Чёрно-белый мир, часть первая

      



Она вновь появилась на том же самом месте, где я её месяц назад, как и в прошлом году - тщательно пытался уничтожить, убрав все следы, чтобы больше не мозолила мне глаза. Ничто не помогло, и видимо придётся прибегнуть к самым радикальным мерам! В этот раз к горизонтальной прибавилась вертикальная трещинка в штукатурке, под прямым углом, тоже абсолютно ровная и прямая, словно проведённая по линейке, идущая вниз почти до самого уровня верхней кромки двери , чуть левее её.
Ну что же... молоток лежал совсем рядом- в прихожей, во встроенном шкафу вместе с другими инструментами, оставшимися в коробке после последнего косметического ремонта. Да и зубило, я помнится как специально вчера нашёл, когда перебирал в машине ведро с болтами... Спать мне почему-то совсем расхотелось, тем более завтра - выходной...Контур вновь проступившей на белой оштукатуренной стене трещины в форме лежащей на боку большой буквы "г" снова проступал чуть выше верхней кромки двери в ванную комнату, чуть левее, прямо под антресолью … Все мои попытки затереть её шпатлёвкой, как и в прошлые ремонты дали лишь временный положительный результат, и по прошествии месяца или двух - трещина упрямо проявлялась, словно дефект на фотоснимке! Она упрямо жила по каким-то своим, неведомым законам, явно задавшись целью отравить мне жизнь - заставив разочароваться в способностях домашнего мастера, отвлекая мысли в направлении возвращения к ненавистному мной ремонту квартиры...
Оставалось одно - взять зубило, молоток и сбить этот кусок штукатурки, после чего наложить новый слой, заодно выяснив причину такого проявляющегося всё время дефекта.

Вот здесь-то меня и ждал неожиданный сюрприз -
под слоем штукатурки оказалась не ожидаемая кладка из красного кирпича, а непонятно для чего и как оказавшийся здесь деревянный люк, обшитый дранкой и оштукатуренный заодно со всей стеной. Непонятно…
Стенка в полкирпича отгораживала пространство коридора от ванной комнаты и этот люк , размером с большую оконную форточку должен был выходить прямо возле висящей на шнуре в углу лампочки. Зачем?..
Однако... лучше бы заложить этот проём кирпичной кладкой и все проблемы с рассыхающимися досками, а заодно и с появлением надоевшей трещины- будут решены.
Тем более, что в подъезде уже вторую неделю лежат мешки с битыми кирпичами- рабочие забыли вывезти после перепланировки соседской квартиры...
А у меня осталось полмешка сухой штукатурки, цемент и кое-что ещё после ремонта своей квартиры. Не успел пока выбросить , вот и пригодится...
Простукивание молотком показало, как и должно быть, пустоту под деревянным щитом. Да и как иначе? Там ведь была ванная... Через открытую дверь в коридор струился свет электрической лампочки , освещая пол коридора и мусор после моих стараний... Осыпавшаяся штукатурка хрустела под домашними шлёпанцами , навевая мысль- поскорее закончить это малоприятное дело...
Первой мыслью было - ударами молотка по шершавым, не струганным старым доскам, выбить люк внутрь, но он не поддавался этим усилиям. При внимательном рассмотрении я обнаружил поржавевшую железную раму, внутри которой этот деревянный люк был установлен на скрытых шарнирах и закрыт на непонятной конструкции защёлку, не отпиравшуюся очевидно со дня постройки дома, так она старо выглядела.
Не смотря на то, что зубило и молоток вселяли надежду справиться и не с такими запорами, я всё же тронул рукой сей механизм и, нащупав какой-то рычажок с небольшим усилием передвинул его назад, скорее интуитивно, чем в результате титанических усилий ума.

Совершенно неожиданно, словно провалившись в серую пустоту, люк открылся во внутрь...(?) Но как?! Ведь там, был ещё слой штукатурки на внутренней части стены ванной комнаты, однако... Несмотря на открывшийся за люком провал в серую, мерцающую сумеречную пустоту , стена в ванной оставалась девственно- нетронутой, без вывороченной дыры и осыпавшейся бесформенной грудой штукатурки на кафеле пола. Словно я ничего не крушил и не колотил каких-то десять минут назад с противоположной стороны... Тем не менее из коридора я видел открывшийся во внутрь люк, а в этом "внутри", если посмотреть из ванной - этого люка не наблюдалось вовсе, даже штукатурка на стене не потрескалась!... Хм...

