История Отечества в музыкальных памятниках

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКАХ

ЭССЕ

           Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык,
должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа,
с его историческим развитием.
В.В. Стасов

           Ничто не вызывает с такой силой прошлого, как музыка;
она достигает большего: когда она вызывает его, кажется, будто
минувшее само проходит перед нами, окутанное, подобно теням тех,
кто дорог нам, таинственным и печальным покровом.
Жермена де Сталь


I. МУЗЫКА

           Под музыкой обычно понимают искусство звуков, художественную организацию звучания, рисующую картину мира и души. Звучание для человека является духовным языком окружающего материального мира.


II. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА  ДО XVIII ВЕКА

           Музыкальные произведения, созданные народом за всё время своего существования, являются настоящими памятниками его духовного роста. Каждое государство свои музыкальные памятники считает национальным достоянием, хранит их словно редкие, драгоценные сокровища.   
           Русская музыка до восемнадцатого столетия в основном представлена народной песней. Конечно, и у неё имелись свои авторы, но их имена история не сохранила. Большое количество песен создал народ о донском атамане, предводителе народного восстания Степане Разине. Одна из самых известных песен о казачьем атамане – «Есть на Волге утёс». Её даже в начале двадцатого века исполнял великий Фёдор Иванович Шаляпин.


III. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА XVIII СТОЛЕТИЯ

           Из-за запрета Православной церкви на светскую музыку развитие академической (светской профессиональной) музыки в России началось сравнительно поздно.
           Только во второй половине восемнадцатого века появляются большие музыкальные полотна патриотического направления. Первая русская опера на тему из российской истории «Новгородский богатырь Василий Боеславич» была сочинена композитором Евстигнеем Ипатьевичем Фоминым (1761 – 1800 гг.) только в 1786 году. В 1790 году композитором Василием Алексеевичем Пашкевичем (1742 – 1797 гг.) создана музыка к театральному представлению из русской истории «Начальное управление Олега».


IV. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

           В начале девятнадцатого века на фоне возросшего интереса к отечественной истории появилось довольно много патриотических произведений. Хоры к трагедии писателя и поэта Сергея Николаевича Глинки «Сумбека, или Падение Казанского царства» в 1807 году сочинил композитор Степан Иванович Давыдов (1777 – 1825 гг.). В 1811 году композитором Степаном Аникиевичем Дегтярёвым (1766 – 1813 гг.) на тему русско-польской войны начала семнадцатого века была сочинена оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Эти произведения пользовались популярностью в народе и среди высшего дворянского общества страны.
           После народного подъёма, последовавшего за изгнанием из России нашествия войск Наполеона Бонапарта, композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским (1751 – 1825 гг.) была сочинена кантата «Певец во стане русских воинов» на стихи знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, пользовавшаяся громадным успехом.
           Начиная с 1830-х годов появляется русская национальная оперная классика. Выдающийся композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799 – 1862 гг.) по мотивам исторического романа «Аскольдова могила» знаменитого писателя Михаила Николаевича Загоскина в 1835 году написал одноимённую оперу, до сих пор пользующуюся неизменным успехом. Годом позже появилась опера «Жизнь за царя» великого композитора Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.) по либретто известного поэта, барона Егора Фёдоровича Розена. В опере рассказывается о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву и о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина.


V. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

          Тема русской истории была продолжена во второй половине девятнадцатого века.
           В 1862 году, на открытии в Великом Новгороде памятника «Тысячеление России» прозвучала увертюра «Русь» композитора Милия Алексеевича Балакирева (1836 – 1910 гг.).
           На сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. состоялась премьера гениальной оперы Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881 гг.) «Борис Годунов» по одноимённой трагедии Александра Сергеевича Пушкина, – одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. В 1886 году, уже после кончины Мусоргского, поставлена его опера «Хованщина», написанная на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). Опера является не просто драмой одного исторического лица, через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия, а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного центрального персонажа, характерного для оперной драматургии того времени, раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада.
           В 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре прошла премьера одной из лучших опер мира – «Князь Игорь», уже умершего к тому времени гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833 – 1887 гг.). Либретто оперы написано самим Бородиным по мотивам  памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»», рассказывающего о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев. По величию концепции, по яркости раскрытия национальных характеров оперу Бородина  сравнивали с романом «Война и мир» Льва Николаевича Толстого и художественными полотнами Василия Ивановича Сурикова.
           В 1873 году состоялась премьера оперы «Псковитянка» великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 – 1908 гг.) по сюжету одноимённой драмы знаменитого поэта Льва Александровича Мея. Действие оперы происходит в 1570 году, во время правления Ивана Грозного. Почти в это же время, в 1572 году происходит действие ещё одной оперы композитора, «Царская невеста», поставленной в 1899 году.
           Гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг.) также создал несколько музыкальных произведений крупной формы на сюжеты из русской истории: оперы «Воевода» (1868 г.) по одноимённой пьесе Александра Николаевича Островского, «Опричник» (1872 г.) по одноимённой трагедии Ивана Ивановича Лажечникова, и «Мазепа» (1883 г.) на сюжет поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава». За год до освящения храма Христа Спасителя, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки 8 августа 1882 года, была впервые исполнена Торжественная увертюра «1812 год», написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. 


VI. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
 
           В начале двадцатого века традиции создания патриотической музыки продолжили представители следующего поколения русской музыкальной культуры. 
           Великий русский композитор Александр Константинович Глазунов (1865 – 1936 гг.) написал музыку гимна «Избранникам русского народа», прославляющего депутатов Государственной Думы Российской империи.
           Вся музыка великих русских композиторов Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943 гг.) и Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 – 1953 гг.) глубоко патриотична. Всемирное признание получила звуковая дорожка Сергея Прокофьева к фильму Сергея Михайловича Эйзенштейна «Александр Невский», а Второй концерт Рахманинова несёт русскую культуру, русскую музыку во все страны мира.
           Огромный  пласт русской музыкальной культуры связан с величайшим композитором двадцатого века Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (1906 – 1975 гг.). Его Седьмая симфония (1942 г.) по праву считается самым патриотичным русским музыкальным произведением за последние сто лет. Симфония Шостаковича, исполненная в блокадном Ленинграде, оказала сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
           Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже немецкие туристы, посетившие город на Неве, признались: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
           Мощная сила музыки Шостаковича внесла ощутимый вклад в победу народа в Великой Отечественной войне.
           Гениальны и камерные произведения Шостаковича. Так, вальс №2 (1938 г.) Шостаковича в современном мире считается лучшим вальсом всех времён и народов.


VII. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

           Отдельно нужно отметить русскую патриотическую песню времён Великой Отечественной войны.
           В те героические годы писатели, композиторы, поэты непосредственно участвовали в борьбе народа с врагом. Они правдиво отражали мысли и чувства простых людей, отстаивающих свободу и независимость Родины, тем самым выполняя свое историческое предназначение – укреплять в народе высокое чувство патриотизма, создавать художественную летопись Отечественной войны.
           Песни можно назвать лирической летописью времени. В них отражались все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло более трёх четвертей века со дня Победы, но песни далёких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
           В качестве примеров можно назвать песни композиторов: Александра Васильевича Александрова (1883 – 1946 гг.) «Священная война», Никиты Владимировича Богословского (1913 – 2004 гг.) «Тёмная ночь», Константина Яковлевича Листова (1900 – 1983 гг.) «В землянке» и «Севастопольский вальс», Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990 гг.) «Катюша» и «В лесу прифронтовом», Анатолия Григорьевича Новикова (1896 – 1984 гг.) «Смуглянка» и «Эх, дороги», Василия Павловича Соловьёва-Седого (1907 – 1979 гг.) «Вечер на рейде» и «Давно мы дома не были», «Случайный вальс» Марка Григорьевича Фрадкина (1914 – 1990 гг.), и многие, многие другие, не менее замечательные и значительные.
           В мирные годы появились патриотические песни-воспоминания о прошедшей войне, не менее талантливые, например: «Враги сожгли родную хату» Матвея Исааковича Блантера на стихи Михаила Васильевича Исаковского, «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина» и «На всю оставшуюся жизнь» Вениамина Ефимовича Баснера (1925 – 1996 гг.)  на стихи Михаила Львовича Матусовского, «Серёжка с Малой Бронной» Андрея Яковлевича Эшпая (1925 – 2015 гг.) на стихи Евгения Михайловича Винокурова, «Журавли» Яна Абрамовича Френкеля (1920 – 1989 гг.) на стихи Расула Гамзатовича Гамзатова, «День Победы» Давида Фёдоровича Тухманова (г.р. 1940) на стихи Владимира Гавриловича Харитонова, «Последний бой» Михаила Ивановича Ножкина (г.р. 1937), и многие другие.   


