Шашки

Ранее слышал такое изречение: «Это тебе не в шашки играть». Тогда, в молодости, в юном возрасте наверное воспринимал не так серьезно, поэтому не возражал. Но если бы мне теперь сказали такое, то изменив представление о шашках сказал бы о них : «Мир шашек – это творческий процесс, создание ранее неизвестного, грандиозное, трудное, где есть все аксиомы, арифметика и алгебра шашечной игры. Только в шашках можно бить шашки назад но не в шахматах. Сложная стратегия, высшие шашки, композиции пространственное мышление, где даже компьютеру не в силах справиться с таким объемом задач, а ведь это все перерабатывает человеческий мозг.

Поисковая задача бывает до того сложна, что приходится мобилизовать силы, но когда решена задача, она становится проста. Можно сказать и так: «Всё сложное простым оказывается, когда всё позади, и хочется вершить, а это уже пройденный этап». За несколько десятков, а то и века и то что описано уже является классикой и прежде чем открывать новое, надо поднять пласты уже пройденного человечеством, и где уже накоплен опыт. Знаменитый Алехин вначале изучил классику, а потому ему было легко, да потому что еще имел цепкую память. Шашки сродни поэтическому образу, последовательно шаг за шагом установление алгоритма, те правила для нахождения решения.

Один приём сменяет другой, память механически фиксирует и запоминает и если повторяется, то это пройденный материал, он обязательно отложится в памяти. Собрать сто кубиков Рубика с завязанными глазами, за одну минуту, или как Алёхин, играть в шахматы по памяти, на это надо не только цепкая память, а какие-то сверх способности.

Ни один шахматист не в состоянии объяснить как он думает, еще не смоделирован язык мозга. Есть вопрос и интуиция, видеть то, что не видит противник, и на ход вперед. Один ход может решить партию. Один человек высказал серьезную мысль, что возможно они помогут человечеству открыть новые фундаментальные законы Вселенной – смелое заявление.

Много книг по библиографии и истории шашек, где происхождение шашек даже уходит корнями и теряется во мраке веков. В Египте, Трои, Халдеи на памятниках встречаются шашечные доски.

Упоминается что в гробнице фараона Тету (Тайту), некоего Меркнера были росписи на стенах: они говорили что вельможей владели три страсти: охота, рыбная ловля и игра в… шашки, а это относится где то 2700 году до нашей эры. Упоминает о них: Геродот, Платон и в «Одиссее» Гомера, а также у древнеримских Овидия и Сенеки.

Чтобы убить скуку при осаде Трои играли в шашки и что их изобретением приписано воину Паламеду. А обитатели Лидийского государства в Малой Азии, мучимые в годы неурожая голодом, изобрели великолепный способ утолять его… игрой в шашки. На себе самом это я прочувствовал при игре, все забывается, от всего отключаешься…

К более современным игрокам в шашки можно отнести Петра Первого, Гоголя, а у Пушкина в стихотворении «Зима» - такая строфа: «Когда за шашками сижу я в уголке…». Любил играть в шашки выдающийся шахматист Эмануил Ласкер, его высказывание: шашечная игра – мать шахматной, и достойная мать».

Толстой сравнивал в «Войне и мире» стратегию шашечной игры со стратегией военного искусства записи в дневнике толстого говорят: «Пошёл к Дьякову. На Смоленском играл в шашки, меня заперли тринадцать, т.е. дамку и простую, дамка шла как 12 шашек и дальше: Смешно, что было неприятно. Наполеон не расставался со своей перламутровой доской, находя и черпая пример для тактики боя.

Бодянский – учитель из Киевской гимназии, почти полностью тратил весь свой заработок на пропаганду и организацию всероссийских турниров, в том числе по переписке. Приходилось встречаться с игрой глубокого ума человека, - как Шошина дореволюционного теоретика его игра это шедевры, эталон, где можно поучиться.

Мне посчастливилось видеть Гантварга, по случайности в шахматно-шашечном клубе в Минске, когда он ещё не стал советским гроссмейстером. А учился я тогда в восьмом классе и увлекался шашками. Меня отобрали за сборную г.п. Круглое в составе руководителя Маковецкого, в ту пору играющего как в шашки так и в шахматы.

Поехали вчетвером вместе с руководителем. Разместили нас в интернате, где собирались участники и устраивали баталии и разбор игр, которые проводились в течении нескольких дней.

Тогда мне в первые удалось сыграть вничью с кандидатом в мастера спорта и обыграть перворазрядника и всего набрать 2,5 очка, которых хватило на второй юношеский разряд.

Если меня спрашивали, когда успел научиться играть в шашки, я отвечал: игрой в шашки занялся ещё с младших классов, когда прибегал по соседству к отцову брату Василию и он так увлеченно мне рассказывал о шашках, что я невольно проникся духом творчества. Когда его спрашивал в свою очередь где он научился играть в шашки, он отвечал: Где ещё! В лагере для узников малолетних,- в Германии, во время войны, там лепили с хлеба и свеклы шашки, проигравший отдавал свою фигуру побежденному, вот и приходилось усердствовать чтобы добиться успехов и дядька быстро освоил несложную игру и так увлёкся что предлагал мне неучу в шашки играть, где конечно я постоянно проигрывал.