Но там, в сумеречном свете открывшегося проёма явно было пространство, гораздо большее , чем толщина стены! Туда моя рука свободно проходила по самое плечо и не встречала никакой преграды... И никакой лампочки, светившей под потолком, ванны или признаков знакомых предметов. Просто серая, сумеречная пустота, отозвавшаяся гулким эхом на мой крик "Эй!", эхом - какое бывает в пустых, лишённых всяких признаков присутствия живущих в них людей комнатах, в виде мебели, штор на окнах и прочих вещей , поглощающих звуки, подобно тому как ковёр на полу заглушает шаги.

Однако там было не совсем пусто - там был... сумеречный свет... Свет , освещавший … что- очень знакомое и незнакомое одновременно. Это была … моя квартира, но... совершенно пустая! В ней не было ничего. Абсолютно голые стены, полы и даже дверных ручек не было видно на дверях. Не было побелки на потолке, краски на подоконниках и батареях, полы серели оструганными досками, потемневшими от времени...
Лишь серая штукатурка стен сливалась с серым потолком . Серым прямоугольником выделялось окно с неокрашенными деревянными рамами, сквозь серое от пыли стекло нехотя проникал какой-то угасающий , едва различимый дневной свет...
«Прямо как в чёрно-белом кино!»- промелькнула у меня в голове мысль. Однако, любопытство брало верх над убеждениями разума и мне очень захотелось исследовать это пространство. Я осторожно протиснулся в открывшийся лаз, встал на пол и огляделся... Первым предметом, попавшимся мне на глаза в этом тайном помещении оказалась обыкновенная отвёртка. Та самая отвёртка от моего мотоцикла, которого уже давно не существовало в природе. Эта отвёртка потерялась более двадцати лет назад и - вот она лежит на полу, под ногами. Как будто только и ждала, что её найдут через такое продолжительное время, даже не заржавела!
За окном комнаты мерцала слабым светом серая пелена, словно стояли сумерки и был густой туман. Уличный пейзаж разглядеть было совершенно невозможно, поэтому я направился дальше по этой странной квартире. В коридоре почему-то отсутствовал дверной проём, вместо него была сплошная стена, на месте входной двери в квартиру из подъезда. Дверь в ванную комнату оказалась приоткрытой, никаких коммуникаций - ванной, труб водопровода и признаков электропроводки освещения не было. Только голые серые оштукатуренные стены да толстый слой пыли на бетонном полу... Пройдя дальше, в помещение кухни, я обнаружил нечто необычное. Как и в комнате, серый туман за пыльными стёклами окна, голые оштукатуренные стены, но посередине пола светился ровным матовым светом прямоугольник крышки люка, очевидно ведущего куда-то вниз, в подвальное помещение из моей квартиры , расположенной на первом этаже. Такого я не ожидал! Раньше я никогда не заглядывал под листы покрашенного оргалита, которыми был покрыт пол в моей квартире ещё предыдущим хозяином. Однако теперь, в этой серой загадочной копии квартиры всё было на уровне чернового ремонта, даже дощатый пол не был выкрашен, очевидно после строительсnва и я увидел то, чего не мог увидеть раньше. Крышка люка светилась и была изготовлена явно не из досок, как весь остальной пол. Это была плита из некого материала, полупрозрачного и твёрдого как камень. На ощупь прохладного, слабо светящегося, словно полупрозрачного бело-молочного цвета, будто бы подсвеченного изнутри неведомым источником света. Никакой ручки, или чего-то подобного, я не обнаружил. Лишь круглое отверстие такой величины, что в него могла пролезть разве что отвёртка, виднелось посередине прямоугольника, ближе к краю у которого я стоял...
