Второе несостоявшееся интервью

1. Когда-то Вас подвёл на вступительных экзаменах роман Достоевского «Преступление и наказание». Сейчас, когда Вы сами стали писателем, как относитесь к «коллеге»?

        Сказать, что я Фёдора Михайловича «реабилитировал», разумеется, нельзя. Из-за него я потерял год при поступлении в университет. Но дело в другом. Я до сих пор не пойму, зачем это произведение мы изучали в школе. Говорят, его
и сегодня изучают. Так вот, неужели подросткам с неокрепшей психикой надо рассказывать, как топором убивают двух невиновных женщин? Недавно в интернете прошла информация об очередном страшном преступлении: подросток убил своих членов семьи. Не начитался ли он перед этим подобных произведений об убийстве? Достоевский в этом плане не одинок. Я вспоминаю, как мы плакали, заканчивая читать в школе рассказ «Муму». Тоже ведь убийство, хотя и животного. Зачем оно учащимся?

2. В связи с этим вопрос: а какие у Вас в школе
на уроках русской литературы были любимые произведения?

                «Слово о полку Игореве», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Кому на Руси жить хорошо», «Анна Снегина».

3. Сейчас на Украине считают Тараса Шевченко
только украинским поэтом, не имеющим отношения
к России. А Вы как думаете?

            Если уж на Украине считают, что Адам и Ева были украинцами, то что говорить о Шевченко? Конечно, же Тарас Григорьевич – достояние двух народов, украинского и российского. Спрашивается, если бы не российские художники,
выкупившие его из крепостничества, стал бы он всемирно известным поэтом? Вряд ли! К тому же не надо забывать, что именно в России Тарас стал ещё и художником. То есть именно здесь раскрылся полностью его талант от рождения.
И ещё! Личные дневники, в отличие от стихотворений, Шевченко писал на русском языке. Мне только интересно, смотрят ли на Украине по-прежнему замечательный советский фильм «Тарас Шевченко», где поэта прекрасно сыграл его земляк Сергей Бондарчук? Просмотрев фильм, можно с уверенностью говорить, чей он поэт. Не думаю, чтобы последний, проживая в России, или отбывая воинскую повинность,
разговаривал с окружающими людьми на «мове». Тарас Григорьевич прекрасно владел русским языком. Что делает ему честь.

4. А что Вы скажете о писателе Николае Гоголе?

            Ну тут вообще, как говорят, «ни к селу ни к городу». Единственное, что связывает Гоголя с Малороссией, так это его место рождения. Писал он произведения на русском языке. Однако, как я ни старался найти хотя бы одно из них на украинском, поиски мои не увенчались успехом. Таких произведений у писателя нет. Он – чисто русский писатель с украинскими корнями. Как и многие из нас. В том числе и я.

5. Ежели у нас разговор зашёл об Украине, то как Вы
относитесь к событиям последних лет на Украине?
И конкретно к Вашей бывшей малой родине?

           Если сказать одним словом, то ОТРИЦАТЕЛЬНО! На Украине я родился и прожил первые пятнадцать лет и никогда не думал, что пройдут десятилетия и в этой некогда процветающей союзной республике возродится нацизм. Но обвинять весь украинский народ в этом никак нельзя. Майданы и госпереворот на Украине в 2014 году организовали представители Галичины, они же и захватили власть
в стране. Не думая о последствиях, они выполняют все команды из-за океана. В этом ещё можно было сомневаться, пока нынешний президент Зеленский в угоду США, да и Евросоюзу тоже, испортил по-настоящему братские отношения с другим соседним государством во главе с Александром Лукашенко, который до последнего дружил с современным украинским режимом.
              Затеяв декоммунизацию и десоветизацию, украинские власти не подумали о том, что в итоге срубили сук, на котором сидят. Владимир Владимирович Путин очень справедливо считает, что в 1922 году при создании СССР не прописали
порядок выхода из него. При том что такое право союзным
республикам предоставлялось. А если бы порядок выхода был в Договоре об образовании Союза прописан, то после1991 года Украине пришлось бы вернуть все земли, которая она получила после 1922 года. Об этом почему-то Зеленский
не говорит?! Ибо ему это невыгодно.
           Что касается моей малой родины – Запорожской области,– то, к счастью, там проживают люди, в основной своей массе не враждебные нашей России. Хотя в семье не без урода. Долгие годы я переписываюсь на сайте «Одноклассники»
с одной из своих сельских одноклассниц, и за это время она ни одного плохого слова не сказала о моей второй малой родине, где я проживаю уже почти полвека – Самарской области, как в целом и о России.

