Барабаново

Барабаново – деревня на левом высоком берегу Енисея, на 67 км (напротив Додоново). Барабаново – исходно казацкое поселение, возникшее в середине XVII века, по преданию получило название в честь одного из основателей, Василия Барабанова.
Расстояние до с. Частоостровского – 13 км. Население состояло из коренных сибиряков, ссыльных и переселенцев. Главным занятием жителей является земледелие.
До 1783 года входила в Частоостровский присуд; с 1798 по 1924 гг. – в Частоостровскую волость; с 1924 по 1936 г. – в Красноярский сельский район; с 1936 по настоящее время входит в Емельяновский район.
В 1786 года по исповедальным росписям Частоостровской Троицкой церкви основными жителями Барабаново были семьи Черкашиных, Коркуновых (2 семьи из 13 и 11 человек), Волховицких, Шадриных, Зубрицких.
В 1855 году освящена Барабановская Параскеевская церковь (её здание сохранилось до сих пор). В приход вошли деревни Барабаново, Шивера, Додоново, Крымская.
Церковь св. Параскевы в Барабанове признана памятником архитектуры и является одним из шедевров деревянного зодчества не только Красноярского края, но и всей Сибири. В храме служили священник Евфимий Ситников и псаломщик Попов Николай, учитель церковно-приходской школы с. Устюг (примерно 1910–1913 гг.).
В 1855 году в Барабаново проживали (по данным делам № 3 из фонда 237) священник Ефим Ситников 23 лет, с женой, дьяк Дмитрий Мухачёв 25 лет с женой и младенцем, вдова отставного солдата Матрёна Зубрицкая с тремя детьми, 44 семьи крестьян (в них 327 – "едоков", то есть более чем по 7 на семью). Как и в других чалдонских селах в Барабаново основу населения составляли несколько родов: Черкашиных (16 семей, 101 человек), Зубрицких (11, 88 в том числе у Григория Зубрицкого было 15, а у Василия – 13 членов семьи), Коркуновых (6, 46), Колмаковых (5, 23).
И ещё в деревни проживали 185 поселенцев (внесословных, как их именовали, временных, в том числе 136 мужчин).
Итого население Барабаново в 1855 году составляло чуть более 500 (!) человек.
9 января 1864 года была открыта церковно-приходская школа, которая содержалась на деньги крестьян. Сельский староста Черкашин 15 марта 1903 года писал: "Его Высокоблагородию господину крестьянскому начальнику 3 участка Красноярского уезда. Со времени открытия школы учащему (примечание: учителю) выдавалось в год по 120 рублей. Но ввиду недорода хлеба у прихожан, они отказываются содержать школу. Покорнейше прошу помочь".
В начале века и в 1925–27 гг. в Барабаново приехали более 20 семей переселенцев. Они составляли наиболее активную часть Совета и разных комиссий при нём.
Например, на 1.12. 1927 г. в группу членов и кандидатов ВКП(б) в Барабаново входили Черкашин Н.К. – старожил; Дьяченко А.И., Гричаников Т.Н., Кожемятченко А.Е., Беляев И.Д. – все из переселенцев (ЦХДНИ, фонд 14 дело 126).
В 1930 году был создан колхоз "Новый путь" – один из более благополучных и богатых в Прикрасноярье, чему причиной и хорошие земли, и традиции прекрасного труда местных жителей. Хорошо помогали шефы – водники ЕНУРПа. Вот одно из свидетельств на этот счёт. В газете Емельяновского района "По сталинскому пути" (№ 69 за 22 октября 1937 года) в заметке "Стахановские звенья" корреспондент писал: "12 октября в колхозе "Новый путь" Барабановского с/с на 9 человек актива колхоза и сельсовета были организованы два звена по скирдовке стогов. Двумя звеньями заскирдована пшеница с 20 га, а всего по колхозу за день заскирдованы снопы с 50 га."
В другом номере газеты перечислены члены избирательной комиссии – авторитетные люди на селе: В.Е. Буянов, П.С. Чистяков, А.Т. Черкашин, М.И. Черкашина, А.П. Черкашина.
Барабаново попала в поле влияния Атомграда с самых первых дней стройки, ибо напротив на Енисее разгружались баржи: некоторое время у барабановского берега останавливались "Ракеты"; вскоре мимо прошла дорога в Шивера. Это привело, с одной стороны к отъезду значительного количества сельчан в Красноярске – 26 (не менее 40 семей); с другой – к новой волне поселенцев Барабаново, и наконец, к укреплению колхоза, потому что происходил обмен с соседями опытом.
В 1961 году Барабаново стало отделением совхоза "Частоостровский" и было передовым и в ЗАО "Частоостровское".
В 1999 году в отделение имелось 2500 га пашни; более 400 голов КРС, в том числе племенное дойное стадо с надоем свыше 3000 литров в год на корову.
 В Барабановской сельской школе двадцать пять лет работала учителем Клавдия Прокопьевна Коркунова. Более семидесяти лет прожила она со своей семьей в Барабаново. Клавдия Прокопьевна родилась 10 декабря 1928 года в поселке Памяти 13 Борцов. После окончания 9 классов, успешно получила образование на девятимесячных курсах учителей начальных классов. Первыми ее учениками в 1945-1946 учебном году были дети деревни Худоногово. Она продолжила учебу в педагогическом училище им. М. Горького в городе Красноярске.
Клавдия Прокопьевна отличалась своей энергичностью, жизнелюбием, была активисткой во всех сельских мероприятиях и праздниках. Любила писать стихи о сельской жизни, о сельчанах, о своих коллегах-педагогах Частоостровской школы.
Род Вязниковых. Зачинатель династии Сергей Вязников приехал в 1939 году с вологодщины; работал бригадиром тракторной бригады, женился на местной жительницы из старожилов Черкашиной.
Все их дети работали в отделении: Виктор, Владимир, Олег – шофером. Александр Сергеевич – управляющий. Его жена Екатерина Константиновна – зоотехник-бригадир. У них четверо детей. Даша, Лев, Ольга (студентка истфака КГПУ), Анна (студентка сельхозакадемии). Сам Александр Сергеевич тоже учится заочно на агрофаке.
В Барабанове жил замечательный деревенский поэт, ветеран Великой Отечественной войны Алексей Михеевич Петрухин (1925–2005).
Население на 2008 год – 161 человек, имеется фельдшерско-акушерский пункт и сельский клуб, животноводческая ферма ЗАО «Частоостровское». В летнее время работает паромная переправа через Енисей в посёлок Додоново, относящийся к ЗАТО Железногорск.
В марте 2011 года на территории Барабанова проводились съемки художественного фильма «Польская Сибириада».
В рамках IX Красноярской музейной биеннале в сентябре 2011 года польский художник Матей Андраж Вогринчич, устроил в здании церкви символическую инсталляцию.


Рецензии