Капитан четырёх морей. От автора

Иллюстрация: картина художника Л. Д. Блинова "Взятие бота "Гедан" и шнявы "Астрильд" в устье Невы седьмого мая тысяча семьсот третьего года".


  Долгое время на царском штандарте, поднимавшемся на корабле, когда на его палубу ступало первое лицо государства, были изображены карты трёх морей: Белого, Каспийского, Азовского. При Петре Первом к ним присоединилась ещё одна, четвёртая карта - Балтийского моря. Эта перемена в штандарте стала возможной лишь благодаря победе российского оружия в Северной войне, длившейся двадцать один год. Распахнуть "окно в Европу" Петру способствовала армия и молодой российский флот. Победив шведов при Гангуте (тысяча семьсот четырнадцатый год), в сражении у острова Эзель (тысяча семьсот девятнадцатый год), в Гренгамской баталии (тысяча семьсот двадцатый год), русские моряки показали всему миру, что на востоке континента народилась новая великая морская держава. Балтийский флот ко дню смерти Петра Первого насчитывал несколько десятков мощных линейных кораблей, имевших на борту от семидесяти до ста двадцати орудий, множество фрегатов и других более мелких боевых судов и транспортов. По своей численности он уступал только английскому флоту.
  Титанические усилия всего народа позволили Петру Первому стать "капитаном четырёх морей". В создании флота ему способствовали многие тысячи людей. Ближайшими его сподвижниками в морских делах были братья Сенявины: Наум, Иван и Ульян. Наум Акимович Сенявин дослужился до чина вице-адмирала, Иван Акимович стал контр-адмиралом, Ульян Акимович отличился при возведении Петропавловской крепости, восстановлении Шлиссельбурга, строительстве Петербурга.
  Роман "Капитан четырёх морей" - это начальная страница истории Балтийского флота.


Рецензии