6. После Вашего отъезда с родителями в 1971 году
Вы бывали на Украине?

          До 1991 года в этом для меня не было никаких проблем. В составе туристических групп я посетил Киев в 1977 году, Чернигов в 1988 году, Одессу в 1989 году, а самостоятельно – Запорожье и Днепропетровск в 1991 году. Побывал
и на своей малой родине в селе Малиновка Гуляйпольского
района. Село изменилось до неузнаваемости, но люди в нём были такими же жизнерадостными, как и в мою бытность. Встретили меня не как гостя с берегов Волги, а как своего земляка. Особенно тёплый приём мне оказали мои бывшие
учителя Ольга Ульяновна и Александр Григорьевич Плетень.
          Вернувшись в Тольятти, я их с коллегами отблагодарил, написав и отослав в Гуляйполе в редакцию районной газеты свою статью о тех, кто учил меня когда-то в Малиновской восьмилетней школе. Статью к началу нового учебного года
напечатали. На русском языке. Найти её сейчас вряд ли возможно. Русский язык сегодня на Украине вне закона.

7. Среди Ваших мемуаров, опубликованных на Вашей странице на портале «Проза.ру» есть и мемуары о некогда родных украинских местах. Как их воспринимают Ваши земляки?

           Хороший вопрос. Читают многие, но комментарии писать могут только зарегистрированные на портале пользователи. А таким пользователем является моя бывшая одноклассница Надя Ткачун. С её слов я знаю, что мои мемуары о Малиновке читает в селе не только она. Но присылают мне на сайте «Одноклассники» отзывы и земляки, проживающие вдалеке от родного села. Приятно было, например, мне читать отзыв от сына покойного председателя колхоза «Родина» Валентина Рекотова – Сергея. Но для меня не менее приятно, что читают мои мемуары и читатели, никогда в Малиновке не проживавшие. Но их предки оттуда. К ним относится, например, Валентина Руденко (Жестовская) из Днепропетровска (язык не поворачивается этот родной город моего покойного крёстного Тищенко Владимира Петровича назвать
Днепром).

8. А как земляки оценивают рассказы, написанные
Вами на реальных событиях?

         Увы, это беда не только моих земляков. Но в большей степени, конечно, касается их. У меня есть рассказы, сюжет которых взят оттуда. Показательным в этом вопросе является мой рассказ «Случайный выстрел». Это строго художественное произведение, основанное на творческом вымысле. А не документальный очерк. Это понимает только Надя Ткачун. Остальные сельские читатели мне предъявляют претензии в искажении фактов в произведении. За основу сюжета рассказа я, действительно, взял трагический случай, происшедший в селе у моих соседей Дехтярь. Глава семьи Гавриил являлся крёстным моей маме. Он считался охотником, имел на законном основании ружьё с патронами. К ним на лето приезжали внуки. С ними проживала самая младшая дочь Оля.
          Когда она закончила седьмой класс, к ним приехали её
племянники Лёня и Серёжа, оба несовершеннолетние. У последнего было весьма нехорошее хобби. Если мальчишки собирали марки, этикетки от спичек, то он ходил по селу и собирал гильзы и поржавевшие патроны, оставшиеся после освобождения села от фашистов в 1943 году. Его также интересовало оружие. Однажды он полез на чердак и нашёл охотничье ружьё деда. Стал с ним ходить по двору, целясь
в птичек. Нажать на курок не получалось. Да ему и в голову не могло прийти, что ружьё заряжено. Когда из дома вышла тётя Оля, он нацелился на неё. Та без задней мысли, подняв левую руку, пошутила: «Серёжа, не стреляй, я жить хочу».
Но произошло непредвиденное: прозвучал выстрел, и девчонка медленно опустилась на землю, прикрывая смертельную рану рукой. Спасти её не удалось. Что сталось с невольным убийцей, я не знаю. Но моё творческое воображение нарисовало мне картину, которую я и перенёс в рассказ.

9. У Вас есть замечательная повесть, но с трагическим концом, «Вещий сон невесты». Как она Вами была написана?