Когда жил на Дальнем Востоке, то ездили от профкома в Благовещенск, не один раз играть, и там были у меня первые места. Дарили обычно в то время грамоты и шашечные доски. Продолжая играть выискивал себе партнеров посильнее и когда проигрывал, то с уважением относился к сильнейшему партнеру по игре. Несколько раз приходилось участвовать во время работы в ПМК-206 в соревнованиях но так как они проходили вечером, а добираться в Друцк не было никакой возможности, где проживаю и сейчас, то меня хватало на один вечер. Один раз играл за г. Крупки, мне разрешили, так как сам напросился, - не было двух участников, - приехал всего один представитель от этого городка. Так я приобретал опыт от случая к случаю. Решив, что за сборную меня не возьмут, решил переключиться на г. Толочин, где проведя несколько соревнований, в том числе и среди молодежи, приобрел несколько грамот за первые – вторые места. Увлекся так, что взяв в библиотеках книги, понял чтобы их одолеть надо быть энтузиазистом этого дела. Открылось, что играли в прошлом не так уж плохо, хотя со временем стала расширяться теоретическая база и стали придерживаться теории шашек, но индивидуализм в шашках был изощренный, неоткрытое поле деятельности.

Когда у меня на сайте оказалась в друзьях сокурсница с техникума физической культуры из Витебска, где я учился параллельно с ней в разных группах, то заметил игру у неё в «Онлайн» куда меня и занесло.

Игра проходила по компьютеру. Вошёл быстро в высшую лигу набрав определенное количество очей и добрался почти до полтора тысячи очков, сыграв в игре 15-20 партий, где не видя соперников чувствовал их реакцию. Давалась минута и в минуту должен уложиться, иначе проигрыш. Мне посчастливилось не проиграть за исключением последней партии. Когда стояли над душой, чтобы увезти меня с Могилева на автовокзал. Не сосредоточившись, я проиграл незнакомой мне вовсе девушке Кристине. В этих играх были две ничьи, с одним судя по фото малышом, лет 12-13, но сейчас и молодежь хорошо играет. Меня просили дать реванш некоторые, но я отказал в виду того что хотелось поиграть с другими.

Вечером я просил Александра установить мне игру в шашки в его планшете и играл пока не перегревался или аккумулятор садился. Там можно при ошибке отогнать назад и увидеть свою ошибку. В большинстве случаев компьютер, а вернее его программа, заложенная в нем, проигрывала. Иногда забракованные теории в умелых руках становятся грозным оружием.

Играя по теории в д.Гай с Салтановым куда меня занесло чтобы поиграть с ним и его сыном, так увлекся что не заметил как быстро прошло время и нужно было уезжать, куда я прибыл на мотоцикле в летнюю пору. Играя с сыном, который по словам Николая – отца, как ещё и тренера одну партию так углубился что казалось вот она победа и даже почувствовал её. Но тут размен и всё пошло не так, и я проиграл восьмикратному чемпиону, обладателю 8 золотых наград – Илье.

Отец открыл альбом и стал показывать фото – Италии, Швейцарии и других стран, где они побывали играя в шашки, обладатель юношеских наград высказался: Давно не играл, а отец добавил – учиться на дипломата. Видимо, одаренность присуща интеллектуальным людям и не только в одном направлении, многие шашисты были и музыкантами, и поэтами, и писателями. Отец Ильи не раз печатался в районной газете после поездок, одну такую статью читал о Венеции в индивидуальном изложении.

Думается, что вскоре откроется шахматно-шашечный клуб и в Круглое где наиболее прогрессивны шашисты и шахматисты. Над этим работает Калин – предприниматель, с коим и мне приходилось встречаться всего два раза, где в первый раз он меня подловил в дебюте, а я его потом в эндшпиле.

Недавно заезжая на новогоднюю елку, президент с сыном Николаем были запечатлены у столика увлеченных шашечной игрой двух мальчиков. И это дало импульс народной игре. В заочной игре, где концовки комбинации разыгрываются и где я почти три года участвую, вдруг появились кроме знакомых фамилий еще несколько незнакомых, то ли это новички решившие попробовать свои силы, то ли появился у них дух соперничества, ибо шашки это: «И один в поле воин, коль по-русски скроен».

Игра за честь дома, посёлка, района, области, республики, особая ответственность как командная, так личная ответственность, и престиж перед теми, кто ещё только становится на путь игры в шашки. О шашках можно говорить бесконечно, но хочется закончить на мажорной ноте «Играйте в эту народную игру». Она сплачивает тех, кто хочет познавать все новое неизведанное, это как космос который только пытаются понять, настолько он огромен.

Апрель 2014 год


Рецензии