Актер Владимир Кенигсон

Блиставший на легендарной сцене Малого Театра актер виртуоз Владимир Кенигсон эксплуатировался в советском кино, прежде всего за счёт своей фактурной внешности иностранца и умению наделить своего героя негативной харизмой. Актер известен зрителю, прежде всего по фильмам о гражданской и Отечественной войнах ролями хитрых и опасных врагов советской власти.

Кенигсон В. В. родился в 1907 году, 25 октября, в Симферополе. Его отцом был Владимир Петрович Кенигсон – дворянин, присяжный поверенный, по происхождению – швед, а мать будущего артиста – женщина из народа, кухарка, которая даже не была обучена грамоте. Владимир был очень поздним ребенком, на момент рождения мальчика отцу было за шестьдесят.

Отец рано умер, и маленький Володя Кенигсон жил вдвоем с матерью. Она работала в ЧК уборщицей. Маленькая семья из двух человек жила на чердаке над квартирой председателя ЧК – Папанина. Жили очень бедно. Мать смогла устроить Володю в симферопольскую гимназию, где он смог отучиться только 4 года.

В тяжёлое время февральской революции, мальчик, чтобы прокормиться, оставил гимназию и продавал ириски, затем прибился к театральной труппе. Уже после окончания гражданской войны учился в студии при Крымском драматическом театре.

Позже Владимиру Кенигсону приходилось жить и играть в театрах других городов. Некоторое время актер успешно работал в Днепропетровске. В войну артист вместе с эвакуированным театром из Днепропетровска попал в Барнаул. В том городе судьба подарила ему встречу со знаменитым Таировым. Режиссер вместе с артистами Московского камерного театра тоже жил в это время в Барнауле, в эвакуации. Владимир Кенигсон пригласил Таирова посетить спектакли со своим участием. Позже актеры Камерного театра, присутствовавшие при тех событиях, вспоминали, что Кенигсон играл на сцене настолько профессионально и убедительно, что это вызвало у режиссера желание ввести его в состав своей труппы и взять с собой в Москву Поначалу совсем еще молодой актер играл роли характерных стариков в постановках мировой классики.

В Камерном театре колоритного актера заметил крупный режиссёр Сталинского кино Михаил Чиаурели и пригласил на роль нацистского генерала Кребса в свое кинополотно «Падение Берлина». Кенигсон создал сильный образ умного и жестокого врага, и его игра была высоко оценена в советском кино и лично товарищем Сталиным. В то время было принято не расчеловечивать врагов, а изображать их сильными и достойными противниками.

Далее последовала череда выразительных ролей шпионов и заговорщиков. Английский шпион Пол Дэкс – «Незабываемый 1919 год» (1951). Вражеский разведчик Снайдерс – «Дорога» (1955). Белый полковник и руководитель заговора военспецов Виктор Михайлович – «Огненные вёрсты» (1957). Старый вор - карманник Кардинал «Цепная реакция» (1962). Бандит-анархист Кривой – «Чрезвычайное поручение» (1965). Пленный белый генерал «За час до рассвета» (1973). Мошенник Гомельский – «По данным уголовного розыска...» (1979) и другие яркие роли.

Были в фильмографии актера и положительные роли, которые были сыграны Кенигсоном не менее убедительно. Полковник милиции Иван Васильевич Зотов - «Дело "пёстрых"» (1958), председатель ГубЧК Август Яковлевич Берзинь – «Сотрудник ЧК» (1963) и т.д.

Параллельно работе в кино Владимир продолжал развиваться как театральный актер. После закрытия Камерного театра в 1949 году Кенигсон был принят в знаменитый Малый театр. Оказавшись в окружении великих артистов, изначально Кенигсон находился на второстепенных ролях, но благодаря трудолюбию и таланту стал одним из ведущих актеров этого театра. Он много играет в классическом репертуаре. Коллеги любили его и отзывались о нем как о великолепном партнере и неподражаемом артисте. К счастью, мы можем лицезреть виртуозную работу Владимира Владимировича на сцене в десятках телевизионных фильмах-спектаклях, в которых актер исполнял центральные роли.