          Она тоже написана на реальных событиях. Произошли они в 1950-х годах в Гуляйпольском районе. Прототипом главного героя являлся один из районных трактористов, принимавших участие в строительстве в начале 1960-х годов Центральной улицы нашего села. В повести 60% правды, и только 40% относится к творческому вымыслу. Тем не менее это не документальный очерк с подлинными фамилиями, а художественное произведение с вымышленными фамилиями и именами.
Эта повесть далась мне труднее трёх других, которые я написал после двухсот рассказов. Я много раз начинал её писать, но каждый раз слёзы не позволяли мне этого сделать. Мне жаль было и погибшую девчонку, и пострадавшего без вины молодого тракториста. Взяв себя в руки, я повесть дописал до конца.
Второй повестью, написанной на реальных событиях, является «Прощай, родной завод!». В ней я отразил печальную судьбу моего предприятия, где работал почти четыре десятилетия. А вот повести «Встреча бывших одноклассников»
и «Родом из села» – это следствие моего творческого воображения, посетившего как-то меня перед сном. Я очень надеюсь, что со временем все мои четыре повести будут экранизированы полнометражными фильмами. Пока что у меня экранизированы только два рассказа «Случай на кассе» и «Сосед по гостиничному» номеру». Но фильмы короткометражные.

10. У Вас написано 35 рассказов для детей, есть самый любимый?

         Это рассказ «Наседка». Он написан на реальных событиях с творческим вымыслом и посвящён моей бывшей сельской однокласснице, а ныне учительнице начальных классов Надежде Ткачун. Понятно, что её мама, являющаяся прототипом мамы в рассказе, учительницей никогда не работала, а всю жизнь трудилась в колхозе.

11. На Вашей странице на портале «Проза.ру» опубликовано 47 рассказов о любви. Какой самый любимый?

          Пожалуй, что рассказ «Одна в доме». Посвящён он моей сельской однокласснице Наташе Двойниковой. Идея написать рассказ у меня появилась, когда Надя Ткачун сообщила мне, что у Наташи умер муж и она осталась одна в селе соседней Днепропетровской области. Я так понял, что дочь её с мужем живёт в городе. Услышав эту печальную новость, мне захотелось сделать Наташу счастливой в рассказе с помощью творческого вымысла. Я это сделал. К сожалению, она с интернетом не дружит. И не догадывается, конечно же, что произведение посвящено ей. И вряд ли когда нибудь догадается, так как там героиню зовут по-другому.
Для меня же главное, что в итоге получился очень интересный, по словам читателей, рассказ. Мне и того достаточно.

12. А что Вы скажете о любимом рассказе из серии
о войне? Их у Вас 18.

          Тут двух мнений быть не может, это рассказ «Учитель-фронтовик», посвящённый моему сельскому учителю в шестом классе Пилипенко Фёдору Васильевичу. Это художественное произведение, но у меня есть и мемуары, ему посвящённые. Перед его памятью я преклоняюсь и сегодня.
        Вторым любимым рассказом является «Я выбрала жизнь». Он также основан на реальных событиях. Одной из героинь рассказа, которая вернулась домой из Германии, является покойная двоюродная сестра моей мамы Лидия Кущ из Гуляйполя. Их с подругой во время войны действительно угнали в Германию на принудительные работы. Оттуда вернулась только тётя Лида, а подруга оказалась в США, её действительно спас американский офицер.

13. Из скромности Вы называете себя писателем-любителем, но, судя по опубликованным на портале «Проза.ру» семистам произведениям, Вы уже планку
любителя преодолели. Не собираетесь ли Вы в связи с этим вступить в один из двух российских писательских союзов?

          Подожду, пока они объединятся в один. Шучу, конечно. Нет, не собираюсь. Я не Михаил Шолохов, который писал по зову своего сердца, а оно принадлежало, как известно, партии. Из неё я вышел в 1990 году, ровно за год то того, как
она приказала долго жить. Я сейчас не состою ни в каких политических организациях и союзах, и вступать не собираюсь, хотя соответствующие предложения получаю. Я – свободный писатель, который зависит только от моего творческого воображения. Я заранее не знаю, что оно мне преподнесёт в любой момент. Только так могут появляться настоящие художественные произведения.

14. Написание своих произведений не мешает Вам
читать не Ваши произведения?

