Кошкино золото

Там, где зеркальная гладь реки зелёной змейкой скользит меж высоких скал, где на месте извержения древних вулканов стоят высокие камни, со времён далёких живёт в народе память о великой Золотой богине, которой предки поклонялись, а она им помогала жить привольно да зажиточно.

Куда пропал идол, сверкающий, в образе прекрасной женщины, не знает никто, но нет того на земле уральской, кто не хотел бы его найти.

Опасность подстерегает любого, кто отважится, но когда это русского человека останавливало?

Говаривали в старину, что открыться Богиня должна людям случайно, после того как поймёт, что народу без неё со своими бедами не справиться. Давно, казалось, это должно было бы произойти: сколько войн да междоусобиц на земле родной! Но нет, выходит, ещё испытания не пройдены.
И вдруг!
 
— Смотри, вот же она, Золотая баба! — с нескрываемым испугом вскрикнул Захарка, ткнув пальцем в поблёскивающую в темноте пещеры фигуру.
— Подожди! Не видно тут ничего. Давай её вытащим на берег, — ответил Дёмка.
Втроём с Егором они выволокли находку на песок.
— Да какая же она Золотая!

Молодые старатели дружно расхохотались.

Вот и несколько десятков лет назад в заводской конторе маленького уральского городка, признанной «золотой столицы» России, хохот стоял не меньший.
— Вы гляньте, каков фартовщик! Золота целый куль притащил. А мы-то, дураки, моем днями, намываем с гулькин нос. А тут! Самородки, не меньше! — смеялись от души рабочие завода.
— Что не так? — обиделся учитель местной школы, приехавший в Берёзовский завод из подмосковного городка. — Разве не золото?
— Эх, вы, учёный человек! Вот, смотрите, — и мастер чиркнул одним камешком о другой, искры разлетелись по сторонам, — огонь! Сера! Это спички наши. Колчедан.
А проще сказать — «кошкино золото». Вот так, Глеб Михалыч! Учитесь камни различать. Раз уж увлеклись.
— Что ж теперь? Выбросить их? — расстроился Глеб.
— Зачем? Наши бабёшки любят украшения с этим самоцветом, хоть и чистить его приходится часто, зато блестит лучше золота и крепкий. А ещё зеркальце из него можно сделать. Да вон хоть из этого куска, он уже и готов, чуть обрамить — и дари зазнобе.
 
Успокоился учитель, обижаться перестал, поблагодарил за науку да в школу отправился: детишки ждут.

С тех пор, как приехал он по вакансии на завод, так и жил: есть время свободное — камни ищет, в остальное — уроки да чтение литературы по старательскому делу. Стихи писать совсем забросил, журналы столичные не открывал — затянуло. В тесной квартирке ещё раз рассмотрел самоцветы.

Мелкие камешки решил отдать огранщику, пусть приспособит их в украшения. А тот, зеркальный, гладенький, оставил себе. Под присмотром мастера довёл подарок до ума. Кому подарить, давно в уме держал.

Был у него в классе ученик один, Захарка, тщедушный, одни глаза светятся. А такой умница: и считает, и пишет, и стихи запоминает на лету. Жаль, иногда начинает заикаться да вздрагивать. Но добрый, ласковый мальчонка. Всё крутится вокруг учителя, ластится.

Приводила его в школу сестра старшая, ни матери, ни отца у них не было. Узнал Глеб, что беда с семьёй горного мастера случилась года два назад: погорели.

Детей успели родители спасти, а сами не выбрались.
 
Пришлось малым переехать к тётке из родных мест. И то спасибо, что пустила, но работают племянники на старуху с утра до ночи, спуску она им не даёт, куска без спросу не взять.

Девушка совсем потерялась, согнулась, платком серым укрылась, глаз не поднимает. Худая, бледная, за любую работу хватается: и шьёт, и кружево вяжет, и вышивает — мастерица, каких поискать. А деньги всё тётка забирает, кормит скудно, попрёками замучила. Но Глеб-то разглядел, как хороша девица: глаза огромные, ясные, носик ровный, а губы алые.

Как ей себя, настоящую, показать? Вот и пригодилась находка — камешек зеркальный. Глянула девушка в полированную поверхность и обмерла. Уронила золотистый самоцвет.
— Что случилось?
— Не я это! Кто?
— Уляша, вы и есть! Краше вас нет никого в округе. Несчастья задавили, забота, работа тяжёлая, вот вы и разуверились в себе. Но пройдут беды, вам за ваше сердце золотое обязательно воздастся. В отраженье душа прекрасная. Верьте! Но смотреться в зеркальце часто не надо, и носить камень с собой нельзя. Сложный он, хитрый. Не успеешь оглянуться — подчинит себе, жить заставит по-своему. Это мне мастер сказал, он в самоцветах разбирается. Осторожно!

