Леса в пустыне. Урда

Ночью был сильный ветер, палатку рвало порывами ветра, меня всю ночь било по боку, но мы так устали, что не стали что-то менять, а так и спали урывками до утра. Посмотрел в интернете информацию про сор, у которого мы ночевали. Он называется сложно — солончак Соленые Грязи Хаки, размера он весьма приличного, километров 80 в длину, и 15 в ширину. По краю берега он представляет собой сухую белую соль, далее идет полоса хаки — серой соленой грязи, а дальше голубеет вода. Я не знаю какой он глубины, но ночью его штормило как настоящее море, я сужу, конечно, по шуму воды. Но может быть, и мелкий водоем может так шуметь.

Попив чайку поехали в сторону Урды на север, слева все время был сор с полосой степи, справа — кустарниковая полупустыня с полосами рощ из тополя и джиды. По всей дороге встречали чайконосых крачек, часто парами. Были и хохотуньи, разок видели сидящую на земле группу из 6-7 птиц. Если с крачками все понятно — это их биотоп, то с хохотуньями вопрос. Скорее всего, холостующие птицы, или неполовозрелые. Встречаются и хищники — луговые луни и один раз орел-карлик. Рощи издали смотрятся как сплошной лес, но это обман зрения — расположены рощи на расстоянии минимум 100-150 м друг от друга. Каждая роща как самостоятельная единица. Ожидал встретить здесь птиц-дуплятниц, но не встретил ни синицы, ни горихвостки. Дупла видел, а птиц дуплятниц нет. Дятлов тоже не видел, возможно, дупла были ими наделаны во время зимних кочевок. Деревья активно используются большими лесными птицами для гнезд. При мне слетали с гнезд курганник, пустельга, чеглок. Большие гнезда встречаются очень часто, их много, видимо, многие гнезда не используются. Почти в каждом лесочке видел сизоворонок, которые криками активно демонстрировали свою неприязнь ко мне, очевидно, что они в этих лесочках и гнездятся. Но больших полостей в деревьях я не видел, такое ощущение, что сизоворонки как-то приспособились к чужим большим гнездам, как воробьи. Но может я ошибаюсь, и просто недоглядел, а большие дупла в деревьях все же есть.

Пейзаж ближе к Урде напоминает среднюю полосу России — поля, лесочки, коровки пасутся, но трава на полях редкая, через нее, как плешь проглядывает песок. В самой Урде заехали в сосновый бор, высаженный на песке еще в начале-середине 19 века. Сосновый лес смотрится довольно экзотично в этих местах не только для меня, но и для местных тоже - видел как на экскурсию в лес привезли школьников. Я был здесь в 2006 году, мне тогда показалось, что бор очень большой и тянется на десятки километров, оказалось, что он не та велик, но тем не менее, наличие соснового бора влияет на формирование местной орнифауны. Например, и в 2006 году, и сейчас я встретил здесь поющих щеглов, которых нет вокруг на десятки километров. Говорят, что здесь есть и рысь, но в этом я как-то сомневаюсь. Еще одной интересной находкой у Урды стало гнездо орлана-белохвоста в придорожных карагачовых посадках, на высоте около 2,5 м от земли. В гнезде сидела взрослая птица, был также виден и черноклювый подросток. Необычно расположение гнезда, да и вообще странно видеть орлана в пустыне. Что он здесь ест? Чем выкармливает птенцов? Крупных рек и озер поблизости нет. В 2006 году я был на пресном озере Муратсай, расположенному примерно в 50 км к северу от гнезда, но оно вряд ли настолько рыбное, что способно прокормить белохвоста, а близлежащие водоемы сплошь соленые. Может быть, белохвост переквалифицировался на другой корм? Позже в телефонном разговоре Олег Белялов сказал, что мне надо было посмотреть погадки и остатки корма, но я был уже далеко от этого гнезда. Надеюсь, кто-нибудь да посмотрит это интересное гнездо в ближайшее время.

К северу от Урды ландшафт совсем уже степной, ковыль до горизонта, деревья только в виде низкорослых придорожных карагачей. Птицы - журавли-красавки, белокрылые жаворонки, степные жаворонки, очень многочисленны серые жаворонки, много пустельги и золотистых щурок. На разливах реки Ащыозек много водных птиц, как все еще пролетных (плавунчиков, песочников, галстучников), так и гнездящихся — видел на гнездах чайконосых крачек, шилоклювок, а также ходулочников, степных тиркушек, морских голубков и пеганок. Насиживающие птицы хорошо просматриваются с моста, но птиц это совсем не волнует. Маленький кусочек воды дает жизнь десяткам птиц. Еще в этой местности есть большое соленое озеро Боткуль, но к нему сейчас доступа нет, так как оно расположено прямо на границе — половина озера в Казахстане, половина в России.

Другие птицы степной зоны приспособились к житию в поселениях человека. Интересно было увидеть колонию грачей в Сайхине, а также на соседних станциях и разъездах. Грачи здесь гнездятся как на деревьях, так и на телевышке — на десятки метров вверх. Грачей очень много, есть и галки, а вот ворон я здесь не видел. 10 лет назад про эту колонию грачей мне рассказывал уральский натуралист Владимир Абдулов, и вот я ее увидел своими глазами. Еще в поселке есть кроме деревенских еще и городские ласточки, причем их довольно много. Птиц в этой зоне в абсолюте больше, чем в пустыне, но все же степной биотоп тоже не богат.


Рецензии
Прочитал с большим интересом. У меня в армии был друг Серик, он много рассказывал о чудесной природе Казахстана. Особенно - о птицах. Видимо, в школе по зоологии у него была пятерка.

Петр Панасейко   07.12.2021 09:28     Заявить о нарушении
Петр, спасибо за отзыв. Это из наблюдений Аскара Исабекова, которые он вел 2005 года.

Аскар Исабеков   07.12.2021 11:36   Заявить о нарушении