Туркестанский пассаж

Туркестан. Один из древнейших городов Средней Азии. Основанный 1500 лет тому назад на берегу реки Сырдарья и являясь одним из ключевых пунктов Великого шелкового пути, город процветал на протяжении многих веков. Поэтому в нем много достопримечательностей, напоминающих о его богатой истории. Главной из них является мавзолей древнего поэта и мыслителя Ахмеда Ходжи Ясави, построенный в его честь более шестисот лет тому назад самим Тамерланом, который тоже является уроженцем этих краёв. Это огромное здание высотой примерно с двадцатиэтажный дом, поражающий своим величием. Мавзолей, кстати, входит в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Однако если уважаемый читатель думает, что речь идет о захолустном городе с развалинами древних строений, вокруг которых пасутся верблюды, он ошибается. Туркестан сегодня – бурно развивающийся и яркий, утопающий в огнях иллюминации, город, в котором старина колоритно уживается с современной архитектурой. Развитая инфраструктура, огромные площади музейных и парковых ассамблей, зон отдыха, отелей для сравнительно небольшого города, удовлетворят вкусу самого критически настроенного туриста. Год назад введен в строй построенный по последнему слову техники международный аэропорт. И на каждом шагу стройки, стройки, стройки…
И все же, меня в Туркестане больше удивили сами туркестанцы. Так получилось, что около десяти лет назад на просторах интернета я заочно познакомился с коллегами из университетской клиники Туркестана. Кстати, в городе основан и успешно работает международный университет имени Ясауи, где учатся студенты из многих стран Азии и России. Чуть позже мы встретились на одной из конференций и завязалась дружба, в которой удачно сплелось личное и профессиональное. Забегая вперед, скажу, что не ожидал встретить в «южном углу» Казахстана профессионалов такого класса, которым по плечу практически все и которые добиваются уникальных результатов. В клинику нередко обращаются пациенты, побывавшие не только в известных специализированных центрах, но и в руках западных светил. И обретают здоровье. Но удивило даже не это, а то, как мои коллеги делают свое дело безо всякой помпы и мыслей о лаврах.
Коллег из древнего города интересовали мои разработки в области чрескостного остеосинтеза. Короткое общение по телефону и в один прекрасный весенний день 2019 года моя нога впервые ступила на добрую туркестанскую землю. В тяжелые военные годы она приютила тысячи моих соплеменников, попавших под страшный каток репрессий. В тридцати километрах от Туркестана расположен город Кентау, почти половину населения которого ранее составляли греки. Из них сегодня осталось несколько семей, почти все эмигрировали на историческую родину.
Прочитал лекцию в университете по теме, в которой считаюсь узким специалистом, провел мастер-класс с аппаратом Мацукатова, сделали две показательные операции. А вечером был роскошный дастархан с добродушным и живым общением.
На следующий день я уехал, унеся с собой массу приятных впечатлений. Я тогда и не предполагал, что во мне поселится магическая тяга к этому городу с его прекрасными людьми. Поэтому мне было очень приятно, когда через полгода меня пригласили посетить его вновь. Затем приезжал еще и еще. И каждый раз одно и то же – в буквальном смысле обезоруживающие добродушие и гостеприимство.
Здесь я хотел бы поделиться с уважаемым читателем с некоторыми своими рассуждениями. Тем более, что тема достойна того.
Сам я вырос в простой сельской семье пятым, последним, ребенком. Сколько помню, всегда в чем-то нуждались, иногда даже остро. Однако, несмотря на это, двери нашего дома всегда были открыты для любого, кто нуждался в еде и ночлеге. Отец мой был концентрированным альтруистом и жил согласно идеологии пассионария. Хотя понятия не имел, что значат эти слова, поскольку писать-читать не умел. Его давно нет в живых, но с годами я все чаще вспоминаю некоторые его слова и удивляюсь тому, сколько в них было мудрости и человечности. Далеко не всегда мы его понимали, нередко критиковали. В самые тяжелые времена межэтнических и межконфессиональных конфликтов, свидетелем которых мне довелось быть не раз, поскольку проживали мы в многонациональном, кипящем противоречиями регионе Кавказа, в нашем доме за столом мирно уживались представители враждующих сторон. Бывало и так, что преследуемые скрывались у нас до лучших времен. Вот такой объединяющей силой обладал наш дом. Отец всегда учил нас делать добро и уважать аналогичное в наш адрес, чтить то место, где к тебе отнеслись с уважением и не лезть туда «со своим уставом».
