буду ли я ему нравиться как сожитель его мамы? А вдруг он, как я когда-то, будет тяготиться чужим дядькой? Мне казалось, что это я стараюсь не показываться на глаза Никите. А тут вдруг я подумал, что Настя, видимо, тоже не хочет, чтобы ее сын видел, как она встречается со мной.

 И потом...У Насти есть сослуживцы, знакомые, друзья. Некоторых я видел. Случайно, когда она с работы выходила. Я тогда приехал  к проходной института, где она работает. Ждал ее в сквере. Мы не договаривались о встрече. Просто у меня в тот день появилось свободное время, и мне захотелось увидеться с Настей. И вот она вышла. Только не одна. Рядом с ней были две молодые женщины. Я вдруг понял, что она, скорее всего, смутится, ведь ей придется как-то меня им представить.
 Помню, я спрятался за кусты шиповника и смотрел, как они проходят мимо.

 Понимаешь, Вадик, я почувствовал себя чужим в том мире, где хорошо Насте.
 В общем, я тогда много думал и прикидывал, как быть, но хорошего решения этой задачи не находил. Задача оказалась со множеством неизвестных и была мне не по зубам.

 - Борь, ну эта задача решается довольно просто - надо было бы жениться на любимой женщине. Тогда ты бы был не ее любовником, который где-то за кадром, а ее мужем. И все вынуждены были бы с этим считаться, - с улыбкой возразил Вадим.

 Борис тяжело вздохнул и медленно заговорил:
 - Я знал, что ты посоветуешь законный брак. Но, как ты не понимаешь, это не для меня. Жениться мне, честно скажу, не хотелось. Я еще не отошел от развода, от всех скандалов и истерик своей бывшей жены. Я еще не увидел пути, по которому надо идти, чтобы найти удачу. Примеров счастливой семейной жизни, когда люди годами живут душа в душу, я практически не встречал. Разве что вы с Машей такие счастливые. И то, я же помню твои рассказы. Вы далеко не сразу приладились друг к другу. Но ты тогда был молод, у тебя было много жизненных сил, и ты добился своего. А я? Смогу ли я выстроить счастливую семью? В этом я сильно сомневался...

 Борис пошевелил картошины палкой, и сноп ярких искр вылетел  из тлеющих углей.
Вадим медленно проговорил, тщательно подбирая слова:
- Борь, я тебя понимаю. Одно дело влюбиться и встречаться с любимой женщиной, и совсем другое - строить семейную жизнь. Это, конечно, та еще задачка! Но, по-моему, ты упустил один очень важный момент. Ты искал решение этой задачи в одиночку. Я понимаю, тебе казалось, что как умный человек, ты сам найдешь нужное решение. Но тут, в этом деле, все иначе. Решение можно найти только вместе, вдвоем. Ведь что вы хотите иметь? Дом. То есть место, где любят, ждут, принимают тебя таким, какой ты есть. Место, где ты защищен и спокоен. Тут трудность в том, что это должно быть такое волшебное место не только для тебя, но и для нее. А, со временем, и для ваших детей.
 Чтобы выстраивать дом таким, где всем хорошо, надо договариваться. Для начала стоит выяснить, кто чего хочет. Допустим, ты мечтаешь о двухэтажном каменном доме. А она, твоя женщина, всегда представляла себе дом как деревянную избушку с резными ставнями. Ну, это я образно говорю.

 Так вот, если договоренности нет, то каждый начнет создавать свой проект. И, шаг за шагом, супруги придут к тому, что будут мешать друг другу. Понимаешь?

 Борис молча кивнул.
 - Договариваться - это очень важно, - продолжал Вадим. - Сколько семей разрушается только потому, что супруги не умеют выслушать друг друга и договориться. Вместо этого спорят, с пеной у рта доказывая свою правоту и считая свою позицию единственно верной, как будто самое важное - стать в семье лидером, чье слово - закон. В такой семье всем плохо. Потому и распадаются эти семьи. Сейчас редко кто согласится терпеть гнет и унижение.

 И еще, Борь, не стоит ждать, что ты проживешь без проблем. Так не бывает. Проблемы есть у всех, не одни, так другие. Разница лишь в том, что одни учатся их решать вместе. А другие - бегут от проблем в новые отношения. Но и там снова встречаются с ними, с проблемами. Так можно всю жизнь пробегать. Если не готов человек к трудностям, которые его будут ждать в семейной жизни, то и не стоит начинать. Это сложная игра. Но, мне кажется, она стоит свеч. Я это понял не сразу. Были и у меня времена, когда казалось, что надо найти себе кого-то поудобнее, чем моя жена.

 Хорошо, что, хоть и поколебался, посомневался, но грань не переступил. Не представляю, как бы я мог жить без своих. А проблемы...Их надо решать...Вместе с женой.

 Борис молчал, глядя на затухающие угли костра. Потом, тряхнув головой, он медленно произнес:
 - Понимаешь, Вадик, ты говоришь о семье, о женитьбе как о само собой разумеющемся. Для тебя это так и есть и по-другому ты уже не мыслишь свою жизнь. Возможно, ты прав. Но у меня другая жизнь, другой опыт. Я влюбился в Настю очень сильно, сам не ожидал, что я так могу. Но даже в моменты самого глубокого угара страсти я ни разу не представлял себя мужем Насти. Ни-ког-да!