Да где там!
Уля как впилась в камень-зеркальце, так и не отпускала ни на минуту. Что ни делает, а оторвётся и посмотрит на себя. И всегда камень при ней, неотлучно.
 
Прошла неделя, зеркало полностью девушку в полон взяло.
Мысли злые в голове, беспокойство в сердце: «Когда ещё мне отдача-то будет за работу? Я же красавица писаная, а годы идут. Нельзя жить для других, пора и о себе подумать».
Братик стал мешать. «Вот не было бы его рядом — все бы деньги на себя тратила, оделась бы, обулась, с кавалерами бы познакомилась. Там, глядишь, замуж вышла бы выгодно. А с обузой — кому я нужна?»

Учитель, конечно, слова ласковые при встрече говорил,
Захарчика баловал.
«Разве Глеб мне пара: бедный, живёт в казённом жилье, кто он? Нет, богатый и знатный жених нужен с такой-то красой, - мечтала девица.

Подумала ещё недельку да сговорилась с монашками, что возьмут они сироту в приют. Увела. Оставила маленького, жалкого. Захарчик как будто голос потерял. Ни слова от него. Тихо сидит в закутке, не ест, не пьёт.

А Улите и дела мало.

За месяц многое девица в своей жизни поменяла. Стала цену большую за работу брать. Всех своих заказчиков нерадивых обошла, припугнула, чтобы долги срочно вернули.
 
Тётку тоже отшила, как бритвой, мол, не будет даром батрачить, и денег пусть старая не ждёт от неё сверх оплаты за жильё. Есть стала сытно, раздобрела, платье новое купила. «Тётку бы ещё извести как-нибудь, болеет, скоро работать не сможет, ухаживать за ней радости мало. А дом у родственницы крепкий, пригодится», — поселила чёрную думку да и не стала откладывать дело бесовское.

Месяца не прошло, как дом освободила, а родственницу — на кладбище: смесь адская действует верно.
 
Глеб как-то встретил на улице — не узнал: гордая, неприступная. Спросил про брата. Улита ответила, что забрали родственники, пусть не волнуется. С тем и разошлись, в долгие разговоры девушка вступать не стала: ей пора кого повыше присматривать.
А тут вовремя приехал сын управляющего. Уля умело попалась на глаза богатому
красавцу, обратил он на хитрюгу внимание, увлёкся, казалось, всерьёз. Но как до свадьбы дело дошло, рассмеялся от души: какая она ему жена? Пусть деньги за грешную связь берёт и радуется. А жениться на простой девке он
не собирался.

Беда! Не ожидала Улита такой подлости, нельзя подобное оставлять безнаказанно.
В ночь-полночь пошла к любовнику, вроде мириться. Мол, не женишься — так не надо, согласна на прежние отношения.

А уходя, чиркнула краем зеркальца своего по камню колонны в гостиной. Вспыхнуло пламя, охватило портьеры тяжёлые. Спал молодой, да ещё и под градусом, не проснулся даже.
Так и задохнулся в дыму.

Поняла Улита, что в городке оставаться не нужно. Кое - какие сбереженья да ценные вещи были ею заранее в старой штольне — небольшой пещере у обрыва — спрятаны.
 
Собрала вещички да и отправилась туда. На выходе из схрона не удержалась, ещё раз глянула в своё любимое зеркальце.
А там лик ужасный, губы кривые, глаза узкие, злобные, лицо перекошено. В страхе уронила камень.
В этот момент обрушилось перекрытие в штольне и погребло злодейку под грудой земли и камней.

Прошли годы.

Рос городок, люди менялись. В семье учителя подрос маленький Захарка, которого наставник нашёл и забрал к себе в память о любимой им сестре.
Река смыла воспоминания, но не исчез у людей азарт поиска золота.

Однажды подросшие сыновья Глеба и приёмный Захар отправились в обычный старательский поиск.
Спустились под горку к самой реке Пыжме. На песке у завала в пещеру им попался на глаза небольшой камешек золотистого цвета.
Дальше — больше: оказалось их не менее десятка. И, по всему, из пещеры след.
Как тут не попытаться вход в штольню откопать!
Свет от реки невелик, но что-то в глубине есть, фигура какая-то из поблескивающего материала.
«Неужто Золотая баба?»
Подняли добычу, понесли на свет.

— Что-то лёгкая! Золотая бы намного тяжелее при такой форме должна быть.

