Вернулся

               
                (быль)
 Старушка довязала носок для правнука и решила вместо ужина попить чайку. Прошла на кухню, поставила чайник греться, а сама повернулась к столу, посмотрела в угол, хотела помолиться Николушке, да так и села на стул. Угол был пуст. Нет иконы Николая Чудотворца. За стол упасть иконка не могла, не маленькая, в окладе, да и стол вплотную к стене стоит. ЗагОрилась старушка и про чай забыла.

- Николушка, как же ты меня покинул, - запричитала она. Так и сидела, опустив натруженные руки, на худенькие колени, глядя в пустой угол.
 Много разной работы видели и переделали эти старческие руки, а теперь лежали плетьми.

 Семи  лет Аннушка осталась сиротой, голод забрал родителей, а её отдали в няньки. Хорошо хоть хозяева были добрыми людьми, разрешали ей ходить в школу. Закончила она три класса церковноприходской школы.

- Дали мне за учёбу царского сына с золотыми буквами, - рассказывала она внукам.
- Бабак, это  грамота такая ?  И где она?
- Да, где, продали богатым, голод был.

- А, что же ты дальше не стала учиться, три класса это же мало.
- Хорошо хоть столько, вон моя старшая сестра совсем не училась. А я способная к учёбе была, могла бы и учительницей стать. Да что уж теперь говорить…
    Много пришлось горюшка хлебнуть.

     Замуж вышла за Андрея, статный был хороший. В соседях у них жили мать с дочерью, он помогал им. Мужчин у соседок в доме не было, и то крыша  у них прохудится, то ещё, что-то сломается, вот он ходил всё помогал, да там и остался жить.

- Засватали меня за Степана. Не люб он мне был, маленького росту, носатый.
Вот мне и говорят: «Иди, кому ты теперь нужна, разведёнка». Я и пошла. Он тогда в работниках был, год надо было отрабатывать, так мы вместе за полгода отработали.
А жили мы душа в душу. Очень добрым был мой Степан. Родилась у нас Манька, потом Лёнька.  Лёнька- то двойнёвый был, дочка мёртвой родилась, видно, замяла я её, когда серпом хлеб жала. …  Бывало, идёт Степан с работы, трясёт фуражку, а там гостинцы ребятишкам… Хорошо жили, да вот война началась. Первое известие от него похоронка была…

   Много с тех пор времени прошло, много воды утекло.  Дети выросли внуки уж большие.  Вот и в городе ей пришлось пожить и поработать, придя на помощь дочери.  Да уж и это время прошло, пенсию получает, да и лет то уж не мало. Восемьдесят с хвостиком и живёт она одна в благоустроенной квартире на втором этаже. Дочь младшая часто навещает, (теперь она ей помогает), и внуки не забывают бабушку. По дому управляется сама, а приболеет,  дочь к себе забирает. Как легче становится, сразу домой надо. Вот закрываться на ключ днём так и не приучилась…
 
  Ночью старушка спала плохо, то ли спала, то ли нет. Утром как  обычно встала рано, помолилась перед образами Спасителя и Богородицы. Пошла на кухню, угол был пустой.
Три  дня места себе не находила, всё  молилась и винила себя, вспоминала, где же и когда она согрешила, что покинул её святой?

Услышала в дверь звонок, поспешила открыть. А когда открыла, услышала, лишь, как кто-то сбегает вниз по ступенькам. Хотела закрыть дверь, да увидела   своего Николушку на полу, приставленного к косяку. Сколько было радости! Вернулся её святой.
01.11.21г.


Рецензии
Простой, но задушевный рассказ - как сама жизнь.

Софрон Бурков   05.08.2023 10:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Софрон, это всё так и было с моей бабушкой.
Она родом из деревни, где двери никогда не запирались, вот днём и не закрывалась. Она была добрым человеком, к ней шли все соседи, а когда что пекла, разносила и угощала всех.
Вот кто-то и воспользовался, видно думали, что иконка ценная, старинная, а она и не такая старинная, вернули, может по этой причине, может по какой другой...
С признательностью,

Надежда Кравченко 3   05.08.2023 17:21   Заявить о нарушении