Добрый, добрый барин - депутат

Так уж получилось, что краем глаза увидел и краем уха услышал фрагмент интервью депутата после публичного шоу одной из парламентских партий. По зомбоящику уже давно не смотрю никакие политические шоу, но тут вот буквально две-три минуты случилось, а зацепило так, что решил высказаться.

Понятно, что интервью пафосно и с гордостью давал депутат от правящей партии. Но это в принципе не имеет значения, поскольку такое можно услышать от депутата любой партии. То есть главное здесь - депутат. Разговор шёл от том, как этот депутат участвует в решении проблем населения, насколько он близок к населению. Кратко суть в следующем: к депутату обратились с просьбой решить проблему льготного лекарственного обеспечения, которая заключалась в отсутствии в ближайшей округе муниципальной аптеки, занимающейся выдачей лекарственных средств по льготам, а коммерческие аптеки этим не занимаются. Депутат взялся за решение этой проблемы, нашёл помещение, провизора и аптеку открыли. Слава депутату и партии, которую он представляет? Именно так всё и подаётся и депутатами и партиями в подобных ситуациях. Однако, на мой взгляд, подобные ситуации являются иллюстрациями ущербности внутреннего социального государственного устройства.

Государство, как социальный институт, изначально, в истории своего возникновения, вне зависимости от своей формы, создавалось в целях обеспечения всеобщих потребностей населения страны, в которой оно осуществляет правление. То есть, фундаментальная и основная функция государства, как социального института, повторяюсь, - это удовлетворение всеобщих потребностей населения страны. Для реализации этой функции государство создаёт свою внутреннюю структуру. К данному случаю в этой структуре имеют отношение две составляющие - законодательная и исполнительная власть.

Функция законодательной власти - разработка и принятие законов и др. нормативных актов, определяющих нормы и правила, обязательные к исполнению каждым гражданином страны, и в соответствии с которыми выстраиваются социально-экономические условия проживания населения на территории страны.

Исполнительная власть в соответствие с принятыми законодательной властью законами и др. нормативными актами обязана принимать организационные решения, которые как раз и должны обеспеченить удовлетворение всеобщих потребностей населения. В этом и заключается основная функция исполнительной власти.

Понятия "законодательная власть" и "исполнительная власть" - это в определённой степени абстракции, которые в жизни "материализуются" и персонифицируются в конкретного депутата и в конкретного чиновника. Этот конкретный депутат, как единица законодательной власти, должен заниматься законотворчеством; то есть, его функция - это разработка законов, работа над проектами законов, поступающих к нему на рассмотрение в плане оценки последствий для населения их принятия, и принятие личного решения о приемлемости для населения рассматриваемых им проектов законов. Конкретный же чиновник, как элемент исполнительной власти, своими личными решениями формирует условия жизни населения непосредственно в местах  проживания этого населения.

Но, возвращаясь к бравурному интервью депутата, на практике происходит полнейший абсурд. Ещё раз о сути ситуации: у человека нет возможности удовлетворить свою потребность в лекарственном обеспечении. Потребность в лекарственное обеспечении является неотъемлемой составляющей потребности в медицинской помощи. Потребность в медицинской помощи является одной из всеобщих потребностей населения, а удовлетворение всеобщих потребностей населения - это фундаментальная, основная функция государства. Законодатель обязан в законах и нормативных актах прописать порядок удовлетворения этой потребности, а чиновник на местах обязан создать условия для удовлетворения этой потребности. Однако, в реальной конкретной ситуации чиновник таких условий не создал, и человек не имеет возможности эту свою потребность удовлетворить. Почему чиновник не создал необходимые условия - это уже другой вопрос, достойный отдельного рассмотрения. Человек от безысходности, обращается за помощью к законодателю, к депутату. Депутат приезжает на место и проблему решает - создаёт все необходимые условия. Иначе говоря, депутат выполняет работу чиновника. Интересная цепочка получается: чиновник не выполняет свои функции, создавая для населения проблемы - население от безысходности обращается к законодателю, к депутату - депутат выполняет работу чиновника и становится в глазах населения героем и единственной надеждой в жизни. Почему выше сказано, что обращение к депутату идёт от безысходности, да потому что обращения в контрольные и надзорные госорганы в подавляющем большинстве случаев ничего не меняют.