По менталитету я, скорее, восточный человек. Мне по душе многодетные семьи, уважение к старшим, гостеприимство, искренняя дружба между людьми. Мне претят чванливость и эгоизм западной цивилизации, их назойливые нравоучения, подаваемые с позиций экономического, духовного и культурного превосходства. Их искусственные улыбки, афишируемая учтивость и прочие элементы поведения на публике – ни что иное, как ширма, за которой они, мягко говоря, прячут свою нелюбовь друг к другу и к человечеству в целом. Мне кажется, что западные общества сегодня страдают от дефицита искренности, разобщенности и избытка эгоизма людей. Их высокомерие все больше становится тормозом развития, из-за чего динамично развивающийся Восток наступает им на пятки, один за другим вытесняя их с позиций, где они считались незыблемыми. Думаю, что приближается эпоха, когда чаща вселенских весов окончательно перевесит в сторону Востока.
Так вот, летом этого года мне вновь позвонили из Туркестана. На этот раз предложили работу на кафедре университета. Признаюсь, больше было факторов против. Но в итоге то самое волшебное общение с людьми, которое постоянно всплывает в памяти, взяло вверх. И я согласился. Тем более, что произошло нечто сказочное, о чем и не мечтал – между Костанаем и Туркестаном установили прямое авиасообщение. И, собрав чемодан, наиболее важными атрибутами содержимого которого были мезим и омез (уважаемый читатель скоро поймет, почему!), в последних числах ноября я вальяжно взял курс на аэропорт.
На этот раз график моего там пребывания оказался более обширным и напряженным – ежедневные занятия со студентами по курсу травматологии и ортопедии, совместный осмотр пациентов, операции… И дастарханы каждый вечер – шикарные застолья с не менее шикарным общением. Бешбармак, каурдак, казы, шурпа, лагман, манты, шашлыки, люля-кебаб, опять бешбармак… Признаюсь, столько мяса я не ел никогда, поэтому мой организм работал на пределе. Омез и мезим не справлялись и уже на третьи сутки моя поджелудочная железа завизжала от напряжения. Пригрозила, что если эта вакханалия не закончится, то она отправится на тот свет к своему брату, желчному пузырю, с которым я расстался три года назад. Увы, угрозы не помогли – по новому бешбармак, плов, шашлык-машлык… В гостях, кафе, ресторанах (да и на работе тоже, чего греха таить…). По странному стечению обстоятельств, почти всегда я оказывался самым старшим за столом, и мне предоставлялось почетное право модератора – открывать застолье, управлять процессом и говорить заключительное слово. Причем надо было тщательно обдумывать каждое слово перед тем, как оно вылетит из уст, поскольку Восток – дело тонкое, можно и дров наломать. Несмотря на мою природную сентиментальность, лямку аксакала худо-бедно тянул, правда, мне старательно помогали.
За три дня до отъезда, проснувшись утром, я поймал себя на тоскливой мысли, что ужасно хочу манной каши. Или хотя бы вареной картошки. Но как это сказать казахам, у которых вегетарианцы считаются чуть ли не душевнобольными? Поэтому пришлось стоически терпеть и жрать, жрать, жрать плоть братьев наших меньших. Два раза попытался незаметно уйти из клиники после рабочего дня. Один раз это удалось, но позже за мной в гостиницу прислали машину и меня опять забрали на торжество чревоугодия. Второй раз был пойман прямо на выходе из клиники. Взяв меня под мышку, коллега деликатно потянул обратно со словами: «Вы куда, профессор? Нехорошо! А чай попить?». Слово чай меня вдохновило, но войдя в кабинет заведующего отделения и увидев ломящийся от яств стол, понял, что чай будет, но потом. А для начала будет кое-что погорячее. Короче, по моим подсчетам за восемь дней моего там пребывания мы съели как минимум лошадь.
А за два дня до отъезда коллега пригласил меня к себе домой в Кентау. Там было такое!!! На огромном столе от стены до стены в буквальном смысле яблоку негде было упасть. Все, каждый пятачок, было заставлено тарелками с очень аппетитными на вид блюдами, в основном из мяса. И все несли и несли. А, поскольку, новые ставить было некуда, убирали старые. Понимая, что через день уеду и буду с сожалением вспоминать это изобилие, я проглотил три таблетки мезима, попросил прощения у несчастной поджелудочной железы и включил молотилку на полную мощность…
В последний день перед отъездом я выпросил все-таки пощаду. Аргументировал плохим самочувствием и множеством дел. Да и вылет был рано утром. Сжалились, отпустили. Зайдя в номер, бросился на кровать, раскинул ноги-руки в стороны и заулыбался. Провел-таки их! А завтра свобода!
Рано утром за мной прислали машину. Подъехав к аэропорту, я вышел из нее, вдохнул полной грудью прохладный утренний воздух и, взяв чемодан, поплелся к входу. А свобода была все ближе!
Буквально через пару шагов за моей спиной завизжали тормоза и послышался сигнал автомобиля. Рецепторы на спине и затылке сразу почувствовали что-то неладное. Я остановился как вкопанный. Обернувшись, увидел выходящих из автомобиля коллег – Алмасбека, Куата и Ердена. Первые, широко улыбаясь, подошли ко мне и, утопив меня в объятиях, с ехидцей произнесли: «Что, надеялся незаметно убежать? Не получится!». Последний, открыв багажник, вытащил оттуда какой-то громоздкий объемный предмет треугольной формы, обернутый фольгой и обвязанный шпагатом, и в обнимку с ним направился в нашу сторону. Подойдя вплотную ко мне, произнес:
- Это Вам!
- Что это???
- Особым образом приготовленная лошадиная голова.
- Что?! Зачем?!
- Ооо, нехорошо задавать такие вопросы, - вмешался Алмасбек, - такие подарки делают только уважаемым людям!
- Но…
- Никаких «но», - прервал меня Куат, - берите, а то обидимся.
Мне ничего не оставалось, как протянуть свои объятия в сторону лошадиной головы. Но Ерден остановил:
- Нет-нет, мы Вас проводим.
Девушка на стойке регистрации потребовала сдать голову в багаж, поскольку она во много крат превышала параметры ручной клади. После небольшой перепалки с ней коллеги потребовали позвать начальника. Через минуты три появился упитанный мужчина в униформе. Поздоровавшись с ним, Алмасбек что-то шепнул ему на ухо, после чего он приказал девушке:
- Это особый случай. Пропустите.
Горячо обнявшись с коллегами, я взял в охапку голову и направился в зал ожидания.
На багажной полке она, естественно, не уместилась. Пришлось держать на коленях. А весила около пятнадцати килограммов.
Голова источала такой аромат, что я периодически улавливал плотоядные взгляды пассажиров, в основном казахов. В такие моменты крепко обнимал ее и говорил про себя: «Ни за что! Моя голова!».
Вот, так-то, уважаемый читатель. Вот такие впечатления я увез из прекрасного Туркестана. И аппетитную лошадиную голову…
А в заключение хотелось бы сказать следующее, уважаемый читатель. Ироничный тон моего повествования не должен вводить Вас в заблуждение, поскольку речь идет о серьезных вещах. И дело не в том, едите Вы лошадей или нет. В том числе и их головы. Это не должно уводить Вас от сути. А заключается она в том, что речь идет о прекрасных людях, не имеющем границ добродушии и гостеприимстве. Причем они даже не намекают на что-то взамен. Добавим сюда еще тот факт, что это не какая-нибудь отсталая цивилизация, а образованные, интеллигентные и начитанные люди. А теперь ответьте, много ли осталось мест на нашем грешном земном шарике, где люди, соблюдая заповеди божьи, вот так вот, сохранили свою духовную чистоту и добродушие по отношению друг к другу?
Но! Есть один весьма тонкий момент, который не подлежит публичному обсуждению. Природа, да и человеческие отношения тоже, любят баланс, равновесие. Без этого наступит хаос. Это я к тому, что на добро надо отвечать тем же, независимо от того, требуют этого от тебя или нет. Иначе оно исчезнет с нашей планеты. И каждый из нас должен задаться вопросом: «А смог бы я ответить тем же?». Лично мой ответ: «Однозначно! Потому, что таким меня воспитали родители!».
А пока… Я обращаю свой взор к небесам и прошу всевышнего ниспослать этим людям мир и благоденствие. Не знаю, кто меня услышит первым, бог или аллах. Я уверен, что там, наверху, между этими парнями консенсус во всем. Это мы, простые смертные, иногда недопонимаем их…




    

   




Рецензии