Отвёртка? Хм... Я машинально держал в руке отвёртку, найденную на полу, вот тут -то она и пригодилась! Вставив в отверстие стальное жало отвёртки я слегка нажал на неё. Раздался лёгкий щелчок и загадочная крышка исчезла! Исчезла, словно выключили изображение на экране телевизора и на её месте стали видны ступени лестницы, ведущие вниз. Ступени были обычными бетонными, как в подъезде панельного пятиэтажного дома, какими был застроен весь наш район города. Пахло высjхшим цементом, ржавчиной и немного осенью.
Любопытство заставило меня шагнуть на ступени лестницы и вскоре я оказался в полутёмном коридоре, напоминающем подземный переход. Серые бетонные стены, бетонный пол.. В десятке шагов - ещё одна похожая лестница, ведущая вверх, к светившемуся матовым светом прямоугольнику выхода наверх...
Серые стены, мокрый асфальт, птицы молчат, дым по земле... Осень... Почему-то серым был не толmко асфальт, дома.. Деревья с заcохшими листьями, трава, небо- всё было окрашено в различные оттенки серого, как в чёрно белом кино... Боковым зрением. расплыdчато и неясно я видел движение. Это были силуэты идущих людей, едущих автобусов, автомашин. Но стоило сконцентрировать взгляд на них и всё расплывалось, таяло, превращаясь в серую светящуюся пелену, застилающую небо и всё свободное пространство вокруг. Тишина. Вернее монотонный приглушённый шум чего-то, напоминающего шум осеннего ветра. Хотя ни один лист на деревьях не шелохнулся, паутина в засохших ветвях кустов над черной стоячей водой озера, окружённого зарослями ивы - неподвижно замерла, словно в ожидании того, что её кто-то потревожит... Этого озера я раньше не видел возле своего девятиэтажного дома, но и самого дома я не увидел, обернувшись назад туда, откуда пришёл сюда. Окружающие меня дома, проулки - были мне знакомы и незнакомы одновременно. Все они должны были находиться в разных городах, за тысячи километров друг от друга, где я жил раньше в разное время, разделявшее их на десятилетия! Но вот, они стоят передо мной, в тишине и безмолвии ожидая чего-то от того, кто их здесь собрал и оставил с не ясной целью. Я начал вспоминать, что в некоторых из этих домов было моё жилище и чувствовал, что нужно лишь вспомнить - куда я подевал ключи от входной двери, чтобы войти...домой. Домой туда, где меня уже давно нет, но это по прежнему остаётся моим домом, ведь я помню там всё-даже запахи, которые чувствуешь шагнув на порог, запахи, которые настолько необъяснимы и неповторимы, что их невозможно забыть всю свою жизнь!
Весь этот район города окружали склоны, словно находился он на дне огромной пологой воронки, заросшей различной растительностью от лесных массивов до открытых пейзажей , похожих на саванну или степь. Вдалеке видны серые отвесные скалы, проступающие сквозь разросшийся лес и похожие на ступенчатые столбы каменные останцы, посреди заросших травами и кустарником открытых склонов. Сверху нависал гигантским куполом серый, матово светящийся небесный свод.
Странно, а почему этот кусочек старого некогда сгоревшего леса, размером с футбольное поле, промелькнув мимо в моём неясном, боковом зрении вдруг показался необычным и загадочно- притягательным ? Да, сосны... Сосны не могут, просто не могут быть такими... Огромными, несколько метров в поперечнике почерневших стволов, местами истекающих прозрачной янтарно-жёлтой смолой на ободранных шрамах коры, как после удара молнии...И что или кто, чья воля сделали их опадающие, пожелтевшие в нижней части раскидистой кроны, сдвоенные парами иглы огромными, в ладонь взрослого человека ? Иглы повисли в паутине, словно рыболовной сетью укутавшей засохшие камыши на берегу крохотного озера, отражавшего в стоячей тёмной воде небо.