Интересно то, что цепочка эта прописана в законодательстве. То есть, согласно законодательству, принятому самими депутатами, одной из функций законодателя-депута является функция буфера в противостоянии между человеком и чиновником. Без вмешательства депутата заставить чиновника выполнять свои функции невозможно? Депутатам от населения поступает множество жалоб и просьб о помощи в решении всевозможных проблем, возникающих как результат действия или бездействия чиновников. И депутаты с гордостью лично включаются, а то и просто делают вид, что включаются, в решение всех этих проблем: строят и ремонтируют  дороги, школы, больницы, стадионы, даже открывают, как в данном случае, аптеки и т.д. и т.п.. И всё это ставится лично в заслугу депутату и его партии.

Ситуация абсурдная до смешного. Сам собой возникает вопрос: когда же тогда депутаты занимаются своими прямыми обязанностями, то есть - законотворчеством? Ещё один интересный вопрос: если депутат решил по обращению населения проблему, которая возникла в результате действия или бездействия конкретного чиновника, то почему этот чиновник в данном случае не несёт никакой ответственности и остается в своём доходном кресле? Ну а вопрос: Почему населению достучаться до контролирующих и надзорных госорганов возможно только через депутата? - вообще риторический.  Очевидно, что менять нужно что-то в законодательстве. Но кто это будет делать, если депутаты заняты устранением проблем, порожденных исполнительной властью, а на сессии свои появляются только для того, чтобы принять законы, подготовленные опять же исполнительной властью.

Но вернёмся к интервью депутата. Есть в нём ещё один примечательный момент. Как уже говорилось выше, интервью было дано в ходе проведения очередного публичного шоу правящей партии. И акцент в интервью был сделан на том, что случаи, подобные открытию депутатом муниципальной аптеки для обеспечения лекарственными средствами льготников, говорит о близости этой партии к народу, к его проблемам. Но как тогда оценивать то, что проблема, которую устранил депутат от этой партии, была порождена чиновником, являющимся ставленником этой же партии? Вертикаль власти этой партией выстроена довольно серьёзно и прочно. Получается, что чиновники от этой партии создают своими действиями или бездействием  для населения проблемы, а депутаты от этой же партии эти проблемы героически, работая на износ, решают. Депутат решил проблему, а чиновник решить не мог - так может депутату просто сесть в кресло этого чиновника, и тогда подобных проблем вообще не будет возникать. Если депутаты решают порожденные чиновниками проблемы, не лучше ли всех этих чиновников заменить на этих депутатов, которые, судя по-всему, выполняют функции чиновников куда как эффективней? Законотворчество  при этом не пострадает, поскольку участие в нем такие депутаты принимают чисто символическое, но при этом будет экономия бюджетных средств на их депутатское обеспечение.

В заключение стоит сказать, что все эти ситуации с вмешательством депутатов, которые должны заниматься законотворчеством, а занимаются решением порожденных чиновниками на местах проблем, говорят о нелепости внутреннего государственного устройства. Все подобные ситуации преподносятся и будут преподносится как примеры именно партийной работы, и будут идти лейтмотивом во всех предвыборных партийных программах. Именно такие ситуации, по сути - участие депутата вместо чиновника в решении частных, местных проблем, - являются главными козырями в предвыборной борьбе как партий, так и каждого депутата в отдельности. Система довольно эффективная. Ведь практически каждый простой человек, слушая подобное интервью депутата, подумает: вот бы нам такого доброго депутата - приехал бы к нам и все наши проблемы решил. И мало кто из таких людей задумается над тем, что проблемы его - это следствие того законодательства, которое этот же депутат и принимал. Мало кто задумывается над тем, что если оценивать работу депутата по его делам, то оценивать нужно по последствиям для человека принимаемых депутатом законов, а не по ситуациям, в которых депутат выступает добрым добрым барином в решении вопросов противостояния госчиновник-человек.


Рецензии
"Без вмешательства депутата заставить чиновника выполнять свои функции невозможно?" -
Такие же действия проявляет Президент на Прямой линии, чтобы "заставить чиновника выполнять свои функции".

Благодарю за интересные размышления по поводу работы госчиновников!
С уважением,
Галина.

Галина Ефатерова   19.02.2022 12:38     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв.

Николай Орехов   19.02.2022 13:21   Заявить о нарушении