Дэвид Шрок. Гнев Божий

ГНЕВ БОЖИЙ
Дэвид Шрок

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Божий гнев, в совершенной гармонии со всеми Божественными атрибутами, является святым действием возмездного правосудия по отношению к людям, чьи действия заслуживают вечного осуждения.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

Несмотря на незаинтересованность нашего светского века и многих в евангельской церкви, гнев Божий - это глубоко библейская истина. Она подтверждает праведное недовольство Бога грехом и Его справедливое возмездие нераскаявшимся грешникам. Начиная с краткой истории этой доктрины в Америке, в этом эссе рассматриваются Ветхий и Новый Заветы, чтобы целостно осмыслить то, что Писание говорит о Божьем гневе. Онр завершается разделом, в котором рассматривается важность этой доктрины для Евангелия, собственно богословия и христианского ученичества.
В наш светский век Божий гнев - это чуждая и нежеланная истина. Тем не менее, гнев Божий - это тема, которая проходит через Библию, которую христиане должны учитывать, чтобы познать Бога, Который есть любовь, свет и жизнь.

От Джонатана Эдвардса до Джоэла Остина: устранение Божьего гнева из американской Церкви

В Великом пробуждении Джонатан Эдвардс прославился проповедью под названием “Грешники в руках разгневанного Бога”. Этот отрывок представляет собой яркое изложение Втор. 32:35, где говорится: "У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их". Сосредоточившись на второй строке, Эдвардс иллюстрирует опасное положение потерянных. Те, кто без Христа, болтаются над адским пламенем, как паук над огнем (1). Такого рода проповедь вызвала пробуждение, поскольку она поставила спасение в контекст святого гнева Божьего (2).
Напротив, гнев Божий был устранен со многих (или большинства?) кафедр ХХ века. Предостережения Джонатана Эдвардса против ада были заменены позитивным посланием Дейла Карнеги о том, как завоевывать друзей и влиять на людей. Выступая перед церквями и пасторами, лишенными чувства Божьего гнева, Ричард Нибур прекрасно описал Евангелие протестантского либерализма: “Бог без гнева привел людей без греха в царство без суда через служение Христа без креста” (3).
Это обвинение подчеркивает, что происходит, когда Божья любовь отделяется от Его святости. Без ясного понимания ненависти Бога ко греху характер Бога становится уродливым, и Вселенная склоняется к человеческим индивидуумам независимо от их характера. Любовь становится чистым самоутверждением. Бог становится личным другом, который помогает нам во всех жизненных трудностях. Телевизионные служения Роберта Шуллера и Джоэла Остина, а также щегольство этого движения, чувствительного к "искателям Бога", избегали Божьего гнева. Вместо этого они строили служения с силой позитивного мышления, что только добавляло незаинтересованности в этой библейской доктрине. (4).
Вступив в XXI век,  “выразительный индивидуализм” превратил Божью любовь в абсолютное утверждение личности. Даже те, у кого более традиционные взгляды на Бога, страдают от богословского легкомыслия, которое пронизывает современный евангелизм (5). Как заметил Дэвид Уэллс, “Во всех западных культурах ... приветствуется любовь  Бога, а святость Божья подвергается негостеприимному обращению”(6).. Соответственно, Божий гнев не является божественным атрибутом, с любовью принимаемым сегодня. Тем не менее, Бог Библии остается тем же самым, и как заявляет Наум 1:2, Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Несмотря на то, что проповедуется с современных кафедр, Библия полна слов, описывающих Божий гнев.

