Эварист Галуа
И не только о ней.
Прочёл её ещё в юности и уже тогда она вызвала у меня какое-то смутное ощущение неудовольствия: «Чего-то в ней нехватало».
С тех пор прочитал немало книг, посвящённых реально жившим талантливым людям и литературным героям – талантам.
И обратил внимание на такую особенность, вообще-то говоря, банальную:
Когда о таланте пишет заурядность, то и написанное выглядит невообразимо скучно и тупо.
Когда талант описывает заурядные явления, это всегда необыкновенно интересно и прекрасно.
Вывод прост и столь же банален: Не предмет описания важен, а форма, в которую оно облечено.
Ильф и Петров описывали отнюдь нe космические события или сжатие Вселенной, уничтожающей триллионы населённых миров. Они описывали заурядную и убогую советскую действительность!
Но КАК???
БЛИСТАТЕЛЬНО!
И потому уверен, что если люди разумные ещё будут существовать через сто лет (в чём у меня большие сомнения), то два романа Ильфа и Петрова будут читаться с тем же востopгом и восхищением.
Но о сути заметки.
Можно бездарно описать жизнь Эйнштейна, как это сделал советский автор В.Львов. Скучно, бездарно, убого.
Но это ещё не вершина подобного рода тупости. Вершиной, на мой взгляд, является роман Германа Гессе «Игра в бисер», ОЧЕНЬ уважаемый у псевдоглубокомысленной «Энтиллихенции». Тоскливое занудливое убожество, где абсолютно бездарный писателишка пытается описать нам некое фантастическое будущее после Третьей Мировой Войны и внушить восторг перед неким его страсть каким талантливым героем, о «гениальности» которого он назойливо бубнит чуть ли не на каждой странице. А никакого таланта и никакой гениальности МЫ НЕ ВИДИМ!!! Нам с наглой настойчивостью вешают лапшу на уши в надежде, что мы поверим в это убогое враньё!
Да, мы бы поверили, если бы нам показали ДЕЙСТВИТЕЛЬНО неординарные деяния и мысли описываемого таланта!
Но их нет!
Есть занудливое повторение голословных выкриков о гениальности и не более.
Когда Ильф и Петров пишут о Великом Комбинаторе, МЫ ВЕРИМ ИМ! Ибо они не просто называют так Остапа, а ПОКАЗЫВАЮТ НАМ незаурядность его мышления!
Но для этого простенького акта требуется самая малость: Быть самим ТАЛАНТАМИ!
В книге Инфельда нам преподносится коротенькая и глупо прожитая жизнь талантливого математика. Но в чём же его талант мы так и не видим. Описывается всё, что угодно: И губка, брошенная в лицо экзаменатору взбешенным и явно психически ненормальным Эваристом, (этим, очевидно, Инфельд хотел показать его «революционное бунтарство») и его роман с какой-то шлюхой, и, ну, конечно же, его РРРРРРРРРРРРРРРеволюционные взгляды и поступки. А ГЛАВНОЕ, что посмертно прославило его имя, математические работы, остались вне описания! На это могут возразить, что, де, нематематикам недоступно пониманию глубокое и оригинальное решение сугубо математических проблем.
Но то же можно сказать о теории квантов.
О теории относительности и о любой серьёзной научной работе.
Изложить суть проблемы достаточно понятно можно, если есть ТАЛАНТ или, по крайней мере, соответствующие способности.
Недавний пример рецензии на книгу Ирины Радунской. Описывает множество физических проблем , грамотно, без фальшивого упрощенчества, но ПОНЯТНО! Если бы Инфельд, очень серьёзный и талантливый физик-теоретик, вообразивший себя заодно и писателем (роковая ошибка, не им одним допускаемая) потрудился чётко и ясно сформулировать суть математической проблемы, которую оригинально и необычно решил Галуа, мы, рядовые читатели – нематематики, могли бы оценить блеск и красоту предложенных Галуа решений.
Но ничего подобного в книге НЕТ!!! Опять, тупое и назойливое повторение слов: гениальный (и непризнанный при жизни) математик и всё. Мол, читатели, вы же ДУРАКИ, так что ПОВЕРЬТЕ НА СЛОВО мне, Леопольду Инфельду, Президенту Академии Наук Социалистической Республики Польши, физику-теоретику, работавшему с самим Эйнштейном, что я вам описываю некого математического гения!
А МЫ -- НЕ ВЕРИМ!!!
(«Он пугает, а нам – не страшно!»)
Не можешь ДОКАЗАТЕЛЬНО убедить нас в красоте и оригинальности идей героя, так не пиши вообще, ежели не по силам!
(Бывают в жизни случаи и события, когда следует «поверить на слово».
Повторю, что уже однажды описал:
Мария Антуанетта очень любила танцевать и «танцевала кадрили в красавцем Диллоном, а вальсы со шведом, красавцем Ферзеном.
(Граф Ганс Аксель фон Ферзен был послом Швеции во Франции и близким другом Марии Антуанетты. Показал себя незаурядным воином в битве при Йорктауне (США) воюя в рядах французской армии, помогавшей американцам в Войне за Независимость).
…...
Однажды, после лишнего тура вальса, она, засмеявшись, взяла руку Ферзена и сказала:
«Посмотрите, как бьётся моё сердце...»
Её муж, Людовик XVI, который был рядом, флегматично сказал ей:
Мадам, Вам поверили бы в ЭТОМ на слово...»)
Так вот, возвращаясь к описаниям талантов, если пишет талантливый автор, он нам передаёт не догматическим повторением некой маха-мантры, что герой повествования – талант, а ПОКАЗЫВАЕТ это нам воочию!
Об Эйнштейне я читал и Карла Зелига. Уловил, поверил, что он описывает незаурядно одарённого человека.
Книга «Эйнштейн» Б.Г.Кузнецова, несомненно убеждает нас в таланте героя повествования, ибо передаёт образ мышления Эйнштейна, а не просто факты его биографии.
И самая лучшая книга Авраама Пайса, физика-теоретика с мировым именем. Там он не просто цитирует мысли Эйнштейна, и логически воспроизводит образ его мышления, но даже высказывает критические замечания по поводу той или иной мысли Эйнштейна.
Реконструирует мышление Эйнштейна.
Прекрасная книга!
ЭТО УБЕЖДАЕТ меня в незаурядности мышления и героя и САМОГО АВТОРА!
Когда необыкновенно талантливый писатель Леонид Соловьёв описывает в своей дилогии героя Ходжу Насреддина, он ПОКАЗЫВАЕТ нам не только незаурядность мышления своего героя, а, де факто, и СВОЮ СОБСТВЕННУЮ НЕЗАУРЯДНОСТЬ!
Всего этого нет ни в книге Инфельда, ни в десятках и сотнях книг, описывающих неординарные личности. Ибо тужащиеся их описать – сами полные и безнадёжные бездари и заурядности (по крайней мере, в литературе!).
И.С Шкловский – астрофизик с мировым именем – обладал большим литературным талантом, поэтому его мемуары «Эшелон» я читаю и перечитываю с огромным удовольствием. Со страниц веет нешаблонностью и необыкновенной ГИБКОСТЬЮ его мышления.
А мемуары А.Д.Сахарова скучны и заурядны как дневник двоечника. Нет, к сожалению, литературных способностей у по-настоящему большого таланта в физике. Во утешение замечу, что и Эйнштейн, не обладал толикой литературных способностей. Сам это отлично понимал и, смеясь, рассказывал:
«Мой друг Макс Планк не раз говаривал: «Эйнштейн думает, что, если он на каждой странице своих популярных книг будет повторять «ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ», это сделает их более понятными...»»
Это, кстати, показывает доброту и величие души Эйнштейна: Сознавая свою литературную слабость, он нисколько не обижался на дружескую иронию Планка.
Вывод прост: Не всегда люди талантливые обладают талантом многогранным, как, например, упомянутый И.С.Шкловский (учёный, литератор, художник).
Не всем дано обладание целым букетом незаурядных способностей, но есть и такие...
НЕМНОГИЕ...
5 XII 2021
Свидетельство о публикации №221120501707
Не было никакой шлюхи!
Эварист любил дочь директора больницы, в которую
как-то попал. Это была обычная девушка, которую он измучил
своей страстью. Она пожаловалась на него кому-то из друзей...
вызов на дуэль ... страшная смерть в 19 лет (бедный математик
долго лежал в траве с пробитым животом и мучился - его бросили).
#"это ещё не вершина подобного рода тупости. Вершиной, на мой взгляд, является роман Германа Гессе «Игра в бисер», ОЧЕНЬ уважаемый у псевдоглубокомысленной «Энтиллихенции». Тоскливое занудливое убожество, где абсолютно бездарный писателишка "
Это Гессе бездарный?
А Вы "Степной волк" читали?
Я сейчас всех деталей книги не помню - только общее впечатление.
Очень сильно! Не оторваться!
Рита Ромашевская 27.09.2025 08:56 Заявить о нарушении
Благодарю Вас за интересный и эмоциональный комментарий!
В книге Леопольда Инфельда, насколько я помню, эта девица описывается как самая заурядная шлюха, провокаторша полиции. Никогда этой бездари больше не перечитывал, и поэтому полагаюсь лишь на свою память. Она соблазнила неопытного в обращении с женщинами мальчишку психопата, а затем спровоцировала его на скандал с оскорблениями, дабы дать повод дуэли.
У меня этот истерик не вызывает ни малейшего сочувствия. Глупо жил, дураком и умер. Из книги Инфельда явно следует, что он с самого юного возраста был психически неполноценным человеком, хотя Инфельд, будучи Президентом Польской Академии Наук, конечно же описывал героя в стиле псевдореволюционном, "как требуется" польскому Главлиту.
Германн Гессе -- полная и абсолютная бездарь, от "Игры в бисер" которой я оторвался с радостным облегчением, ЗАСТАВИВ себя прочитать 130 страниц этой безнадёжной нудятины и тупости.
Что ж, наши вкусы расходятся, и это вполне естественно.
С признательностью Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 27.09.2025 15:42 Заявить о нарушении
"Последние дни жизни Галуа очень привлекали его биографов. Они не желали верить самому Г., что причина дуэли - личная ссора, а выискивали каких-то продажных женщин и провокаторов, обвиняя их в убийстве ... "
Т. Ротман, "Короткая жизнь Галуа ".
Вот, наверное, этого Инфельда автор цитаты и имеет в виду.
Спасибо за ответ.
Рита Ромашевская 28.09.2025 20:00 Заявить о нарушении
Вновь, признателен Вам за дополнительный комментарий!
Вполне может быть, что некий Ротман прав, хотя я его книги не читал, да и вообще, личность Галуа меня нимало не привлекает. Не люблю истериков и сварливых психопатов, нисколько не преуменьшая математических талантов Галуа!
С тем же успехом Инфельд и другие биографы Галуа могут заявить, что Ротман тоже притянул за уши некую дочку директора больницы (для умалишённых) и влюбил в неё бедного девственника. А её, стерву эдакую, сделать "приличной девушкой", отвергшей его с математической точностью вычисленные притязания на её тело.
Тогда загадка дуэли остаётся невыясненной, но книжка-то, опровергающая версии шлюх, НАПИСАНА! И, возможно, среди математиков хорошо расходится...?
Ваш с искренней благодарностью за сведения Эспри
Эспри Де Лэскалье 28.09.2025 20:44 Заявить о нарушении
http://stimul.online/historical-dates/uravnenie-ne-reshaemoe-v-radikalakh/
(Что хотят, то и творят!)
Но зато с картинкой дуэли Галуа и Пеше дэ Эрбенвиля
Кто автор картинки, тоже не написано ...
Рита Ромашевская 28.09.2025 21:05 Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам за труд и ссылку на статью.
Я, признаюсь, прочитал её бегло, ибо в основном с биографией Эвариста Галуа знаком по уже упомянутой книге Инфельда. Суть его дуэли с "собратом по республиканским убеждениям", так и осталась непонятной. Зато психопатия Галуа прямо выпирает, чего как раз в книге Инфельда нет. Там всё время подчёркивается и занудливо превозносится его математический талант, при какой-то систематической тупости и враждебности ВСЕХ окружающих. Статья эта как раз и раскрывает то, о чём я говорю -- истерик, мегаломан, страдающий комплексом неполноценности и поэтому виден его раздутый нарциссизм.
Почему "дружеская дуэлб" вообще состоялась -- непонятно. Да и важно ли это? Шлюха ли и провокаторша (согласно классовому и пролетарскому подходу, как это сделал послушный польскому Главлиту Инфельд, или добропорядочная девица, предпочитающая соперника Галуа по любви к ней, разницы нет. За что боролся, на то и напоролся.
И (по Фройду) сублимация от секса ввиде революционного погрома здесь не сработала.
Глупо жил, глупо умер.
Но суть моей заметки вовсе НЕ о Галуа, а о бездарных писаках, тщащихся описать жизнь таланта, реального или воображаемого, да по тупости своей природной, неспособных на это и пытающихся скрыть свою литературную импотенцию назойливо повторяемым рефреном о гениальности героя. Эдакий жалкий фиговый листочек, коим пытаются прикрыть гигантскую пустоту в в малейших литературных дарованиях.
С сердечной благодарностью за Ваш труд и желание прояснить ситуацию Ваш Эспри
Эспри Де Лэскалье 28.09.2025 21:48 Заявить о нарушении
У меня эта история давно не идёт из головы.
И вот почему: на дуэли присутствовали помимо
стрелявшихся ещё несколько человек.
И ВСЕ бросили умирающего. Это невозможно
понять! Я, во всяком случае, не могу ...
Рита Ромашевская 29.09.2025 21:24 Заявить о нарушении
Вновь, моя признательность Вам!
Я понимаю Ваши чувства и разделяю их. Это какое-то злобное равнодушие к страданиям человека, смертельно раненного и элементарное нарушение даже собственно дуэльного кодекса. Галуа умер мучительной смертью, на которую сам нарывался, но это не лишает его права на человеческое сочувствие и элементарную порядочность по отношению к раненому. Мне кажется, что обычная "дружеская" дуэль соперников за любовь некой дамочки или за её сомнительную честь, ТАК НЕ ДОЛЖНА БЫЛА завершиться.
Значит Инфельд ближе в своей оценке дуэли как ПРЕДНАМЕРЕННОГО УБИЙСТВА!
Как и с Пушкиным, в те времена операции на брюшной полости считались НЕДОПУСТИМЫМИ и поэтому такие раны всегда кончались перитонитом и смертью раненного чем-либо в брюшную полость. У постели Пушкина, в отличие от Галуа, стояла целая когорта врачей, НИЧЕМ ЕМУ НЕ ПОМОГАВШИХ, включая и "военного врача" Владимира Даля!
Если бы я был одним из тех врачей, я, несмотря на моё резко отрицательное отношение к Пушкину, как к человеку, всё же пошёл бы на операцию и попытался спасти для человечества такой талант.
Как, впрочем, и в случае с Галуа.
А лет через сто после смерти Пушкина, какой-то очередной "поэт-истерик" у его памятника выстрелил себе в живот и сдох благополучно, хотя тогда операции уже были разрешены и успешно проводились...
Ваш с благодарностью и пониманием Эспри
Эспри Де Лэскалье 29.09.2025 21:47 Заявить о нарушении