Память сердца

    Неумолимый бег времени заставляет все чаще останавливаться, оглядываться назад, анализировать свой пройденный путь. Ведь мечтательно заглядывать вперед, на мой взгляд, дело пустое! Человек, к сожалению, не так всесилен, как он того хотел бы и, что будет завтра, может только предполагать. Другое дело прожитая жизнь. Ее можно разложить по полочкам, переосмыслить, переоценить. Нельзя только одно – исправить то, что было, изменить ход истории, повернуть все вспять!

Есть времена и места, куда влечет и манит, куда невероятно хочется вернуться, откуда веет чем-то до боли родным и близким. Родина – место, откуда ты родом, откуда впервые взглянул на мир: на яркое солнце, на звездное небо, на капли дождя, на журчащий родник. Это маленький уголок нашей необъятной планеты Земля, согревший появившегося на свет человечка энергией своей вселенской любви и ставший ему на протяжении всей его дальнейшей жизни тем самым, что именуется Отчим домом! Есть на карте Приморья маленький поселок, затерявшийся в горных отрогах Сихотэ – Алиня, высоко над уровнем моря, за что и был назван в свое время Высокогорском. Экзотическая неповторимость далекой российской окраины всех, впервые попавших в эти края, сражает буквально наповал и влюбляет в себя раз и навсегда! За сотни километров от столицы края - крупного портового города Владивостока, вглубь непроходимой живописной тайги уходила, петляя по крутым горным склонам, то стремительно взмывая вверх, то круто ныряя вниз, пылящая грунтовая дорога. Для переселенцев, пребывающих из равнинной европейской части нашей огромной страны, крутые приморские перевалы казались чем-то невообразимым. Но тревогу и страх путешественников перед ожидающей их неизвестностью очень быстро развеивала манящая, волшебная, ослепляющая красота здешних мест…
Родину нельзя не любить, даже если это ничем не приметный, невзрачный и не особо приветливый край. Милая моя, малая Родина! Грусть моя, боль моя, любовь моя… Сегодня это - обреченный, доживающий свой недолгий век населенный пункт, с населением едва дотягивающим до 150 человек, не имеющий абсолютно никаких перспектив! А когда-то здесь бурлила жизнь! А начиналось все так...

На месте нашего поселка была непроходимая тайга, болота, мари – настоящее царство клещей и мошек! И вот в июне 1948 года в устье ключа Светлого, в зарослях ельника, появилась первая десятиместная палатка, установленная опытными геологами, которые пробирались к месту стоянки вьючной тропой, проложенной еще в 30-е годы через «Чапаевский» перевал до реки Удагоу, затем вверх по реке Кенцухе до ключа Ветвистого. Ключ Ветвистый был тогда весьма заболоченным, по его берегам возвышались огромные кедры. Тропы к месту стоянки прокладывали с помощью топоров, работая с героическим упорством. Геологи – особенный отчаянный народ! Они легко срывались с насиженных мест и отправлялись за новыми открытиями в любой самый затерянный уголок земли в поисках необходимых стране металлов и минералов.

Люди старшего поколения наверняка помнят, как во дворах, бывало, раздавался призывный крик: «Лудить! Паять! Кастрюли и ведра починять!» Человек, напоминающий шамана, в замасленной, часто прожженной во многих местах куртке, останавливался посреди двора, доставал из брезентовой сумки инструмент, палочку олова, пузырьки, пахнущие кислотой, и начинал священнодействовать. Разжигая примус, подхватывал паяльником блестящую капельку олова, накладывал на отверстие в кастрюле бугорок серебристого припоя… Давным – давно уже не бродят по дорогам подобные ремесленники, но на всю жизнь осталось чувство уважения к быстрым и ловким рукам мастера и к чудесному металлу, имя которому – олово! Оно стало в послевоенные годы как никогда необходимым стране ! Олово широко применялось и в быту, и в промышленности, потому и послужило началом основания поселка горняков открытое в районе ключа Ветвистого оловянное месторождение. Так к зиме 1949 года были вырыты и оборудованы две землянки, началось строительство двух домов и камералки. Стали прибывать первые жители будущего поселка, а с 1950 года начались буровые работы. Тогда же в центре поселка построили столовую и два длинных барака. В одном располагалась контора рудоуправления и «красный уголок», куда приходили отдыхать рабочие, в другом – с одной стороны общежитие, которое почему-то называли «морвокзалом», а с другой стороны - начальная школа. До 1952 года поселок состоял из небольших частных домиков, а с 1952 года началось строительство столовой, пекарни, электростанции, больницы. Поселковые улицы представляли собой тропинки, пресекаемые множеством ручейков, вытекающих из основного русла ключа Ветвистого. Машины же ездили прямо по ручью. Со временем ключ отвели в сторону от центра поселка, под сопку, проложили широкую дорогу, сделали мост. Но природу не обманешь, и коварный мелководный ключ Ветвистый в дождливое время года за одну ночь мог превратиться в стремительный, бушующий поток, возвращался в старое русло и разрушая берега, дамбы, смывал все на своем пути, словно мстя людям за их самонадеянность. За годы своего существования Высокогорск видывал не одно такое проявление буйного нрава таежного ключа, жители поселка частенько боролись с разбушевавшейся стихией. С 1956 года стали закладывать первые многоквартирные дома, открыли магазин. Поселок рос, ширился, продвигался к центральной трассе…

Таким было начало! Так строился, обживался, трудился молодой горняцкий поселок и рудник "Высокогорский", когда- то входивший в структуру легендарного Хрустальненского ордена Трудового Красного Знамени горно-металлургического комбината…

Милая земля моя - овеянные романтикой бескрайние таежные дали, где из уст в уста передаются рассказы об отважных людях – первопроходцах твоих! Об изыскателях подземных богатств, о тех, кто разведал и поставил на службу Отечеству нашему залежи касситерита – истинно волшебного, оловянного камня!


Рецензии