В песнях останемся мы

Опубликовано в коллективном сборнике "Мгновения" издательства "Серебро Слов", г.Коломна, 2021 год


                Когда-то в советские времена у нас в стране была весьма популярна песня Александры Пахмутовой, где есть такие слова: «Звёзды останутся юными, песни останутся юными, юными звонкими струнами в песнях останемся мы!». Кто-кто, а она со своим супругом и в 90 лет остаются юными в своих песнях. Но и мы, те, кто с детства слушал прекрасные советские песни, по-прежнему остаёмся в них «юными душой», хотя голова давно покрылась сединой. В этом и заключается сила
искусства.
               Вот сейчас я слушаю песню «От Владивостока до Карпат»
в исполнении Владимира Мулермана – и как будто двадцатилетний сижу в поезде Владивосток – Пенза, идущем по легендарному Транссибу. За окном вагона мелькают города:Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Петропавловск, Курган, Челябинск, Уфа. А в ушах звучат слова песни: «Выйди в этот час и собери серебро и золото зари…» Четверо с половиной суток я ехал на поезде, ехал домой
после двух лет службы в железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Слушая задушевные песни по местному радио, в том числе и вышеназванную, я смотрел в окно и вспоминал. Нет, не службу, она тогда
была ещё не забыта с малейшими подробностями, вспомнились в первую очередь годы детства. Особенно когда звучала песня «Ты погоди» в исполнении Ларисы Мондрус. За душу брали слова: «Детство моё, постой, не спеши уходить, дай
мне простой ответ, что там впереди». Впереди в подростковом возрасте у меня был переезд с родителями с Украины на берега Волги, в город Тольятти.
              И я невольно стал напевать про себя песню тольяттинского автора Вайнштейна: «А в Тольятти ветра многих трудных забот, и с утра до утра люди строят завод». Далее я пел песню: «Когда уйдём со школьного двора».
С него я ушёл в конце июня 1974 года. А в ноябре того же
года надел на два года военную форму. Много раз до того слышал, что письма из дома помогали солдатам в службе, но не думал о том, что есть ещё средство,
помогавшее тем же солдатам выжить в суровых солдатских буднях. Им лично для меня оказались песни, которые я помнил с гражданки и постоянно про себя их пел. Про себя, разумеется. Не только поднималось настроение, но и служба становилась легче, а проходила она, как пелось в одной из песен, на территории «бесконечной сибирской тайги». Эта песня здорово вызывала у меня ностальгию по дому, ибо там
упоминалась и моя родная «Волга-реченька, быстрая, широкая». Я мгновенно представлял себя сидящим на её берегу с удочкой в руках, а также загорающим на речном песочке.
            За год до призыва в армию я со всей страной с огромным интересом смотрел один из первых российских телесериалов «Семнадцать мгновений весны». В душу запала песня, звучавшая в фильме в исполнении Иосифа Кобзона, которая
со мной не расставалась все два года службы:
Я прошу, хоть нена;долго,
Грусть моя, ты покинь меня.
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
При этом я «сочувствовал» своей грусти, ибо лететь-то ей предстояло очень далеко, если учесть, что я ехал домой на поезде четверо с половиной суток. Но она меня тем не менее слушалась: мама потом мне говорила, что я часто снился
ей грустным. Мне же в это время снились весёлые сны. Ещё
бы! Грусть-то меня на время покидала. Вот так песня помогала мне служить.
Во время службы в армии появились у меня и две новые песни, которые я на «гражданке» ни разу не слышал. Вот одна из них:
Хорошо хоть немного
Посидеть у костра.
Но, волной набегая,
Тронул вальс берега,
А вокруг голубая,
Голубая тайга.
              Её пел Юрий Гуляев, это песня «Голубая тайга». Вот только я понять не мог, почему тайга в песне «голубая»? Вековые сосны – хозяйки нашей тайги имели цвет зелёный. Другую песню под названием «Багульник» часто крутили над нашим
таёжным бамовским военным городком по утрам, после завтрака и перед построением. Высоко на сосне висел динамик, из которого песня звучала далеко за пределы городка. Не сомневаюсь, что её с удовольствием слушали и таёжные
звери – настоящие хозяева сибирской тайги. Мы ведь были в ней гостями.
Где-то багульник на сопках цветёт,
Кедры вонзаются в небо...
Кажется, будто давно меня ждёт
Край, где ни разу я не был.
Помнится, слушая эту песню, мы с сослуживцами смеялись по поводу слов «где-то» и «кедры».
            Оно и понятно: багульник-то цвёл на наших глазах, перед нами, на очередной таёжной сопке. А кедров за два года мы так и не видели, нас окружали вековые сосны.
              Служба армейская осталась позади. Пошли другие песни. Из них на первом месте была, конечно же, «Шагает, шагает» в исполнении Марии Пахоменко:
Пройдёт много лет,
И поймёт мой студент,
Что формулы счастья в учебниках нет.
              Эта песня не покидала меня все шесть лет обучения на заочном отделении университета. Ей я благодарен за то, что она каждый раз перед очередным экзаменом и зачётом поднимала мне настроение. Кто знает, возможно, и песня внесла
свою лепту в то, что я успешно университет окончил. Я же по-прежнему «шагаю» с песней в свой родной университет. Вот только на этот раз во сне:
Качает, качает, качает
Задира-ветер фонари над головой.
Шагает, шагает, шагает
Весёлый парень по весенней мостовой.
Листает, листает, листает,
Учебник физики листает на ходу.
             Весёлый парень – это я, но только листал я тогда другой вузовский учебник – «Теория государства и права». Вернуться бы в то студенческое время! Увы, юными мы остались только в песнях, которые в юности пели во весь голос, не думая о старости, но она, такая наглая, всё же нас однажды посетила и уходить не собирается. Однако назло ей мы продолжаем петь песни нашей юности и чувствуем себя молодыми. Правда, только в душе. И то хорошо.


Рецензии
Пётр, а действительно,мы поем, и это так прекрасно! А возраст-это замечательно! Ведь и у природы есть свои "возрастные" категории :весна, лето, очень, зима. И каждое время природы, как и жизни - по-своему прекрасно! С уважением, Любовь.

Любовь Ханова   25.04.2022 18:20     Заявить о нарушении