2. Материя

   2. МАТЕРИЯ


   Привычное кажется нам понятным.
   Категория «материя» знакома нам, чуть не с рождения, и даже чуть скучновата, но, по мере углубления изучения её структуры, материя становится всё менее «материальной»: оказывается, что в каждом материальном объекте «пространства» значительно больше, чем собственно «материи».

   В материи открываются свойства, не присущие привычному макромиру.
   То, что сегодня называется материей, очень отличается от того, что
называлось так всего век назад. Общее – только то, что материальный мир изучается посредством измерения его элементов.

   Изучив «механизм» материального процесса, наука полагает, что она поняла его, но она, всего лишь, уяснила «механизм» явления, оставив в стороне вечный человеческий вопрос целеполагания – зачем?
   Чтобы не отвечать на этот вопрос, парадигма сегодняшней науки утверждает, что целеполагания у Природы нет.

   Органами чувств мы не воспринимаем ничего, кроме материи. Хотя, органов чувств у нас нет - есть органы восприятий. А чувства – это уже изрядно «переработанные» восприятия.
   Всё, что мы можем воспринять и о чём можем подумать, происходит в материальном мире.
   Пространство и Время, в которых существует материальный мир, человек тоже меряет материальными реперами: Пространство – как расстояние между материальными объектами, Время – как продолжительность материальных процессов.

 «Вот вечный круговорот, в котором движется материя… в котором время
наивысшего развития, время органической жизни и, ещё более, время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в котором существует жизнь и самосознание; круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи – безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение – одинаково преходяща и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов её движения и изменения…»
               
                Ф.Энгельс

   Почему же всё не вечно, кроме материи? Почему для неё сделано исключение? Она тоже существует во времени, в котором всё имеет начало и конец.
Наверное, потому, что мы живём в материальном мире. В нём возникли все
наши мысли, все наши слова и все наши понятия. В том числе и те, которыми мы пытаемся постигать нематериальные миры.
   Поэтому, только для того, чтобы иметь какую-то «почву» под ногами, материю мы объявляем вечной.

   Всю свою историю человечество изучает свойства материи. Все достижения человека в материальном мире – от каменного топора до ядерной электростанции связаны с углублением понимания структуры материи.  Но строение материи, мы продолжаем уточнять и сегодня. И эти уточнения радикально меняют картину мира.
   Они меняют и нашу жизнь. Но не радикально. Может быть, потому что
пониманию себя мы не уделяем столько внимания, сколько уделяем внешним свойствам материи. Поэтому наше понимание себя не очень изменилось за последние тридцать тысяч лет. Поэтому, до сих пор, в жизни своей, мы остаёмся довольно «дремучими».

   Силы природных процессов, формирующие образ материального мира – стохастические, поэтому кажутся стихийными. При этом, видна восходящая спираль эволюции, которая не может быть случайной.

   Человек работает более рационально и целенаправленно – в первую очередь – из-за ограниченности своих энергетических возможностей.
   В природных процессах, неограниченных энергетически, вероятно, одновременно достигается множество целей. Поэтому, нередко, они кажутся хаотическими.

   Пережитки классического материализма - примитивного понимания материи – мешают пониманию духовного - придающего смысл существованию материального мира. А главное  – придающего смысл человеческой жизни в материальном мире.

   Человеческое представление о цели применимо только в человеческой жизни.
   В Мироздании так меняется масштаб явлений, что человеческое представление о явлениях меняет свой смысл. Но не становится немыслимым.

   Чтобы произошло что-нибудь маловероятное, представляющееся
невероятным, должны сойтись обстоятельства. Их «собирает» Закон Больших Чисел. Поэтому, представляющееся невероятным – возможно.

   «… Но как бы часто и как бы безжалостно ни совершался во времени и в пространстве этот круговорот… у нас есть уверенность, что материя во всех своих превращениях остаётся вечно одной и той же, что ни один из её атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой
железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на земле свой высший цвет – мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время».
               
                Ф.Энгельс

   Сказанное  – уже не знание, это – вера в материю.
   А, ведь, это утверждение означает признание того, что материя вечно движется по замкнутому кругу, в жёстких рамках неизменных законов, вечно
повторяя осуществлённые формы своего существования.
 