 Нет во мне такой картинки. Я мечтал о Насте, мечтал еще хоть раз побыть с ней, прикоснуться к ней, снова вкусить удивительное состояние, которое  я впервые почувствовал. Это было. Но мечты жениться, жить с Настей и Никитой одним домом, а тем более мечты о нашем с ней общем ребенке, у меня никогда не было!
 Больше того, меня это пугало. Я чувствовал, что разговор о нашем совместном будущем назревает,  и боялся этого. Мне было страшно обидеть Настю. Но еще страшней - согласиться на брак. Это не мое, Вадик! Я, видимо, по жизни одиночка. Мне так понятнее. А Настя...Я ее не забыл и никогда не забуду. Но...ей нужен кто-то другой, с кем она сможет устроить хорошую семейную жизнь. Я, наверно, своеобразный психический урод. То устройство в психике, которое отвечает за создание семьи, во мне сломано. И ничего поправить нельзя.

 - Борь, по-моему ты преувеличиваешь. Ты же был женат и жил как женатый человек много лет.
 - Вадик, я бы никогда не женился. Но...так все сложилось.

 Борис надолго замолчал. Из глубин памяти поднимались  воспоминания.

 Это было время, когда они начали жить с Антониной вместе. Он все чаще оставался ночевать у нее, потому что она просила его чем-то помочь, потом кормила, потом уходить было уже поздно, автобусы плохо ходили. Да и в общаге его никто не ждал. И он уступал.
 Однажды, поднимаясь по лестнице на второй этаж, он услышал какой-то шум: вроде, скандалил кто-то. Поднявшись наверх,  увидел, что в дверях квартиры стоит Антонина, а перед ней выступает пьяный и небрежно одетый парень.
 - А, вот и хахаль твой пожаловал! - глумливо произнес пьяный.
 - Что, жениться на тебе он не собирается? Не то, что я, дурак! Он тебя за шлюху держит! Поматросит и бросит. Тогда, смотри, ко мне назад не просись! Я тебя, стерву, не прощу! - он повернулся к Борису и, облив его презрительным взглядом, плюнул ему под ноги. Потом повернулся и пошел по лестнице вниз. Пройдя пару ступенек, остановился и  зловеще произнес:
 - Давайте, голубки, воркуйте, пока вам головы не оторвали!
 
 Плюнув еще раз, он спустился вниз и, выходя из подъезда, громко хлопнул дверью.

 Тоня  плакала. Борис  растерялся, не зная, как быть.
 - Тонь, это что, твой бывший муж?
 - Да. Федька. Никак успокоиться не может. Напьется и является ко мне скандалить. Обычно на работу приходил. А сегодня сюда явился. Наверно, ему кто-то доложил, что у меня любовник завелся. Вот он и поливает меня грязью. Подонок! - зло говорила Антонина, вытирая слезы.

 - С другой стороны, он прав. Я для тебя, видно, так... Сколько мы уже женихаемся? Полгода? Нет, даже больше. Семь месяцев! А ты...Не мычишь и не телишься! Ходишь ко мне нужду справлять, будто я шалава какая!

 Слезы обильно полились по щекам женщины, исказив ее лицо.
Борис растерянно потоптался возле нее и вдруг сказал:
 - Зря ты так думаешь, Тонь! Я к тебе не поэтому хожу...Если надо, то давай поженимся!

 Антонина кинулась к нему в объятия. Через пару дней они подали заявление в ЗАГС.
Борис только попросил не устраивать пышную свадьбу с приглашением родственников, а тихо расписаться. Тоня сияла от счастья и была согласна на все.

*****

 - Погоди, Борь, - прервал молчание Вадим, - у нас уже картошка готова. Давай еще по чуть-чуть и картошечкой закусим.
Борис кивнул. Вадим раскопал в золе картофелины, покрытые черной корочкой, и пододвинул три из них Борису, а три себе. Потом он влил в кружки понемногу виски и произнес тост:
 - Ну, за жизнь, Борь! Пусть она бывает трудной и даже суровой временами, но она же приносит нам много радости и удовольствий! Только надо научиться их видеть. Давай, дружище!

 Чокнулись и молча выпили.
 - Борь, я так считаю: жить с любым человеком трудно. Надо приноравливаться, где-то идти на компромисс. Но прежде чем сдаваться, стоит  принять бой и попробовать выиграть! Да, проблемы бывают трудными, но они делают нас крепче, сильнее, мудрее. Мне кажется, ты зря даже не попробовал. Но...это твой выбор. Жизнь твоя - как захочешь, так ее и проживешь...
Он вздохнул и добавил:
 - Ладно, я, пожалуй, пойду спать.

 Вадим поднялся и пошел в палатку. А Борис еще долго сидел у тлеющих углей костра, глядя куда-то вдаль.
 Продолжение здесь:http://proza.ru/2021/12/05/1785


Рецензии
Я Бориса понимаю.Ему бы гостевой брак. Это всегда проще

Эми Ариель   04.12.2021 21:29     Заявить о нарушении
Возможно...

Ирина Полонская   04.12.2021 21:44   Заявить о нарушении
А вы его пристройте так

Эми Ариель   04.12.2021 21:50   Заявить о нарушении