Шивера

Шивера – деревня, входящая в городской округ ЗАТО Железногорск, ранее входила в Емельяновский район. Деревня Шивера расположена на левом берегу Енисея, напротив поселка Тартат в 6 километрах северо-востоку от Сосновоборска. В посёлке располагаются улицы: Верхняя, Заречная, Зеленая, Новая, Солнечная, Центральная. Согласно всероссийской переписи населения в 2002 году в деревне было 320 человек, в 2010 году – 275.
Именные списки потерь Первой мировой войны
Место рождения: Енисейская губерния, Красноярский уезд, Частоостровская волость, д. Шивера.
Гудовский Михаил Тихонович ранен/контужен, выбыл: 29.07.1916, место службы: 23-й пехотный Низовской полк, рядовой, дата события: 18.08.1916
Васильев Тимофей Андреевич болен, место службы: Сибирский стр. полк, рядовой, дата события: 10.10.1915.
Иванов Григорий Лукич ранен/контужен, выбыл: 06.03.1916, место службы: 1-й Сводный Сибирский стрелковый полк, рядовой, дата события: 08.08.1916.
Непомнящий Иван Григорьевич ранен/контужен, место службы: 207-й пехотный Новобаязетский полк, рядовой, дата события: 23.10.1916.
Толстяков Дмитрий Федорович ранен/контужен, место службы: 23-й пехотный Низовский полк, рядовой, дата события: 12.09.1916.
Шушаков Василий Николаевич болен, место службы: Владивостокский подвижной лазарет, санитар, дата события: 27.09.1916.
Чигудаев Андрей Макарович ранен/контужен, выбыл 12.06.1915, место службы: 3-й Сибирский стрелковый полк, рядовой.
Шиверские перекаты
Северная граница ЗАТО Железногорск с Емельяновским районом от 55-го до 70-го километра идет по оси Енисея, а между 70-м и 85-м километрами отсекает часть скального левобережья, потому участок реки с перекатами весь относится к закрытому территориальному образованию.
Перекатов четыре. Так как водный поток рассекает скальный кряж, то возник здесь второй, после Казачинских порогов, по трудности прохождения судовой ход на среднем и нижнем Енисее (от Саян до устья).
Напротив деревни Барабаново дно Енисея песчаное, и здесь глубина доходит до 8-10 м. Но вот на 70-м километре остров Потехина разделяет плес на две протоки: левую Шиверскую, широкую, мелководную, и основную, где вода натекает на скальную основу. Течение быстрое, глубина небольшая, к осени всего 3 метра. В лоции Енисея этот участок (70-74 км) обозначен как Верхне-Шиверский перекат. Но исключительно опасен перекат Средне-Шиверский (74-77 км).
Старожилы Шиверов Лопатин и Айканов 1900-го и 1902-го годов рождения рассказывали в 1967 году, что в двух местах - напротив косы Потехина и на выходе Шиверской протоки - в сухие годы осенью крестьяне переезжали Енисей на телегах.
В 1925 году на Шиверском перекате с каменистым ложем пароходы с большой осадкой проходили на буксире мелко сидящих пароходов и задевали днищем о камни.
В 1926 году в проходе Шиверского переката проводка судов делалась по очереди, пароходы с большой осадкой разгружались (выпускалась вода из котлов) и шли на буксире мелко сидящих судов. Отмечен случай глубины всего 1,3 метра. На Средне-Шиверском перекате фарватер, по которому предписано идти судам, резко, почти на 90 градусов, поворачивает влево, остальной водопоток по инерции движется прямо и прижимается к высокому хребту правобережья, потому его зовут Прижимом.
Известный красноярский гидрограф Е.В. Близняк в книге «Р. Енисей от Красноярска до Енисейска» (издание 1911 года) пишет: «Непосредственно ниже Шиверского (имеется в виду Средне-Шиверский. - В.А.) переката Енисей сжимается до 200 саженей скалистыми берегами и идет до Атаманово среди почти отвесных скал, имея очень быстрое течение и неровное дно».
Из-за многих особенностей реки в описываемых пределах ежегодные в конце апреля-начале мая ледоходы в прошлом были необычайными. Это стихийное явление представляло всегда неповторимое зрелище для жителей прибрежных сел, особенно для детей, которые срывались с уроков и бежали на яры.
При большой воде ледяной панцирь сплошной полосой двигался быстро, оставляя на берегах огромные торосы, при этом ломая заборы, бани и другие постройки. Помню, что особенно бурно прошел ледоход в 1941 году. На вершину Атамановского острова, напротив нашего дома, лезли и лезли друг на друга льдины, разбивались на осколки, опадали, но продолжали строить почти сказочный град. Старушки крестились: «Не к добру, война будет!»