«Ау...»- кричу я, но голоса совсем не слышно, он звучит лишь в моём сознании и не нарушает загадочной тишины погружённого в безветренный сон иллюзорного мира, мира, в котором я не могу разглядеть смысла или хотя бы намёка на него сквозь зеркальную призму моего разума...
Обращаю внимание на то, что все силуэты прохожих движутся только в одном направлении- от меня. Ни один из них не приближается, а едва я пытаюсь подойти к нему , то сразу начинает удаляться и растворяться в сером тумане, словно я мешаю его существованию своим желанием приблизиться, рассмотреть и прикоснуться. . Похоже, что пообщаться с обитателями этого мира мне не суждено...
Куст ивы на берегу озера оказался засохшим и безжизненным. Серые листья были сухими и рассыпались между моими пальцами, словно лавровый лист из бумажного пакетика, купленного в продуктовом магазине... Я шагал по сухой серой траве вдоль пологого берега, стараясь не подходить близко к зеркалу черной стоячей воды, отражающей небо. Отчего-то это озеро производило на меня жутковатое впечатление. Казалось, что под поверхностью скрыта бездна, опасная и ожидающая лишь моей неосторожности чтобы проявить свои неведомые опасные свойства. Я решил не подходить близко к воде. Городские кварталы незаметно отдалялись за моей спиной, растворяясь в серой клубящейся дымке сумеречного света. Впереди начинался странный , полузасохший лес, скрывающий среди своих зарослей проступающие силуэты домиков заброшенного дачного посёлка. Домики стояли, хаотично разбросанные на большой территории, заросшей одичавшими плодовыми деревьями. Среди них то здесь , то там возвышались великанами огромные сосны, с раскидистыми на вольном, не стеснённом густым лесом пространстве. Они казались неправдоподобно - огромными среди невысоких деревьев и крошечных, утопающих в зарослях кустов и высокой травы заброшенных дачных домиков. Стволы сосен достигали нескольких метров в поперечнике, были почерневшими у основания от времени и ударов молний , оставивших на их коре длинные истекающие жёлто-золотистой смолой шрамы. Нижние ветви некоторых из них засохли и, отвалившись, лежали среди зарослей одичавших кустов малины, толстыми брёвнами. Голые скрюченные ветви вздымались, словно костлявые пальцы мертвецов вверх к серому небу, высоко поднимаясь над зарослями посреди бывших садовых участков. Дощатые домики, некогда окрашенные в весёлые цвета, топорщились лохмотьями облезающей масляной краски, обнажая трухлявую поверхность деревянных досок под ней. Лохмотья тихо падали на землю, отрываясь от прикосновения моих пальцев, но не долетев до земли истаивали в воздухе, превращаясь в клубящуюся пыль, которая смешивалась с серым туманом сумеречного света... Заглянув внутрь через приоткрытую дверь в один из таких домиков я обнаружил, что он совершенно пуст. Не было ничего, даже досок пола не оказалось на месте. Голая земля, окруженная полусгнившими деревянными стенами, просвечивающимися снаружи через большие щели между старыми досками. Какой-то мусор, вроде обрывков старых бумажных обоев, битых стекляшек и чего-то ещё... Запах пыли, сухой травы и вездесущая, хаотично напутанная почти невидимыми нитями паутина. Казалось, что если бы не она, чьи нити опутывали и пронизывали все это пространство запустения и упадка, то всё давно бы рухнуло и рассыпалось в прах!
Неспешно пройдя вдоль этого участка леса по полузаросшей накатанной грунтовой дороге, я вышел к сосновому бору, в котором находилось старое кладбище. Дорога вела через лес, и кладбище осталось справа, огороженное ветхой оградой из-за которой были видны заросшие высокими зарослями подлеска и травы, старые почерневшие от времени кресты. Никуда не сворачивая дорога быстро вывела меня из бора и оставив за спиной высокие колонны коричневых стволов старых сосен, я пришёл к заросшему спелой пшеницей полю. Поле изгибалось у горизонта возвышенностью, скрывающей за собой маленькую деревню, куда вела эта дорога. Слева от дороги, там где горизонт сливался с небом, стояли три старых сосны с раскидистыми кронами. Я узнал и их, и дорогу тоже... Те самые три сосны, в которых можно заблудиться... Так говорила мне в детстве моя бабушка, когда мы с ней ходили пешком из фабричного посёлка в деревню, что скрывалась за горизонтом. В деревне был наш дом. Там жила моя прабабушка... Когда-то это была очень длинная для меня дорога. Это было далеко и очень давно. Теперь же я не понимаю как, но очень быстро подошёл к месту, где росли сосны и увидел с возвышенности маленькую деревушку. Увидел старую избу, крытую соломой, а ведь её уже много десятилетий как не существовало... Сердце билось очень сильно, дыхание становилось неровным. Я побежал вперёд. Не знаю , что я хотел увидеть там, но я бежал и бежал... Вот и знакомые бревенчатые стены. Крыша, крытая почерневшей от времени соломой. Высокая густая рябина возле обветшалого забора огорода. Запах крапивы, скошенной травы... И вдруг я понял, что всё это - лишь бутафория, большой деревянный щит, на котором были искусно нарисованы и изба, и рябина, и даже забор огорода! Щит был установлен посреди пустого, заросшего засохшей теперь сорной травой заброшенного луга, на котором в ряд были установлены другие такие же щиты с изображениями домов. Домов, в которых жили некогда наши соседи, знакомые... Комок в горле. Обида. Навернувшиеся слёзы. Что это за такой жестокий обман? Кому это было нужно?
Там, где должна быть околица деревни, возвышались отвесные серые скалы. Вершинами упираясь в небо, они стояли стеной, словно отгораживая край этого мира. Дорога вела к ним... (продолжение следует)


Рецензии