Задача
В субботу на улице стало холодно. Деревья покрылись инеем. Казалось, одно движение и они осыпаться на землю белыми иголками.
— Вот бы сейчас на улицу, - подумал Пашка. – Там холодно и никого на горке. Катайся сколько хочешь и никому не мешаешь.
В этот день ему не везло. Утром мама заглянула в его тетрадки и очень расстроилась.
- Буква «Ш» не дописана, а тетрадку по математике ты даже не доставал после школы.
Мамино лицо изменилось. Оно стало усталым и грустным.
- Павел, - сказала она громко и строго. – Если бы я так готовила обед, как ты делаешь уроки, вы бы вместо борща ели бы пустой бульон!
Пашка недовольно поморщился. Он хотел борщ. Красный, со свеклой и сметаной. Делать было нечего. Мальчик взял тетради и сел за кухонный стол.
Пашка открыл прописи. Он начал писать, но буква была против. Она убегала то вправо, то влево. А иногда, когда Паша поднимал голову, чтобы посмотреть на маму, она уходила на соседнюю строчку. Мальчик вздыхал и начинал писать снова.
- Вверх, вверх, теперь вниз и качелька вправо. Снова вверх, вверх, вниз и качелька вправо. Теперь вверх. И кто придумал это буквы? – бурчал себе под нос Пашка.
Он поднял нос и посмотрел на маму. Она стояла у плиты. На сковородке шипело масло. Пахло зажаренной морковкой и специями. Пашка снова склонился над тетрадкой. Больше всего он боялся, что мама снова рассердится. Она выключит плиту и уйдет в магазин. А может пойти в парикмахерскую, как это обычно бывает у взрослых. И тогда он и брат точно останутся без вкусного обеда.
- Машииииина. Шииина. Шиии пишиии с иииии.
Потом шли предложения. Паша старательно выводил закорючки и запятые от буквы к букве. Когда он поднял голову, мамы на кухне не было.
Пашка растерянно посмотрел по сторонам. Он встал и побежал в коридор. Мама была в зале. Она ставила гладильную доску. Рядом пощелкивал утюг.
- А борщ? – испуганно спросил Пашка.
- Борщ готов. А твои уроки?
Пашка протянул маме прописи.
- Букву «Ш» написал.
- А математику?
Пашка потупил нос и пошел назад на кухню за тетрадкой. Математика ему нравилась. Он быстро решал примеры. И сложные, и простые. Но вот задачи… Задачи выходили у него плохо, почти со скрипом.
Пашка принес тетрадь в зал.
— Вот, - буркнул он, протягивая тетрадь маме. – Задача!
- Читай.
Пашка нашел нужную страницу и начал читать по слогам:
- На-й-ди па-ру. Ко-го боль-ше?
Ниже, под задачей, были нарисованы лохматые собаки и пушистые кошечки. Паша взял карандаш и быстро соединил животных. Рисунков с кошками было меньше.
- Больше собак, - уверенно сказал Пашка. – Собак шесть и кошек три.
Мама внимательно посмотрела в тетрадь.
- Тут написано, что надо составить задачу по схеме и ответить на вопрос «На сколько больше собак?»
Пашка посмотрел на маму, потом на задачу, почесал в затылке и сказал:
- Не знаю.
- Смотри, - сказала мама и взяла из шкафа листок для записей. – У тебя шесть собак. Значит пишем «6». И еще три кошки. Пишем рядом «3». Ставим между ними минус и получаем пример. Ответ: три.
Паша удивленно посмотрел на маму.
- Почему три? Шесть будет!
Теперь мама удивленно посмотрела в тетрадь.
- Почему шесть? – спросила она.
- Животных же девять. Девять животных, минус три кошки, будет шесть!
- Будет три, - уверенно ответила мама. – От собак нужно кошек отнимать.
- Шесть! – возразил Пашка. - Кто из нас в школе учится? Я или ты?
Мама перевернула листок и быстро нарисовала шесть кругов в ряд и три треугольника под ними.
- Давай решать так. Зачеркиваем по одной собаке и кошке.
Она прочертила три линии и на листке остались три пустых круга.
- Сколько осталось кругов?
- Кругов три, - ответил Пашка. - Но правильный ответ: шесть!
Мама схватилась за сердце и ушла на кухню пить валерьянку. И тогда в комнату пришел Вовка.
- Показывай свою задачу. Что вы тут решить не можете?
Вовка математику не любил, от слова совсем. Ему больше нравилась информатика. Он даже верил, что следуя алгоритмам можно сделать все. Даже решить сложную задачу.
- Ага. Шесть собак, три кошки. Кого больше и на сколько? Ответ: три.
- Шесть! - недовольно сказал Пашка. – И вообще, кто тут математик, я или ты?!
Вовка даже присвистнул от удивления. Он достал из шкафа листки для записей и скатал из них девять шариков.
- Тогда решаем так. Ставим шесть шариков-собак в ряд и три шарика поменьше под ними. Каждый шарик – это 1. Там, где шарики-кошки кончились, будет ноль. У нас получается ряд: 1 1 1 1 1 1 и ниже 1 1 1 0 0 0.
Пашка задумчиво посмотрел на ноли и закричал:
- Я по-о-о-нял! Нужно посчитать кого не хватило!
Потом он серьезно посмотрел на Вовку и сказал:
- У вас задача неправильная. Если бы мне сразу сказали, что считать надо кого не хватает, я бы давно ее решил.
Вовка потрепал брата по волосам.
- Эх, ты, матема-а-а-тик. Если бы знаменитые физики кричали бы над каждой школьной задачей, они бы никогда не вывели свои законы.
- А вот возьму и вырасту ученым, - серьезно ответил Пашка. – Буду неделю сидеть за формулами и задачками, а в выходные возвращаться домой, на мамин борщ. И по-другому я не согласен!
Декабрь 2021
Свидетельство о публикации №221120501818
Спасибо, Наталья!
Рефат Шакир-Алиев 07.12.2021 06:35 Заявить о нарушении