Самым неприятным для актера занятием было безделье, поэтому трудился он постоянно, непрерывно совершенствуя свое мастерство. При всей загруженности в театре и кино, он успевал работать на радио и на дубляже. При этом ни разу Кенигсон не позволил себе опоздать, прийти, не зная наизусть текста, и тем более схалтурить.

Работать с Кенигсоном было не просто, так как он был требователен не только к себе, но и к другим. Но при этом в процессе Владимир Владимирович охотно делился знаниями и стал для многих начинающих артистов наставником.

Самые известные театральные роли актера Владимира Кенигсона: Кречинский ("Свадьба Кречинского").
Кучумов ("Бешеные деньги).
Иудушка ("Господа Голавлевы").
Стайн ("Ярмарка тщеславия").
Петр ("Власть тьмы").
Сиплый ("Оптимистическая трагедия").
Паскуалино ("Рождество в доме синьора Купьелло").
Чичерин ("Признание") и др.

В 1956 году Кенигсон попробовал себя в роли театрального режиссера и поставил спектакль по пьесе Саважона – "Ночной переполох".

Работа в кино
Талант Владимира Кенигсона нашел воплощение в целой серии кинематографических работ, которые принесли актеру признание и любовь широкого зрительского круга.

Наиболее яркие киноработы Кенигсона: "Падение Берлина". "Чрезвычайное поручение". "Два билета на ночной сеанс". "Право первой подписи". "Взрыв после полуночи". "Майор "Вихрь". "Семнадцать мгновений весны". "Бегство мистера Мак-Кинли". "Последняя жертва". "Средство Макропулоса". "Берег". "Голова Горгоны". "Следствие ведут Знатоки".

Актер дубляжа
Владимир Кенигсон много работал на озвучивании иностранных фильмов и советских анимационных лент. Его голосом говорят Луи де Фюнес, Жан Габен, Тото и другие звезды мирового кинематографа. Кенигсона называли асом дубляжа.

Работу актера на дубляже иностранных фильмов следует отметить особо, ведь его голосом говорил в советском прокате выдающийся французский комик Луи де Фюнес. Когда де Фюнеса пытались озвучивать другие актеры, зритель не воспринимал в полной мере харизмы и экспрессии француза. Когда сам Луи де Фюнес ознакомился с дубляжем Кенигсона, то был восхищен и остроумно заметил: «Не знал, что я такой хороший актер».

Личная жизнь
Со своей будущей супругой Владимир Кенигсон познакомился еще в довоенные годы, в Днепропетровске. Они вместе играли в местном театре. Девушку звали Нина Чернышевская. Она, так же как и Кенигсон, не имела специального актерского образования, но благодаря своему таланту смогла стать театральной звездой Днепропетровска.

Когда Владимир Кенигсон влюбился в Нину, она была замужем. После ее развода влюбленная пара зарегистрировала свои отношения. Брак между Кенигсоном и Чернышевской был заключен в 1938 году. В 1939 году у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Впоследствии она стала успешной актрисой, служила в Малом театре, потом в Театре на Таганке.  Наталья Владимировна Кенигсон – дочь Владимира Кенигсон – была замужем за знаменитым актером Алексеем Эйбоженко.

Уход из жизни
После смерти актера в 1986 году его близкие говорили, что он никогда не жаловался на здоровье, был очень терпелив. Однажды он на ногах перенес инфаркт, что выяснилось только через несколько дней, после снятия электрокардиограммы. С больным сердцем актер продолжал работать в театре, сниматься в кино. Владимир Кенигсон скончался в Москве, в больнице. Незадолго до его смерти лечащий врач решил проверить память своего знаменитого пациента и попросил Кенигсона назвать свое имя. Актер не смог ответить, но произнес: "Как у Маяковского…". 17 ноября его не стало. За несколько лет до ухода получил звание Народного артиста.

Похоронили Владимира Кенигсона на Ваганьковском кладбище. Рядом с ним лежит в земле его зять – Алексей Эйбоженко, покинувший этот мир в молодом возрасте, в 1980 году.


Рецензии