У. Дж. Грир. Гнев Божий

ГНЕВ БОЖИЙ
У. Дж. Грир (1971)
 
Одним из свидетельств упадка и ухода в исповедующей Церкви является широкомасштабный отказ от учения Священных Писаний о гневе Божьем. Д-р Мартин Ллойд-Джонс в своем недавно опубликованном Изложении Послания к Римлянам обращает на это внимание и показывает, что такое отношение преобладает не только среди модернистов и ритуалистов; это очевидно также среди некоторых, кто является евангелистами по репутации.
Д-р Ч.Х. Додд, в течение примерно 14 лет профессор богословия в Кембридже и председатель группы переводчиков Новой английской Библии [раздел Нового Завета], в своем Комментарии к Римлянам рассматривает фразу ‘гнев Божий’ в Рим. 1.18. Он говорит об этом как об "архаичной фразе", которая "соответствует совершенно архаичной идее". Другими словами, он смотрит на идею Божьего гнева как на устаревшую. В начале 1931 года за кафедрой Пресвитерианской церкви Элмвуда, Белфаст, состоялся диалог, в котором приняли участие два выдающихся священника, доктора Фрейзер-Херст и Хайндман. Первый процитировал Катехизис, которому его учили в детстве. Вопрос был: "Кто ты по природе?" и ответ: "Я враг Бога, дитя сатаны и наследник ада". Доктор Фрейзер-Херст назвал такое учение чудовищным, и доктор Хайндман поддержал его, сказав: ‘Эти идеи принадлежат менталитету и мировоззрению ушедших веков". Казалось бы, эти люди верили, что мы приходим в мир маленькими херувимчиками, у которых вырастают крылья.
Чтобы принять такие взгляды, нужно было бы отречься от значительной части Писания от Бытия до Откровения. В Быт. 3 мы находим Адама и Еву, изгнанных из сада за их грех, и пылающий меч, установленный, чтобы удержать их от древа жизни. Не только они лично были затронуты этим, но приговор осуждения пал на их род [Рим. 5.12, 18, 19]. В Быт. 6 мы находим, что Бог говорит: "Я уничтожу человека, которого Я создал, с лица земли" -  и последовал потоп. Затем в Быт. 19 мы видим разрушение городов равнины огнем и серой с небес.
Я мог бы привести множество примеров проявления Божественного гнева в Библии. Д-р Леон Моррис пишет о Ветхом Завете в своей "Апостольской проповеди Креста: ‘Есть более 20 слов, используемых для выражения концепции гнева, поскольку она применяется к Иегове " и " они используются так часто, что есть более 580 случаев, которые должны быть приняты во внимание’ [с. 131]. Он добавляет, что эта концепция "не может быть искоренена из Ветхого Завета без невосполнимых потерь" [p 156]. Таким образом, Ветхий Завет полон концепции гнева Божьего.
В своем комментарии на Послание Римлянам д-р Додд говорит, что гнев Божий "не проявляется в учении Иисуса". Вспоминается ответ Джона Ньютона д-ру Тейлору из Норвича, когда последний сказал: "Я сопоставил каждое слово в еврейских Писаниях 17 раз, и очень странно, если я не нашел доктрину искупления, которой вы придерживаетесь". Ответ Ньютона был: "Я не удивлен этим; однажды я пошел, чтобы зажечь свою свечу с пламегасителем". Он имел в виду, что предрассудки из образования, обучение и т. д. часто образуют гаситель, который необходимо удалить и который может удалить только Бог.
Д-р Додд говорит об исчезновении мысли о гневе как об отношении Бога к людям и добавляет: "Его любовь и милосердие становятся всеобъемлющими". Это действительно попахивает универсализмом. Можно заподозрить, что универсалистские предпосылки действительно во многих случаях ответственны за отказ от концепции гнева Божьего.
Иисус говорил о богатом человеке в муках ада, и Он снова и снова предупреждал о "плаче и скрежете зубов", и об адском огне, и о неугасимом огне, и о бессмертном черве, и о внешней тьме. Описывая, как Он будет действовать как Царь, когда однажды придет, чтобы воссесть на престоле Своей славы, Он представляет Себя говорящим: "Отойдите от Меня, проклятые, в вечный огонь, который уготован дьяволу и его ангелам". Несомненно, что гаситель действует, когда д-р Додд утверждает, что идея гнева Божьего отсутствует в учении Иисуса.
И гнев Божий не отсутствует в учении апостола Павла. Он представил этот гнев как темное облако, нависшее над виновным миром, и провозгласил Иисуса единственным избавителем от этого грядущего гнева [I Фес. 1.10]. Он также описывает этот гнев как очевидный в языческом мире его дней - очевидный в том, что Бог предал людей в похотях их сердец нечистоте, мерзким страстям и порочному уму [Рим. 1.24, 26, 28]. И в Рим. 2 он предупреждает о "гневе в день гнева и откровении праведного суда Божьего". Это лишь некоторые из цитат, которые можно было бы привести из учения Павла.
У нас есть такое же свидетельство от Иоанна, апостола любви. Какую потрясающую картину он дает, изображая Христа, пришедшего как Царя царей и Господа господствующих, "наступающего на пресс для вина ярости и гнева Бога Всемогущего" [Откр. 19.151! Как может кто-либо, прочитавший комментарий Джонатана Эдвардса к этому стиху, когда-либо забыть его? "Слова, - говорит он, - чрезвычайно ужасны. Если бы было сказано только "гнев Божий", слова подразумевали бы то, что это бесконечно ужасно, но это " ярость и гнев Божий’. Ярость Божья! ярость Иеговы! О, как это должно быть ужасно! Кто может произнести или понять, что несут в себе такие выражения? Но это также "ярость и гнев Всемогущего Бога" — как будто в том, что вызовет ярость Его гнева, будет очень великое проявление Его всемогущей силы, как будто всемогущество должно быть разгневано и проявлено, как люди привыкли проявлять свою силу в ярости своего гнева.’
Можно было бы обратиться ко многим другим Священным Писаниям, но было представлено достаточно доказательств, чтобы показать, что свидетельство реальности гнева Божьего широко распространено в Священных Писаниях. Когда отрицается учение о гневе Божьем, это отрицание затрагивает другие великие истины. Первое из них - историческое учение о вдохновении Священных Писаний.
1. Вдохновение Писаний. Любой, кто отрицает гнев Божий, наносит удар по Божественному откровению, ибо, как мы видели, гнев Божий ясно раскрывается в Его Слове. Его святое негодование против греха является одним из великих "бремен" Писания, одним из великих библейских понятий; и тот, кто отрицает это святое негодование, пренебрегает приговором Судьи всей земли, приговором, повторяемым бесчисленное количество раз в Его Слове. Профессор Т. Дж. Кроуфорд был прав, когда сказал: "Большую часть Библии нужно было бы переписать заново еще раз, прежде чем мы сможем вычеркнуть из нее широкое и осязаемое свидетельство святого Божьего гнева против грешных людей и Его праведного намерения вершить суд за их беззакония". Тогда последствия отрицания Божественного гнева были бы разрушительными по своему воздействию на учение о вдохновении Писаний.
2. Учение о Боге. Если мы проповедуем гнев Божий, нас иногда обвиняют в том, что мы представляем Бога как Существо, исполненное порывистой страсти и мстительной ярости. Другими словами, нас обвиняют в очернении характера Бога. Но мы признаем себя "невиновными". Библейский Бог не подвержен внезапным и иррациональным приступам гнева. Его гнев - это Его постоянное негодование против греха. Д-р Леон Моррис справедливо говорит об этом как о "жгучем рвении к добру в сочетании с совершенной ненавистью ко всему, что является злом".
Когда люди отвергают идею гнева Божьего, очевидно, что они действительно не верят в совершенную святость Бога, ибо эта святость включает в себя постоянное и жгучее негодование против греха. Моисей мог бы сказать о противниках Израиля: "Их скала не такая, как наша", и мы можем сказать то же самое о людях, которые отвергают Божественный гнев. Их бог - дряблое существо, а не Бог, Который свят во всех Своих путях и праведен во всех Своих делах.
3. Учение о грехе. Существует тесная связь между отрицанием Божьего гнева и легким взглядом на грех, как сказал доктор Дж. Грешем. Мейчен: "Современное неприятие Божьего гнева исходит из легкого взгляда на грех, который полностью противоречит учению всего Нового Завета и Самого Иисуса". Именно видение бесконечной святости Бога приводит человека к истинному пониманию своего греха и порочности. Когда Исайя рассматривал Бога как сидящего на высоком троне и вознесенного и почитаемого серафимами как совершенно Святого,  он воскликнул: "Горе мне, ибо я погиб". Когда люди видят Божью праведность и Его гнев, именно тогда они становятся искренними искателями благодати.
Однажды, когда Уайтфилд проповедовал в Норвиче, легкомысленный юноша, следуя предсказанию цыгана о своем будущем, отправился послушать великого проповедника. Проповедь была основана на призыве Иоанна Крестителя к саддукеям бежать от грядущего гнева. Когда он проповедовал, Уайтфилд разразился потоком слез, а затем закричал изо всех сил: "О мои слушатели, гнев грядет, гнев грядет!". Эти слова запали в сердце молодого человека; они преследовали его дни и недели, и он не мог думать ни о чем другом, кроме "грядущего гнева". Позже он стал, как говорит нам Фуллер, ‘выдающимся проповедником". Такое убеждение в грехе, за которым следует подлинное обращение, вряд ли произойдет там, где приглушена нота Божественного гнева; грех больше не рассматривается как "отвратительная вещь, которую ненавидит Бог".
4. Учение об искуплении. В своем комментарии на Рим. 1 д-р Додд отрицает божественный гнев. Неудивительно, что в комментарии к Рим.3.25-26, он продолжает отвергать идею "умилостивления гнева Божьего" и "удовлетворения, которого требует Его правосудие и которое дает заместительное наказание за грех". Неудивительно также, что слово "умилостивление" было удалено из Новой английской Библии, а также из Пересмотренного стандартной версии. Один из переводчиков RSV, д-р К.Т.Крейг из Оберлинской школы теологии, комментируя упущение слова "умилостивление", сказал: "Любая попытка показать, что в сущностной природе Бога было что-то, что требовало удовлетворения за грех, заканчивается только очернением характера Бога". Таким образом, доктрина искупления должна соответствовать интересам модернистского взгляда на дряблое божество!
Д-р Додд признает, что в классическом греческом и в Коине [или эллинистическом греческом] слово "умилостивлять" имеет идею умиротворения гнева. Но он пытается доказать на основе Септуагинты, что значение этого слова изменилось. Д-р Роджер Николь из Школы богословия Гордона привел 21 аргумент против линии рассуждений доктора Додда [см. WTJ, Т. XVII, № 2]. Статья д-ра Николz просто разрушительна по своей силе; похоже, он полностью разбил аргументы д-ра Додда.
Д-р Леон Моррис в своей "Апостольской проповеди о кресте" говорит, что д-р Додд "полностью игнорирует тот факт, что во многих отрывках прямо упоминается об устранении Божьего гнева, и, соответственно, его выводы не могут быть приняты без серьезных изменений". Действительно, д-р Моррис приводит аргументы, чтобы показать, что "явно невозможно утверждать, что глагол [умилостивлять] был лишен своей силы". Нужно быть в высшей степени благодарным за труды этих двух замечательных ученых молодого поколения за их труды по столь умелой защите и сокрушительным аргументам в пользу исторического христианского учения об искуплении как умилостивлении Божественного гнева и удовлетворении Его справедливости.
5. Учение о любви. Те, кто отвергает гнев Божий, часто утверждают, что их отвержение отвечает интересам любви Бога; но на самом деле их отвержение Божественного гнева наносит тяжкую рану доктрине, которую они горячо исповедуют. Это происходит потому, что искупительная жертва Христа, направленная на удовлетворение Божественной справедливости и умилостивление Божьего гнева, является величайшим проявлением Божественной любви. Мы читаем в Писании: "В этом любовь, не в том, что мы любили Бога, но в том, что Он возлюбил нас и послал Своего Сына, чтобы умилостивить за наши грехи " [1 Иоан. 4,10]. Д-р Джеймс Денни сказал: "Если искупительная смерть Иисуса исключена из любви Божьей, было бы несправедливо говорить, что любовь к Богу лишена всякого смысла, но она, безусловно, лишена своего апостольского значения" [Смерть Христа, с. 152]. И это имеет первостепенное значение.
6. Учение о суде. Если нет гнева Божьего, то ужасы суда  устраняются. Тогда тот гимн теряет свое значение древний, в котором говорится: "День гнева, этот день обратит мир в пепел". Уберите понятие гнева Божьего, и мы лишим великий день суда большей части огромного благоговения перед ним.
7. Учение об аде.  1930 году вышла книга под названием " Что такое ад?". Участников было 12. Среди них были два католика, спиритт, теософ, язычник, католик, конгрегационалист, ставший католиком два года спустя, англиканский епископ и англиканский декан. Декан, доктор У. Р. Инге, хотя и не был полностью ортодоксальным, мог быть довольно язвительным и проницательным в своих комментариях о модернистах, и у него было много правдивых слов об аде. Действительно, он был единственным в этой книге, кто ближе всего подошел к учению Священного Писания. Он сказал, что " небеса и ад стоят и падают вместе", и указал, что наш Господь совершенно простым языком говорил о его вечности. Он добавил: "Модернистский протестантизм, хотя и неохотно признает это, верит в чистилище, но не в ад". Когда д-р Инге перестал быть деканом собора Святого Павла в 1934 году, его преемником стал д-р У. Р. Мэтьюс, и интересно отметить, что он говорит в своей книге "Надежда на бессмертие", что для него чистилище "имеет большую привлекательность"; он также говорит, что считает "правильным молиться за мертвых", и, похоже, универсализм также "привлекателен" для него. Таким образом, снова оказывается, как мы уже отмечали, что многие из противников концепции Божьего гнева действительно универсалисты в своем мировоззрении. Выдающийся теолог Пресвитерианской церкви, США, который является членом Постоянного теологического комитета своей Церкви, заявил в церковной газете: ‘У Бога нет двух разных целей для людей - то есть наказания для одних и награды для других - но только одна". Это просто наглый универсализм.
В заключение я хотел бы отметить, что, когда люди отрицают гнев Божий, они перерезают один из жизненно важных нервов евангелизации. Именно мысль о гневе Божьем, а также о Его любви придавала такую серьезность мольбам проповедников Евангелия. Мысль о нависшем облаке Божьего гнева придала серьезности проповеди Павла. Зная страх Господень, он убеждал людей. То же самое было с Уайтфилдом и Браунлоу Нортом, Макчейном и Генри Мартином. О Норте его биограф писал: "Бессмертие человеческой души и ее бесконечное существование в состоянии святости и блаженства или падения и нищеты постоянно были у него на устах". Послушайте также, что говорит Макчейн: "Когда я шел по полям, меня с почти непреодолимой силой охватила мысль, что каждый из моей паствы скоро должен оказаться в раю или в аду. О, как бы я хотел, чтобы у меня был язык, подобный грому, чтобы я мог заставить всех услышать; или чтобы у меня была рука, подобная железной, чтобы я мог посетить каждого и сказать: "Спасайся ради своей жизни". Ах, грешники! вы не представляете, как я боюсь, что ты возложите вину за свое проклятие на мения. И именно он сказал, что проповедник никогда не должен говорить о вечном наказании без слез.
Какая благодарность должна вспыхнуть в наших сердцах, если Бог предназначил нас не для гнева, а для обретения спасения через нашего Господа Иисуса!  Макчейн также подчеркнул это, когда писал:
Избранный не по добру во мне, пробужденный от гнева, чтобы бежать,
Сокрытый рядом со Спасителем, освященный Духом: Научи меня, Господь, на земле показать, сколь многим я обязан Твоей любви.
По своей природе мы когда-то были "детьми гнева" - подверженными страшному гневу Божьему [Еф 2.3]. Но мы были спасены благодатью через веру, чтобы мы могли совершать добрые дела, которые Бог прежде предназначил для нас [Еф 2.8, 10]. Мы несем огромные обязательства. Таким видел себя Павел. Он сказал: "Я в долгу как перед греками, так и перед варварами... Поэтому, насколько это во мне есть, я готов проповедовать Евангелие и вам ... ибо Я не стыжусь Евангелия: ибо оно есть сила Божья ко спасению... ибо в нем открывается праведность Божья от веры к вере... ибо гнев Божий открывается с небес на всякое нечестие и неправду людей " [Рим 1.14-18]. Обратите внимание особенно на последнее: ‘гнев Божий явлен с небес". Божественный гнев проявился в Божьих судах над языческим миром того времени, и он навис над тем миром, как темная туча. Тот же самый гнев очевиден в мире наших дней и нависает над ним, как темная туча. Мы тоже должны обладать тем огромным чувством долга, которое было у Павла. Мы тоже должники - должники перед людьми всех рас и состояний. Пусть дух заботы наполнит наши сердца, как он наполнял сердце апостола - чтобы однажды мы могли дать отчет о своем деле с радостью, а не с горем. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии