Об одном искажении истории, З. Думанов
Тип: диссертация Год: 2010 Язык: русский
Место защиты: Адыгейский государственный университет
Город: Майкоп Число страниц: 184
Специальность: 07.00.02 - Отечественная история
Ученая степень: кандидат исторических наук
«Кабарда, лишенная к тому времени (1821) значительной части своей территории, потерявшая значительную часть населения, многолетним противостоянием агрессии царизму (людские потери от боевых действий, чума, переселения части населения за Кубань и в Чечню) была сильно ослаблена. Но «кабардинцы как народ, пользовавшийся большим влиянием на Северном Кавказе», сохранили свои главенствующие позиции не только в системе иерархических связей региона, но и в генерировании престижных культурных форм. В.А. Потто отмечал в связи с этим: «Влияние их (кабардинцев) выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению; нравам и обычаям»80…»
Политика Российской империи в Кабарде: административно-правовые, социальные и экономические аспекты : конец XVIII - первая половина XIX века
Думанов, Замир Билялович
На самом деле Кабарда на 1821 год, не имела никакой территории, которая была закреплена за кем-то, как князья или уздени, не говоря о зависимых сословиях.
На 1824 год, по данным статистики и исследований русских исследователей население Кабарды было 24 000 человек об.пола. Расселялись кабардинцы на территории Балкарии по средним и нижним течениям рек Чегем, Баксан и Малка.
При этом ни один кабардинский владетель (князь) не имел земли в частном владении, так как кабардинцы в этот период ещё были полу-кочевым народом, не имели постоянной территории, оседлости, стационарных жилищ.
Вот, что писал на этот период русский исследователь С. Броневский в своей работе: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823:
«Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану:
От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать.
Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.).
Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок (Современное название Кызбурун-Х.Т.).
Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ).
Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт род Бекмурзы.
Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.
Пассаж З. Думанова:
1.«Кабарда, лишенная к тому времени (1821) значительной части своей территории…»
Господин З. Думанов, по привычке рисователя карт Х.М. Думанова, может быть нарисует Карту 1719 года, где находилась Кабарда и каковы её территории?!
2. «потерявшая значительную часть населения, многолетним противостоянием агрессии царизму (людские потери от боевых действий, чума, переселения части населения за Кубань и в Чечню) была сильно ослаблена…»
На 1724 год, Кабарда насчитывала 15 тыс. населения, на 1824 г., 24000 населения
101 летняя война по вымыслу кабардинских историков длилась с 1763 по 1864гг., и судя по З. Думанову, основные потери у Кабарды случились на 1821 год. Это сколько «десятков, а то и сотен тысячи» кабардинцы потеряли при средней численности населения с учётом чумы, естественных смертей – в среднем, если население колебалось от 15000 до 24000 человек?!
Вопрос: Где и когда в каких сражения Кабарда лишилась «сотен тысячи и миллионов» своих жителей?!
А какой город был столицей Кабарды на 1821 год?!
СПРАВКА
О расселении кабардинского этноса Е. Н. Кушева в своей исследовательской работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», в главе третьей «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников…
Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.
Далее Е.Н. Кушева пишет: «Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время…
Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья. По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р. Кизыл…», с. 91-92.
КАК ВИДНО СОВСЕМ НЕБЛИЗКО К МЕСТНОСТЯМ, ЧТО ОПИСЫВАЕТ
С. БРОНЕВСКИЙ НА 1823 ГОД!
ТЕПЕРЬ, ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАКУЮ ЛОЖЬ ПИШУТ КАБАРДИНСКИЕ ИСТОРИКИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В НАУЧНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ, СОЗДАВАЯ ОЧАГИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ПРОТИВ РОССИИ, ПРОТИВ РУССКОГО НАРОДА И НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, ПОД ВЫДУМАННЫМ ПРИНЦИПОМ «ПОТЕРЯННЫЕ ЗЕМЛИ КАБАРДЫ»
Что касается рабского подражание, вряд ли карачаевцы, балкарцы и другие народы стремились подражать кабардинским традициям. Обратимся к метру адыгского этикета доктору наук
Б. X. Бгажнокову и его исследованию:
«ОБРАЗ ЖИЗНИ АДЫГСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ЗНАТИ», 1981г.
«Простой народ феодальной Черкесии (Кабарды - Бгажноков, ещё тогда грезил о «Черкесии» Х.Т. ) трудился в поте лица на полях, на пастбищах, в домах высшего сословия.
В отличие от этого князья и дворяне высших степеней, совершенно не занимаясь производительным трудом, удерживали за собой право управлять народом и защищать его от нападений врага. Привилегированное положение адыгских пши и уорков возбуждало у них неистребимое желание внушить крестьянам и рабам мысль о своей исключительности, и потому они беспрестанно повторяли: Дэ ды къурейшы лъэпкъщ, дыгъэ-мазэм дыкъыхэкіащ. — Мы из рода курайш, солнечно-лунного происхождения. Возникновение этой формулы связано с многочисленными, быть может, выдуманными легендами9 о происхождении черкесской, прежде всего кабардинской, знати от пришельцев с Ближнего Востока, в частности арабов племени курайш 10. Недвусмысленный намек на божественную при¬роду князей и первостепенных дворян является здесь, вероятно, отголоском столь характерного для древнего Египта обожествления фараонов и вообще знати11.
Значительную часть времени проводили князья и дворяне на пирах, охоте, в состязаниях в стрельбе из лука и наездническом искусстве, в набегах на соседние племена и народы. Дальние походы рыцарей наездников с целью грабежа, известные под названием «зекіуэ», по своей значимости в экономической и духовной жизни Черкесии — одна из самых важных страниц ее истории.
Убийства соплеменников и даже близких родственников, открытые предательства народа в период его борьбы с иноземными захватчиками составили бы длинный и чрезвычайно поучительный список позорных деяний адыгской знати. «Адыгские князья, — пишет В. К. Гарданов, — не только не способствовали экономическому и политическому развитию страны, а были ему прямой помехой»47. Весьма характерной была, особенно для Кабарды, борьба между князьями за власть, ближайшие родственники, родные братья, племянники и дядья, нередко истребляли друг друга самым жестоким образом48.
В 1721 г. астраханский губернатор А. Волынский, пораженный своеобразием социальной и культурной жизни адыгов, в донесении Петру I писал: «между ними вовеки миру не бывает, ибо, государь, житье их самое зверское и не токмо посторонние, но и родные друг друга за безделицу режут»51.
В известном смысле это было действительно так. Междоусобные стычки князей и дворян тяжким бременем ложились на плечи трудового народа, шаг за шагом истощали Черкесию (Вот незадача. Кабардинские владельцы или же князья были, только – Черкесии не было, область населенная кабардинцами называлась Кабарты, жители кабартайцы, по современному – Кабарда. И чего только не выдумывают кабардинские историки – Х.Т.).
Даже и в период русско-кавказской войны, оказавшись перед лицом покорения русским царизмом, они не могли изменить привычке к братоубийственным войнам. Впрочем, все это опять-таки нельзя понимать как указание на безусловный элемент национального характера. Для феодального общества решение спорных вопросов силой оружия — дело обычное.
Простой народ Черкесии выглядел отнюдь не столь воинственно, как князья и уорки. Крепостные крестьяне и невольники, судя по всему, вообще были лишены права ездить верхом и носить какое-либо оружие.
«Крестьяне, — указывает Я. Потоцкий, — совершенно не имеют права носить кольчугу, колчан и стрелы; на вой¬ ну они отправляются в повозке и сражаются пешком»56. На свободных крестьян данные правила распространялись, по-видимому, лишь отчасти. Кстати, об этом пишет К. Пейсонель, делая к своему сообщению весьма существенное дополнение, заключающееся в том, что во время войн с другими племенами князь вооружал крепостных луками, стрелами, саблями, ружьями, а по окончании дела все это отбирал57.
На праздничных пирах и во время обычной трапезы кабардинский князь располагался на почетном месте, крестьяне должны были стоять, оказывая ему почет и уважение. Между тем у шапсугов и некоторых других западноадыгских племен представители высшего сословия не считали для себя зазорным сидеть за одним столом с тфокотлем...»66
Некоторые князья Кабарды, ссылаясь на обычаи» шудэгъазэ, вынуждали следовать за собой целый обоз крестьянских подвод, встреченных в пути. Это нарушало правила традиционной черкесской скромности и потому, кажется, не всегда оставалось безнаказанным. «В поступках этого рода,— читаем мы в указанном выше документе,—особенно отличались князья Тохтамышевы, которые своей заносчивостью и непомерной гордостью до того раздражали народ, что общественным приговором сего последнего лишены были княжеского звания».
Надо заметить, что в Кабарде, где народ угнетался в наиболее явной, неприкрытой форме, князья и дворяне легко переступали через традиционные моральные нормы.
Это касается, например, древней традиции почитания старших, беспрекословного подчинения их воле.
«Архивные документы, — пишет Т. X. Кумыков, — свидетельствуют о том, что по требованию князей и уорков крестьяне должны были нести по отношению к ним те же самые обязанности, которые они выполняли по родовой традиции в отношении своего старшего — «нэхъыжь»72.
Данная тенденция распространялась не только на экономические отношения, но также и на формы взаимного обхождения, многие из которых сохранялись вплоть до революции.
В частности, на празднествах, как было сказано, очень часто безусого князя или дворянина сажали на почетное место,
а старец из числа низшего сословия в лучшем случае стоял в углу, принимая и поедая все, что подадут гости.
Дело доходило иногда до того, что при ритуале дележа бараньей головы ухо, по традиции принадлежавшее младшему в компании, протягивали седобородому старцу, который не смел воспротивиться этой унизительной для него процедуре73…»
ИЗ ИСТОРИИ ФЕОДАЛЬНОЙ КАБАРДЫ и БАЛКАРИИ. Нальчик — 1981
Кабардино-Балкарский ордена «Знак Почета» институт истории, филологии и экономики при Совете Министров КБАССР, 1961.
ТАКИЕ ТРАДИЦИИ ЕСЛИ И БЫЛИ У КАБАРДИНЦЕВ, ТО СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ КАВКАЗА, ТАКИМ ТРАДИЦИЯМ НЕ ПОДРАЖАЛИ!
Клапрот о черкесах:
Klaproth G. Voyage au mont Caucase et en G;orgie. 2 vls. Paris, 1823:
«Les Karatcha; ne sont pas si adonn;s au bri-
gandage que leurs voisins les Tcherkesses et les
Abazes ; on entend m;me rarement chez eux les
mots de vol et de tromperie. Ils sont laborieux et
s'occupent principalement d'agriculture…», с.290.
«Карачаевцы не так склонны к обману, как их соседи черкесы и местные жители Абазес ;
в их доме даже редко слышны слова о воровстве и обмане. Они трудолюбивы и занимаются в основном сельским хозяйством…», с.290. Klaproth G. Voyage au mont Caucase et en G;orgie. 2 vls. Paris, 1823.
Клапрот об одежде черкесов:
« Tcherkesses…'habillement des hommes ressemble ; celui
des Tatares-Koumouks…, с.366.
«'Черкесы (Кабардинцы-Х.Т.) Мужская одежда похожа на одежду Кумукских татар…», с.366.
Заносчивостью, чванством, самомнением кабардинских князей и кабардинских историков, горцы Карачая и Балкарии, не страдают. И хорошо, что не страдают.
«Возможно, ни одна черта в характере черкесского князя (из Кабарды) не является более забавной, чем его высокомерие и презрительное пренебрежение, с которым он говорит о любой стране и людях, кроме своих собственных…». Э. Спенсер "Путешествия по Западному Кавказу.
Вот такие нравы у нас в Кабарде.
К примеру, о карачаевцах Э.Спенсер пишет:
«Карачаи обладают высоким характером для моральности; их дети получают образование с большой заботой, и строгое соблюдение принципов добродетели.
Когда сын непослушен своим родителям и не исправляет свое поведение после неоднократного объявления, будучи наказанным, он вынужден стоять у дверей мечети, выставленный на обозрение всех жителей деревни.
Когда его снова торжественно призывают раскаяться в содеянном зле, изменить свой образ жизни и таким образом избежать вины за то, что он с печалью опустил седые волосы своих родителей в могилу.
Если этот упрек окажется безрезультатным, его снабдят несколькими необходимыми вещами, и он - вынужденный покинуть отцовскую крышу, дверь которой теперь закрыта для него навсегда, и он и его потомки остаются чужими для семьи.
"Обман и предательство», столь часто являющиеся проклятием цивилизованной жизни, для них почти неизвестны; и если какой-либо туземец оскорбит в этом отношении или незнакомец, который пришел к ним под маской дружбы, будет обнаружен как шпион, все племя бросится к оружию, и преступник искупит свою ложь своей жизнью.
По характеру они вспыльчивы, возбуждаясь до гнева даже по самой пустяковой причине; но если они импульсивны и вспыльчивы, то в то же время кажущиеся умиротворенными и откровенно признающими-это ошибка;
и их манеры не менее достойны похвалы, ибо они вежливы и мягки, превосходя в этом отношении любое другое племя на Кавказе.
Своим правителям, князьям, они оказывают самое безоговорочное уважение и повиновение и настолько милосердны к своим более бедным собратьям, что ни один член, чей род заслуживает уважения, не может быть назван нуждающимся, поскольку он обеспечен всеми необходимыми предметами жизни за общий счет племени.
Почва страны плодородна, производит изобилие кукурузы, но, будучи холодной и горной, не дает вина, для которого у них есть отличный заменитель, sra (пиво), лучшее на Кавказе, и чем-то напоминает английского портера.
Племена Карачаев являются одними из самых красивых жителей Кавказа, светлой кожей, полными темными глазами и правильными чертами лица, чем любое племя, не претендующее на это происхождение…»
Эдмонд Спенсер | Путешествия по Западному Кавказу, в 2-х томах, 1834, 1836.
Хадис Тетуев, 06.12.2021г.
Свидетельство о публикации №221120601147