При малой воде дело обстояло куда хуже. Сначала Енисей вскрывался на перекатах, отдельные льдины, сплывая вниз, набивались под крепкую «крышу» между островом и левым яром; набивались до дна, возникала стихийная плотина. Вода поднималась довольно сильно. Деревню Шиверскую топило. А выше ее, как пишет Е.В.Близняк, «в случае затора на Шиверских перекатах вся вода вместе с ледяными глыбами устремляется через низину на д. Додоново и затопляет ее совсем. Жители со своим скарбом спасаются на горе и ждут спада воды. Продолжительность таких наводнений выражается обыкновенно в часах, если не в минутах, но бедствия причиняются большие».
Когда Шивера и угодья отошли к ЗАТО, были построены новый поселок, мастерские, гаражи и фермы на горе. После пуска Красноярской ГЭС ледоходы прекратились.
Конечно, при развитии Енисейского речного пароходства, при резком увеличении числа судов в начале прошлого века, проблему о безаварийном плавании через Шиверские перекаты надо было решать.
В 1902 году среди других постов была создана организация «Водопуть» в Шиверах, она существует и до сих пор. Ее история весьма интересна, выделим из нее страницы, относящиеся к перекатам. Первейшая задача - обставить судовой ход нужными атрибутами и знаками.
До 60-х годов прошлого века это делали бакенщики. Они знали, куда утоплять вехи - длинные жерди, к томлям которых подвязывали грузы, а покрашенные концы вех торчали над водой в течение всей навигации. Также знали путейцы, где ставить на якоря красные и белые бакены. При малой воде переводили их ближе к оси фарватера, а при ее подъеме - «речнее».
С конца апреля по конец октября, то есть ровно полгода, бакенщики ежедневно без выходных при любой погоде вечером зажигали керосиновые лампы и фонари, а утром гасили их. То же самое делали и на створах, поднимаясь вверх по лесенкам.
Створы - это высокие, в виде тетраэдра сооружения из столбов. С речной стороны прибиты доски, покрашенные в центре черной краской, а по бокам - белой. Штурманы обязаны направлять нос корабля на центр очередной створы.
Бакенщики жили в избушках, побеленных с внешней стороны известью, все время у реки, на бую, на свежаке. Зимой - длинные отпуска, но работа есть: мастерить заготовки, строить и смолить лодки, вести покраску, вить веревки из пеньки, даже из черемуховых веток.
Только в 60-х годах бакены сменили на буи с проблескаторами на электронных схемах.
Также до 60-х годов, до появления на всех судах радиоаппаратуры, участок с перекатами был засемафорен: все пароходы, катера и буксиры с баржами пропускали только в одном направлении.

На Шиверском перекате в зиму 1927-1928 гг. после взрывов было убрано 454 кубометра камней.
В тридцатые годы речники достигли минимума глубины в 3 м, а к сороковым годам 3,5 м.
В конце 19-го - первой трети 20 века все суда через Шиверские перекаты проводили лоцманы, входившие в состав судовых команд. Конечно, существуют законы и правила судовождения на перекатах и порогах.
К примеру, на вахте обязан стоять сам капитан; все люки должны быть задраены; у шлюпок и лодок, а также у замков, где цепляют трос на буксирах, дежурили матросы.

И все же, несмотря на лоцманскую службу, технический прогресс, на ежесуточный в период навигации контроль путейцев, аварий и трагедий на Шиверском участке избегать не удавалось.
Недобрую память оставила трагедия по затоплению катера «Шахтер» 13 сентября 1947 года на Средне-Шиверском перекате Кононовского затона. Мелкосидящие суда затона обслуживали прииски «Енисейзолота». «Шахтер» тащил закрытый паузок с заключенными после окончания сезона. К Кононово подошли на одном моторе ЧТЗ, да и второй барахлил. Машинист Яков Усков настаивал на ремонте, но руководство Затона не захотело на ночь оставлять ненадежный контингент. На Средне-Шиверском перекате у Прижима заглох и второй мотор. Катер понесло вниз, а паузок по инерции плыл вверх. Трос опустился на дно, зацепился за камень, «Шахтер» накренился, в иллюминаторы вошла вода, катер перевернулся вверх дном и затонул.
Погибли четыре человека. Капитан, машинист и трое пассажиров спаслись. Капитана посадили в тюрьму на семь лет.
Использованы публикации Виктора АФЕРЕНКО


Рецензии