   Вечное движение без вечного развития. Это возвращение к древнейшим представлениям об устройстве Мироздания.
   Бесконечное повторение одного и того же – «дурная бесконечность».
   Любая форма «дурной бесконечности» вызывает несогласие.

   Вечность и вершащееся в ней Бытиё, по своей природе, не могут быть замкнуты, поэтому в них не могут вечно идти замкнутые процессы.

   Всё происходящее – вероятностно. Но не случайно.
   Не случайна судьба каждого человека.
   Не случайна и жизнь мышонка, перебегающего перед тобой лесную тропинку в этой Вселенной.
   Обязателен и океан бактерий и вирусов, поддерживающий кругооборот жизни на Земле.

   Человек, воспринимая материальный мир, полагает, что только у него есть ощущения, чувства, сознание.
   Но живая материя, из которой «соткано» тело человека, и всё живое – только частный случай материи вообще.

   Возможно, все формы материи наделены ощущениями, чувствами, сознанием – каждая форма – на своём уровне.

   Таинственной силой гравитации из космической пыли и газа формируются звёзды, в недрах которых, при огромных давлении и температуре, начинаются термоядерные реакции, превращающие одни вещества в другие и
излучающие энергию, возникающую при этих превращениях.
   Излучённая энергия, в свою очередь, разрушает молекулы межзвёздного
газа, срывая с них электронную оболочку и превращая электронейтральное вещество в потоки заряженных ионов, подхватываемые межзвёздными электромагнитными полями.
   Электромагнитные поля звёздных атмосфер тоже разрывают вещество звёзд, ионизируют его и выбрасывают в космическое пространство, насыщая межзвёздные поля.

   И это – только начало превращений вещества.
   А дальше идут планетарные превращения – от ядра планеты до атмосферы.
   Если возникает жизнь, происходят изменения живой материи, уже хорошо знакомые человеку.

   Межзвёздные газ и пыль – электрически нейтральное вещество.
   Гравитация концентрирует их в звёзды, в которых происходят изменение и разрушение вещества, превращающие их в энергетические потоки.
   За всем этим стоит не измеряемое приборами «страдание» материи, конечно, отличающееся от страдания человека.
   Человеческое страдание тоже не измеряется приборами, разве что - косвенно – по изменению электрических импульсов нервной системы.
   В нашем мире любое вещество и существо навсегда остаётся материей, постоянно испытывающей мучительные превращения.

   Возникновение жизни – это шаг к уменьшению «страдания» материи.
   Жизнь стремится избежать страдания, начиная с «живой» молекулы, перебирающейся из неблагоприятной среды обитания в благоприятную и кончая человеком, самопровозгласившим себя «венцом творения» и стремящимся, как он полагает, к счастью.
   Что такое «счастье» человек точно не знает. Кому-то достаточно отсутствия страдания, другие стремятся к доброму исполнению своих обязанностей на Земле, а третьи -  даже к достижению Царствия Божия или Нирваны, то есть – к преодолению ложного ощущения своей «частичности», отделённости от неделимого Бытия.

   Правда, своими «сознательными» действиями человек, иногда, умножает страдания материи и ввергает в них свою судьбу.

   Как всё, существующее во Времени, материя тоже временна. 
   Но осуществившись однажды, материальный мир уже никуда не может исчезнуть из Вечности. Поэтому, не повторяясь, он существует вечно – как непреходящее воспоминание о феномене, произошедшем единственный раз в Вечности и, в своём развитии, перешедшем в другие, нематериальные, формы Бытия, которые тоже не будут забыты.


Рецензии
Автор обвиняет Энгельса в вере в материю. Можно с этим согласиться, но добавив. что эта вера в отличие от веры в религиозные мифы, основана на знаниях науки, в качестве которой МиЭ считали историю.

Вячеслав Бикташев   24.08.2023 11:43     Заявить о нарушении
Автор ни в коем случае никого не обвиняет.
А способность верить - такая же обязательная часть сознания, как и стремление к пониманию мира, поэтому вера, действительно, совсем необязательно - религиозная.

С уважением

Александр Гаврилов 7   24.08.2023 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.