VIII. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

           Во второй половине XX века академическая патриотическая музыка в основном представлена произведениями, навеянными русской классической литературой. Наибольший успех в этом жанре получила музыка, написанная к советским кинофильмам.
           Так, известный композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998 гг.) написал гениальную музыку к фильму «Метель», поставленному кинорежиссёром Владимиром Павловичем Басовым по одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина, и фильму «Время, вперёд!», поставленному кинорежиссёром Михаилом Абрамовичем Швейцером по одноимённому роману Валентина Петровича Катаева.
           Композитор Вячеслав Александрович Овчинников (1936 – 2019 гг.) написал замечательную музыку к фильму-эпопее Сергея Фёдоровича Бондарчука «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого.
           Можно также отметить пронзительную, гениальную музыку Исаака Иосифовича Шварца (1923 – 2009 гг.) к фильмам «Дикая собака динго» Юлия Юрьевича Карасика, «Братья Карамазовы» Ивана Александровича Пырьева, «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья» Владимира Яковлевича Мотыля, «Сто дней после детства» Сергея Александровича Соловьёва, «Нас венчали не в церкви» Бориса Васильевича Токарева, и многих других.      
           Много работал в киноискусстве гениальный композитор Микаэл Леонович Таривердиев (1931 – 1996 гг.). Все помнят его музыку к патриотическому фильму «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Михайловны Лиозновой.
           Обширен список великих кино-композиторов XX века, оставивших неумирающую, вечную музыку нам, людям XXI века. Здесь и Алексей Львович Рыбников (г.р. 1945), и Эдуард Николаевич Артемьев (г.р. 1937), и Кирилл Владимирович Молчанов (1922 – 1982 гг.), и Геннадий Игоревич Гладков (г.р. 1935), и Владимир Сергеевич Дашкевич (г.р. 1934), и Евгений Павлович Крылатов (1934 – 2019 гг.), и Александра Николаевна Пахмутова (г.р. 1929), и Андрей Павлович Петров (1930 – 2006 гг.), и, конечно, Тихон Николаевич Хренников (1913 – 2007 гг.).
           Нельзя представить музыку второй половины XX века без упоминания имён поэтов, одновременно являвшихся композиторами и исполнителями своих произведений. Наиболее талантливые из них: Булат Шалвович Окуджава (1924 – 1997 гг.), Владимир Семёнович Высоцкий (1938 – 1980 гг.), Юрий Иосифович Визбор (1934 – 1984 гг.) и Александр Моисеевич Городницкий (г.р. 1933). Их песни, без преувеличения, знают и любят все носители русского языка.
           Говоря о музыке второй половины XX века, нельзя не упомянуть о большом вкладе в патриотическое воспитание поколения знаменитых рок-музыкантов: Виктора Робертовича Цоя (1962 – 1990 гг.), Игоря Владимировича Талькова (1956 – 1991 гг.), Вячеслава Геннадиевича Бутусова (г.р. 1961), Николая Вячеславовича Расторгуева (г.р. 1957) и Юрия Юлиановича Шевчука (г.р. 1957). Их песни прошли испытание временем и стали настоящей классикой.


IX. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА XXI ВЕКА
   
           Второе тысячелетие уже продлилось двадцать лет. Что же мы можем вспомнить из музыкальных произведений, запавших в душу современному поколению? К сожалению, вспоминается лишь потрясающей силы музыка замечательного композитора Игоря Евгеньевича Корнелюка (г.р. 1962) в кинофильме Владимира Владимировича Бортко «Тарас Бульба» и талантливые песни Леонида Николаевича Агутина (г.р. 1968) «На границу» и «Включите свет».
           Впрочем, век не подошёл даже к своей середине, так что замечательная музыка, достойная великого нашего Отечества, обязательно появится.


6 декабря 2021 г.   
 


Рецензии