            Разумеется, нет. Я стараюсь не пропускать ни одного произведения, опубликованного на портале «Проза.ру» в рубрике «Колонка редактора». Периодически читаю и произведения моих избранных авторов. Но вопрос, видимо, подразумевает в первую очередь чтение классической литературы. Так вот, из иностранной классической литературы я уже несколько раз перечитал «Трёх мушкетёров» Александра Дюма-отца. Что касается отечественной классической литературы, то сейчас я перечитываю (в какой уж раз?!) «Записки охотника» Ивана Сергеевича
Тургенева. Меня особенно захватывает чтение двух его записок: «Бежин луг» и «Лес и степь». Читаешь их и наслаждаешься прекрасной русской природой.
            Из других классических произведений я периодически перечитываю Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Некрасова, а также двух Алексеев Толстых: Николаевича и Константиновича. У последнего мне
очень нравится «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»:
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.

15. А как Вы попали в 2016 году в номинацию конкурса «Народный писатель» на портале «Проза.ру»?

         За это я должен благодарить одного из экспертов конкурса. Дело в том, что на номинацию «Народный писатель» выдвигали произведения не сами авторы, а соответствующие эксперты. То, что меня выдвинули, меня здорово удивило, ведь к тому времени я на портале «Проза.ру» находился всего год. В финалисты я не попал, но по результатам читательского голосования (5-е место) был включён в «Золотой
фонд» конкурса «Народный писатель». Это явилось для меня «бальзамом на душу», ибо перед этим меня здорово обидел Международный конкурс ВСМ, давший моему рассказу
«Учитель-фронтовик» тридцатое из тридцати одного место. С ним я распрощался, тем более что организатор конкурсов ВСМ проживает в Израиле. А я патриот своей Родины – России.
            Я долго не мог выяснить, кому же должен говорить «Спасибо!» за номинацию «Народного писателя – 2016»? Выяснил случайно: экспертом номинации на премию «Народный писатель – 2016», выдвигавшим мои произведения, являлась
Татьяна Морозова, которая выступает на портале «Проза.ру», как и свои книги публикует – под прекрасным псевдонимом Яна Варшавская. Низкий поклон ей за это!!! К огромному сожалению, премия «Народный писатель» после 2016 года не проводится.

16. Среди Ваших статей, опубликованных на портале «Проза.ру», четыре выделяются особо. Как Вы раньше относились и как относитесь сегодня к лидерам Белого движения в России во времена Гражданской войны?

      Раньше на моё мнение о Деникине, Юдениче, Колчаке и Врангеле сильно влияли учебники истории, по которым мы учились в школе. Учебникам «помогали» советские фильмы: «Железный поток», «Гроза над Белой», «Угол падения», «Лавина с гор», «Пыль под солнцем», в которых белогвардейцев показывали в неприглядном свете. Когда исчезла компартия с Советской властью, то оказалось, что те же лидеры Белого движения воевали за Россию, как и большевики. Им начали ставить памятники, снимать фильмы. Трудно представить реакцию населения СССР, если бы в те времена по одномуиз двух (сейчас их трудно сосчитать) телеканалов показали
фильм о Колчаке. Или в новостях сообщили, что прах Деникина перевезли в Россию.
Я считаю, что для того, чтобы трагедия 1917 года в России никогда не повторилась, надо раскрыть все архивы того времени, сказав всю правду и о белых, и о красных, и о зелёных.

17. А как Вы относитесь к тем, кто сегодня пытается раскачать лодку, в которой мы все находимся, под названием Россия? Речь о Навальном и его сторонниках.

         Как патриот своей Родины я осуждаю их действия, ибо они не ведают, что творят. Так называемая пятая колонна в России наносит ей не меньше вреда, чем «доброжелатели» из-за рубежа. Это ж надо до такого додуматься, чтобы ШТАБ
НАВАЛЬНОГО (признан террористической организацией и запрещён на территории РФ) список российских граждан и передавал их нашим врагам за границей для объявления
санкций!..

18. А Ваше отношение к бывшим советским вождям?