Божий гнев в Ветхом Завете

Леон Моррис утверждает: “В Ветхом Завете есть последовательность в отношении гнева Божьего. Это не капризная страсть, а суровая реакция божественной природы на зло” (7). Короче говоря, гнев - это возмездие, которое Бог являет ко всем формам зла. В ESV слово, впервые переведенное как “гнев”, встречается в Исх. 22:24, поскольку Бог предупреждает Израиль о жестоком обращении с пришельцами среди них. "Если вы будете плохо обращаться с [пришельцами], и они будут взывать ко Мне, я непременно услышу их крик, и Мой гнев будет гореть, и я убью вас мечом, и ваши жены станут вдовами, а ваши дети - сиротами".
Этот стих отражает суровость, которую Бог проявляет по отношению ко греху. Как Бог предупредил Адама: “В тот день, когда ты вкусишь от этого дерева, ты непременно умрешь” (Быт. 2: 17). Смерть вошла в мир через один грех Адама (Рим. 5:12). И грех всегда вызывал святой гнев Божий.
Следовательно, задолго до того, как слово “гнев” встречается в Библии, Божественный гнев был засвидетельствован в истории человечества. Смерть - это Божье наказание за всякий грех (Рим. 5:12-21; 6:23), и, как размышляет Моисей в Псалме 90, краткость жизни - это знак Божьего гнева, который стоит над всем человечеством. Таким образом, Божий гнев является обычной и неизбежной реальностью в нашем проклятом грехом мире. Каждое кладбище является свидетельством Божьего гнева, а каждые похороны - напоминанием о том, что всех нас ждет вечная смерть, если мы не найдем прибежища в носителе Божьего гнева.
До этого решающего дня в Ветхом Завете мы находим, что Божий гнев по отношению к греху реален и смертелен. Изгнание Адама и Евы из Эдема (Быт. 3), космический потоп (Быт. 6-9), разрушение Содома и Гоморры (Быт. 19), поражение фараона и его армии в Красном море (Исход. 14-15) и сожжение Надава и Авиуда (Лев. 10) - все это примеры Божьего гнева. Хотя только Лев. 10:6 использует слово, переведенное как “гнев”, каждый из этих примеров демонстрирует Божье рвение к Его святости. Бог не может противостоять греху, и хотя Он может отсрочить свое правосудие, Он не отречется от Своей святости. И таким образом, благодаря Божественному вмешательству и вторичным агентам (например, армии Ассирии в Ис. 10) Божий гнев будет излит полностью.
Важно отметить, что Божий гнев никогда не бывает поспешным или оторванным от других его атрибутов (8). Как говорится в Исх. 34:6-7, Яхве “медлен на гнев” (9). Такое терпение еще один аспект Его Божественной славы, который превозносит его мудрость, чтобы знать, когда нужно быть терпеливым, а когда действовать справедливо. Действительно, медлительность Бога к гневу следует воспринимать как мотивацию к покаянию (Иоиль 2:13), а не как отрицание Его справедливости. Ибо в Исх. 34:7 далее говорится: “Ибо Он не оставит без наказания виновных” (ср. Числ. 14:18).
От Бытия до Малахии мы находим последовательное свидетельство Божьего гнева против греха. Это было верно для всех народов и во все времена. В то время как Бог обошел грехи Своего народа (Рим. 3:25), существует последовательное свидетельство Божьего гнева, которое переносится в Новый Завет.

Божий гнев в Новом Завете

Некоторые утверждают, что Бог Нового Завета полностью любящий, в отличие от Бога Ветхого Завета, который полностью мстителен. Однако такое разделение Писания, подобное Маркиону, не соответствует библейским данным. От служения Иоанна Крестителя до гнева Агнца в Откровении тема Божьего гнева пронизывает Новый Завет - и во многих отношениях она превосходит суждения Ветхого Завета.
Например, Деяния 10:42-43 являются ярким напоминанием о том, как Ветхий Завет обещал Спасителя, а Новый  предупреждает о суде. Как вспоминает Петр, “[Христос] повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он Тот, Кого Бог назначил Судьей живых и мертвых. Все пророки свидетельствуют, что каждый, кто верит в Него, получает прощение грехов через Его имя”. Слова Петра указывают на то, как Христос исполнил все пророческие обетования, и предупреждают о грядущем суде (ср. Рим. 2:16).
Это обещание будущего суда проходит через весь Новый Завет и служит фоном для послания о спасении. Действительно, спасение согласно Христу и Апостолам - это спасение от Божьего гнева, а это означает, что гнев продолжает оставаться заметной чертой в свидетельстве Нового Завета. Рассмотрим три способа, которыми это так.
Во-первых, Иисус пришел, чтобы спасти Свой народ от Божьего гнева. Иоанн Креститель предупреждал об этом “грядущем гневе” (Мтф. 3:7; Лк. 3:7), когда он готовил путь для Христа. Кроме того, Иисус постоянно говорит о Божьем гневе, когда он описал условия ада - например,  “геенну огненную” (Мтф. 5:22), “вечный огонь” (Мф. 18:8), и место, где “червь не умирает и огонь не угасает” (Марк 9:48). В  Иоан.3.36 спасение в Сыне ставится в прямую противоположность гневу Божию: верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” Из уст Иисуса, мы понимаем, почему Петр говорит, что Христос “повелел нам проповедовать” о Божьем суде (Д).
Во-вторых, остальная часть Нового Завета в равной степени посвящена тому, чтобы говорить о Божьем гневе. В то время как некоторые ученые объясняли гнев Божий в пассивных и безличных терминах, и для таких людей, как Ч.Х. Додд, предел Божьего гнева  “передать” грешников их извращенному уму (см. Рим. 1:24, 26, 28) (10) - такой усеченный взгляд на Божий гнев отрицает за Павлом и другими право говорить о Боге в плане личного суда. Из самого Послания к Римлянам Дж. И. Пакер подчеркивает, что Божий гнев - это Его “решительное действие в наказании за грех” (11)
В настоящее время Божий гнев проявляется в том, как идолопоклонники предаются греху и его развращению (1:18, 24, 26, 28). Затем, поскольку это относится к спасению, Божий гнев ожидает будущего Судного дня (2:5, 8; 5:9). Идя дальше, Рим. 3:5-6 защищает праведность Божьего гнева и Его оправдание нечестивых (Рим. 3:21-26; 4:5). В евангельской вести Бог умилостивляет Свой гнев посредством Своего личного дара: как замечательно выразился Джон Стотт, крест сосредоточен на Божьем “Божественном удовлетворении через Божественную замену” (12).
Более того, в Рим. 4:15 объясняется, как нарушение закона вызывает гнев Божий. Рим.9:23 описывает “сосуды гнева”, которые испытают вечное разрушение. А Рим.12.19 побуждает верить в Бога, напоминая о Божьем мщении и будущем гневе. Во всех этих отношениях Послание к Римлянам, посвященное разъяснению Евангелия, представляет полный портрет Божьего гнева.
Остальные послания Павла также представляют Божий гнев в качестве фона для его послания о благодати (например, Еф. 2:3; 5:6; Кол. 3:6; 1ес. 1:10). Аналогичным образом, в Послании к Евреям говорится о гневе Божьем, поскольку оно противопоставляет вызывающее гнев неверие Израиля стойкой вере верующих в новый завет (см. Евр.. 3:11; 4:3). Наиболее драматично то, что Откровение приписывает Божий гнев Иисусу Христу. Описывается как “гнев Агнца” (6:16; 14:10), мы обнаруживаем, что в конечном счете именно Иисус исполнит Божий суд (ср. Иоан. 5:22, 27; 9:39; 17:2).
Поэтому, когда мы заканчиваем наш обзор Нового Завета, мы остаемся в полном согласии с Р. В. Г. Таскером, который заключает: "Это высказывания  ужасающей суровости, но они являются такой же частью откровения Бога, известного во Христе Иисусе, как и те высказывания и дела Учителя, которые так явно демонстрируют Божественную любовь и милосердие. Отбросить эти суровые высказывания в сторону и сосредоточить внимание исключительно на отрывках Евангелий, где провозглашается Божие отцовство, - значит проповедовать ослабленное христианство, которое не делает и не может делать то, для чего Христос пришел в мир, а именно - не спасает людей от грядущего гнева. (13).