Рассмотрели на песке внимательно.
— Нет, не золото, смотри: побежалость кругом от сырости.
«Точно баба, видно, молодая, лицо злобное, страшное».
 
Расстроились парни: как есть «кошкино золото» играет, то там, то здесь заполняет собой все живые полости, и получаются диковины: колчедан — он такой, улитка ему попадётся рядом — он её в золотистую брошку превратит, старатели иной раз и животину мелкую находили, всю проросшую камнем хитрым, и спил деревьев.

Где самоцвет огненный, там смотри и удивляйся. Но чтобы человека мёртвого камень в себя превратил — такого в округе не бывало, точно!

— Это ж надо, как проросло «кошачье золото», — подтвердил догадки братьев Захар. — Как будто я знаю мертвячку? Не могу понять. Смотреть неприятно, а чувство, что как-то мы связаны.
 
Дёма с Егором только головами покачали.
— Бросить эту уродину здесь?
— Не, домой понесём. Диковина всё же! Пещерная царевна!

Постаревший отец увидел находку и в ужасе отшатнулся.
— Улита! Как же я перед тобой виноват! Мой подарок тебя погубил. — Слёг старый учитель с болью в сердце да и не встал уже, как сыновья ни старались.
 
От греха отдали братья свою добычу управляющему. Тот доложил в столицу.
 «Царевна пещерная» заинтересовала и музейщиков, и учёных. Приказано было срочно отправить диковинку в Петербург. Но пока собирались, пока документы оформляли, пришли времена лихие.
Всё смешалось в государстве, не до находок стало. Хотя приказ есть приказ:
отправили посылку в музей геологии.
А там тоже неустроица. Нет порядка. Кинули ящик в подвал да и забыли о нём на долгие годы.
 
Случайно как-то наткнулись на посылку из Берёзовского, открыли, а там камни, покрытые окисью, и всё! Ромбы, кругляшки, палочки — «кошкино золото».

Одна надпись на ящике — «Пещерная царевна». Обман!

И золото ненастоящее, и «царевна» рассыпалась, исчезла.

А истинная «Золотая баба» где?
Кто знает? Разве что река, что несёт свои «святые воды» мимо приисков рыжих, моет песок рудный, открывает закрома волшебные.

Живёт земля самоцветная трудно-весело.
 Не пришло пока время открыться древним святыням: не все испытанья
люди уральские прошли, какие им назначены, не все уроки
выполнили.

Не научились ещё отличать ложь от правды.

А как проверишь? Камни помогут? Или, наоборот, замутят голову?
 
Осторожнее!

 Блестит золото, сверкают камни, отражается в них красота земная, но и злая сила проглядывает.

Что есть в тебе, то и видишь.


Словарь:
1. Золотая баба — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири.
2. Город Берёзовский — «золотая столица» России (1748 г.). Здесь расположен самый долгодействующий золотой рудник в мире.
3. Пирит — редкий минерал, который имеет несколько названий:
Камень инков;
Камень здоровья;
Серый колчедан;
Железный колчедан;
Алмаз альпийский;
Золото дурака;
Кошачье золото;
Бравоит;
Перит.
Золотисто-жёлтый цвет этого минерала похож на цвет золота.
 Но между самородным золотом и пиритом существуют большие различия в физических свойствах. Золото гораздо тяжелее. Его удельный вес — 19,2 г/см3, удельный вес пирита не превышает 5,2 г/cм3.
Различается и цвет черты минералов. Если провести кусочком самородного золота по
излому фарфорового брикета, получим блестящую золотую черту, пирит же даёт чёрную черту.
4. Пирит в поверхностных условиях может замещать карбонат кальция и другую органику, образуя псевдоморфозы.
Так, например, в музеях можно увидеть раковины древних моллюсков, в которых золотистый пирит полностью заместил белое карбонатное вещество раковины.

В геологической литературе описан пример, когда тело погибшего
шахтёра было замещено пиритом, при этом форма тела и одежды сохранились (Германия, Фалунские рудники, 18 век).
 
Для того чтобы пирит заместил органическое вещество тела погибшего горняка, понадобилось около тридцати лет.
 
Взрослые дети погибшего увидели, как выглядел их отец.
На воздухе этот уникальный экспонат за несколько лет окислился и разрушился.


Рецензии
Столько всего интересного у Вас читаю! Вспоминаются истории, которые и сама слышала в детстве на Урале, в Поволжье и в Сибири. И ещё, конечно, очень люблю Бажова...

Светлана Евстигнеева   20.01.2022 20:25     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за добрые слова! Здорово, что мы с вами на одной волне. С уважением, Людмила.

Людмила Павельская Вощинина   21.01.2022 15:06   Заявить о нарушении