         К Сталину весьма отрицательное. Говорят, он превратил страну из крестьянской в индустриальную. Но какой ценой! Руками десятков тысяч узников ГУЛАГа?! Я только недавно узнал, что в строительстве нашей ГЭС на Волге принимали
участие заключённые местного ГУЛАГа. Вы только вдумайтесь в эту цифру: на стройке были задействованы 46 тысяч  заключённых Кунеевского ИТЛ! Хотя, может, цифры
и преувеличены. Говорят ещё, что Сталин выиграл войну. Да если бы накануне её по его вине не были репрессированы в армии десятки тысяч офицеров, не были расстреляны почти все маршалы, если бы он поверил разведке о точной дате нападения Германии на СССР, не репрессировал за это как провокаторов,
а привёл войска в полную боевую готовность, то фашисты никогда до Волги бы не дошли, в крайнем случае – до берегов Днепра.
            Хрущёва я в отличие от Сталина уже застал, правда, в малолетнем возрасте. «Разобраться» с ним смог только повзрослев. Единственная его заслуга, на мой взгляд, это XX съезд партии, арест и расстрел Берии. Трудно себе представить, что было бы со страной, если бы на месте Никиты Сергеевича оказался Лаврентий Павлович! А вот за Новочеркасск 1962 года ему прощения нет. И не будет. Устроить расстрел мирной демонстрации – до этого даже Сталин не додумался, отстреливая противников его власти поодиночке руками НКВД.
            Что касается Брежнева, то мужик он был неплохой. И если бы он не допустил Афганистан-1979 и Олимпиаду-1980, то, может, и не понадобилась бы горбачёвская Перестройка.
            Самая большая ошибка Михаила Сергеевича – что он увлёкся гласностью, а надо было идти по китайскому варианту. И компартия бы была у власти, и народ был бы сыт и доволен. Гласность же подняла из завалов истории местных националистов в союзных республиках. И ещё, нет прощения Горбачёву за то, что он заявил, якобы без Украины, где верховодить стали потомки бандеровцев, невозможно сохранение Союза. Надо было подписывать подготовленный новый союзный договор с теми республиками, которые готовы были его подписать. Пусть бы осталось не пятнадцать, а десять республик. К сожалению, случилось то, что случилось.
               Я упустил ещё двух советских руководителей – Андропова и Черненко. Но о них много говорить не приходится из-за
кратковременного нахождения у власти, тем более с пошатнувшимся здоровьем.

19. Сейчас модно критиковать школьное просвещение. Что бы Вы сделали, будучи Министром просвещения?

               В первую очередь отменил бы пресловутые ЕГЭ и ОГЭ. Во-вторых, старшие классы, десятый и одиннадцатый, разбил бы на углублённое изучение отдельных предметов.
          Сейчас подобное есть в целом по школам. Но ведь в школ не все с этим согласны. А так, по классам, было бы нормально. Скажем, 10-й «А» и 11-й «А» углублённо изучают математику, физику и химию, 10-й «Б» и 11-й «Б» углублённо изучают русский язык, литературу, историю, иностранный язык.
           Для чего это надо? Сужу по себе. В девятом и десятом классах в начале 1970-х годов я, любитель истории, русского языка, литературы, вынужден был
тратить драгоценное время на изучение математики, физики и химии, которые мне в дальнейшей жизни нигде не пригодились. Как и при поступлении в университет на юридический факультет.

20. В университете Вы изучали латинский язык,
а как Вы относитесь к тому, чтобы сделать его международным вместо английского?

              Двумя руками «За». В университете я изучал немецкий язык, но когда я беседовал с однокурсниками, изучающими английский язык, то они мне говорили, что латинский язык изучить значительно легче. Сейчас латынь считается «мёртвым» языком, хотя на нём разговаривает католическая Церковь. Я думаю, что из-за хамского поведения в мире США многие страны со временем откажутся не только от доллара, но и от их языка. На смену английскому языку международным вполне может стать язык латинский.

21. У Вас есть домашняя библиотека?

           А как же без неё! Но состоит она у меня в основном
из произведений русской классики. Иностранную я не читаю, я патриот своей Родины – России.

22. Участвуя в коллективных сборниках издательства «Серебро Слов», Вы получаете в итоге бесплатно десять экземпляров книг. Что Вы с ними делаете?
Храните все десять на книжной полке? Или сдаёте для
продажи в книжный магазин?

           Ни в коем случае. Себе я оставляю по одному экземпляру,
остальные дарю библиотекам, родственникам и знакомым.
Но в первую очередь, разумеется, дарю героям моих мемуаров. За что получаю от них благодарность.

23. А какие газеты и журналы вы сегодня выписываете?

           Сегодня? Никаких. Всю информацию получаю из интернета. Хотя на сто процентов ему доверять нельзя. В мире идёт информационная война.
Однако было время, когда я выписывал, как член КПСС, газету «Правда», журнал «Коммунист», как студент-заочник юридического факультета выписывал журналы «Социалистическая законность», «Советская юстиция», «Правоведение», «Хозяйство и право», «Человек и закон». Но это всё
в прошлом.