Божий гнев в богословском и практическом применении

Из этого опроса мы готовы определить, что такое гнев, а что нет. Во-первых, в негативном смысле: гнев - это не языческая идея, неправильно приписываемая Богу. Священное Писание “не имеет ничего общего с языческими представлениями о капризном и мстительном божестве, налагающем произвольные наказания на оскорбляющих верующих, которые затем должны вернуть ему хорошее настроение соответствующими подношениями” (14). Божественный гнев также не похож на “иррациональный характер", когда Бог выглядит как карикатура. С библейской точки зрения, Божественный гнев - это правильный и праведный ответ Бога на грех.
Говоря позитивно, гнев, в совершенной гармонии со всеми Божественными атрибутами, является святым Божьим действием возмездной справедливости по отношению к людям, чьи действия заслуживают вечного осуждения. Бог создал человечество, чтобы принести Себе славу. И все же, поскольку мы восстали против Его святого стандарта, совершенный Судья Вселенной объявил, что Он изольет Свой гнев на тех, кто согрешил против Него без покаяния и веры в Его Сына.
Воистину, гнев Божий не является главным посланием Евангелия, но библейское Евангелие нельзя понять отдельно от него. На кресте Бог Сын понес всю тяжесть божественного суда, даже когда Он добровольно вызвался - в вечности и во времени - испить полную чашу Божьего гнева (Пс. 75:8). Как мы узнаем из Его молитв в Гефсимании, не было другого способа избавиться от гнева, кроме как через Его смерть на кресте (Мф. 26:39, 42). Для всех тех, кто верит во Христа, это наказание снимается. Для тех, кто отвергает Христа, остается гнев Божий (Иоан. 3:36; Рим. 2:6). На Страшном Суде Бог отделит тех, за кого Христос понес их гнев, от тех, кто сам понесет наказание. Тем не менее, вечные реальности рая и ада могут быть поняты только при правильном понимании Божьего гнева.
Более того, природа Самого Бога и Божественной любви раскрывается в Его гневе. Другими словами, Божья любовь - чистая и святая любовь, и как Бог призывает Своих людей ненавидеть зло (Пс.97.10, 101.3; Ам 5:15; Рим. 12:9), так Бог ненавидит зло (Пс.5.4-6, 11.7). Гнев Божий возвеличивает святость Его любви. В то время как любовь в нашей современной культуре регулярно лишена каких-либо моральных норм; Божья любовь на самом деле определяется ненавистью ко греху и даром Его Сына умилостивить его гнев (1 Ин. 4:10) (15).
Точно так же милосердие Божье проявляется только в том, что оно облегчает Божий гнев. Другими словами, милосердие, определенное по Библии, - это нечто большее, чем обычная Божья жалость к бедным и нуждающимся. Не отрицая общей благодати, Божья милость, выраженная в Евангелии , -это то, что объявляет нечестивых праведными посредством гневной жертвы Христа. Павел определяет Евангелие как “милость Божью” (Рим 12:1), для объяснения которой он пишет 11 глав (Рим 1:18-11:36). И, что важно, Евангелие - это Благая весть, которая решает проблему Божьего гнева (16).
Наконец, гнев Божий порождает мудрость и хвалу, когда мы понимаем полноту Божьей справедливости и милосердия. В Псалме 90 Моисей находит понимание, когда размышляет о гневе Божьем. И в Откровении Иоанн рассказывает о дыме Божьего суда над нечестивыми. Примечательно, что вместо того, чтобы вызывать вынужденные аплодисменты, гнев Агнца вызывает бесконечную похвалу в народе Божьем. Поэтому мы позволим великому множеству искупленных Богом сказать последнее слово о праведном гневе Божьем, поскольку они учат нас принимать это учение, а не отвергать его.
 После этого я услышал, как мне показалось, громкий голос великого множества людей на небесах, кричащих: “Аллилуйя! Спасение, слава и сила принадлежат нашему Богу,  ибо Его суды истинны и справедливы; ибо Он осудил великую блудницу, которая развратила землю своей безнравственностью, и отомстил ей за кровь Своих рабов”  Еще раз они воскликнули: “Аллилуйя! Дым от нее поднимается во веки веков” (Откр. 19:1-3).

