Радость со слезами на глазах

Радость со слезами на глазах.

«И к одним будьте милостивы, с рассмотрением
а других страхом спасайте, ...» Иуд. 1. 22 и 1. 23.

К сожалению, многие прошедшие «огонь и воду», оказались слабыми в битве за собственную душу.


Эх! Дороги.

„Бог говорит с человеком шёпотом любви, если он не слышит, то голосом совести, если он не слышит — через рупор страданий.“ — Клайв Стейплз Льюис

О таких как Андрей Циков говорят, что они «не вернулись с войны». В том смысле, что в своих мыслях они остались там на войне. Они не могут адаптироваться к жизни без стрельбы, обстрелов, рейдов. Андрей служил радистом в разведке. Дважды был в Чечне и дважды был там контужен.
Познакомились мы в больнице. Андрей сверстник моего сына и мне было по отечески его жаль. Других разговоров, не связанных со службой, у него не было. Я понимал, что это не есть хорошо и пытался ему хоть как то помочь. Капитан ВДВ, звучит круто, хотя с годами понимаешь, что без Бога «все суета сует». Однако, как это объяснить «невернувшемуся»?
После выписки из больницы мы иногда общались по телефону, но потом Андрей перестал отвечать на звонки.
Прошло около двух лет. К тому времени в моей жизни, а точнее в духовной сфере, случились определенные метания. Точнее неопределенные. Поскольку искания в указанной сфере и чувство, что живу я балластом, то есть бесполезным человеком, привели к мысли поехать на Донбасс. Как известно, на Донбассе уже не один год идет война.
Мысли переросли в действия и я уже подыскивал что приобрести из экипировки, как тут, совершенно неожиданно, на связь вышел Андрей. Оказалось, что его еще раз контузило и именно на Донбассе. Решили встретиться. Я пригласил «невернувшегося» к себе на дачу.
Был разгар лета и было жарко. Мы жарили шашлыки и купались в бассейне. Пили водку и горланили песни. Андрей рассказывал про войну на Донбассе и убеждал меня, что не следует туда ехать. Он был убежден, что это «не наша война».
Через год его не стало. …
Парню было 33 года. Ровесник моего сына.
Из редких телефонных разговоров было понятно, что он все еще ни как не мог «вписаться» в гражданскую жизнь. Постоянно «нарывался» на неприятности,  дрался и вступал в конфликт с участковым.
Потом немного остепенился, бросил выпивать и собирался жениться.
И в друг его не стало. …
Его родные, почувствовав неладное, выломали дверь и нашли Андрея бездыханным.
Причина остановки сердца не известна.

Узнав о случившемся, я не находил себе места. На душе у меня было муторно. Вспомнились наши разговоры о смысле жизни и о Боге.
Андрей был из тех людей, которые надеются только на свои силы.
Даже не смотря на то, что, по его же уверению, крестик спас его от попавшей пули, Господа нашего он называл на манер мусульман — Иссая.
Мои разъяснения он внимательно выслушивал, но видно «не услышал».
Однажды по телефону Андрей заявил мне, что тот самый крестик ему уже не нужен, что он «сам с усам».
Тогда я не стал ничего доказывать, подумав, что у него еще пол жизни впереди.
Теперь же меня мучило чувство вины. Возможно, следовало быть более решительным. Только один раз, через некоторое время, я спросил его о крестике и услышал отрицательный ответ.

Вопрос: «Почему так рано …?».
Возможно, ты, дорогой читатель, дашь на это ответ.

Я лишь знаю, что «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет”. Гал. 6:7

И еще (не в осуждение):
В последнее время многие проповедники (проповедник не обязательно священник) говорят только о том, что Бог наш есть Любовь. Для православного человека это несомненно. Однако, не следует забывать о страхе Божьем.  ….
«Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39)?
Ни один человек не исключён из общего правила смертности, и в любой момент это правило может исполниться. Ап. Павел поэтому писал: «Мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13:14)
https://alexey-osipov.ru/


Последний.

«И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними». Лк 13:30:

Так иногда цитировал мой ровесник и сосед Сергей Шустов. Не смотря на то, что он некоторое время находился в местах лишения свободы, в нем постоянно жило чувство «искания правды».
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Только правду искал он не в Боге, а в справедливости среди людей. Не сказать, что вопросы вероисповедания были ему чужды, однако, справедливость стояло на первом месте.
Если задаться вопросом: «Бог это Справедливость»?
Вот, например, у  мусульман аллах справедлив.
Однако, если это так, то кто бы из нас грешных остался в живых на земле.

«Правдоискателей» среди нас много. Все нам не так и во всем мы разбираемся. Разбираемся и критикуем от государственного управления до некачественно покрашенной скамейки. В особенности когда «примем по сто грамм».
В принципе это не критично на определенном уровне нашей жизни. Однако, наступает время когда следует «поставить Первое на первое место, а остальное само встанет на свои места». Ведь Правда с большой буквы и есть Бог. «Я есть путь, и истина и жизнь» - сказал Господь. И еще Он сказал: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» Ин. 8:32.

Не смотря на разногласия мы довольно часто общались. Наши дискуссии иногда затягивались на долго. В основном они касались православия и всего, что с ним связано. Дискуссии ни когда не перерастали в беспардонные споры и взаимное неприятие.
Думаю, мне удалось убедить Сергея, что исповедь и причастие Святых Христовых Тайн необходимы человеку как воздух. Однако, находилось множество причин отложить «на потом» то, что «ум мой питает странно» и главное стать храмом Господнем. «Ты во мне, а я в Тебе».
Перед моей дальней и долгой поездкой Сергей обмолвился, что обязательно на свой день рождения исповедуется и причаститься.
Мы иногда созванивались. Обсуждали меры связанные с пандемией, поправки в Конституцию и другие второстепенные вопросы. Из молчания о причастии было понятно, что обещание не выполнено.
Думаю, Сергей не понимал, что обещание он дал не мне, а Богу.

«Господь есть распятая Любовь, которая смотрит на человека с креста и ждет его обращения».
Господь все делает для спасения души человека. Безусловно, что Бог может все. Только Он не желает сделать из человека святого по неволе. Творец человека не нарушает воли самого человека и лишь «подталкивает» через события, через людей к осознанию главного. Это главное постоянно ускользает от нас. Многие пытаются вообще не думать о том, что душа человеческая бессмертна и от того, как человек сможет «наладить» отношения с Богом, зависит жизнь в вечности.

День рождение у моего соседа было 31 марта, а где-то в августе у него обнаружили «рак». ...

По приезду, в начале ноября я навестил соседа. Принес мед и фрукты с юга. Ему уже кололи обезболивающие. В начале разговор зашел о второстепенном, но вскоре Сергей обрадованно сообщил, что соборовался, исповедовался и причастился. Чувствовалось, что радость этого события затмевала горечь болезни.
За все благодари Бога. И за хорошее и за условно плохое.

В прощенное воскресение Сергей дождался когда приедет дочь, попросил у нее прощения и отошел ко Господу. …


Радость со слезами на глазах.

Брата моего во Христе, Бориса не стало в Великий Праздник Благовестия. По утверждению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Благая Весть, которую принес архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии о рождении нашего Спасителя, является событием Вселенского масштаба. Это событие одно из трех главнейших для всего мироздания. Первым является сотворение мира, вторым — Благовестие и третьим — победа над смертью нашего Спасителя и в следствии этого возможность нашей вечной жизни с Богом.
Вот в такой Великий праздник и отошел ко Господу брат Борис.
В этот день мы созвонились и поздравили друг друга. Борис сообщил, сто исповедовался и причастился.
В моем рассказе «Свет» я поведал как мы встретились с ним через двадцать с лишним лет в монастыре и по началу не узнали друг друга:
Чтобы не заставлять тебя, мой читатель искать этот рассказ в «Капле из вечных историй» повторюсь:

Здоровяк, коренастый «квадрат» Борис Власов проходил срочную службу военным строителем.
Многие десантники услышав это улыбнуться, подумав: «Подумаешь стройбат. Что они умеют?». Однако, часто за вывеской гласившей об одном, скрывается совершенно другое. Так в нашей сержантской учебке в Гайжунае было подразделение под названием медицинский батальон. Вот только там мед братья были особенные.
Стройбат, где служил Власов в то время, располагался во Вьетнаме. Напомню, что США тогда вели полномасштабную войну против этого небольшого государства. Сбросили тысячи бомб, жгли напалмом, бросали свои спец подразделения против солдат и мирных жителей Вьетнама, но так и не смогли поработить этот народ. Советский Союз негласно помогал Вьетнаму.
Отслужив, Борис работал уже действительно просто строителем. Во всей округе не было лучшего печника чем он, а это во все времена было очень ответственное дело и требующее особого мастерства.
В лихие девяностые он по необходимости наводил «шорох» в своем селе. Тогда почти все пацаны мечтали стать крутыми бандитами, а многие девчата - интер девочками (проститутками). По телику крутили боевики и мыльные сериалы типа «Богатые тоже плачут». Воровские понятие, в основном до безобразия искаженные, овладели умами огромной части российского   населения.
Вот и в его селе, вновь прибывшие из зоны, молодые и наглые без предельщики начали устанавливать свои порядки.
Борис стал против них практически в одиночку. Они избивали его шоблой, а он вылавливал их по одиночки и жестко наказывал.
Так продолжалось довольно долго, но нервы не выдержали и Борис достал свой армейский штык нож иностранного производства, который привез из Вьетнама. Когда в очередной раз шобла напала на него, штык нож вошел по рукоятку в «вожака». Вожака сразу увезли в больницу, где в принципе он должен был умереть.
Борис пошел в милицию и написал чистосердечное. В селе его знали, знали и в милиции. Там же тоже работали парни с его школы. Вместе за партами седели. Вообще в деревне все про всех знают. Взяв подписку о не выезде, его отпустили собрать вещи.
Прошло немного времени и его вызвали. Борис шел, не ожидая ни чего хорошего. В голове постоянно вертелись мысли о правильности своего поступка, о сроке, который он получит, о том как огорчатся родители.
Однако, его ждал сюрприз.
В отделении ему дали какой-то перочинный ножичек и предложили взяться за него. Оказалось «вожак», проткнутый штык ножом, был выписан из больницы через двадцать минут после того как его туда привезли. Это было из области очевидного и невероятного. Ни один жизненно важный орган, ни один нерв не были задеты. Повезло?
Чтобы закрыть уголовное дело, Борису и дали подержаться за детский ножичек. Дескать он им нанес удар. В общем обошлось. Повезло?
Повезло обоим.
Только вот кому из них Боженька дал шанс?
Возможно и тому и другому, а возможно кто-то пошел пристежным. Пути Господни неисповедимы.
У Власова было много «друзей», а после этого случая стало еще больше. Он стал все чаще выпивать, не желая кого-либо обидеть. Как часто бывает в таких случаях пришла беда. Бориса парализовало. «Друзья» растворились и  исчезли. Остались родители и сочувствующий младший брат.
Много думок передумал почти без движимый больной. Всю свою жизнь разложил по полочкам. Полочки обрывались, трескались и ломались, некоторые превращались в труху, другие становились на дыбы или падали в пропасть.
Перед лицом смерти человек (не всякий) прозревает  …
Начинает понимать, что он много чего в своей жизни сделал не правильно. Осознав это, понимает, что время, самое драгоценное что у него было, упущено и уже практически ни чего не возможно исправить.
В подобных ситуациях люди ведут себя по разному. Одни ищут виноватых и проклинают всех и все. Проклинают даже своих родителей.
Некоторые вспоминают о Боге.
Борис вспомнил, что он крещенный…
Была весна и была ночь. Власов, собрав всю свою волю, превозмогая боль, двинулся в путь. Путь был не близкий. На прямую через овраг выходило километра три. Вывернутая наружу правая нога волочилась как плеть. Приходилось передвигать ее только левой рукой, поскольку правая была завернута узлом куда-то за голову.
Нет смысла описывать страдания и муки, которые сопровождали человека. Но физические муки не сравнимы с душевными. Душу человека терзали мысли …
Доминирующей из них была: «Уже не страшно умирать, страшно к а к   и   к а к и м   я умираю».
Власов шел к Богу.
Он хотел просить у него только одного — дать возможность исправиться и не умереть алкашом подзаборным. Это все что он хотел. И только Спаситель мог ему дать такую возможность.
В деревне восстанавливался храм. Борис полз к нему.
Среди ночи цель была почти достигнута. До церкви оставалось метров двести, но сил уже больше не было.
Человек, не зная молит, стал молиться всем сердцем, всей душой: «Боже! Я знаю, что Ты есть. Слава Тебе Господи! Молю Тебя услышь меня. Прости меня Господи! За все беззакония мои прости меня. Господи! Не дай мне умереть не исправившимся. Научи, вразуми меня как жить и чтобы я больше никогда не забывал, что Ты есть».
Спаситель услышал грешника и …

С в е т пронзил ночь, пронзил темноту и вертикальным столбом освятил храм и стоящего на коленях перекореженного человека.

Власов не помнит как возвратился ко двору. Не заходя в дом, Борис до сажал (родители накануне не успели) два ведра картошки. Накрыл теплицу пленкой.
Рано утром из дома вышла мать. Сын поздоровался и виноватым голосом попросил: «Мам, посмотри я там кое-что поделал».
Уставшая от бесконечного безобразия, а за тем от переживаний за парализованного сына, мать слабым голосом сказала: «Что ты теперь то можешь». Однако, уже удивилась, увидев Бориса на ногах во дворе, а не в постели.
А дальше ... Она, сначала, просто не могла поверить …

С Власовым мы случайно увиделись в монастыре через двадцать шесть лет после нашей случайной встречи и не узнали друг друга. Когда он рассказывал о себе, у меня текли слезы. Только разговорившись, мы вспомнили как первый раз пересеклись наши пути.
В девяностом году мы оказались за одним праздничным столом. Видно из чувства военного братства он подарил мне перстень. Однако, тогда я не знал, что Борис служил во Вьетнаме. Его подарок вызвал у меня не однозначную оценку. Я принял подарок, но подумал, что носить его не буду. Мысль была такой: «С чего бы это какой то бандюга подарил мне перстень? Не нужен он мне». Куда делся тот перстень я не помню.
За то теперь в моей голове на всегда останется радостный возглас Бориса: «Слушай, а не тебе ли я в девяностом перстень подарил?».

После встречи в монастыре мы с Власовым пересекались еще много раз. Он по профессии каменщик и «золотой» печник. Борис, по силе возможности, помогал в монастырях по своей специальности.
Вот еще один его очень поучительный рассказ:
Как то, после чудесного выздоровления, работал он при Храме Вознесения Господня в селе Избище Семилукского района Воронежской области. Это место так же является местом упокоения Афонского Старца Сергия.
Борис очень старался в срок выложить бордюрный камень и не ходил на службы, хотя благословение на это не получал. Но, что-то пошло не так. Его руки все хуже слушались его и в конечном случае повисли как плети.
Расстроился он в конец. Ночью провалился в забытье и приснился ему Старец Сергий. Говорит ему Старец: «Что же ты, Боренька ко мне на могилку не пришел со своим горем? ...».
Чуть рассвело и Борис первым делом пошел к Старцу. Помолился, опять же своими словами, как мог, как душа и сердце требовали и пошел работать.
Руки вновь окрепли. Бордюрный камень в двадцать килограмм в каждую руку брал, нес на место и выкладывал.
Вот такими чудесами славятся Святые Мощи всех Святых, угодивших Богу.
Возможно и я, как многие другие люди, не заметил бы или просто не поверил в эту «бабасенку», если бы сам к тому времени не имел такого же эмпирического опыта (Эмпирические данные (от др.-греч. ;;;;;;;; [empeir;a] «опыт») — данные, полученные через органы чувств …).
Однако, мой дорогой читатель, нам важно научиться видеть, чувствовать  и анализировать.
Думается, что в данном случае, следует «забить себе в мозг», что слово и дело должны быть нераздельны.
«Чтобы весельная лодка двигалась в правильном направлении, необходимо работать обоими веслами».

Очень важно, чтобы слово было своевременным и понятным. Часто оно должно быть кратким.
В начале прошлого века, при советской власти перед сельчанами читались лекции с целью доказать, что Бога нет. Вот лектор прочитав положенное и приведя, как ему казалось, весьма убедительные доводы, спросил: «Какие будут вопросы?». Один дедуля попросил слово. Выйдя на «трибуну» воскликнул: «Христос Воскресе!». В ответ из зала дружное: «Во истину Воскресе!».
Словом можно убить (обычно такое убийство растянуто во времени) или словом можно оживить.
Настоящий православный человек (себя пока в полной мере к ним отнести не могу) не разделяет слово (молитву) и дело. Сегодня я сходил в церковь, помолился, а потом занялся непотребными делами.
Есть такая притча:
Едет православный мужик с сынишкой на телеге. Увидел в поле стог сена и решил его «приватизировать». Посмотрел во круг, ни кого нет. Говорит сыну: «Нам сено надобно, по сторонам ни кого нет. Давай загрузим телегу». А сынишка спрашивает: «Папаня, а ты на Верх смотрел?».

Борис Власов пережил и другие интересные и «сказочные» моменты в своей жизни. Но у меня нет оснований ему не верить.
Много раз описывались случаи когда человек, находясь в клинической смерти, видел и чувствовал как его душа покидает тело и возносится в другой мир. У Власова не было клинической смерти (может и была) и это, как он утверждает, не был сон.
Борис по лестнице поднялся на большое белое облако и увидел там в ослепительно белой одежде четырех Старцев. Они заметили его, «рассмотрели» и спросили: «Ты зачем сюда пришел?». Власов ответил, что пришел потрудиться. Старцы отошли в сторонку и стали о чем то совещаться. Пока Они совещались Борис явственно осознал, что перед ним четыре Евангелиста. Теперь он с нетерпением ждал, что Они ему скажут. Власову очень хотелось остаться с Ними. Однако, Старцы, подойдя к нему сказали: «Тебе рано сюда, возвращайся на землю и потрудись еще там».

Много раз советом и делом помогал Борис и мне. Сам образ жизни его подсказывал многим, что можно жить по другому. Вот и я, незаметно для себя, в совокупности с другими событиями, перенял от брата Бориса совершенно трезвый образ жизни.
Отпевание прошло в церкви. Народу собралось множество. Для небольшого населенного пункта такое количество людей на похоронах вызвало бы удивление для человека незнающего кого хоронят.
После отпевания приходской батюшка с особой теплотой сказал о том каким стал брат Борис, о его стремлении к Богу и желании помогать людям.
Сказал батюшка и о том, что очень добрым знаком является то, что почил брат Борис в такой Великий праздник.
Конечно, это радостный знак. И все же для меня эта радость со слезами на глазах.


Рецензии