24. Интересный вопрос: когда Вы были последний
раз в кинотеатре?

            Ответ будет не менее интересным. В кинотеатр «Сатурн» я последний раз ходил в конце прошлого века. Причин тут две. Первая: сейчас любой фильм я могу посмотреть, не выходя из дома, включив интернет. Вторая, более уважительная. Если раньше я сидел в кинотеатре, спокойно смотрел фильм и не боялся, что с задних рядов мне на голову что-то полетит, то сейчас этого гарантировать нельзя. А тут ещё вмешался без спроса коронавирус.

25. Смотрите ли Вы современные ремейки старых
советских фильмов?

           Ни за какие, как говорят, гроши. У меня к ремейкам выработалось отвращение. Я не могу их смотреть и пять минут. Ремейков, к сожалению, в последнее время сняли довольно много. Последний из них – «Угрюм-река». Переиграть Людмилу Чурсину ещё никому не удавалось. Так же, как переиграть Глебова и Быстрицкую в ремейке «Тихий Дон», или Николая Олялина в ремейке фильма «Обратной дороги нет» под названием «Исчезнувшие». Так и просится на повестку
дня Федеральный закон о запрете ремейков. Снимайте своё, но не трогайте киноклассику.

26. А как Вы относитесь к советским актёрам-эмигрантам?

           Однозначно как к предавшим свою Родину. За исключением тех случаев, когда их вынудили уехать из страны. Но были и другие случаи. Так, Олег Видов («Всадник без головы») уехал в Америку, по уши влюбившись в американку. Елена Соловей уехала, чтобы вылечить больного мужа. К ним вопросов у меня нет. Есть вопрос к покойному Савелию Крамарову. Чего ему
не хватало в Советском Союзе? Его киношной славе многие завидовали, и не только в СССР.

27. В кинотеатры Вы не ходите, а телевизор смотрите?

             Современный телевизор без вреда здоровью смотреть нельзя. Конечно, не смотрю. Просто противно смотреть все эти «Пусть говорят», «Давай поженимся», «Прямой эфир», «60 минут» и им подобные. Полоскать грязное белье приглашённых в студию людей на всю страну – это аморально. К сожалению, конца этому не видать.

28. А что Вы скажете о нынешней срочной службе
в армии всего один год? Вы сколько служили?

           Один год службы можно только приветствовать. Нам в середине 1970-х годов довелось служить два года. Мне ещё повезло, я служил в железнодорожных войсках, строящих Байкало-Амурскую магистраль. Мы, воины-железнодорожники, были первыми. Сначала находились на 18-м километре от Тынды Восточного участка БАМа, а увольнялся я в запас уже с 41-го. Все два года мы находились на природе в сибирской тайге, которую описать невозможно, надо только видеть. У нас не было никаких заборов, в отличие от воинских частей в городах. Но и это ещё не страшно. А каково было ребятам три года служить на подводных лодках? Страшно подумать даже. А они ведь служили.

29. Что у Вас берёт верх, писатель, мемуарист или
публицист?

          Всего понемногу, но больше всего, разумеется, писатель.
Писать рассказы с творческим вымыслом куда приятнее, чем
строго придерживаться фактов в мемуарах и статьях.

30. Вопрос последний: беспокоит ли Вас ностальгия
по покинутой полвека назад малой родине?

На этот вопрос, мне кажется, ответит лучше всего советская песня о родном крае, где есть такие ностальгические строки:
На этой огромной планете, сынок,
Под куполом вечных небес
Есть множество всяких путей и дорог,
И разных диковинных мест.
Но где б ты вдали ни бродил, всё равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно есть такое, одно,
Где ты появился на свет.
Вот только воспользоваться следующим советом не могу:
Ты песню сейчас о дорогах поёшь,
Но время наступит, сын мой,
Когда ты приедешь сюда и поймёшь,
Что ты возвратился домой.
             Возвратиться на малую родину, однако, не смогу не потому, что прожил вдалеке от неё полвека. Мать моего племянника Жени со вторым мужем, прожившие в городе Тольятти чуть меньше моего, доработав до пенсии, вернулись к себе
на малую родину, в Краснодарский край, в родную станицу. Не смогу вернуться потому, что Украина сегодня оказалась самой, пожалуй, враждебной страной после США по отношению к моей второй малой родине – России, которую я
люблю и никогда не предам.


Рецензии