СНОСКИ
1  цитата гласит: “Бог, который держит вас над бездной ада, так же как кто-то держит паука или какое мерзкое насекомое над огнем. Вы ужасно спровоцировали Его гнев по отношению к тебе горит, как огонь; Он смотрит на вас, как не достойных ничего, кроме как быть брошенными в огонь; Его око не только чище, чем вы в Его очах; вы десять тысяч раз отвратительнее в его глазах, чем самая злобная ядовитая змея в наших”
2. Изолированное чтение “Грешников в руках разгневанного Бога” не отражает одержимости Эдвардса небесами и красотой славной Божьей благодати. Цитируя Джона Герстнера, Джастин Тейлор справедливо исправляет представление о том, что Эдвардс был болезненно очарован Божьим гневом: “Чего большинство из нас не знает, так это того, что, хотя” Эдвардс знал свой ад ... он знал свой рай лучше“. "Введение", в  A God Entranced Vision of All Things: The Legacy of Jonathan Edwards, ed. John Piper and Justin Taylor (Wheaton, IL: Crossway, 2004), 15.
3 H. Richard Niebuhr, The Kingdom of God in America (New York: Harper & Row, 1959), 193.
4 Шуллер, Остин и другие сторонники позитивного мышления восходят к Норману Винсенту Пилу и его книге 1956 года Сила позитивного мышления".
 5 David F. Wells, God in the Wasteland: The Reality of Truth in a World of Fading Dreams (Grand Rapids: Eerdmans, 1994), 88–117.
6 David F. Wells, God in the Whirlwind: How the Holy-love of God Reorients Our World (Wheaton, IL: Crossway, 2014), 121.
7 Leon Morris, The Apostolic Preaching of the Cross, 3rd Rev. Ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), 150
8  В этот момент стоит признать, что всякий раз, когда мы говорим об одном из атрибутов Бога, мы склонны к искажению, потому что природу Бога нельзя разделить на различные атрибуты. Например, говоря о “уравновешивании” Божьего гнева его милостью, мы применяем материалистический язык к Богу, который есть Дух. Он применяет количественный язык к простому Богу. Увы, наша аналогическая речь плохо отражает многообразие совершенств Бога.
 9 Исх 34.6-7, Чис.14.18, Неем.9.17, Пс.86.15, 103.8, 145.8, Иер.15.15, Иоиль 2.13, Иона 4.2, Наум 1.3.
10 Morris, The Apostolic Preaching of the Cross, 184.
11J. I. Packer, Knowing God (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1993), 154.
12 John R. W. Stott, The Cross of Christ (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1986) 159. Более полно он утверждает: “Божественная любовь восторжествовала над Его гневом Божественным самопожертвованием. Крест был актом одновременно наказания и амнистии, строгости и благодати, справедливости и милосердия”.
13R. V. G. Tasker, The Biblical Doctrine of the Wrath of God (London: Tyndale: 1957), 36. Cited by Morris, The Apostolic Preaching of the Cross, 183n1.
14 Morris, The Apostolic Preaching of the Cross, 148.
15 Об отношениях между любовью и гневом the relationship between love and wrath, see Tony Lane, “The Wrath of God as an Aspect of the Love of God,” 159–67.
16 Рим.1-3 пределяет всеобщий гнев Божий как проблему, которую Бог удовлетворяет через свое умилостивление во Христе, описанное в  Рим.3.21-26. Cр. D. A. Carson, “Atonement in Romans 3:21–26” in The Glory of the Atonement: Biblical, Theological, and Practical Perspectives (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2004), 119–21.

FURTHER READING
• A. W. Pink, The Attributes of God (Swengel, PA: Reiner, 1968).
• Tony Lane, “The Wrath of God as an Aspect of the Love of God,” in Nothing Greater, Nothing Better: Theological Essays on the Love of God, Kevin J. Vanhoozer (Grand Rapids: Eerdmans, 2001), 138–67.
• Leon Morris, The Biblical Doctrine of Judgment (Inter-Varsity, 1960; Eugene, OR: Wipf & Stock, 2006).
• Leon Morris, “The Wrath of God in the Old Testament, in The Apostolic Preaching of the Cross, 3rd Ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), 147–54. 179–84
• Jonathan Edwards, “Sinners in the Hands of an Angry God”
• J. I. Packer, “The Wrath of God,” Knowing God (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1993), 148–57.
• R. C. Sproul, The Holiness of God, Revised and Expanded (Carol Stream, IL: Tyndale, 1998).
• John R. W. Stott, The Cross of Christ (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1986).
• R. V. G. Tasker, The Biblical Doctrine of the Wrath of God (London: Tyndale: 1957).
• David Wells, God in the Whirlwind: How the Holy-love of God Reorients Our World (Wheaton, IL: Crossway, 2014).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии