Экскурс в историю. Отрывок из романа Связь времён

      В Читинском издательстве «Поиск» у меня издан роман «Связь времён», отрывок из которого я вынесла на этот портал. В романе описаны события начала 20-го века и до наших дней. Роман отнюдь не религиозный. В романе отображена жизнь  так, как она есть: здесь и  тайны, и приключения;  радости и печали.

                ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ.
      В покои Антипы, иудейского царя династии Иродов, решительным шагом вошла его жена. Антипа разбирал со своим подчинённым дела государственной важности, при входе жены царь резко повернулся к ней:
- Почему врываешься, женщина, не предупредив?
- Меня привело к тебе, царь, дело весьма важное, - царица говорила почтительно, но сквозь нарочитую почтительность явно сквозила насмешка,- Вели человеку выйти.
Антипа кивнул человеку, тот вышел задом, подобострастно склонив голову.
- С чем пожаловала, жёнушка? – недовольно спроси царь.
- Ты слышал об Иоанне, который крестит народ вопреки нашей вере? Омовение должно быть многократным, а он объявил омовение однократным, якобы для очищения от грехов.
- Знаю я Иоанна, умный человек и прозорливый. Не нравится царице, что он обличает её в прелюбодеянии?- иронически вопросил Антипа.
- Мы оба прелюбодействуем. В этом ты больше виноват, чем я. Ты отнял меня у брата нашего Филиппа.
- Забыла, как ты прельщала меня? Захотела стать царицей?  Иоанн изобличает нас не в прелюбодеянии, а в кровосмешении. Где ему понять, что род Иродов не хочет дробить своё состояние.  А ты стала царицей. Чего тебе ещё надо?
- Да какой ты царь? Нас, Иродов, римляне привели к власти. Ты лебезишь перед императором, а то, что творится  вокруг, не видишь.
- Не смей поминать цезаря! Что бы, не говорил и не делал наш народ, власть Рима крепка, любому шею свернёт. Что там с этим Иоанном?
- Ты думаешь, что он только обличает нас в кровосмешении? – усмехнулась царица,- Ослеп и оглох что ли наш царь? В народе уже давно бродят слухи о скором пришествии Мессии.
- Наш народ вечно ждёт Мессию, вечно наш народ недоволен, всё им мало,- резко ответил Антипа,- Что случилось? Говори конкретно.
- Появились люди, во главе которых стоит очень умный и обаятельный человек, зовут его Иешуа, родом он из Назарета. Они с Иоанном родственники, Иоанн крестил Назарянина и объявил его Мессией.
-Люди Назарянина подбивают людей к бунту?
- Хуже. Эти люди проповедуют новую веру.
Антипа рассмеялся:
-Рассмешила царя царица. Языком можно болтать всё, что угодно. Язык без костей, не устанет. Проповеди не вредны, куда хуже, если эти люди будут подбивать народ к восстанию.
- Ты недальновиден, царь. Что говорит язык, то откладывается в голове и сердце, - и женщина твёрдо сказала,- Иоанна надо казнить! Этим мы оставим секту без вдохновителя, и заодно пресечём сплетни о царской семье.
-Так бы и сказала,- усмехнулся Антипа, потом строго сказал,- Царица должна быть выше сплетен. Иоанн уже сидит в темнице, пусть немного подумает, может, перестанет народ мутить.  Ты не знала? Или тебе этого мало?
- Мало, - резко ответила царица,- Ты велишь казнить бунтаря?
- Нет.
- Ну, смотри.
Возмущённая несговорчивостью мужа, обычно послушного, царица ушла на свою половину. Она обдумывала, как заставить безвольного мужа казнить возмутителя спокойствия. В отличие от слабого характером и недалёкого мужа, она была умна и дальновидна. Жена Ирода Антипы чувствовала, что Назарянин и его люди могут быть опасны, что эта секта может перевернуть не только религию, но и весь уклад жизни Иудеи. Решительная царица придумала, как заставить Антипу казнить Иоанна Крестителя.
Дочь царицы от брака с Филиппом, её и Антипы братом от разных матерей, была красивой, а, главное, послушной. Царица приказала служанке позвать дочь, юную девушку, почти девочку. Девушка пришла в покои матери, встала, покорная.
- У царя скоро день рождения.
- Знаю, мама.
- Что хочешь подарить дяде?
- Не знаю, мама.
- А я знаю, что ты ему подаришь.
- Что, мама?
- Ты исполнишь перед дядей и собранием танец.
- Мама, там же будет много мужчин,- дочь умоляюще смотрела на мать, - Я стесняюсь.
- Я не заставляю тебя танцевать непристойный танец, да ты и не умеешь плясать греческий кордак. Ты умеешь танцевать светские танцы, вот и станцуешь перед дядей и собранием. Когда дядя спросит тебя, что пожелаешь за этот танец, ты ответишь ему, чтобы он подал тебе на блюде голову человека, которого  в народе зовут Крестителем.
- Одну голову? А как же сам человек?- Спросила девушка, и тут же осеклась, испуганно глядя на мать.
- Ты не знаешь, что при казне преступнику отсекают голову? Ты не маленькая и не должна этого бояться. Станцуй перед дядей и собранием,- приказала мать.
Престарелый Антипа был очарован юной прелестью племянницы, когда та станцевала пред собранием:
- Что ты желаешь? Ты прекрасно танцевала, все в восторге. Проси всё, что хочешь, я всё исполню.
- Пусть принесут мне  голову преступника, которого в народе зовут Крестителем,- и испуганно уставилась в лицо дяди.
- Мать научила? – усмехнулся Антипа,- Нечего делать, обещание надо выполнять.               
        Антипа, пьяный от вина и от танца племянницы, не ведал, что творил, не хотелось ему опозориться перед собранием: обещание надо было исполнять.  Он подозвал человека, что-то шепнул ему; тот почтительно наклонив голову, поспешно ушёл. Через некоторое время голова мученика была подана на блюде. Девушка зашаталась, но мать успела перехватить блюдо и придержала дочь… .
Иоанн Креститель, он же Предтеча, в христианской иерархии небесных сил стоит в первых рядах, в православии он более почитаем, чем в католичестве. Иконография его обширна. Креститель изображается то простолюдином, то аристократом. Например, у Гертгена тот Синт-Янса ( Нидерланды, 15 век) он изображён бородатым селянином-пустынником, а у Леонардо да Винчи Креститель – аристократически утонченный молодой человек. Но если учесть, что христианство в начале своего развития было в основном сектой простого народа, то, очевидно, и  Предтеча, человек из обедневшего рода, не был в обществе привилегированным.  Так, или иначе, но крестьянам импонировали иконы с изображением Предтечи, как крепкого мужчины, знакомого с тяжёлым физическим трудом. На описанной  в романе иконе голова Предтечи явно принадлежит человеку из простонародья. Эта икона в народе называется  «Усекновение Иоанна головы».  В этой иконе герои два раза прятали драгоценности.


Рецензии
Нет! Вы не провинциалка, хотя неоднократно подчёркиваете эту данность. В качестве аргумента:прочла я злоключения Софьи, представительницы глубинки... Вывод: народная жизнь изложена народно-эпическим стилем. Но вот и "отрывок из романа"! Иная тема - иной стиль! Всё верно! Так и должен излагать служитель логоса! С пожеланиями.

Алена Кейдюк   17.11.2022 23:01     Заявить о нарушении
Большое вам спасибо за такой тёплый отзыв.

Валентина Забайкальская   18.11.2022 04:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.